Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 23:32, курсовая работа
Цель моей курсовой работы — осуществить анализ сходства и различия в психологическом содержании лжи и обмана, а также выявить особенности их понимания людьми в разных коммуникативных ситуациях. В задачи входит анализ литературы по проблеме, изучение основных понятий, рассмотрение практических ситуаций.
Теоретической значимостью данной работы является выявление проблем и «пробелов» в изучении психологии лжи. Практической значимостью этой работы является закрепление теории на практике, в виде анализа конкретных жизненных примеров.
Введение 2
Глава 1. Ложь и обман как психологический феномен 4
1.1. Понятие лжи и обмана. 4
1.2. Функции лжи 6
1.3 Виды лжи и обмана 7
Глава 2. Способы распознавания лжи. 11
2.1 Обнаружение обмана по словам, голосу и пластике 11
3.2. Техника обнаружения лжи 12
2.2 Признаки обнаружения лжи 16
2.3 Признаки обнаружения лжи, обусловленные вегетативной нервной системой 23
Заключение 25
Список используемой литературы 27
Все виды обманов имеют одну и ту же цель:
И все это для того, чтобы вы сделали какое-то действие, дающее источнику обмана некоторую выгоду.
Во всех случаях лжец старается внушить доверие к своим словам или делам, или ослабить существующее недоверие.
Убедив вас до глубины души, что он "ничего такого плохого не делает", он черное перекрашиваете в белое.
Иногда
случается, что тот, кто говорит
неправду, делает это неосознанно. Такое
проявление считается наиболее опасным,
так как источником подобных высказываний
может стать самый близкий
человек, которому безоговорочно доверяют.
Когда его информация искажена, преувеличена,
основана на вымысле, он склонен приписывать
кому-либо не соответствующие
Нельзя не сказать о таком проявлении, как заблуждение. Оно встречается, когда лгущий сам верит в то, о чем говорит, полностью утрачивая представление об истине, по причине самых разных обстоятельств. Поэтому понятия лжи и заблуждения различаются, и их нельзя приравнивать друг к другу.
Многие из нас знают, что иногда обманывают сами себя. Самообман близок с проявлением обычной лжи. Это часто проявляется, когда мы успокаиваем себя, внушаем, что все будет хорошо, хотя на самом деле имеем большие долги, а денег отдавать их, нет. Или мы занимаемся самоуспокоением, когда вдруг вспоминаем, что опоздали на важную встречу.
В любом случае, неправда в отношении самого себя, самовнушение успокоения, очень опасно. Вместо того чтобы сконцентрироваться и искать выход из создавшегося положения, человек врет самому себе. Из-за такого самовнушения многие начинают страдать. Они внушают себе симптомы несуществующих заболеваний или недостатков, рождающих множество комплексов.
Имейте ввиду, что самообман разрушает человеческую психику.
Самое сложное в этом, перестать лгать самому себе и сказать всю правду о положении дел. Так как человек настолько привыкает к своим мыслям, ему трудно объяснить себе обратное. В таких случаях может помочь хороший психотерапевт.
Для начала нужно уяснить, что если вы привыкли лгать другим, не лгите хотя бы самому себе. Всем от этого только хуже, а вам в первую очередь.
Однако, человека обманывают не только другие люди. Очень часто человек становится жертвой самообмана. Заблуждаясь человек обманывает себя сам.
Ложь и
обман похожи на черную дыру, в которой
исчезает все, что вы так любите и
цените в жизни. Ее никто не видит,
но она становится все больше, поглощая
все вокруг. Но при желании и
чутком отношении к собеседнику,
неправду все же можно определить.
Если же это бывает сложно, воспользуйтесь
простым советом: Доверяйте, если хотите,
всему. Но верьте только в то, что
сами проверили.
«Люди лгали бы меньше, если бы думали, что существуют верные признаки обмана» - утверждает Пол Экман. Он указывает на то, что признаков обмана как таковых не существует - «нет ни одного жеста, выражения лица или непроизвольного сокращения мышц, которые единственно и сами по себе означали бы, что человек лжет»[14, С. 59]. Существуют только признаки, по которым можно заключить, что слова плохо продуманы или испытываемые эмоции не соответствуют словам. Эти признаки обеспечивают утечку информации. Человек, пытающийся выявить ложь, должен знать, каким образом эмоции влияют на речь, голос, тело и лицо, как могут проявляться чувства, которые лжец пытается скрыть, и что именно выдает фальшивость наблюдаемых эмоций. А также необходимо знать, что может выдать неподготовленность линии поведения.
Обнаружить ложь не так-то просто.
Одна из проблем, по мнению зарубежного
психолога - это обвал информации.
Слишком много информации приходится
рассматривать сразу. Это связано
с очень большим количеством
ее источников - слова, паузы, звучание
голоса, выражение лица, движения головы,
жесты, поза, дыхание, румянец или
бледность и многое другое. И все
эти источники могут передавать
информацию попеременно или с
наложением, в равной мере претендуя
на внимание верификатора. Впрочем, верификатору
и не нужно уделять равно
Голос, как и лицо, может демонстрировать
степень эмоциональности
Тело также является хорошим источником утечки информации и прочих признаков обмана. В отличие от лица или голоса, большинство телодвижений непосредственно не связано с областями мозга, отвечающими за эмоции. Контролировать телодвижения не так уж трудно. Человек может чувствовать, а зачастую и видеть свое тело. Скрыть телодвижения гораздо легче, чем вызванные какими-либо эмоциями выражения лица или изменения в голосе.
Основные поведенческие ошибки, которые совершает лжец и с помощью которых он может быть разоблачён:
а) слова «Иногда стоит прислушиваться к оговоркам человека. В них, он может сказать то, что очень боится сказать. Перепутывания слов, может быть, не простой ошибкой речи. Это обуславливается тем, что при лжи человек волнуется (чаще всего) и слегка теряет бдительность. По средствам этого правда может вырваться наружу. Когда человек сознательно лжёт у него часто, в построенных им фразах, присутствуют междометия, лишние слоги, слова… например: « Ну… ну я это… м-мне мне… нравится т-твоя новая стрижка!»[3]
б) голосЧастые паузы – это основной признак обмана. Лжец тянет время для того, что бы продумать линию поведения, особенно, если лжец не знал, что ему придётся лгать. Тон голоса тоже резко изменяется. Обычно он становится намного выше, но нельзя пренебрегать людьми, которые, боясь быть разоблаченными, начинают насильственно играть своим голосом. Он становится слишком неестественно сдержанным, низким. Короткие покашливания также показывают взволнованность человека.
в) пластикаРуки обычно соприкасаются друг с другом. Начинается нервное подёргивание ногой или любые другие ритмичные движения. Прикосновение пальцем руки к носу или уху на несколько секунд. Только не перепутайте: у человека нос или ухо могут зачесаться! Как правило, нос чешут быстро и целеустремлённо, но если это движение длится достаточно долго, то знайте – человек говорит то, что ему говорить не хочется.
г) мимика. Часто можно наблюдать растерянное выражение лица, немного смущённое. И даже если человек хорошо держит себя в руках, любой заданный в лоб вопрос на тему, по поводу которой вам лгут, поставит собеседника в тупик, хотя бы на несколько секунд. Пока человек сочиняет уместный вариант ответа, вы можете легко увидеть на его лице потерянного ребёнка, разоблачив его тем самым. Но все эти факторы выдают волнение человека, а есть люди, которые держат волнение в себе и тогда прикрываются смехом или наигранным и неестественным спокойствием. В работе Пола Экмана также рассматриваются ошибки, происходящие непосредственно в процессе обмана, ошибки, совершаемые лжецом вопреки его желанию; нас интересует ложь, выдаваемая поведением обманщика. «Признаки обмана могут проявляться в мимике, телодвижениях, голосовых модуляциях, глотательных движениях, в слишком глубоком или же, наоборот, поверхностном дыхании, в длинных паузах между словами, в оговорках, микровыражениях лица, неточной жестикуляции. Почему лжецы допускают такие промахи в поведении? Ведь так бывает не всегда. И тогда лжец выглядит безупречно; ничто не выдает его обмана. Но почему все-таки это происходит не всегда? В первую очередь, по двум причинам: одна из них касается разума, другая – чувств».
а) неудачная линия поведения Лжец не всегда знает наперед, что и где придется солгать. У него также не всегда есть время для того, чтобы выработать линию поведения, отрепетировать и заучить ее. Но и в случае достаточно успешного обмана, когда линия поведения хорошо продумана, лжец может оказаться не настолько умен, чтобы предусмотреть все возможные вопросы и приготовить ответы на них. Бывает, что лжец меняет линию поведения даже и без всякого давления обстоятельств, а просто из-за собственного беспокойства, и затем не может быстро и последовательно отвечать на возникающие вопросы.
б) ложь и чувство Сильные эмоции очень трудно контролировать. Кроме того, чтобы скрыть интонацию, мимику или специфические телодвижения, возникающие при эмоциональном возбуждении, требуется определенная борьба с самим собой, в результате чего даже в случае удачного сокрытия испытываемых в действительности чувств могут оказаться заметными направленные на это усилия, что и явится в свою очередь признаком обмана.
Скрывать эмоции нелегко, но не менее трудно и фальсифицировать их, даже в том случае, когда это делается не по необходимости прикрыть ложной эмоцией настоящую. Для этого требуется несколько больше, чем просто заявить: я сержусь или я боюсь. Если обманщик хочет, чтобы ему поверили, он должен и выглядеть соответствующим образом, а его голос и в самом деле звучать испуганно или сердито. Подобрать же необходимые для успешной фальсификации эмоций жесты или интонации голоса не так-то просто. К тому же очень немногие люди могут управлять своей мимикой. А для успешной фальсификации горя, страха или гнева необходимо очень хорошее владение мимикой.
в) чувство вины по поводу собственной лжи Муки совести имеют непосредственное отношение лишь к чувствам обманщика, а не к юридическому определению виновности или невиновности. Кроме того, их также нужно отличать от чувства вины по поводу содержания лжи. Как и боязнь разоблачения, угрызения совести могут быть различной интенсивности. Они могут быть весьма слабыми или же, наоборот, настолько сильными, что обман не удастся, потому что чувство вины спровоцирует утечку информации или даст какие-либо другие признаки обмана. Следует отметить, говорит Пол Экман, что угрызения совести усиливаются в тех случаях, когда: Жертву обманывают против ее воли; Обман очень эгоистичен; жертва не извлекает никакой выгоды из обмана, а теряет столько же или даже больше, чем лжец приобретает; Обман не дозволен, и ситуация предполагает честность; Лжец давно не практиковался в обмане; Лжец и жертва давно знакомы лично; Лжец и жертва придерживаются одних и тех же социальных ценностей; Жертву трудно обвинить в негативных качествах или излишней доверчивости;
У жертвы есть причина предполагать обман или, наоборот, лжец сам не хотел бы быть обманщиком.
г) боязнь оказаться разоблачённым Страх разоблачения в слабой форме не опасен, наоборот, не позволяя расслабиться, он может даже помочь лжецу избежать ошибок. Поведенческие признаки обмана, заметные опытному наблюдателю, начинают проявляться уже при среднем уровне страха. Информация о возможном наличии у лжеца боязни разоблачения может быть хорошим подспорьем для верификатора. Боязнь разоблачения наиболее высока в случаях, если:
У жертвы репутация человека, которого сложно обмануть; Жертва начинает что-то подозревать; У лжеца мало опыта в практике обмана; Лжец предрасположен к боязни разоблачения; Ставки очень высоки; На карту поставлены и награда и наказание или, если имеет место только что-то одно из них, ставкой является избежание наказания; Наказание за саму ложь или за поступок настолько велико, что признаваться нет смысла; Жертве ложь совершенно невыгодна.
д) чувство восторга, иногда испытываемое
в случае неудачи
Кроме, возникающих у лжеца отрицательных
чувств, таки как боязнь разоблачения
и угрызения совести, у лжеца могут возникнуть
и положительные эмоции. Ложь может считаться
и достижением, что уже само по себе приятно.
Лжец может испытывать радостное возбуждение
либо от вызова, либо непосредственно
в процессе обмана, когда успех еще не
совсем ясен. В случае же успеха может
возникнуть удовольствие от облегчения,
гордость за достигнутое или чувство самодовольного
презрения к жертве. Восторг надувательства
также может быть различной интенсивности.
Он может полностью отсутствовать; быть
незначительным по сравнению с боязнью
разоблачения; или же настолько сильным,
что выразится в определенных поведенческих
признаках. Восторг надувательства возрастает
когда:Жертва ведет себя вызывающе, имея
репутацию человека, которого трудно обмануть;
Сама ложь является вызовом; Есть понимающие
зрители и ценители мастерства лжеца.
Сущность заключается в том, что угрызения совести, боязнь разоблачения, восторг надувательства могут проявиться в мимике, голосе или пластике, даже когда лжец пытается скрыть их. Если же их все-таки удается скрыть, то внутренняя борьба, необходимая для того, чтобы скрыть их, может также дать поведенческие признаки обмана. Таким образом, существуют способы определения обмана по словам, голосу телодвижениям и мимике. [3]
Наверное, каждый человек хоть раз в жизни задавал себе вопрос о том, как поймать лжеца и врать так, чтобы не быть пойманным. Вся научная литература по данной теме рассматривает проблему лжи с двух позиций: морали и собственно психологии. В зависимости от того, к какой из позиций ближе точка зрения автора, понятию “ложь” даются разные определения.
Информация о работе Ложь и обман как психологический феномен