Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 14:59, реферат
Истоки этнопсихологических знаний обнаруживаются в философских трактатах древних греков и мыслителей Востока.
Этно - как междисциплинарная область знания, изучает психологические особенности человека в единстве общечеловеческого и этноспецифичного. Этнопсихология ещё не стала дисциплиной с устоявшей методологией, методами исследования и даже терминологией. По ряду вопросов этнопсихологии специалисты имеют разные толкования. Данное пособие, естественно, не может охватить всей этнопсихологической проблематики. Её следует рассматривать в качестве введения в этнопсихологию.
1. Введение
2. Характеристика этнической психологии как науки
3. Различия в предмете этнопсихологии и других наук
4. Этнопсихология как междисциплинарная область знаний
5. Заключение
6. Список использованной литературы
Однако, подходы этнографов к пониманию сущности
этнопсихологических феноменов основываются
на знании и учете социологических и культурных,
а не психологических закономерностей
проявления индивидуального и общественного
сознания людей, что не позволяет в окончательном
итоге методологически очень точно и практически
верно осмыслить содержание собственно
психологической сущности и механизмов
их формирования, проявления и функционирования.
Отсюда сложились не всегда верные представления
о гносеологическом аспекте психологической
активности представителей этнических
общностей, когда их восприятие внешнего
мира, интеллектуально-познавательные
процессы, определенные психологические
свойства личности и социальное поведение
сознательно и без достаточно убедительных
специальных исследований лишаются некоторыми
учеными национальной специфики или трактуются
не психологически.
Активное вступление представителей отечественной психологической науки в деятельность по изучению и анализу национально-психологических явлений несколько поколебало эту позицию*, однако она тем не менее часто является водоразделом между социологическим и психологическим подходами к этническим феноменам. Безусловно, психологическая наука должна аккумулировать в своей теории и конкретных прикладных исследованиях те находки и достижения, которые имеют место в других областях знаний.
4. ЭТНОПСИХОЛОГИЯ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ
Во многих изданиях подчеркивается, что пока еще не сложилось общепризнанного понимания природы, характера и строения этноса. В отечественной науке до последнего времени господствовали теоретические взгляды, согласно которым этносы (или этнические общности) – это реально существующие группы, которые возникают, функционируют, взаимодействуют между собой и наконец умирают. В соответствии с этой концепцией, первые этносы (племена ЯГ соплеменности) возникли с появлением человека современного типа в эпоху первобытнообщинного строя. Реальными группами считают этносы многие исследователи, при этом их взгляды на природу подобных общностей кардинально расходятся.
Иными словами, основными признаками этноса он считает психологические характеристики: самосознание (или идентичность) и стереотип поведения, понимаемый им как нормы отношений между группой и индивидом и между индивидами. Для лучшего осмысления того, что такое стереотип поведения, Гумилев приводит пример типичного поведения представителей разных народов в трамвае, куда вошел буйный пьяный. По мнению исследователя, русский «скажет несколько сакраментальных слов», немец позовет милиционера, татарин отойдет в сторону, а грузин «схватит обидчика за грудки и попытается выбросить его из трамвая».
Гумилев подчеркивает, что стереотипы поведения формируются у ребенка в первые годы жизни, то есть принадлежность к этносу не является врожденной, а приобретается в процессе социализации. Он имеет в виду не воспитание в узком смысле слова, а формирование в определенной культурной среде. И в этом случае ученый находит доходчивый пример – пример своей матери – Анны Ахматовой, которая в детстве воспитывалась французской гувернанткой и говорила по-французски, что не помешало ей стать великим русским поэтом. Но когда стереотипы поведения у ребенка сформируются, полностью изменить их нельзя, даже если он переедет в другую страну, освоит другой язык и культуру.
Намного больше сторонников имела в СССР теория этноса Ю. Б. Бромлея (1983), который рассматривает этнос как исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании.
В определениях этноса сторонников подобных концепций общим является рассмотрение его как группы, члены которой имеют общую страну происхождения и осознают себя носителями общей культуры. Некоторые авторы выделяют разные уровни характеристик этноса: этнообразующие факторы (общность территории, эндогамия), этнические признаки, отражающие реальные различия (язык, культура), и – как высший уровень – этническое самосознание, производное от первых двух и избирательно их отражающее.
Существует и крайняя точка зрения, сторонники которой рассматривают этнос как общность, не связанную не только с государством, экономикой и политикой, но и с культурой, языком и возникающую в результате потребности человеческого рода к группированию. При такой постановке вопроса самосознание или идентичность остается практически единственной характеристикой этноса.
В мировой науке широкое распространение получил еще один подход к изучению этнических общностей: как социальных конструкций, возникающих и существующих в результате целенаправленных усилий политиков и творческой интеллигенции для достижения коллективных целей, прежде всего обеспечения социального комфорта в рамках культурно однородных сообществ.
Однако и авторы подобных концепций подчеркивают, что суть таких общностей составляет этническая идентичность, а также возникающая на ее основе солидарность.
Значение и роль признаков меняются в восприятии членов этноса в зависимости от особенностей исторической ситуации, от стадии консолидации этноса, от особенностей этнического окружения. Этнодифференцирующие признаки почти всегда отражают некоторую объективную реальность, чаще всего элементы духовной культуры. Но отражение может быть более или менее адекватным, более или менее искаженным, даже ложным. Например, общность происхождения членов современных этносов – это красивый миф; с одной и той же территорией могут ассоциировать себя несколько народов; многие элементы народно-бытовой культуры сохранились только в этнографических музеях; этнический язык может быть утрачен большинством населения и восприниматься лишь как символ единства.
Этническая общность – это прежде всего общность представлений о каких-либо признаках, а не сама по себе культурная отличительность. Не случайно, попытки определить этнос через ряд признаков постоянно терпели неудачу, тем более что с унификацией культуры количество этнодифференцирующих признаков неуклонно сокращается, что, правда, компенсируется привлечением новых элементов, связанных с профессиональным искусством и литературой, историческими знаниями.
Поэтому с позиции психолога можно определить этнос как устойчивую в своем существовании группу людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие.
Культура как психологическое понятие.
Среди огромного множества этнодифференцирующих признаков подавляющее большинство составляют элементы, более или менее адекватно отражающие реальную культурную отличительность. Во второй половине двадцатого века именно культуру чаще всего называют основным фактором, лежащим в основе межэтнических различий психики. Ряд этнопсихологических школ занимается изучением связи между культурой и психологическими – прежде всего личностными – характеристиками. Все эти обстоятельства требуют осмысления понятия «культура».
К культуре принадлежит каждый, даже простейший предмет, созданный человеком, любая мысль, зародившаяся в его сознании. «Культура» – это то, что не есть «природа».
При таком понимании культуры подчеркивается ее многоаспектность, полная невозможность перечислить все ее элементы. Это здания, орудия, одежда, способы приготовления пищи, социальное взаимодействие, вербальная и невербальная коммуникация, воспитание детей, образование молодежи, религии, эстетические предпочтения, философия и многое другое. Все эти элементы составляют материальные и духовные продукты жизнедеятельности человека. Материальная культура состоит из созданных человеком предметов, но в этих предметах материализуются знания и умения, которые вместе с ценностями, нормами, представлениями о мире и правилами поведения являются элементами нематериальной культуры. Разделение культуры на материальную и духовную есть только научная абстракция, так как каждый материальный предмет, прежде чем он был создан, должен был сначала стать «идеей» в мозгу человека. А любая идея, чтобы стать доступной для других людей, должна объективироваться в какой-либо материал – книгу, картину, скульптуру. Как справедливо отмечает польский социолог Я. Щепаньский, «мир произведений человека – это всегда мир, в котором мысль или творческое воображение сливаются с материалом, в котором они воплощены, это мир нераздельный».
Впрочем, далеко не все исследователи согласны с таким пониманием культуры. Социологов и культурологов интересуют, прежде всего, духовные продукты, созданные людьми. Если для этнолога глиняный сосуд – такой же продукт культуры, как симфония Моцарта, то многие социологи склонны рассматривать его скорее как продукт хозяйственной деятельности и соответствующей технологии. В социологических определениях культуры часто называют следующий комплекс: идеи, передаваемые из поколения в поколение; связанные с ними системы ценностей, которые в свою очередь определяют поведение индивидов и групп, их способы мышления и восприятия.
Этнопсихологи тоже изучают элементы духовной культуры. Так, специалисты в области психологической антропологии интересуются в первую очередь способами социализации детей у разных народов. Социальные психологи, проводящие сравнительно-культурные исследования, охватывают более широкий круг явлений, их волнует, как элементы культуры отражаются в сознании людей, «существуют в их головах». Американский психолог Г. Триандис, в целом соглашаясь с определением культуры Херсковица, в качестве предмета этнопсихологии даже выделяет субъективную культуру. Субъективной культурой он называет характерные для каждой культуры способы, с помощью которых ее члены познают созданную людьми часть человеческого окружения: то, как они категоризуют социальные объекты, какие связи между категориями выделяют, а также нормы, роли и ценности (которые они признают своими (см. Tnandis, 1994). Понимаемая таким образом субъективная культура охватывает все представления, идеи и верования, которые являются объединяющими для того или иного народа и оказывают непосредственное воздействие на поведение и деятельность его членов.
Необходимо отметить, что существуют разные точки зрения на связи между культурой и этносом. Многие исследователи считают, что границы культуры и этноса не идентичны. С одной стороны, одинаковые элементы культуры можно обнаружить у разных народов. С другой стороны, каждый этнос может включать очень непохожие элементы культуры – русские живут в Архангельской и Воронежской областях, но сколь различны их жилища, костюмы, песни и танцы. На это можно ответить, что культура – не набор, а система определенным образом взаимосвязанных элементов. Мы не можем найти двух разных этносов с абсолютно одинаковыми культурами. А наличие нескольких субкультур в русской культуре – кстати сказать, различия между которыми значительно сглажены в настоящее время, – не отрицает существования единой культуры русского народа.
Необходимо также иметь в виду, что в
системе понятий, принятой в этнологии,
под культурой часто понимается вся та
общность, которая составляет данный этнос.
При таком понимании культура охватывает
все проявления социальной жизнедеятельности
без разделения на сферы хозяйства, политики,
социальных отношений и культуры в узком
смысле слова. Иными словами, термин «культура»
подразумевает общество в целом и даже
этнос в целом.
После короткого знакомства с тем, как
определяются понятия «этнос» и «культура»
в психологии и смежных науках, будет легче
понять, что представляет собой этнопсихология.
Объяснять сущность и специфику функционирования
явлений, психологических по своему содержанию
и, кроме того, составляющих предмет изучения
психологической науки, последняя должна
на основе именно психологических закономерностей.
Социологический же и этнографический
подходы к изучению этих явлений могут
лишь дополнять научные представления
об их происхождении, факторах и источниках
формирования, а не претендовать на роль
истины в последней инстанции.
Этническая психология, конечно же, должна
развиваться в тесном сотрудничестве
с другими науками. Ее взаимодействие
с ними обусловливается необходимостью
объединения усилий многих исследователей
в интересах изучения сходного объекта
— явлений, выступающих следствием взаимодействия,
общения, взаимоотношений и поведения
людей в составе этнических общностей.
Этнология (этнография) и социология
помогают психологам: методологически верно и всесторонне более грамотно
осмысливать потребности, ценностные
ориентации, настроения, чувства, традиции,
привычки и нравы представителей различных
национальных групп; осознавать, как они
влияют и в каком соотношении находятся
с национально-психологическими особенностями
людей, как последние проявляются в процессе
их социального и культурного бытия. В
связи с этим предметом исследований социологов
и этнографов выступают не собственно
национально-психологические особенности,
отличающие одних людей от других, а социокультурные
феномены — материальная культура народов,
их структура, родство и система жизнеобеспечения,
а также социальная специфика внутригрупповых
и межгрупповых этнических отношений.
Историческая наука дает возможность
психологам точно интерпретировать факторы
и источники формирования национально-психологических
особенностей представителей тех или
иных этнических общностей, правильно
оценивать формирование, функционирование
и трансформацию конкретных проявлений
психики этих людей на различных исторических
этапах их развития.
В то же время эти и другие науки, например
педагогика (от греч. paidagogike — наука о воспитании
детей), политология (от греч. politike — искусство
управления государством + logos — наука,
учение), нуждаются в результатах исследований психологов,
поскольку без них не могут быть правильно
объяснены конкретные явления, относящиеся
к областям их собственных интересов.
Так, политология с помощью этнопсихологов
может более точно описывать специфику
протекания политических процессов в
конкретных национальных регионах, которая
во многом зависит от своеобразия проявления
национально-психологических особенностей
народов, в них проживающих. А педагогам
этнопсихология способна подсказать,
например, более подходящее содержание
воспитательных мероприятий, так как оно
во многом определяется спецификой национального
опыта конкретной этнической общности.
Кроме того, в настоящее время из конкретных
наук выделились прикладные отрасли знаний,
ориентированные на изучение национальной
специфики многочисленных социальных
явлений и процессов, без анализа результатов
исследований которых не может обойтись
этническая психология. Вместе с тем эти
отрасли знаний отличаются своим предметом
и соответственно спецификой исследований.
Информация о работе Этнопсихология как междисциплинарная область знаний