Методы суггестии человеческих взаимоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 02:34, курсовая работа

Краткое описание

Психика и тело человека неразрывно связаны друг с другом. Но в наш сложный, насыщенный век то психика, то тело человека часто выходят из под его контроля. Человек подчас не может регулировать настроение, считаясь с требованиемя ситуации и окружающих. Между тем от умения человека управлять своим психическим и физическим состоянием во многом зависит успех выполняемой им работы, эффективность его труда, психологический климат на производстве и в быту. Незнание приемов психорегуляции нередко приводит к отрицательным, а зачастую и тяжелым последствиям как для самого человека, так и для окружающих.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Общее представление о природе внушения 4
1.1. Понятие и механизмы внушения 4
1.2. Концепции механизма внушения 10
Глава 2. Методы суггестии в человеческих взаимоотношениях 15
2.1. Внушение как вид суггестии 15
2.2. Гипноз как форма суггестии 19
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Прикрепленные файлы: 1 файл

Методы суггестии в человеческих взаимоотношениях.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)

Нужно при этом иметь в виду, что действие невольного внушения и взаимовнушения гораздо  шире, чем можно было бы думать с  самого начала. Оно не ограничивается только отдельными более или менее  исключительными лицами, подобно намеренному внушению, производимому в бодрственном состоянии, и также не требует для себя никаких особых необычных условий подобно внушению, производимому в гипнозе, а действует на всех и каждого при всех возможных условиях.

Само собой  разумеется, что и в отношении непроизвольного прививания психических состояний существуют большие различия между отдельными лицами в том смысле, что одни, как более впечатлительные, более пассивные, и следовательно более доверчивые натуры, легче поддаются непроизвольному психическому внушению, другие же менее; но разница между отдельными лицами существует лишь количественная, а не качественная, иначе говоря, она заключается лишь в степени восприимчивости к ненамеренному или невольному внушению со стороны других лиц, но не более.

Невольное внушение и взаимовнушение таким образом, как мы его понимаем, есть явление  более или менее всеобщее. Возникает  однако вопрос, каким способом могут  прививаться нам идеи и вообще психические состояния других лиц  и подчинять нас своему влиянию? Есть полное основание думать, что это прививание происходит исключительно при посредстве органов чувств.

Но нет ничего убедительнее в смысле непосредственной передачи психических состояний  от одного лица другому, как передача патологических явлений. Всякому известно, что истерика, случившаяся в обществе, может повлечь за собой ряд других истерик; с другой стороны, заикание и другие судорожные формы легко передаются предрасположенным субъектам совершенно непосредственно, путем невольного и незаметного прививания или внушения [4, 124].

2.2. Гипноз как форма суггестии

 

Гипноз, как проявление внушающего поведения

Гипноз — уникальный феномен, который привлекает к себе особое внимание и нередко окружён не только ореолом таинственности, но и многочисленными предрассудками.

История изучения гипноза полна драматизма: периоды  живого интереса к нему многочисленных исследований сменялись периодами  охлаждения и даже отрицания его  существования.

Повышенный  интерес к гипнозу возник в  конце XVIII в. во Франции благодаря венскому врачу Ф. Месмеру, создавшему учение о «животном магнетизме».

Двадцатый век  ознаменовался широкими исследованиями в области гипноза, появлением новых  теоретических концепций.

Большой вклад  в изучение гипноза внесли следующие  учёные, психологи, физиологи В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, З. Фрейд, Л. Кьюби и С. Марголин, Э. Хилгард, М. Орн, В. Е. Рожнов и т. д.[21, 148].

В. М. Бехтерев, признавая гипноз как клиническую  реальность, считал, что он вызывается внушением, которое «есть не что иное как прививание путём слова или другим каким-либо способом различных психических явлений, например, чувства, ощущения, идеи или действия другому лицу при отвлечении его волевого внимания или сосредоточения»[17, 165].

Павловское  направление рассматривало гипноз как частичный сон, частичное торможение, переходное состояние между бодрствованием и сном [11, 113].

Фрейд рассматривал гипноз как особую форму перенесения. Он считал, что гипнотизёр в процессе гипнотической индукции занимает место  родителей гипнотизируемого лица и  возрождает комплекс Эдипа с его любовью и страхом, определяя тем самым либо успокаивающий «материнский», либо устрашающий «отцовский» типы гипноза [8, 134].

Согласно концепции  И. П. Павлова, гипноз — это естественный психологический феномен, повышенная потенциальная готовность психики к приёму информации, её переработки и реализации в деятельности [6, 86].

Гипнотическое состояние характеризуется максимальной мобилизацией резервных возможностей человеческой психики, «когда изменённая функция сознания и самосознания получает расширенные возможности управления центральной и периферической нервными системами, включая некоторые элементы бессознательного, а в какой-то степени и организмом в целом» [12, 74].

Феномен гипноза

В гипнотическом  состоянии репродуцируется практически любая деятельность, любое психическое состояние (имевшее место в жизненном опыте субъекта), моделируются самые разнообразные клинические проявления.

Двигательная  сфера: гипнотическое внушение может  вызвать любое произвольное движение. Так, посредством внушения осуществлять движения рук, ног, тела в любом направлении, а в глубоком гипнотическом состоянии можно также лишить возможности движения, вызвать паралич рук.

Сенсорная сфера: в состоянии гипноза спонтанно  и с помощью внушения происходит понижение чувствительности к боли, прикосновению. Гипнотик не реагирует ни жестами, ни мимикой. Путём внушения вызывается снижение и увеличение остроты зрения, полная слепота и т. д.

В гипнотическом  состоянии продуцируются самые  разнообразные галлюцинации и иллюзии. Гипнотизируемый съёживается от мнимого холода с появлением гусиной кожи, «изнывает от жары», обмахиваясь воображаемым веером. Гипнотика можно отправить в «кинотеатр», где он будет «смотреть» кинокомедию и живо реагировать, смеяться.

Процессы порождения сенсорных образов основываются на прежнем жизненном опыте испытуемого. Например, слюнотечение и соответствующая реакция в гипнозе на мнимый лимон возникнут лишь в том случае, если гипнотик знает его вкус.

Гипнотизируемому  можно внушить, что он не видит и не слышит человека, находящегося непосредственно перед ним и он не реагирует на любые действия этого человека.

Память: в постгипнотическом  состоянии большинство испытуемых могут вспомнить почти всё, что  происходило в гипнозе, другие забывают лишь частично, третьи не помнят абсолютно ничего.

В гипнозе наблюдается  повышенная способность к восстановлению забытых воспоминаний различного возраста (гипермнезия), а также можно вызвать  искусственную амнезию, т. е. «стереть» из памяти определённые периоды его жизни, и он, например, забывает, что недавно женился, переехал на другое место жительства и т. д.

Диссоциация — способность субъекта вычленить себя из текущей ситуации.

Гипнотик может «выйти из себя», «оставить свою оболочку» и наблюдать себя со стороны. Например, загипнотизированному пациенту, сидящему в кресле стоматолога, говорится: «Вы не возражали бы выйти в парк? Такой прекрасный день. Не правда ли?» И субъект не ощущает боли, т.к. он, «отделённый от тела» прогуливается по парку. В результате он становится не чувствительным к манипуляциям стоматолога.

В глубокой сомнамбулической стадии гипноза вызываются самые  разнообразные превращения личности, регрессия и прогрессия возраста с соответствующим поведением. Взрослый мужчина в «пятилетнем возрасте» шалит, играет детской саблей [10, 165].

Постгипнотическое внушение

Этот феномен  находит своё выражение в различных  актах, которые выполняются после  выхода из гипноза в ответ на специфические  внушения гипнолога. Запрограммированное  во внушении действие реализуется испытуемым в постгипнотическом периоде  автоматически, помимо его воли.

Сомнамбулизм — глубочайшая стадия гипноза. Особенностью этой стадии является то, что внимание субъекта полностью локализуется на словах гипнолога, к которому проявляется повышенное доверие. В гипнотическом состоянии устанавливается раппорт — тесная связь и глубокая взаимозависимость гипнотика и гипнолога, нарастает внушаемость, вплоть до состояния особой гипервнушаемости.

Гипнотическое внушение автоматически приобретает  статус убеждённости. Вводимая информация принимается за действительность, сливается с концепцией гипнолога, в соответствии с которой и реализуется.

У многих складывается ложное впечатление об абсолютной власти гипнолога и его возможности  неограниченного управления психикой гипнотика. Между тем гипнотик не является каким — то автоматом, проявляющим полную покорность.

На самом  деле, он в состоянии различным  образом противодействовать требованиям  гипнолога. Беспрепятственно выполняются  только нейтральные для личности инструкции, т.к. они не противоречат основным чертам его характера.

Даже в случаях  глубокого транса испытуемого невозможно заставить совершить действия, которые  не согласуются с его мировоззрением, ценностями, личностными установками, что с очевидностью свидетельствует  о сохранении контроля над гипнологической  ситуацией.

Гипноз является одним из самых долговечных методов  лечения, выдержавшим испытание  временем. В медицинской практике гипноз используется как релаксация, анестезия и анальгезия [5, 114].

Гипноз представляет собой гуманное средство воздействия  на психику не только больных, но и здоровых. Гипнотические методы успешно исполняются во многих прикладных направлениях. Например, в спортивной психогигиене гипнотическое воздействие вводятся с целью регуляции психических состояний и уровня работоспособности. Гипноз в сочетании с аутогенной тренировкой является эффективным средством ликвидации и профилактики неблагоприятных предстартовых состояний, восстановления работоспособности с помощью внушённого сна — отдыха.

Вполне оправданно в настоящее время применение суггестивных воздействий в педагогическом процессе с целью формирования социально ценных установок [4, 84].

Важную роль играет в решении исследовательских  задач как метод экспериментальной  физиологии, так и психологии.

 

Заключение

 

К счастью, собственный  мозг способен помочь нам измениться. Учитесь мыслить самостоятельно! Привычки можно контролировать — ведь человеческое поведение податливо. С помощью внушения люди могут «настроить» себя на здоровье и успех. Благодаря позитивному программированию, уставший от постоянных страхов и сомнений разум становится свежим и обновленным. Таким образом мы можем избавиться от приобретенных вредных поведенческих стереотипов, ступив на более высокую ступень внутреннего развития.

Внушение помогает понять, что мы собой представляем и чего хотим от жизни. Более того, оно не заменимо на пути к достижению намеченных целей.

Вы перестанете  быть послушной марионеткой в  руках судьбы, получите возможность  твердо встать на ноги, научитесь самоконтролю и сможете пресечь любые попытки  манипулировать вами. Щупальца привычек обвивают нашу душу, — пора навсегда освободиться от их хватки.

Для развития человеку необходимо постоянно пересматривать старые привычки и заменять их новыми, более полезными. Изменить жизнь  к лучшему вам помогут собственные внутренние резервы, самым могущественным из которых является разум.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Бехтерев В.  М. «Внушение и его роль в общественной жизни». — СПб.: Питер, 2001. — 268с.

2. Васильев Л.  М. «Экспериментальные исследования мысленного внушения». — Л.: 1962. — 354с.

3. Выготский  Л. С. «Мышление и речь». — Собр. Соч.: В 6 т. — М .: 1983. — 257с.

4. Ганзен В.  А. «Системы описания в психологии». — Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 364с.

5. Гримак Л.  П. «Моделирование состояний человека в гипнозе». — М.: 1978. — 298с.

6. Елисеев О.  П. «Практикум по психологии личности». — СПб.: Питер, 2001. — 294с.

7. Кант И. «Антропология с прагматической точки зрения». — СПб.: Питер, 2001. — 254с.

8. Мышляев С.  Ю. «Гипноз». — М.: 1999. — 269с.

9. Общий психологический словарь.

10. Овчинникова  О. В. «Гипноз в экспериментальном исследовании личности». — М.: 1989. — 314с.

11. Павлов И.  П. «ППС». — М.: Госиздат, 1951. — 247с.

12. Платонов  К. И. «Внушение и гипноз в свете учения И. П. Павлова». — М.: 1951. — 278с.

13. Поршнев Б.  Ф. «Социальная психология и история». — М.: Политиздат, 1978. — 275с.

14. «Приёмы самовнушения». — Воспитание школьников № 1, № 2.: 1993. — 234с.

15. Под ред.  В. Н. Куликова «Теоретические и прикладные исследования психологического воздействия». — Иваново: 1982. — 286с.

16. Роженов В.  И. «Гипноз и внушение в медицине». — М.: 1955. — 247с.

17. СветловВ. А. «Практическая логика». — СПб.: Слово, 1997. — 321с.

18. Узнадзе Д.  Н. «Основные положения теории установки». — Тбилиси: 1961. — 198с.

19. Часов В.  А. «К методике исследования внушаемости». — Уфа: 1955. — 265с.

20. Шварц И.  Е. «Внушение в педагогическом процессе». — Пермь: 1971. — 254с.

21. Эриксон М. «Мой голос останется с вами». — СПб.: 1995. — 216с.

22. Эриксон Э. «Детство и общество». — М.: Педагогика, 1994. — 254с.

23. Якобсон  П. М. «Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности»//Психологический журнал. — 1981. — 175с.


Информация о работе Методы суггестии человеческих взаимоотношений