Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 16:45, курсовая работа
Целью данной курсовой работы служит выявление зависимости между возрастом человека, находящегося в кризисе середины жизни, его задачами и отношением к жизни.
Отсюда вытекают следующие задачи:
Изучить накопленный теоретический материал по данной теме.
Выявить закономерности методом анкетирования.
Введение.
I
Теоретические основы проблемы кризиса.
6
Жизненный кризис.
6
1.1.1. Задачи среднего возраста.
9
1.1.2. Конструктивное преодоление кризисов среднего возраста
11
1.2. Особенности протекания кризиса середины жизни.
13
1.2.1. Протекание кризиса у мужчин и женщин.
13
1.2.2 Духовный кризис. Проблема смысла.
19
1.2.3. Мифы середины жизни.
21
II
Исследование специфики протекания кризиса в середине жизни.
23
2.1. Обоснование выбора методов исследования.
24
2.2. Проведение исследования. Анализ полученных результатов.
28
Заключение.
33
Литература.
Для нормального психологического самочувствия мужчине необходимо иметь круг общения типа «моего клуба».
Именно в среде друзей и людей, близких по профессиональной деятельности, он решает задачу определения границ своего «Я» - идентификацию в качественно новых, изменившихся условиях физиологического и социально-психологического состояния.
Нарастающая уверенность в своих главных мужских качествах должна быть компенсирована возрастанием уверенности в себе в других сферах жизни. Должен быть сильно действующий фактор стабилизации самоуважения, дополняющий действия супруги. Таким мощным фактором самоуважения становятся друзья и общество, которые дарят мужчине признание его ценности. О том, насколько это важно для жизни зрелого мужчины, говорят многочисленные факторы разводов, когда мужчина находит в новой партнерше искусного психотерапевта, подтверждающего ценность его индивидуальности во всех его проявлениях.
Наиболее ценимые мужские
Личностные женские качества, ценимые мужчинами;
Психологи получили данные о том, что удовлетворенность общением людей разных полов зависит от уверенности человека в себе. Уверенный в себе человек выглядит как энциклопедия сплошных личных достоинств, так как именно это чувство позволяет ему сгладить недостатки и усилить имеющиеся достоинства.
С неуверенным в себе человеком очень трудно общаться, он многого боится, его мир заполнен фантомами, искажающими реальность и свое «Я». Уверенность в себе также дает защиту от чрезмерного воздействия людей. Где-то здесь проходит грань между самовлюбленным дураком и самодостаточным человеком. Самовлюбленность и есть чаще всего самая яркая форма неуверенности в себе. Многие психологи склонны считать, что просыпающиеся в зрелом мужчине «донжуанские» наклонности – признак возрастающей неуверенности в себе.
Женское умение разговаривать с мужчиной о нем самом – то большое искусство, которое в век эмансипации обесценено. Слова, обращенные окружающими к мужчине зрелого возраста, не менее значимы для него, чем все другие формы выражения отношений. Слова сказываются на самооценке, на представлении его о своих возможностях и в то же время по ним мужчина судит о самооценке другого человека, его реакции на самого себя и о возможностях этого человека.
Итак, мужчина в зрелом возрасте оказывается очень уязвимым перед следующими психологическими ловушками, каждая из которых грозит чувством незначительности и неуверенности в себе:
Преодолеть эти ловушки мужчине помогают его дело, его семья, творческая сила его «Я».
Что же может быть источником силы, энергии для мужчин и женщин в зрелом возрасте? Ответ, это – философия, осознанная концепция жизни, человека, осознанная как возможность ее осуществления во всех мелочах жизни.
В переживаниях этой радости
и рождается энергия для
Осознанная философия жизни позволяет человеку видеть в результатах своего труда и усилий относительную ценность в историческом времени.
Если психологический кризис направлен на то, чтобы помочь личности, приспособиться к изменившейся жизненной ситуации, то духовный кризис может возникнуть на фоне размеренного, благополучного существования. Он порождается потребностью человека приобщиться к вечным истинам и ценностям, подняться над миром и над собой, (освободиться из плена «Я»), по выражению к.Г. Юнга.
1.2.2 Духовный кризис. Проблема смысла.
Духовный кризис происходит обычно в зрелом возрасте. Он сопряжен с глубокими изменения в душе, пересмотром прежней системы ценностей, развитием и совершенствованием личности.
Вопросы о смысле жизни и высших ценностях время от времени встают перед каждым человеком. Многие предпочитают от них отмахнуться или найти какое-нибудь псевдорешение и подавить все сомнения. «Там где идет речь о проблемах, мы инстинктивно оказываемся проходить сквозь тьму и неизвестность. Мы хотим слышать только об однозначных результатах и при этом полностью забываем, что эти результаты вообще могут появиться лишь тогда, когда мы пройдем сквозь тьму», утверждал К.Г. Юнг.
Первые попытки научного исследования духовного кризиса предпринял К.Г. Юнг. Затем этой проблемой заинтересовались психологи. Гуманистического и экзистенциального направления, трансперсональные психологи и психотерапевты. Они попытались проанализировать и систематизировать переживания человека в период духовного кризиса. Вслед за Юнгом трансперсональные психологи заявили, что результат такого кризиса – проявление нового содержания психики, которое прежде было бессознательным, прорыв к высшей надличностной сущности, скрытой в каждой из нас.
Духовное пробуждение у всех происходит по-разному. У одних – остро и неожиданно, порой на пике карьеры. У других – незаметно, постепенно, так, что иногда, только оглядываясь назад, человек способен оценить перемену в себе. Критический период может продолжаться от нескольких недель до 10-15 лет. «Типичный» возраст духовного кризиса – от 30 до 50 лет.
Людям, переживающим духовный кризис, иногда кажется, что они сходят с ума. На самом деле, это ломаются узкие рамки традиционного мышления, роль логики ослабевает, начинает преобладать интуиция, воображение, вдохновение, символическое мышление. В итоге происходит расширение сознания, достигается более полное понимание мира.
Помощь в опасном «духовном путешествии» могут оказать духовный наставник, хороший священник, чуткий психотерапевт, просто мудрый человек, прошедший сходные переживания.
Переживания человека в период духовного кризиса бесценны. Опыт и мудрость, обретенные с их помощью, нельзя получить никаким иным путем. Возможность духовного перерождения заложена в каждом, но далеко не всем суждено ее реализовать. Ведь если бы все люди приходили к общечеловеческим истинам и выше всего ценили доброту, любовь, красоту, гармонию, единство мира и его совершенство, сопричастность душ, вещей и явлений, то мир стал бы иным.
Необходимо сказать
и о такой проблеме, как «проблема
смысла». Она является первичной
проблемой или данностью
Возникновение психологических
кризисов многими психологами
1.2.3. Мифы середины жизни
Большинство людей полагают, что со среднего возраста рост и развитие человека прекращаются, что им придется расстаться со своими юношескими мечтами, с планами в профессиональной карьере, семейной жизни и личного счастья. Если молодость – это надежды, то середина жизни – застой и страхи потерять здоровье.
Рональд Кесслер считает такое мнение ошибочным. «Все говорит о том, что средний возраст – это лучшее время жизни. Изучая статистические данные по населению США, приходишь к выводу, что лучший возраст для человека – 50 лет. Вас еще не беспокоят болезни и недомогания пожилого возраста и вы уже не мучаетесь тревогами молодых людей: полюбит ли кто-нибудь меня? Смогу ли я добиться успеха на работе? Уровень общего дистресса низкий: число депрессивных и тревожных состояний достигает минимумам примерно в 35 лет и не увеличивается до конца 70 лет. Вы здоровы. Вы деятельны. У вас достаточно денег, чтобы позволить делать многое из того, что вам нравится. Ваши семейные отношения устоялись, и вероятность развода очень невелика. Середина жизни – это «то самое», к чему вы стремились. Вы можете посвящать свое время бытию, а не становлению» (Gallagher, 1993).
Кесслер и другие исследователи считают, что кризис середины жизни – это скорее исключение, чем правило. У подавляющего большинства людей переход в средний возраст переходит незаметно и плавно, по мере того, как на смену юношеским мечтам о славе, богатстве и красоте приходят более реалистичные ожидания.
Кризис середины жизни грозит в первую очередь тем, кто склонен избегать самоанализа и использует защитный механизм отрицания, стараясь не замечать перемен, происходящих в его организме и его жизни. В результате, сорокапятилетний мужчина, все еще считающий, что он находится в прекрасной физической форме, может испытать эмоциональное потрясение, когда его пятнадцатилетний сын начнет обыгрывать его в баскетбол. «Такие люди ни за что не хотят расстаться со своими иллюзиями – говорит Кесслер – они проявляют чудеса изобретательности, продолжая себя обманывать, пока, наконец, реальность не заявляет о себе в полный голос». Интересно отметить следующее: Кесслер полагает, что кризис середины жизни более типичен для состоятельных людей, чем для малоимущих и для представителей рабочего класса. Очевидно, когда солидный счет в банке защищает вас от тягот и превратностей жизни, легче обманывать себя в отношении реалий среднего возраста.
Может быть, людям, которые спокойно относятся к достижению середины жизни, удалось развить некое психологическое качество или когнитивную способность, сродни мудрости? Пол Балтес определяет мудрого человека как обладающего обширными фактуальными и процедурными знаниями, умеющего оценивать события и информацию в более широком контексте и способного справляться с неопределенностью.
Время появления мудрости указывает на то, что в зрелом возрасте люди получают новый импульс – новый способ понимания жизни, более ориентированный на служение людям. Вполне возможно, что забота о людях и есть тот «замковый камень процесса жизни, который отвергли строители».
Глава II. Исследование специфики протекания кризиса в середине жизни
Ряд исследователей взрослого развития изучали сплетение когнитивных способностей, личностных потребностей и социальных ожиданий, пытаясь определить стадии, или периоды развития взрослых людей. Их исследования, как правило, опираются на данные обширных лонгитюдных интервью с представителя разных возрастных когорт. На основе этих интервью ученые установили, что описываемые респондентами проблемы и интересы относятся к определенным возрастным периодам. Центральным содержанием этих периодов развития, как правило, оказываются нормативно определяемые кризисы, конфликты или проблемы.
Кроме нескольких лонгитюдных исследований, существует относительно мало надежных данных о том, как изменяются люди в течение всей жизни. Основной причиной такого недостатка является лишь относительно недавнее признание психологами того факта, что взрослые люди тоже «растут». Карл-Густав Юнг одним из первых обратил внимание на вторую половину жизни, когда человек оказывается перед необходимостью найти и оправдать смысл своего существования.
Развитие личности определяют через стадии развития; во взрослости эти стадии описываются как задачи. В числе задач развития, установленных Хэйвигхерстом для среднего возраста, - находится достижение зрелой гражданской и социальной ответственности, достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня, помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми и др. В отличие Хэйвигхерста, Эриксон определял главную задачу среднего возраста в виде основного вопроса – генеративность против поглощенности собой. Чтобы избежать стагнации, люди должны заботиться о младшем поколении и о том, какой мир это поколение получит в наследство. Пэк расширил описанную Эриксоном картину развития в среднем возрасте, включив в нее семь проблем развития: ценность мудрости против ценности физических сил, уравновешивание на новом уровне социального против сексуального начала в человеческих отношениях, катексисная гибкость против катексисного обеднения, умственная гибкость против умственной ригидности и др.
Исследования мужчин в середине жизни показали, что большинство их них связаны обязательствами как перед работой, так и перед семьей, и должны научаться справляться с проблемами, вызванными старением родителей и взрослением детей. Женщины в середине жизни традиционно определяют себя через свое основное место в семейном цикле.