Контрольная работа по "Юридической психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 18:21, контрольная работа

Краткое описание

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде. Понятие личности нередко заимствуется из психологии, трансформируется представителями различных, в том числе и правовых, наук (уголовное, гражданское право, криминология, криминалистика и др.), широко использующих его применительно к субъектам различных правоотношений. Характерной чертой употребления данного понятия в юридической литературе является наиболее расширенное толкование его содержания (по сравнению с тем, как оно трактуется в психологии), некоторое его смещение к таким понятиям, как субъект, лицо, человек.

Содержание

Вопрос № 1. Понятие личности в психологии
и правовой науке. 3
Вопрос № 2. Психологические особенности
изготовления и поиска тайников. 13
Список использованной литературы 19

Прикрепленные файлы: 1 файл

Юридическая психология КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 101.00 Кб (Скачать документ)

Хорошо известны наиболее заметные периоды в жизни человека, оставляющие свой отпечаток на формировании его личности (ранний детский возраст, детство, отрочество, юность, зрелость, старость), а также главные жизненные кризисы, связанные с переходом от одного возраста к другому.

Критерии оценки личности.

Один из них, отмеченный выше, это ощущение своего Я, которое лежит в основе представления ребенка о самом себе. Постепенно человек начинает ощущать себя субъектом своих восприятий, эмоциональных состояний, действий, наконец, чувствовать свое тождество и неразрывность с тем, чем он был накануне. Это система возникших представлений о самом себе, или, как говорят психологи, концепция собственного Я, образа самого себя, который по мере накопления жизненного, социального опыта эволюционирует и, по мнению американского психолога К. Роджерса, становится «реальным Я» человека или его Я-образом.

Поэтому, Я-образ представляет собой динамическое образование личности индивида. В жизни у человека периодически происходит смена множества его образов самого себя. Все это является результатом весьма продолжительного и очень важного процесса самопознания, который предполагает развитие у человека определенных познавательных способностей, интеллекта. Всякое продвижение к самопознанию человека, закрепленное в его Я-образе, представляет весьма значимый шаг в его развитии, в построении им своей собственной системы взаимоотношений, прежде всего с самим собой, а также взаимодействия с другими людьми.

Неадекватный, искаженный «образ самого себя» может свидетельствовать об определенном интеллектуальном отставании субъекта, о его сниженной критичности, задержке психического, личностного развития, что немаловажно учитывать при оценке личности виновного, потерпевшего(ей), особенно когда с первого взгляда бывают непонятны до конца мотивы поведения. Кстати, иногда стремление человека отстоять собственный Я-образ может выступать в качестве побудительной силы (мотива), толкающей его на те или иные поступки, в том числе и противоправного характера.

Разрыв переживаемых эмоций, их избыточность, связанные с ощущениями человеком своего Я-образа, утрата (даже частичная!) этого Я нередко свидетельствуют о начавшемся процессе личностной дезинтеграции и даже о возможном распаде личности, обусловленном какими-то серьезными расстройствами психики.

Одним из важнейших элементов Я-образа является такое личностное образование как «мое». Размытые границы между «мое» и «не мое» могут говорить о еще далеко не завершившемся процессе формирования личности, сниженной критичности, о личностной незрелости человека или, как говорят, инфантилизме личности — явлении, чаще встречаемом при рассмотрении в судах правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, молодыми людьми. Наряду с реальным Я в сознании человека может присутствовать и его идеальное Я, т.е. тот образ, в котором он склонен представлять, видеть себя, кем бы ему хотелось стать в результате реализации своих возможностей. К этому идеальному Я и стремится приблизиться Я реальное. Между этими двумя образами имеет место динамическое взаимодействие. Человек стремится сблизить представления о самом себе, о своем реальном Я со своим идеальным Я-образом, с тем, каким бы ему хотелось быть. Поэтому, «личность уравновешена тем лучше, чем больше согласия, или конгруэнтности, между реальным Я человека и его чувствами, мыслями и поведением, что позволяет ему приблизиться к своему идеальному Я».

Наличие или отсутствие гармонии между этими двумя образами является важным критерием оценки личности. Слишком большое их несоответствие может стать причиной серьезных трудностей, переживаемых человеком, его нервно-психической неуравновешенности, повышенной тревоги, неадаптивных форм поведения, что также чаще всего служит показателем личностной незрелости, отставания субъекта в психическом развитии, его социальной неадаптивности.

Следующим важным критерием оценки уровня развития личности субъекта является сформированность его самооценки. Самооценка — это оценка человеком самого себя, своих качеств, способностей, своего места среди других людей. Это своего рода проекция его реального «Я» на идеальное. Она свидетельствует об удовлетворенности либо неудовлетворенности субъекта самим собой. Поэтому самооценка также влияет на поведение человека, его взаимоотношения с окружающими, на проявление им своей сформировавшейся личности.

Для объективной оценки личности субъекта помимо его самооценки необходимо также учитывать действительную оценку личности группой.

Соотношение этих трех оценок определяет психическое самочувствие субъекта в группе, влияет на успешность его профессиональной деятельности, на социальный статус. Человек должен считаться с ними даже тогда, когда не подозревает о наличии этих показателей, ничего не знает о действии психологического механизма оценок и самооценки. По сути своей это перенесенный внутрь человеческой личности механизм социальных контактов, ориентаций и ценностей.

Следующим критерием оценки личностной зрелости субъекта является уровень его притязаний, тесно связанный с самооценкой. В психологии под уровнем притязаний понимается, с одной стороны, уровень трудностей, преодоление которых является целью для субъекта, а с другой — желаемый уровень самооценки личности (уровень Я-образа). Часто уровень притязаний устанавливается где-то между чересчур трудными и легко достижимыми целями с тем, чтобы самооценка личности не пострадала.

Установление субъектом оптимального уровня притязаний во многом определяется зрелостью его личности, объективно взвешенной оценкой своих возможностей, знаний, опыта, личностных качеств. Изучение уровня притязаний людей помогает оценивать их личность, понимать мотивы поведения.

Тесную связь с Я-образом, самооценкой, уровнем притязания личности имеет самоуважение человека, в котором отражается соотношение его собственных притязаний и реальных достижений. Чем выше успех, достигаемый субъектом, и ниже уровень его притязаний, тем в большей мере возрастает его самоуважение, являющееся наряду с другими отмеченными выше факторами важным критерием оценки сформированности и зрелости его личности. Процесс развития личности, как справедливо подмечено, предполагает постоянную трансформацию Я-образа, самооценки, самоуважения человека, в конечном итоге, - динамику его самосознания.

 

 

Вопрос № 2

Психологические особенности изготовления и поиска тайников.

В психологическом аспекте обыск является сложным и специфическим следственным действием, одним из доминирующих элементов которого является принуждение по отношению к обыскиваемому. В ходе обыска следователь и другие участвующие в нем должностные лица осматривают и исследуют жилище, различные постройки, участки местности, одежду и даже тело человека с целью обнаружения информации, необходимой для расследования преступления.

Лица, производящие обыск, должны учитывать, что при изготовлении тайников и различных хранилищ преступники в некоторых случаях учитывают целый ряд факторов психологического характера. К ним можно отнести следующие:

1) расчет на появление  фактора утомления и автоматизма. Преступник нередко прячет ценности среди большого числа однообразных, однородных предметов (книги, старые журналы, обилие вещей).

Так, искомый документ часто кладут в книгу, находящуюся в середине книжной полки. Расчет при этом основывается на том, что книги будут осматриваться с того или другого края полки, а к середине полки уже появятся определенный автоматизм, утомление, при которых следователь не будет перелистывать каждую страницу;

2) расчет на брезгливость. В связи с этим в качестве мест сокрытия часто избираются объекты, вызывающие резко отрицательные эмоции, – помойки, выгребные ямы туалета, грязное бельё, крайне загрязненные места и т. п. Особенно важно не прекращать, а активизировать обыск в сложных условиях – в загрязненных помещениях, на чердаках, в подвалах, среди нечистот и в различных труднодоступных местах, имея для этого спецодежду, технические приспособления, необходимое количество помощников;

3) расчет на проявление  такта и других благородных  побуждений со стороны следователя (сокрытие объектов в кровати  тяжелобольного, в кровати маленького  ребенка, в могиле близких родственников  и т. д.);

4) нарочитая небрежность сокрытия предмета (оставление его на виду). Это позволяет преступнику хранить ценности в обычных местах, не оборудуя специальных тайников.

5) отвлечение внимания  изготовлением тайников-двойников. Изготовление таких тайников "двойников" преследует цель навести следователя на заметный тайник, который уже пуст, показав ему, что ценностей у него уже нет;

6) расчет на организацию  конфликта во время обыска  с целью отвлечения внимания  для перепрятывания искомого  объекта;

7) в ряде случаев прячущий рассчитывает на отталкивающий эффект места сокрытия. В практике работы следователи обнаруживали в качестве мест сокрытия электролампы, электрические розетки, патроны для электроламп, клетки диких животных, собачьи будки, пчелиные ульи и т. п.;

8) в расчете на прямолинейность действии следователя в качестве места сокрытия нередко избираются объекты, не пригодные для использования в качестве хранилищ (стены здания, предметы обихода, мебель, дрова, кучи мусора и т. п).

То, что разыскивается, нередко помещается в малоценный обыденный предмет, который специально оставляется на видном месте (сахарница, солонка, кусок хлеба, мыла, колбасы, открытая банка консервов, полено, кусок торфа и т.п.). Субъективно моделируя «недоступность», прячущее лицо устраивает тайники за картинами, зеркалами, батареями водяного отопления, унитазами, бачками с водой, в колодцах, печных переходах и т. п.

Предварительный сбор всей перечисленной информации, тщательный анализ ее позволяют следователю успешно решить первую часть задачи по производству обыска – мысленно разгадать действия обыскиваемого.

Так же, ограниченность приемов обыска, применяемых в работе того или иного следователя, может быть использована в своих интересах прячущими лицами (они нередко тщательно анализируют деятельность следователя). Наряду с этим следует иметь в виду, что поисковые усилия следователя не должны сводиться к осмотру всех, без исключения, предметов, к непременной реализации всех возможных средств и приемов поиска. Производство обыска – это во многом случайная, вероятностная деятельность, характер и результаты которой предсказать невозможно. В то же время следователь действует не методом проб и ошибок, а на основе профессионального расчета, путем определения наиболее вероятностных направлений для достижения успеха. Система его поисковых действий обусловливается обоснованными предположениями розыскными версиями.

Следует учитывать также демаскирующие признаки тайников на месте обыска:

  • повреждения почвы и растительности на местности;
  • частицы искомых предметов и объектов;
  • остатки материалов от созданного хранилища;
  • специфические помарки, пометки;
  • различия в окраске предметов;
  • несоответствие места нахождения предмета его назначению.

Стремление преступника как следует замаскировать место сокрытия ценностей, очень часто преувеличивается. Поэтому обстановка становится несуразной, противоречивой и привлекает к себе внимание.

Например, нахождение зонтика, где спрятаны драгоценности в местах, не предназначенных для этой цели – на кухне, под кроватью и т. д.

Или другой пример. В квартире подозреваемого по делу о хищении было проведено три обыска, которые не дали положительных результатов. Во время четвёртого обыска следователь, уходя, решил осмотреть ржавую банку из-под чая, валявшуюся в коридоре под вешалкой среди обуви и сапожных щёток. В банке оказались туго свёрнутые 25 сберкнижек на очень крупную сумму.

Демаскирующими признаками мест сокрытия могут служить: отсутствие пыли и грязи в пазах между половыми досками и паркетными элементами, крепление новыми гвоздями и свежая покраска отдельных частей пола, место преимущественного нахождения обыскиваемого лица, выпуклость или вогнутость частей поверхности стен, различная люминесценция отдельных частей стен (при использовании прибора ультрафиолетового облучения) и др.

Приметами тайника на открытой местности могут быть: следы грунта на травяном покрове, особенности верхнего слоя почвы на отдельных участках, следы переноса маскирующих предметов (деревьев, ящиков, бочек и т. п.) и др.

Еще одна задача, которую решает прячущий – это выбор линии поведения. Здесь могут быть два варианта:

  • это линия поведения преступника до обыска, внешнее поведение, создание общественного мнения.
  • поведение во время обыска.

В первом случае, избранная линия поведения является маскирующей его отношение к самому преступному событию. Это тоже творческая задача, решаемая преступником. Причём, как правило, просматривается зависимость линии поведения от характера совершаемых преступлений. Так, поведением маскирующим крупные хищения, может быть подчёркнутая скромность в одежде, в обстановке в квартире, доходящая до имитации нищенского существования.

В психической деятельности обыскиваемого интенсивно функционируют защитные механизмы. Обыскиваемое лицо может проявить общительность и замкнутость, сдержанность и показную откровенность, высокомерность и агрессивность. Скрываемое жизненно важное событие, страх перед изобличением создают в сознании обыскиваемого лица "очаг аффектации", функционально перестраивающий всю его психическую деятельность. Этот очаг психотравмы не только дезорганизует нормальную психическую деятельность индивида, но и субъективно переживается, как душевная тяжесть. При этом спонтанно (самопроизвольно) формируются защитные механизмы, варьирующиеся в зависимости от психического склада личности.

Поведение прячущего во время обыска может быть двух видов: активное и пассивное. Пассивная форма поведения – это молчание, односложные ответы типа "да - нет", равнодушие к процедуре обыска. Активное поведение – может выражаться в различных формах. Это может быть услужливость, стремление облегчить работу следователя, предложения обыскать какие-либо дополнительные помещения. Это тактические маневры. С другой стороны, могут наблюдаться продуманные инсценировки: обморочное состояние, истерика, внезапное обострение болезни, ссоры между членами семьи и т.д. Особо следует отметить организацию конфликта, сознательно направленную на дезорганизацию действий следователя. В этом случае преступник прибегает к оскорблениям и насмешкам в адрес следователя.

Информация о работе Контрольная работа по "Юридической психологии"