Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 21:16, контрольная работа
Задание № 1.
Составление структурно- логической схемы, раскрывающей содержание темы: Этапы развития психологии
Задание № 2.
Биографическая справка о жизни ученых Аристотеля и Фромма и их вкладе в развитие психологии
Задание № 3.
Составить словарь-глоссарий и раскрыть содержание основных категорий и понятий по теме: психология толпы
Задание № 4.
Раскрыть содержание темы: слухи. В виде краткого изложения основных научных трактовок проблемы в современной психологической науке
Задание № 5.
Составить краткий конспект первоисточника (научного произведения) ___________________
3. По происхождению:
стихийные;
умышленно сфабрикованные:
первичные – изначально сфабрикованные слухи;
вторичные – слухи, которые зародились стихийно, но, были приукрашены заинтересованными в них лицами.
4. По силе влияния:
будоражащие групповое мнение;
вызывающие одиночное и групповое антиобщественное мнение;
разрушающие связи между лицами и группами.
Факторы, способствующие распространению слухов:
1. напряженная неблагоприятная, неопределенная обстановка в группе и окружающей ее среде (чрезвычайные обстоятельства, состояние боевых действий и др.);
2. отсутствие или недостаток официальной информации об обстановке;
3. недоверие к информации властей;
4. наличие лиц, заинтересованных в распространении слухов (о изменении курса валют и акций и т. д.);
5. общая усталость, изнурение;
6. подтверждение предыдущих слухов;
Мотивы распространения слухов:
1. потребность в самоутверждении – наличие интересующей всех информации говорит о близости к источнику власти и следовательно о высоком статусе лица, владеющего ею;
2. чувство солидарности – стремление предупредить людей о грозящей их опасности;
3. неудовлетворенность от единоличного обладания тревожной информацией, которая для усиления эффекта предумышленно усиливается неприятными подробностями;
4. стремление заполучить на свою сторону как можно больше сторонников;
5. подталкивание к групповым действиям, которые трудно и опасно совершать в одиночку;
6. стремление выйти в лидеры;
7. желание ослабить своего соперника, посеять в его лагере раздор.
Социально-психологические особенности восприятия слухов:
1. стремление уберечь себя и своих близких от неприятностей, подготовиться и уменьшить урон;
2. стремление спасаться вместе со всеми;
3. анонимность слуха, придающая ему характер достоверности;
4. одобрение слуха большинством;
5. легкая внушаемость и заражаемость части людей;
6. низкий уровень образованности и интеллектуальная неспособность самостоятельно и трезво оценить правдоподобность и обоснованность слуха.
Функции слухов:
1. удовлетворение и стимуляция естественной социальной потребности к общению и познанию окружающего мира;
2. снижение неопределенности по отношению к важным событиям;
3. помогают сориентироваться в ситуации и регулируют поведение человека;
4. предвосхищение социальных событий, помогающее человеку их предусмотреть, внести коррективы, обдумать поведение.
Последствия слухов:
1. рост напряженности;
2. создание условий тревожного ожидания и неуверенности;
3. чувство беспомощности перед надвигающимися угрозами;
4. снижение работоспособности;
5. увеличение конфликтов;
6. возможен взрыв недовольства и аффективного поведения.
Слухи невозможно запретить, как нельзя запретить и иные проявления массовой психологии. Слухи будут всегда, поскольку психология масс практически вечна, а слухи — одна из форм ее функционирования.
Задание № 5
Составить краткий конспект первоисточника (научного произведения) "Искусство любить" Э́риха Фромма.
Любовь — зрелый ответ на проблему человеческого существования.
1. Является ли любовь искусством?
Большинство людей исходят из предпосылки, что «любовь — божий дар, выпадающий человеку как счастливый случай, удача», однако проведя исследование природы любви Эрих Фромм показывает, что «любовь — искусство, такое же, как искусство жить», и это искусство требует «знаний и усилий».
Фромм в своих работах отражает много граней любви: искусство, самообновление, самообогащение, наслаждение и т. п., и при изложении теории любви он даёт такое определение: «Любовь — это активная заинтересованность в жизни и развитии того, к кому мы испытываем это чувство».
Он также исследует мотивацию активности и показывает, что активность бывает двух видов, и активность творца отличается от «пассивной» активности «жертвы».
2. Теория любви.
1. Любовь — ответ
на проблему человеческого
Человек — это осознающая себя жизнь, для которой невыносимо переживание отчужденности от природы, от других людей. Поэтому глубочайшей, стержневой потребностью человека является стремление покинуть тюрьму своего одиночества, стремление обрести единение с другими людьми. «История религии и философии есть история поисков ответов на этот вопрос».
И полное единение возможно только «в достижении межличностного единения, слияния своего „я“ и „я“ другого человека, то есть в любви». Однако кроме истинной, зрелой формы любви существуют незрелые формы любви, которые могут быть названы симбиотическим союзом. «Пассивная форма симбиотического союза — это подчинение, или, если воспользоваться клиническим термином, мазохизм». «Активная форма симбиотического союза — господство, или, используя клинический термин, соотносимый с мазохизмом, садизм». «Гитлер поступал прежде всего как садист по отношению к народу, но как мазохист — по отношению к собственной судьбе…».
«В противоположность симбиотическому союзу любовь — это единение при условии сохранения собственной целостности, индивидуальности. Любовь — это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими. Любовь помогает ему преодолеть чувство изоляции и одиночества, при этом позволяя ему оставаться самим собой и сохранять свою целостность. В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя». "Установлено, что фрустрация потребности в любви приводит к ухудшению соматического и психического состояний".
2.1 Любовь между родителями и детьми
Новорождённый воспринимает мать как источник тепла и пищи, он пребывает в эйфорическом состоянии удовлетворения и безопасности, в состояние нарциссизма. Позже к нему приходят переживания «гарантированной» любви матери «я любим, потому что это я». Если материнская любовь есть, то она «равна блаженству, если же ее нет, это все равно как если бы все прекрасное ушло из жизни — и ничего нельзя сделать, чтобы эту любовь искусственно создать». Проходит время и к ребёнку приходит ощущение способности возбуждать любовь своей собственной активностью. «Впервые в его жизни идея любви из желания быть любимым переходит в желание любить, в сотворение любви».
Много лет пройдет с этого первого шага до зрелой любви. В конце концов ребёнку, может быть уже в юношеском возрасте, предстоит преодолеть свой эгоцентризм, увидев в другом человеке не только средство для удовлетворения собственных желаний, а самоценное существо. Потребности и цели другого человека станут так же, если не более, важны, как собственные. Давать, дарить окажется куда более приятно и радостно, чем получать; любить даже более ценно, чем быть любимым. Любя, человек покидает тюрьму своего одиночества и изоляции, которые образуются состоянием нарциссизма и сосредоточенности на себе. Человек переживает счастье единения. Более того, он чувствует, что способен вызывать любовь своей любовью, — и ставит эту возможность выше той, когда любят его. Детская любовь следует принципу «Я люблю, потому что я любим», зрелая — «Я любим, потому что я люблю». Незрелая любовь кричит: «Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе». Зрелая любовь говорит: «Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя».
В родительской любви
каждого взрослого человека есть
материнское и отцовское
3. Объекты любви
Способность любить тесно связана с отношением человека к миру вообще, а не только к одному «объекту» любви. Поэтому любовь — это установка, ориентация характера. Однако большинство людей уверены, что любовь зависит не от собственной способности любить, а от свойств объекта любви. «Они даже убеждены, что, раз они не любят никого, кроме „любимого“ человека, это доказывает силу их любви», однако это не любовь, а симбиотический союз.
Таким образом, любовь — это ориентация, которая направлена на всё, а не на что-то одно. Однако же существуют различия между разными типами любви, зависящими от видов объекта любви.
а. Братская любовь.
«Наиболее „фундаментальный“ вид любви, составляющий основу всех её типов, — это братская любовь». Под ней разумеется ответственность, забота, «уважение, обстоятельное знание другого человеческого существа, желание продлить его жизнь. Об этом виде любви идет речь в Библии, когда говорится: „Возлюби ближнего своего, как самого себя“. Братская любовь — это любовь ко всем человеческим существам; её характеризует полное отсутствие предпочтения. Если я развил в себе способность любви, я не могу не любить своих братьев».
«Братская любовь — это любовь между равными; но даже равные не всегда „равны“. Как люди, все мы нуждаемся в помощи. Сегодня я, завтра ты. Но эта потребность не означает, что один всегда беспомощен, а другой всесилен. Беспомощность — это временное явление; умение обходиться собственными силами — устойчивое состояние». «Истинная же любовь начинает проявляться только в отношении тех, кого мы не можем использовать в своих целях».
б. Материнская любовь.
Материнская любовь имеет два аспекта: один — это забота, ответственность, знание и уважение абсолютно необходимые для сохранения здоровья ребёнка и его биологического роста. «Другой аспект выходит за пределы простого сохранения жизни. Это установка, которая внушает ребёнку любовь к жизни, которая даёт ему почувствовать, что хорошо быть живым, хорошо быть мальчиком или девочкой, хорошо жить на этой земле! Два этих аспекта материнской любви лаконично выражены в библейском рассказе о творении. Бог создал мир и человека. Это соответствует простой заботе и утверждению существования. Но Бог вышел за пределы этого минимального требования. Всякий день после творения природы — и человека — Бог говорит: „Это хорошо“. Материнская любовь на этой второй, высшей ступени заставляет ребёнка почувствовать, как хорошо родиться на свет; она внушает ребёнку любовь к жизни, а не только желание существовать».
При этом женщина должна быть не только хорошей матерью, но и счастливым человеком.
«Но ребёнок должен расти. Он должен покинуть материнское лоно, оторваться от материнской груди, наконец, стать совершенно независимым человеческим существом. Сама суть материнской любви — забота о росте ребёнка — предполагает желание, чтобы ребёнок отделился от матери. В этом основное её отличие от любви эротической. В эротической любви два человека, которые были обособлены, становятся едины. В материнской же любви два человека, которые были едины, становятся отдельными друг от друга. Мать должна не просто смириться, а именно хотеть и поощрять отделение ребёнка. Именно на этой стадии материнская любовь возлагает на себя столь трудную миссию, требующую бескорыстности способности отдавать все и не желать взамен ничего, кроме счастья любимого человека. Именно на этой стадии многие матери оказываются не способны к настоящей любви».
«Материнская любовь к растущему ребёнку, любовь, которая ничего не желает для себя, — это, возможно, наиболее трудная форма любви из всех достижимых и наиболее обманчивая из-за легкости, с которой мать любит своё дитя в младенчестве».
в. Эротическая любовь
Общим для братской и материнской любви является то, что они по своей сути не ограничиваются одним человеком. Любовь к ребёнку не останавливается на одном моем ребёнке, она распространяется на всех моих детей; более того она распространяется и на всех чужих детей, которые нуждаются в моей помощи. Братская любовь не успокаивается на любви только к одному брату, она распространяется на всех братьев.
Противоположная ситуация с эротической любовью, которая жаждет полного единения, слияния с одним-единственным человеком. Она по своей сути исключительна, а не всеобща.
Эротическая любовь — это самая обманчивая форма любви. Эротическую любовь часто путают с живым, подвижным, бурным переживанием «влюблённости» (романтической любви), когда волшебным образом сокрушаются препятствия, имевшиеся до известного момента между двумя чужими людьми. Но это переживание внезапной близости по самой своей природе кратковременно. Эта ситуация отражена в притче об Адаме и Еве, для которых близость утверждается, прежде всего, через половой контакт, но которые ещё не научились любить друг друга («что вполне понятно хотя бы из того, что Адам оправдывал себя, обвиняя Еву, вместо того чтобы пытаться защитить ее»).
Близость. Но «влюблёнными» за преодоление отчужденности, за близость, также принимаются и гнев, и ненависть, и несдержанность, и детскость, и ребячливость, и разговоры о своей личной жизни, о собственных тревогах и надеждах. «Но во всех этих случаях близость с течением времени имеет тенденцию сходить на нет». И тогда возникает желание сближения с другим человеком, и история повторяется. Это также связано с обманчивым характером полового желания.