Механизмы псхизологической защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 22:16, доклад

Краткое описание

Понятие психологической защиты – одно из основных понятий в психоаналитической теории и практике. Впервые термин «защита» появляется в конце второй части «Предварительного сообщения» Бройера и Фрейда (1893г.), представляющей собой один из разделов «Исследования по истерии» (Breuer Y., Freud S., 1980). Впервые З.Фрейд самостоятельно употребляет термин «защита» в своей работе «Защитные нейропсихозы» (1894) (Freud S., 1963). Позднее, в «Этиологии истерии» (1896) (Freud S. , 1971) Фрейдом впервые подробно описано функциональное назначение защиты или ее цель.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Механизмы псхизологической защиты.docx

— 43.97 Кб (Скачать документ)

Ряд авторов обоснованно считают, что "компенсацию" можно рассматривать как одну из форм защиты от комплекса неполноценности, например у подростков с ассоциальным поведением, с агрессивными и преступными действиями, направленными против личности. Вероятно здесь речь идет о гиперкомпенсации или близкой по содержанию регрессии с общей незрелостью МПЗ.

Другим проявлением компенсаторных защитных механизмов может быть ситуация преодоления фрустрирующих обстоятельств или ситуаций сверхудовлетворением в других сферах, например, физически слабый или робкий человек, неспособный ответить на угрозу расправы, находит удовлетворение за счет унижения обидчика с помощью изощренного ума или хитрости. Люди, для которых "компенсация" – наиболее характерный тип психологической защиты, часто оказываются мечтателями, ищущими идеалы в различных сферах жизнедеятельности.

 

 

4) Регрессия 

 

При регрессии происходит возвращение к более ранним, инфантильным личностным реакциям, проявляющимся в демонстрации беспомощности, зависимости, детскости поведения с целью уменьшения тревоги и ухода от требований реальной действительности.

Особенности защитного поведения в норме: слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, податливость влиянию окружающих, внушаемость, неумение доводить до конца начатое дела, легкая смена настроения, плаксивость, в эксквизитной ситуации повышенная сонливость и неумеренный аппетит, манипулирование мелкими предметами, непроизвольные действия (потирание рук, кручение пуговиц), специфическая «детская» речь, и мимика, склонность к мистике и суевериям, обостренная ностальгия, непереносимость одиночества, потребность в стимуляции, контроле, подбадривании, утешении, поиск новых впечатлений, умение легко устанавливать поверхностные контакты, импульсивность.

Механизм фантазирования позволяет больному повысить чувство собственной ценности и контроль над окружением приукрашивая себя и свою жизнь. Читаем у Фрейда: «Можно сказать, что счастливый никогда не фантазирует, это делает только неудовлетворенный. Неудовлетворенные желания являются движущими силами фантазий».

Уход в симптоматику, в болезнь – своеобразное решение нерешаемых проблем в жизни индивида. Отчего человек выбирает язык симптомов? «Энергия влечения, которая не может разрядиться в целенаправленной, желаемой активности, выбирает форму выражения, которая по ту сторону задачи, которую необходимо решить, и по ту сторону желания, которое нужно удовлетворить. Другими словами: «Симптом оттягивает на себя энергию влечения» (В. Коулмен, 1997).

Человек не смог реально решить свои проблемы, не смог сублимировать первичные желания либидо и танатоса на социально приемлемых предметах. Более того, их интенсивное использование как раз инициирует образование симптомов. Человек отказывается от надежды самоактуализации в нормальном мире, в процессе взаимодействия с людьми. И через симптом сообщает об этом своему окружению. Как сказал бы Фрейд, для своей неспособности и своего бессилия что-либо изменить в своей жизни человек, например, находит соматическое выражение. При формировании ухода в болезнь больной отказывается от ответственности и самостоятельного решения проблем, оправдывает болезнью свою несостоятельность, ищет опеки и признания, играя роль больного.

 

 

5) Проекция 

 

Проекция – вид защиты, который связан с бессознательным переносом неприемлемых собственных чувств, желаний и стремлений на других, с целью перекладывания ответственности за то, что происходит внутри  Я – на окружающий мир. При возникновении внутренних конфликтов проекция служит целям освобождения «Я-концепции» от негативных оценок с помощью негативного охарактеризования кого-либо из окружающих близких людей. В поведении личности с доминирующей проекцией проявляется мотивация самоутверждения и опережающая оборонительная агрессия, поэтому проекцию можно считать одной из самых конфликтогенных психологических защит. Пагубные формы проекции несут опасное непонимание и огромный ущерб межличностным отношениям. Кто-то может возмущаться тем, что его неправильно понимают. Если этому человеку приписывают, например, предубежденность, зависть или преследование (эти качества чаще всего игнорируют у себя и приписывают другим), то человек платит тем же (Шлаина В.М., 2006). В тех случаях, когда спроецированное отношение состоит из отрицательных и резко негативных частей собственного Я, возникают всевозможные проблемы. Границы Я расширяются настолько, чтобы человек, на которого осуществляется перенос, оказался внутри них. Тогда в этом общем пространстве можно осуществить проекцию и тем самым вынести неприязнь к своим собственным представлениям и состояниям наружу. Это механизм, который выполняет свою «защитную» функцию в случае, когда человек близок к осознанию у себя наличия отрицательных свойств характера, аморальной мотивации, асоциальных поступков. Проекция позволяет человеку необходимости принимать как свои собственные неприглядные мысли, чувства и желания. У него полностью блокируется осознание своей вины, т. к. он переносит ответственность за свои поступки на окружающих, будучи убежденным в чужой непорядочности. Приписывание окружающим различных негативных качеств служит рациональной основой для неприязни к ним и самопринятия на этом фоне. Проецируя, индивид может бессознательно достаточно точно «отслеживать» негативные качества в других людях, обвиняя их именно в том, чего он боится в самом себе: гордость, самолюбие, эгоизм, злопамятность, мстительность, обидчивость, уязвимость, обостренное чувство несправедливости, заносчивость, честолюбие, подозрительность, ревнивость, враждебность, упрямство, несговорчивость, нетерпимость к возражениям, тенденция к уличению окружающих, поиск недостатков, замкнутость, пессимизм, повышенная чувствительность к критике и замечаниям, требовательность к себе и к другим, стремление достичь высоких показателей в любом виде деятельности (Романова Е.С., Гребенников Л.Р., 1996).

Вместе с этим положительным эффектом возникает видение мира как угрожающей среды, что, по мнению субъектов, оправдывает собственную критичность и чрезмерное неприятие окружения.

Проекция существенно искажает познавательные процессы человека. Различают:

– атрибутивную проекцию как бессознательное отвержение собственных негативных качеств и приписывание их окружающим;

– рационалистическую в виде осознания у себя приписываемых качеств и проецирование по формуле «все так делают»;

– комплиментарную, как интерпретацию своих реальных или мнимых недостатков как достоинств);

– симилятивную, предполагающая приписывание недостатков по сходству (Набиуллина Р. Р., Тухтарова И. В., 2003).

Когда среди других механизмов защиты акцентируется проекция, в характере могут усиливаться: гордость, самолюбие, злопамятность, мстительность, обидчивость, честолюбие, ревность, нетерпимость к возражениям, тенденция к уличению окружающих, уязвимость, поиск недостатков, повышенная чувствительность к критике и замечаниям. Акцентуация – застреваемость.

При длительном использовании данной формы психологической защиты возможны девиации поведения, детерминируемые сверхценными или бредовыми идеями ревности, несправедливости, преследования, изобретательства, собственной ущербности или грандиозности. На этой почве возможны проявления враждебности, доходящие до насильственных действий и убийств.

Высокая эффективность применения проекции достигается благодаря отсутствию у субъекта чувства ответственности за свои поступки. Путь избавления от проекции и предоставление свободы личностному росту – критическое отношение к самому себе, к своим мыслям, чувствам и действиям. Исследователи полагают, что формирование зрелой и социально полноценной личности с присущей ей свободой выбора решения в конфликтной ситуации и ответственностью за последствия этих решений несовместимо с интенсивным использованием проекции в качестве доминирующей психологической защиты (Набиуллина Р. Р., Тухтарова И. В., 2003; Романова Е.С., Гребенников Л.Р., 1996; Шлаина В.М., 2006).

 

6) Замещение 

 

Замещение – это защита от тревожащей или даже нестерпимой ситуации с помощью переноса реакции с «недоступного» объекта на другой объект – «доступный», или замены неприемлемого действия на приемлемое. За счет такого переноса происходит разрядка напряжения, созданного неудовлетворенной потребностью. Этот механизм защиты связан с переадресацией реакции. Когда желаемый путь реагирования для удовлетворения некой потребности оказывается закрытым, то нечто, связанное с исполнением этого желания, ищет другой выход. Существенно, что наибольшее удовлетворение от действия, замещающего желаемое, возникает тогда, когда их мотивы близки, т. е. они размещены на соседних или близких уровнях мотивационной системы личности. Замещение дает возможность справиться с гневом, который не может быть выражен прямо и безнаказанно. Оно имеет две разные формы: замещение объекта и замещение потребности. В первом случае снятие напряжения осуществляется путем переноса агрессии с более сильного или значимого объекта (являющегося источником гнева) на более слабый и доступный объект или на самого себя.

Особенности защитного поведения людей с акцентуацией защиты по типу замещения – это импульсивность, раздражительность, требовательность к окружающим, грубость, вспыльчивость, реакция протеста в ответ на критику, выраженная тенденция к доминированию иногда сочетается с сентиментальностью, склонность к занятиям физическим трудом. Часто имеет место увлечение «боевыми» видами спорта (бокс, борьба и т. п.) Такие люди предпочитают фильмы со сценами насилия, а профессию выбирают связанную с риском.

Акцентуация: возбудимость (эпилептоидность)

Возможные девиации поведения: жестокость, неуправляемая агрессивность и аморальность, бродяжничество, промискуитет, проституция, часто хронический алкоголизм, самоповреждения и суициды.

Диагностическая концепция: эпилептоидность (по П. Б. Ганнушкину); возбудимая психопатия (по Н. М Жарикову), агрессивный диагноз (по Р. Плутчику).

Возможные психосоматические заболевания (по Ф. Александеру): гипертоническая болезнь, артриты, мигрень, диабет, гипертиреоз, (по Э. Берну): язва желудка.

 

7) Интеллектуализация

 

Интеллектуализация, по мнению Лоуренса Первина и Оливер Джона (2001) объединяет несколько защит и пользуется вполне осознаваемыми и контролируемыми продуктами вербально-логического мышления. Преобладание мыслей над чувствами, эмоциями «включается», по нашему мнению, при необходимости разрешить внешний или внутренний конфликт. Предвидение событий или действий значимых других «готовит» личность к неудачам, снижая субъективную значимость события, снижая тем самым степень травматичности негативных жизненных обстоятельств. Личность, использующая интеллектуализацию в качестве основной психологической защиты, вполне способна объяснить логически непротиворечивым образом (как себе, так и другим) причины своего недостойного поведения, например, лжи или предательства. Результатом этих воздействий интеллектуальных процессов на эмоционально-оценочные суждения может быть полное оправдание своих поступков или объяснение их псевдопользой своего поведения. Эта псевдологика, служащая «фасадом», скрывающим истинную суть собственного поведения, – достаточно эффективное средство для сохранения чувства собственной ценности, самопринятия и самоутверждения. Личность, имеющая в качестве основной защиты интеллектуализацию, не склонна к внешним конфликтам и социально вполне адаптирована (Шлаина В.М., 2006).

 

8) Реактивное образование

 

ёМеханизм психологической защиты РЕАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - защитный механизм, развитие которого связывают с окончательным усвоением индивидом "высших социальных ценностей". Реактивное образование развивается для сдерживания радости обладания определенным объектом (например, собственным телом) и возможности использования его определенным образом (например, для секса и агрессии). Механизм предполагает выработку и подчеркивание в поведении прямо противоположной установки.

 

Реактивное образование как защита является очень любопытным феноменом. Очевидно, что человеческий организм способен повернуть нечто совершенно в противоположную сторону для того, чтобы свести угрозу к минимуму. Традиционное определение реактивного формирования подразумевает преобразование негативного аффекта в позитивный или наоборот. Например, трансформация ненависти в любовь, привязанности в презрение, враждебности в дружелюбие содержит в себе много общих трансакций.

Возможно, самый ранний возраст, когда у ребенка можно наблюдать этот процесс – 3—4 года. Если в семье появляется новорожденный и происходит оттеснение старшего ребенка, ему нужно иметь достаточную силу Эго, чтобы сдержать чувства ревности и гнева и обратить их в сознательное чувство любви к новорожденному. Типичным для реактивного образования является то обстоятельство, что какой-то неуправляемый аффект “прорывается” сквозь защиту, так что сторонний наблюдатель может почувствовать: в сознательном эмоциональном представлении что-то переиграно или фальшиво. Сестра дошкольного возраста, которую оттеснил младший брат, может проявлять особую привязанность и заботу, “любить ребенка до смерти”: обнимать слишком сильно, петь ему слишком громко, баюкать его слишком агрессивно и так далее. Многие взрослые помнят истории, когда старшие щипали своих младших братьев и сестер за щечки, пока те не начинали плакать, или предлагали им что-то очень вкусное, явно вредное и опасное для здоровья маленьких, или совершали другие подобные действия, оправдывая себя тем, что они это делают из любви.

Более точным способом описания реактивного образования, помимо обращения эмоции в противоположную, может служить замечание, что его функция состоит в устранении амбивалентности. Основной психоаналитической предпосылкой является то обстоятельство, что ни одна позиция не является полностью изолированной. Мы можем ненавидеть человека, которого любим, обижаем того, к которому испытываем благодарность и признательность. Наша эмоциональная ситуация не сводится просто к одной или другой позиции*. Неправильным пониманием психоаналитической интерпретации является то, что аналитик получает удовольствие, разоблачая следующий факт: в то время, как кому-то кажется, что он чувствует “x”, на самом деле он испытывает “y”. В действительности же психоаналитически правильно было бы сказать: в то время, как кто-то чувствует “x”, он также (возможно, бессознательно) испытывает “y”. При реактивном формировании человек убеждает себя в том, что все, что он чувствует, относится только к одному полюсу сложного эмоционального ответа.

Информация о работе Механизмы псхизологической защиты