Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 03:43, реферат
Механизм прерывания контакта - это форма контакта не с внешним миром, а с предыдущим опытом. Механизмы психологических защит - синоним выражения «механизм прерывания», или «потеря функции Ego », а также «сопротивление». Различают следующие механизмы прерывания контакта: конфлюэнция, интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия, эготизм, десензитизация.
Конфлюэнция (confluence) слияние - уменьшение интенсивности self. При включении механизма человек перестаёт разграничивать «Я» и «Не Я», он находится в слиянии с окружающим миром. Нет четко проходящей границы между собственным «Я» и окружающей средой.
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
ЭССЕ НА ТЕМУ «МЕХАНИЗМЫ ПРЕРЫВАНИЯ КОНТАКТА»
КОНТРОЛИРУЕМАЯ
Студентки 4 курса, 2 группы
Лагутик Елены Николаевны
Минск, 2013
Механизм прерывания контакта - это форма контакта не с внешним миром, а с предыдущим опытом. Механизмы психологических защит - синоним выражения «механизм прерывания», или «потеря функции Ego », а также «сопротивление». Различают следующие механизмы прерывания контакта: конфлюэнция, интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия, эготизм, десензитизация.
Конфлюэнция (confluence) слияние - уменьшение интенсивности self. При включении механизма человек перестаёт разграничивать «Я» и «Не Я», он находится в слиянии с окружающим миром. Нет четко проходящей границы между собственным «Я» и окружающей средой. В такой ситуации невозможно определить, где собственные чувства и желания, и где чувства и желания другого, где «Я», а где «Ты». Пример слияние (конфлюэнция) в контактах со своим организмом: Допустим, что однажды мы решили запретить себе плакать. Для этого мы научились произвольно (умышленно) сокращать мышцы своей диафрагмы. Но сокращённые мышцы диафрагмы мешают не только — рыдать, но ещё и — дышать. А вот этого-то мы и не знаем! Мы научились жить «по привычке», НЕОЗОЗНАННО, на автопилоте. Допустим, что привычка сокращать мышцы диафрагмы в нас укрепилась — потому что долгое время мы вынуждены были скрывать слёзы. У невротика, который подвержен слиянию (не умеет строить границы) дыхание и желание плакать непостижимым образом — смешиваются, сливаются друг с другом. Таким образом, невротик затрудняет себе сразу оба действия — плакать и дышать. Он просто не слышит свой организм и поэтому не понимает, что дышать — это одно, а плакать — другое. Он думает, что «всё сойдёт и так»... Вот, что пишут об этом специалисты, работающие с психосоматическими заболеваниями: «Человек, находящийся в патологическом слиянии, связывает свои потребности, эмоции, действия в один «тугой узел». Он уже не может осознать, что он хочет делать и как он сам себе не дает этого делать. Психологи очень красочно называют конфлюэнцию (состояние слияния) — ЛИПКОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ. Что же может разрушить эту «липкость мышления»? Гештальт-терапевты лечат «неумение строить границы» по-своему. Во-первых, своим знаменитым «здесь-и-сейчас», развивая в человеке способность жить согласно насущному моменту, «смотреть себе под ноги, когда идёшь», а не грустить о прошлом или рассуждать о будущем. Во-вторых, гештальт-терапия борется со склонностью человека жить не тем, что он видит и ощущает, а в некоей (придуманной кем-то) идеологической конструкции. В-третьих. Цель любой (в том числе и гештальт) терапии — научить человека находиться в реальных отношениях, а не в фантазийных отношениях с другими людьми, своим телом и всей окружающей средой. Однако и без гештальт-тренера любой человек в состоянии сам научиться «тестировать реальность» и действовать в соответствии с полученной информацией. Собственно, в этом уроки психотерапии совпадают с уроками жизни...
Задачи терапии: построение личных границ с окружающим миром с помощью процесса сепарации и индивидуации. В связи с этим клиент во время терапевтического сеанса должен высказываться от первого лица. Человек должен начать проживать опыт собственных выборов, потребностей и чувств и не смешивать их с выборами, потребностями и чувствами других людей. Он должен усвоить, что он может столкнуться с ужасом отделения от других людей и при этом остаться живым. Важно заметить, что «слитый человек», возможно, когда-то получил интроективное послание о том, что отделение от главных заботящихся о нем людей не будет принято. Вопросы типа: «Что вы сейчас чувствуете?» или «Чего бы вы хотели сейчас?» могут помочь человеку сфокусироваться на самом себе. Чувства, вызванные такими вопросами, дают ему возможность не идти на поводу у общепринятых стандартов. Первым шагом к изменению конфлюэнтных отношений становится его разговор о собственных потребностях и желаниях сначала с терапевтом, а затем, возможно, и с тем человеком, с которым связаны его ожидания.
Дефлюэнция – это разрушение конфлюэнции.
Интроекция (introjection) безоценочное принятие чужих чувств, установок, мыслей (взятие из среды чего-либо). Граница между организмом и средой смещена внутрь самого организма и им не осознаётся. Пример: «меня так учили я не виноват». Внутренний конфликт развивается, когда ребенку не позволяют пробовать, спрашивать, опровергать, изменять и/или принимать систему верований главных заботящихся о нем людей. Эта борьба проявляется, когда ребенок пытается жить своей жизнью по правилам других, добиваясь в то же время своей автономии. Эта внутренняя борьба главная точка для понимания происходящего невротического процесса. Не деланье того, чего хочется, потому, что кто-то раньше сказал: «не надо так делать». Такие установки будут жить внутри человека и управлять им, но не будут интегрированы в личность. Проявления: 1) Жить по правилам других людей, которые умеют нравится. Я хочу жить свободно, но по правилам других. Вербальные выражения типа: «Я должен», «Мне следует». Клиент в детской позиции «научите меня как жить». 2) Нереалистичные ожидания от себя и других. Намеки на поиск хороших, ригидных паттернов. 3) Один гуру сменяет другого гуру, укрепление позиции «Я ничего не стою!»
Задачи терапии: Основным инструментом борьбы с интроекцией является фокусировка на развитии у человека чувства выбора, возможно для него, и, следовательно, утверждение его личной силы, помогающей различать «меня» и «тебя». Это может сопровождаться выделением инроецированого послания и человека, дающего это послание; отделением собственных потребностей, взглядов, верований и т.п. от взглядов, верований человека дающего послание; и, в конечном итоге, принятие решения жить собственной жизнью. Терапия направлена на осознание собственных желаний, принятие ответственности за собственный выбор.
Проекция – выделение в среду самого себя (механизм обратный интроекции). Проецируя, человек нарушает границу между собой и полем окружающей среды таким образом, что вступает в контакт не с внешним миром, а с самим собой. Развивающий процесс. Часто маленькие дети интроецируют поведенческие паттерны, способы отношений, манеры, основные представления о людях и бессчетное количество других феноменов. Интроецировав что-либо они пытаются действовать согласно интроекту. Это означает, что они проецируют их в свой мир. Через такую проекцию человек воздействует на мир и получает обратную связь. Основываясь на обратной связи, поступающей от окружения, ребенок (взрослый) либо принимает, либо отвергает «проецированую» интроекцию. «Здоровое использование». Когда позволяет человеку идентифицировать эмоции кого-то, определить эмпатию и таким образом создать контакт. Никто не может знать, как видит мир кто-либо другой; человек может использовать только собственное воображение для того, чтобы предположить это. «Нездоровое использование». Нездоровое функционирование состоит в критическом осуждении других за те их особенности, которыми обладает сам проектор. Проекция приводит к потере важной сенсорной информации, смешению этой информации с собственными идеями и фантазиями. Такой способ искажения реальности мешает человеку оценивать свой вклад во взаимодействие с окружением. Различают следующие виды проекций:
Ретрофлексия (retroflexion) – это процесс возврата чувств назад, точно против себя. Эмоции, реакции, действия предназначенные другим людям, меняют направление и обращаются к субъекту в том случае, когда их неполноценно отреагировали. Ретрофлексия содержит и проекцию и интроекцию. Развивающий процесс. В процессе развития ретрофлексия проявляется во время стадии автономии (стыда – сомнения) и исходит из физиологической потребности контролировать собственный кишечник и мочевой пузырь, т.е. «сдерживать» и «отпускать». Эта физиологическая необходимость потом переходит в психологическую необходимость «позволять» или «отпускать» чувства, поведение. «Здоровое использование». Выражается в самоконтроле и самодисциплине, так как сознательная адаптация индивида к социальным нормам имеет функциональную ценность. «Нездоровое использование». Выражается через психосоматическую болезнь, депрессию и самодеструктивное поведение (крайняя форма проявления ретрофлексии – суицид). Возникает тогда, когда по каким-либо причинам человек не может отреагировать накопившиеся у него эмоции вовне. Когда не можешь выразить свой гнев, и вынужден подавить его. Однако энергия гнева не исчезает, а только меняет свою направленность, превращаясь в аутоагрессию, а затем и в чувство вины. Бывает двух видов:
Задачи терапии: Перераспределение
энергии таким образом, чтобы
внутренняя борьба, т.е. раскол, замеченный
ранее, был вскрыт (возвращение к
истинной задержанной эмоции). Это
достигается работой с чувством
вины, клиенту помогают выразить это
чувство, затем восстановить агрессивный
компонент чувства, и лишь за тем
разворачивают направление
Дефлексия (defletion) состоит в уклонении от контакта и перенесении переживаний в промежуточную зону умственных процессов (мысли, фантазии или мечтания), т.е. в зону не связанную ни с внешней реальностью, ни с реальностью внутреннего мира. Является самым тяжелым со всех механизмов, с ним труднее всего работать. Это неосознаваемый механизм ухода от контактирования, когда сохраняются только внешние атрибуты взаимодействия при отсутствии внутреннего содержания. Применяется для снятия эмоционального накала, который сопровождает любой реальный контакт. Обычная форма дефлексии, это светские беседы, чрезмерная болтливость, ритуалы. Это часто бывает результатом недоверия, отсутствия безопасности и страха боли, пережитых в прошлом. Развивающий процесс. В процессе развития человека дефлексия может быть обнаружена на четвертой стадии (трудолюбие – неполноценность). Ребенок начинает учиться строить кооперирующие отношения с окружением в момент выполнения школьных обязанностей. Такая кооперация может рассматриваться как непрямолинейная и вежливая. «Здоровое использование». Может присутствовать у дипломатов и политиков, они не дают прямых ответов. Как ответ на угрозу реальную или мнимую, дефлексия может быть стратегией избегания выбора. Например: переживание сильного страха может сопровождаться разговорами на отвлеченную тему или смехом. «Нездоровое использование». Это действия, которые мешают значимому контакту с собой или внешним миром.
Задачи терапии: Для работы
с этим механизмом сразу придется
работать с более ранними механизмами.
Стратегическая цель – усиление контакта,
либо с собой, либо с окружением.
Клиента поощряют дышать глубже и
фокусироваться на себе; его учат центрироваться
на себе, чувствовать опору и
Эготизм понимается как, неспособность потерять контроль и отдаться переживанию слияния с объектом потребности. При эготизме на контактной границе имеется событие и место встречи но, граница при этом односторонняя, личность создающая «фигуру», делает это только для собственной пользы. Нет взаимодействия, нет «брать» и «давать». За всем этим может стоять сильный страх провала и стыд за свое несовершенство. «Нездоровое использование». При эготизме индивид в контакте становится вне себя, становясь наблюдателем и комментатором своих отношений с другими людьми и внешними объектами. Он не может «окунуться с головой» в переживания. Прерывание контакта по типу эготизма может встречаться в любой фазе цикла контакта, но чаще бывает в фазе финального контакта, когда личность вовлечена в процесс переживания и начинает испытывать удовольствие. Хронический эготизм описывается при нарциссических личностных расстройствах, характеризующихся недостатком эмпатии, склонностью к переживанию состояний грандиозности или ничтожества, а так же чувствительностью к оценкам других людей. Клиенты, прибегающие к подобному механизму прерывания контакта, самодостаточны и очень чувствительны к дистанции между людьми. Они часто уходят из контакта при сокращении дистанции со стороны других людей. Для них характерен страх утраты контроля над ситуацией (постоянно контролируют терапевта), уходы от непосредственного контакта в теорию, непереносимость негативной оценки со стороны других людей, нестабильность самооценки, склонность к обесцениванию своего и чужого опыта. Эготист так сильно сориентирован на свой собственный голос, свои чувства и позицию, что продолжает взаимодействие без полного знания о том, с кем или чем он встретился. По большей части он создает жесткие «фигуры», есть только импульс к контакту, но нет самого контакта. «Здоровое использование». Это способность к саморефлексии. Если эготизм осознан, то мы можем, например, свое право быть услышанным. Другой случай полезности эготизма – возможность избежать преждевременного согласия без ориентировки в ситуации.