Межгрупповые конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 14:00, реферат

Краткое описание

Важнейшей социальной характеристикой конфликтной деятельности является принятие решений соперничающими сторонами. Выработка решения часто сопровождается колебаниями сомнениями, связана с обсуждением и борьбой мотивов. Нерешительные люди иногда намеренно оттягивают принятие решения, ожидают, что изменение ситуации само может принести тот или иной выбор действий. Другие, напротив, активно ищут решение в самых сложных ситуациях, всегда готовы взять на себя ответственность и не перекладывают принятие решений на имеющиеся обстоятельства. В большинстве случаев в выигрыше оказывается та сторона, которая лучше учитывает особенности конфликтной ситуации, соотношение выгод и уязвленных мест соперника и своих собственных, принимает более обоснованные решения и неуклонно проводит их в жизнь, преодолевая сопротивление противоположной стороны.

Прикрепленные файлы: 1 файл

межгрупповые конфликты.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

Если иметь в виду 12 названных типов межгруппового взаимодействия, которые возможны и получают свое развитие в зависимости от сложившейся конфликтной ситуации и соотношения сил противоборствующих сторон, то модель межгрупповых конфликтов принимает вид, изображенный на схеме:




 

 

 

Модель типологии межгрупповых конфликтов.

 

  1. Соперничество
  2. Столкновение
  3. Доминация
  4. Уклонение
  5. Избегание
  6. Аккомодация
  7. Ассимиляция
  8. Подавление
  9. Переговоры
  10. Компромисс
  11. Согласие
  12. Сотрудничество

Если бы возможностей согласования интересов и позиций не существовало, то общество оказалось бы в состоянии непрекращающейся войны всех против всех, об опасности чего предупреждал еще Т. Гоббе в своем знаменитом «Левиафане». В том-то и дело,  что при всех разногласиях, противоречия, конфликтах в общественной жизни всегда существует возможность нахождения точек согласования интересов, стремлений, желаний, и это очень важно для правильного понимания динамики межгрупповых конфликтов. Конечно, никто не требует  отступления от принципов, но поиск путей и возможностей согласования или хотя бы сближения позиций конфликтующих по каким-то проблемам социальных групп должен вестись постоянно, иначе нельзя достичь стабильности и устойчивости социально-экономических и политических процессов. В условиях глубокого кризиса, переживаемого в настоящее время Беларусью, Россией и другими странами СН и сопровождающегося нарастанием социальной напряженности и конфликтогенности в различных сферах общественной жизни, важно, чтобы конфликтующие друг с другом социальные группы, партии, политические движения не нагнетали напряженность, а стремились находить почву для общего согласия, возвышающегося над частными интересами. Только при таком подходе, отвечающем интересам большинства народа, может удастся претворить в реальность не утраченную пока возможность преодолеть противостояние между различными общественно политическими силами и движениями. Активный настойчивый поиск сближения позиций, схождения интересов способен привести к консолидации всех демократических сил, к объединению их возможностей в блокировке кризисных явлений. Лидерам и ныне действующих властных структур, и оппозиций следует иметь в виду, что народ наш сыт по горло революциями и контрреволюциями, устал от социальных экспериментов, проводимых над его живой судьбой. Надо отчетливо понимать, что предпочтения сегодня заслуживают только методы созидания, именно они в конечном счете и будут поддержаны народом, претворены в жизнь.

Глава 2. УПРАВЛЕНИЕ МЕЖГРУППОВЫМИ КОНФЛИКТАМИ

2.1. Феномены межгрупповой интеграции

 

Каждая общность и общество в целом состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Различия между группами, их дифференция друг от друга, как правило, являются более глубокими и резкими, чем межличностные и внутригрупповые. Поэтому и межгрупповые противоречия, способные привести к возникновению конфликтных процессов, по своим содержанию, характеру, направленности, масштабам, длительности, остроте и т.п. гораздо многообразнее, чем причины других конфликтов. Они могут быть классовыми, этническими, региональными, профессиональными, социокультурными, возрастными и т.д. Все это обуславливает гораздо большую сложность и трудность управленческого воздействия на протекание и разрешение межгрупповых конфликтов.

Поскольку одним из самых широко действующих факторов возникновения межгрупповых конфликтов является существенное преобладание дифференцирующих, конкурентных тенденций над интегративными, поскольку в стратегии, ориентированной на предупреждение, сглаживание и разрешение межгрупповой конфронтации, основное внимание должно быть сконцентрировано на выявлении и использовании дополнительных интеграционных компонентов в межгрупповом взаимодействии. В противовес преобладающим в условиях межгруппового конфликта явлениям группоцентризма, предвзятости, враждебности, дискриминации, агрессивности активно искать и находить возможности усиления или включения в действие новых, ранее не существовавших интегративных межгрупповых феноменов.

Социально-психологические исследования, проведенные В.С. Агеевым и его сотрудниками, показали, что существуют три взаимно связанных феномена межгрупповой интеграции. Первый из них назван «групповой аффилиацией» и состоит в использовании присущего любой группе стремления быть составной частью и чувствовать свою принадлежность к некоторой более широкой социальной общности, вследствие чего одна группа является подмножеством другой [1; стр.79]. Такое явление, характерное для различных социальных групп – этнических, религиозных, территориальных, профессиональных и т.д., следует гораздо шире, чем это делается в настоящее время, использовать для предотвращения и разрешения возможных и уже существующих межгрупповых конфликтов. В качестве примера важности использования такого именно подхода в предотвращении возникновения межнациональных конфликтов приведем данные, характеризующие особенности социально-этнической идентификации населения в приграничных с Польшей районах Беларуси. В существующей там иерархии самоидентификации на бесспорном приоритетном месте стоит самоидентификация личности с человеком, т.е. идентификация индивида с родом человеческим (эту позицию отстаивает более 79% респондентов). Далее по степени убывания следуют: идентификации себя с мужчиной или женщиной (27,7%), с христианином (католик, православный и т.п.) – 19%, и только четвертое место в этой сужающейся сверху вниз спирали самоидентификаций занимает отождествление себя с определенной этнической группой – белорус, поляк, украинец, русский и т.п. – 18,4%. Таким образом, этническая группа в представлении абсолютного большинства населения белоруско-польского приграничья предстает как менее объектная социальная общность, являющаяся подмножеством другой – более широкой. А такая социально-психологическая реальность позволяет эффективно влиять на процессы межгруппового, в данном случае межэтнического и межрегионального, взаимодействия с точки зрения предотвращения межгрупповых конфликтов на этнонациональной и религиозной почве. Чтобы перевести общее направление интеграционной стратегии межгруппового взаимодействия в плоскость практических поступков, необходимо в столь деликатной сфере, каковой являются отношения между представителями разных этносов и религиозных верований, основной акцент делать на неинституционализированных формах сотрудничества – использование особенностей менталитета белорусского народа со свойственными ему толерантностью, терпимостью к иным, чем свои, этническим и религиозным обычаям, привычкам, многовековой традицией сотрудничества с разными этносами и т.п.

Второй межгрупповой феномен усиления интегративных тенденций в межгрупповых взаимодействиях представляет, так называемая, «групповая открытость», т.е. открытость групп по отношению к другим группам, заключающаяся в стремлении получить воздействия и оценки со стороны некоторых других групп. Как раз мера открытости групп межгрупповому взаимодействию характеризует степень ее социальной контактности, степень включенности в социальные процессы более высокого порядка [1; стр.79]. скажем, в условиях кризисного развития постсоветского общества, в том числе и в Беларуси, все более явным становится конфликтное противостояние между складывающимся у нас новым классом предпринимателей и большинством остального населения, жизненный уровень которого катастрофически снижается. Наиболее эффективным способом выхода из такого конфликтного противостояния может и должно стать вхождение наших новых предпринимательских структур в международное предпринимательское сообщество, т.е. в идентичную социальную группу более широкого масштаба. Это – один из реальных путей формирования не криминогенных, а легитимных,  основанных на добропорядочности, честности, высокой работоспособности, а главное – законности, предпринимательских групп в нашей стране и снижения тем самым остроты их конфликтного противостояния с широкими массами обнищавшего населения. При реализации такой стратегии население увидит в этих группах не жуликов, проходимцев, воров, а людей, работающих не только на свое благо, но и на благо народа, дающих другим людям новые рабочие места, возможности более высоких и стабильных заработков, повышения благосостояния. Тем самым резко снизится конфликтность нашего общества, уменьшатся возможности возникновения межгрупповых конфликтов в нем.

Есть и третий феномен усиления интеграционных тенденций в межгрупповом взаимодействии – так называемая «межгрупповая референтность». Референ-тность, т.е. потребность соотносить себя, свои поступки, их оценки со значимыми другими, существует не только на межличностном, но и на межгрупповом уровне. Если речь идет о социальной группе, то ей, как специфическому целому, свойственна потребность в обращении к значимой внешней группе, которая выступает либо как носитель определенных ценностей и норм, либо как выполняет роль «зеркала», отражающего данную группу и окружающий ее мир. Эта объективно существующая потребность реализуется в соответствующих стратегиях межгруппового взаимодействия, в системах социальных представлений, относящихся к «Мы» и «Они» [1; стр.80]. Этот феномен также важен в качестве компонента управленческого воздействия на межгрупповые конфликты, которыми до предела перегружено наше общество, находящееся в глубоком системном кризисе, ибо сопоставление с тем, что мы называем «Они», имея в виду  западное общество с развитой рыночной экономикой и демократическими тенденциями, как с референтной группой позволит шире и эффективнее институционализировать множество межгрупповых кнофликтов, сотрясающих общество переходного типа, снизить их остроту, длительность, негативные деструктивные последствия.

 

2.2. Способы управленческих  воздействий на межгрупповые  конфликты.

 

Очень важным стратегическим принципом, применяемым в управленческих воздействиях на межгрупповые конфликты, является организация кооперативного взаимодействия между соперничающими группами. Если речь идет о межгрупповом конфликте внутри какого-либо предприятия или фирмы, например, ориентированной на покупателя и его запросы, и производственными подразделениями, проявляющими заботу, главным образом, о количественных и качественных показателях, о соотношении затрат и эффективности, то лучшим способом разрешения такого конфликта является организация более эффективного кооперативного взаимодействия между конфликтующими подразделениями и направление их общих усилий на достижение общеорганизационных комплексных целей. Сложнее обстоит дело с организацией кооперативного взаимодействия в социально-политической сфере общественной жизни.

В условиях политической плюрализации и столкновения различных групповых целей и интересов, в процессе перехода общества от тоталитарной системы к демократической важнейшее значение приобретает создание условий и предпосылок для общенационального согласия, что и представляет собой реальное воплощение принципа кооперативного взаимодействия различных социальных групп и общественно-политических движений. Методами достижения такого взаимодействия, как показала практика социально-политического развития Беларуси, России и других стран СНГ в последние годы, являются перевыборы, консультации и т.д. лидеров различных движений, партий, профсоюзов и т.д. Чем лучше представители каждой из конфликтующих сторон понимают, что за достижение полной победы их позиции или точки зрения придется заплатить гораздо дороже, чем за принятие компромиссного решения, тем больше шансов на своевременное и устраивающее обе стороны разрешение конфликтной ситуации.

Только что рассмотренный способ управленческого воздействия на межгрупповой конфликт целесообразно дополнять методом уравновешивания политических сил. Такой метод с успехом применялся уже в античной Греции, в частности, в Спарте во времена Ликурга, которым был учрежден совет старейшин, уравновешивающий противоборство народа, с одной стороны, и царя, с другой, обеспечивая тем самым разрешение возникавших межгрупповых конфликтов.

Существенную роль в урегулировании межгрупповых конфликтов может сыграть и метод перекрестных предложений. Суть его легко понять из поучительной истории раннего периода развития Древнего Рима. После смерти основателя города Ромула вспыхнул конфликт между двумя группами его жителей – римлянами и сабинянами. После долгих споров обе группы приняли решение: одна из них избирает царя среди другой, надеясь таким образом положить конец конфликтному противостоянию и ожидая, что избранник станет одинаково беспристрастно относиться к обеим сторонам. Сабиняне предоставили право избрания римлянам, которые предпочли иметь царем сабинца, нежели избранного последними римлянина. В итоге царем был провозглашен сабинец Нума Помпилий, который управлял государством сорок три года, и в течение всего этого времени пресловутые «двери войны» в Риме были закрыты.

В органической взаимосвязи с только что проанализированным принципом, находится такой существенный способ управленческого воздействия на межгрупповые конфликты, как устранение социальной несправедливости в распределении социальных статусов, ролей, позиций и доходов между различными группами. Чтобы этот способ нашел практическую реализацию, необходимо стремиться к достижению такой ситуации, при которой критерии оценки состояния, доходов, социальных позиций людей, принадлежащих к различным социальным группам были бы абсолютно ясными и понятными как для членов этих групп, так и для всего общества. Даже большие межгрупповые диспропорции, например, в величине доходов, могут восприниматься как справедливые, если прямо и открыто аргументируется причина или необходимость такого различия.

Поскольку одной из самых обширных конфликтных зон в условиях перехода общества к рыночной экономике являются социальные конфликты, в том числе и межгрупповые, в производственно-трудовой зоне, поскольку важным стратегическим принципом управленческого воздействия на межгрупповые конфликтные противостояния является стремление к улучшению реальных условий производства, в частности, характера и организации труда., особенно в оплате последнего. Оказывают большое влияние на процесс межгруппового сравнения и поэтому группы, оказавшиеся по названным параметрам в ущемленном положении, становятся инициаторами межгрупповых конфликтов. Чтобы уменьшить возможность их возникновения или найти пути скорейшего разрешения, необходимо, чтобы управленческие структуры внимательно отслеживали тенденции на складывающиеся в нашем обществе рынке труда и рабочей силы и на основании этого принимали упреждающие управленческие меры, ориентированные на предотвращение, смягчение и разрешение межгрупповых конфликтов в производственно-трудовой сфере, затрагивающей коренные жизненные интересы большинства населения.

С только что проанализированным способом органически связан метод устранения источника межгруппового конфликта. Этот метод основан на том, что существенное изменение порождающих конфликт между группами экономических, политических, социальных, социокультурных, бытовых и иных условий приводит его затуханию и исчезновению. Если конфликт возникает, например, из-за дефицитного ресурса, на который претендуют две или несколько возбужденных групп, то устранение дефицита почти автоматически приводит к исчерпанию соперничества, к разрешению конфликта.

Один из эффективных способов управленческого воздействия на развертывание и разрешение межгруппового конфликта – применение так называемого «соучастия», т.е. создание условий для привлечения конфликтующей стороны к совместному разрешению спорных вопросов. «Если вы хотите, чтобы другая сторона согласилась с неприятным для нее заключением, - пишут известные американские специалисты по разрешению конфликтов Р. Фишер и У. Юри, - крайне  важно сделать ее участником подготовки этого заключения». [14; стр.48]

Информация о работе Межгрупповые конфликты