Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 11:51, реферат
Молодежные субкультуры - сравнительно новое явление в истории человечества, феномен ХХ века. Появление его стало возможным, когда общество признало молодежь в качестве самостоятельного социально-культурного образования. Сегодня молодежь (45% населения Земли по данным ЮНЕСКО) - социальная группа, большая не только по численности, но и по и влиянию на общественные процессы в разных странах. Основная ее социальная проблема сводится к маргинальности статуса: молодые люди уже не дети, но еще и не взрослые.
Введение. 3
1 Современные молодежные субкультуры 3
2 Футбольные фанаты 5
3 Байкеры (мотоциклисты) 7
4 Эмо 9
Заключение 13
Литература 14
НА ТЕМУ :
2013
Введение. 3
1 Современные молодежные субкультуры 3
2 Футбольные фанаты 5
3 Байкеры (мотоциклисты) 7
4 Эмо 9
Заключение 13
Литература 14
Субкультура — свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение.
Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологии же субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.
Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды.
Молодежные субкультуры - сравнительно новое явление в истории человечества, феномен ХХ века. Появление его стало возможным, когда общество признало молодежь в качестве самостоятельного социально-культурного образования. Сегодня молодежь (45% населения Земли по данным ЮНЕСКО) - социальная группа, большая не только по численности, но и по и влиянию на общественные процессы в разных странах. Основная ее социальная проблема сводится к маргинальности статуса: молодые люди уже не дети, но еще и не взрослые.
Молодым присущи такие возрастные черты, как дух экспериментаторства, максимализма, сумасбродства. Этот период жизни, относительно свободный от общественных и семейных обязанностей, они стараются творчески наполнить приключениями. Сильно развитая потребность в соперничестве выражается в изобретении все более экстремальных, авантюрных видов спорта, в создании новых музыкальных и танцевальных направлений. Все это способствует зарождению молодежных субкультур.
В настоящий момент молодежные субкультурные движения стали крайне популярны. Модно причислять себя к тому или иному течению, аргументируя этот факт определенной системой ценностей. Однако многие виды субкультур не обладают идеологией как таковой. Само понятие субкультуры предполагает наличие какой-либо системы ценностей или идеологии, а таковых нет.
Во времена СССР запрет субкультур придавал некую долю романтизма принадлежности к антигосударственному объединению. И, несмотря на то, что большинство организаций не угрожали не то что государственному строю, а даже отдельным его элементам не могли навредить, их все равно запрещали. Сегодня все запреты сняты (в разумных пределах) и молодежь начала объединяться по различнейшим признакам: от приоритетов в отношении сленга, и до отношения к существующему политическому строю.
Вопрос в том, что дают современные молодёжные субкультуры самой молодежи? Развивают ли они что-либо, формируют определенный тип мышления? Вряд ли. В условиях рыночной экономики, когда каждый сам за себя, единственный идол – деньги. А так как культура и субкультура – это понятие некоммерческие, то любое их проявление представляет собой лишь попытку заполнить брешь, образовавшуюся в эпоху отсутствия каких-либо стремлений и идеалов.
Именно в процессе «заполнения» подрастающее поколение стремиться найти что-либо близкое по духу. К сожалению, современные субкультуры России и прочих стран постсоветского пространства редко по-настоящему соответствуют званию «культурных движений», и ничем не могут дополнить или разнообразить доминирующую культуру, наличие которой также можно поставить под сомнение. Все субкультуры молодежи – это лишь попытка выделиться, продиктованная эпохой. И в качестве «выделения» выбирают исключительно внешние атрибуты (музыка, одежда, место отдыха), а про какие-либо идеологические критерии как-то забывают.
Но нельзя не отметить, что некоторые молодежные субкультуры России все же придерживают определенных целей. В качестве примера можно привести НС-скинхедов и SHARP-скинхедов. Первые стремятся «очистить» нацию, вторые борются со следами первых, оздоравливая общественное мнение о скинхедах. Эти же примеры можно рассматривать и как пример субкультуры и контркультуры. Многие могут вспомнить еще и об эмо и антиэмо. Однако здесь борьба идет на идеологической ветви, а скорее по линии самоидентификации. Одеяние парней эмо (они чаще всего становятся объектами нападок в реальном мире) претендует на звание унисекс. Это противоречит мировоззрению некоторых молодых людей, считающих что мужчина так одеваться не должен. Но, к сожалению, отсутствует главная составляющая – наличие ценностей и идеологии.
Наиболее интересны молодежные субкультуры как объект наблюдения и статистики. Они могут дать информацию для формирования общего представления об ориентации молодого поколения, его ценностей и стремлений. История субкультур идет еще с прошлого века, поэтому при желании можно найти некоторую параллель с иными схожими движениями, и понять, откуда появились те или иные организации.
Музыка |
Культура |
Имидж |
- Готы |
- Отаку |
- Кибер-Готы |
Идеология |
Хулиганы |
Хобби |
- Антифа |
- Гопники |
- Байкеры |
Сообщества футбольных
фанатов — одна из наиболее
распространенных форм
Специфика этой субкультурной формы состоит в ситуативности идентификации, что требует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни. По опросам (май 2000 г.) фанаты футбольных команд не знали истории этих спортивных коллективов, им достаточно было актуальных знаний о недавних и предстоящих матчах. Разумеется, сама игра на футбольном поле их вдохновляет, но более значимы моменты общей эмоциональной разрядки, возможности «оторваться», проявлять свои чувства в полной мере (орать, буянить).
Компенсаторное назначение буйства на стадионе и вандализма после матча очевидно. Но субкультурный смысл футбольных фан-сообществ этим, разумеется, не исчерпывается. Молодые болельщики получают возможность в кругу своих сверстников моделировать свое поведение как групповое и в то же время не испытывающее давления основных социально-контрольных инстанций (родители, школа и т. п.).
Футбольные фанаты — сложное по организации сообщество. В среде фанатов московского «Спартака» (в котором насчитывается, по крайней мере, 85 тыс. человек) выделяются, в частности, такие группы, как «Ред-уайт хулиганс», «Гладиаторы», «Восточный фронт», «Северный фронт» и др. Группировка, удерживающая контроль над всем сообществом, — «Правые». В нее входят в основном молодые люди, отслужившие в армии. «Правые» выезжают на все матчи команды, их основная функция — заводить стадион, организовывать реакцию болельщиков («волну» и т. д.), но также и командовать «военными действиями» — битвами с болельщиками враждебных команд и милицией. Выезды в другие города очень часто связаны с драками — нередко уже на вокзальной площади. Группы, приезжающие на матч в другой город, координируют свои действия по сотовой связи, быстро обеспечивают поддержку тем, кто отражает нападение местных футбольных хулиганов. В целом хулиганствующая масса молодых людей хорошо управляема вожаками (предводителями) из «Правых».
В обозначениях «своих» также прослеживается иерархическая организационная структура. Основное средство отличия — шарф («розетка», «роза»). Обычный шарф выдержан в цветах футбольной команды (у спартаковских фанатов — сочетание белого и красного) и может иметь различные надписи (у спартаковских болельщиков, например: «Let’s go Spartak Moscow»). Варианты «хулиганского» шарфа содержат оскорбление противнику и вызов (например, спартаковский ромб, перекрещенный шпагами, внизу надпись: «Смерть врагам!» и изображение непристойного жеста). Те, кто участвовал в более чем 10 выездах на матчи команды в другие города, вправе носить особый — с индивидуальным номером — шарф, который изготовляется по заказу в Великобритании. Иметь такой шарф — значит, относиться к элите (группе «Правых»). Потеря номерного шарфа (обычно в драке, стычке с милицией) влечет за собой потерю права принадлежать к элитной группировке, вернуться в которую возможно после получения выполненного на заказ нового шарфа.
В рамках фановского движения сочетаются разные установки и стили жизни. Группа спартаковских болельщиков «Гладиаторы» руководствуются философией «чистого образа жизни». Физически хорошо развитые (ценности и практика бодибилдинга), ее участники избегают драк, но защищают «маленьких» — самую юную часть фанатов, новичков.
В известном смысле сообщества
футбольных фанатов восполняют недостатки
социального опыта
Байкеры - мотоциклисты. Иногда спонтанные формы субкультурной активности соотносят с некоторыми привычными западными стилями по ошибке, в одно целое соединяются разные по природе явления. Такова ситуация в отношении байкерства. В России есть некоторое число байкерских группировок в привычном для Запада смысле. По своему происхождению они — слепок с западных байкеров, но социальная подоплека здесь иная. В России подражать западным байкерам могут преимущественно состоятельные люди. Имея особые мотоциклы (в России — недоступные по цене даже для «среднего класса») и другие культовые знаки байкерства, российские байкеры чаще всего лишь потребители определенного культурного ассортимента. По экспертным оценкам, большинство из них не способны исправить даже простые поломки в мотоцикле, по любому поводу обращаются на станции технического обслуживания.
Иной характер носит связанный с мотоциклом стиль жизни, который начинает распространяться в России. Молодые люди, придерживающиеся его, не имеют какой-либо идейной платформы, идентификация происходит в рамках небольших сообществ, у которых нет знаковой системы и даже самоназвания. Характерно, что одна из черт самоидентификации участников движения — подчеркивание своего отличия от байкеров («они — тупые, пьянь»). На основе опросов участников ежегодного мотофестиваля в Малоярославце (город в Калужской области, в 120 км от Москвы), можно констатировать, что организованные для байкеров формы соревнований («сосиска»: задача девушки, сидящей сзади байкера, откусить на ходу подвешенную сосиску; соревнование на звание «мисс мокрая майка» и др.) не привлекают ни мотоциклистов-спортсменов (для которых также организованы собственно спортивные конкурсы), ни той части мотоциклистов, о которых мы говорим. Ежегодный съезд (в прямом смысле — на мотоциклах) нескольких тысяч юношей и девушек (девушки чаще — как сопровождение) из многих российских городов и сел (даже с Дальнего Востока) в Малоярославце показывает, что определенная часть участников мотофестиваля придерживаются особого стиля жизни: эти мотоциклисты сами создают свой мотоцикл: покупают очень дешево старый мотоцикл, который дополняют деталями выброшенных на свалку мотоциклов, автомобилей, разного рода промышленных отходов. Такой обновленный, с оригинальным дизайном мотоцикл, не способный развивать слишком большой скорости, стоит примерно в 10 раз меньше, чем мотоцикл в магазине. Юноши на протяжении трех-четырех месяцев собирали мотоциклы, фактически переселяясь в гаражи. Некоторые переоборудовали под мастерские свои комнаты в квартирах, и мотоцикл занимает основное место в таких комнатах. Атмосфера в период сборки — рабочая и спокойная, работу не завершают попойки. Образец дизайна, а частью и технической конструкции мотоцикла берется из западных журналов. Когда работа закончена, небольшие группы едут достаточно спокойно на мотоциклах по дорогам. Они не ставят никаких особых целей путешествия — «просто едут».
Это не определившееся еще движение формируется в среде молодых людей из семей с небольшим достатком. Возможность свободно ехать на технике, сделанной своими руками, создает почву для самоутверждения и творческого отношения к жизни. Следует также учитывать, что в России при ее дорогах мотоцикл давно стал одним из основных (наряду с велосипедом) средств передвижения в небольших городах и селах, гораздо более важным и нередко более престижным, чем автомобиль. В этом отношении практика означенного движения мотоциклистов очень давняя, совершенно не байкерская, пока слабо фиксирующая свое символическое пространство, но, несомненно, связанная с особой субъективной конструкцией социальной реальности.