Эмпирическое исследование отношения ко лжи подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 22:52, курсовая работа

Краткое описание

Анализ отечественных психологических публикаций показывает, что, несмотря на очевидную актуальность обсуждаемой темы, в нашей науке почти нет исследований, посвященных изучению закономерностей порождения и понимания лжи в системах коммуникации.Сегодня, ложь как психологический феномен изучают и за рубежом (Пол Экман), и в России (Виктор Знаков). На сегодняшний день работа американского психолога, профессора психологии Калифорнийского университета в Сан-Франциско Пола Экмана «Психология лжи» является одной из книг, в которой довольно полно представлены все наработки по этой проблеме. Данная книга – результат многолетних исследований одного из крупных специалистов в мире по данному вопросу. В России написано много работ по монографии Экмана.

Содержание

Введение
2
Глава 1. Теоретический анализ отношения ко лжи в подростковом возрасте
8
1.1. Понятие лжи
8
1.2. Психологические особенности подросткового возраста
16
1.3. Развитие отношения ко лжи у подростков
21


Глава 2. Эмпирическое исследование отношения ко лжи подростков

2.1. Программа эмпирического исследования



Заключение
38
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Kursovaya_2.docx

— 92.99 Кб (Скачать документ)

Итог:

Подростковый возраст - это пик активности, прежде всего физической время бурной перестройки организма, который диктует специфические "парадоксы подростковой психики"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Развитие отношения ко лжи у подростков

Человек рождается не умеющим лгать. Однако в процессе жизни у него формируется не только определенное понимание лжи, отношение к ней, но и опыт ее использования в различных ситуациях. Наиболее значимым периодом в формировании системы отношения человека ко лжи является подростковый возраст.

Целью проекта Пола Экмана являлось выявление понимания лжи и особенностей отношения к ней подростков 8-11 классов.

Проект осуществлялся в период с ноября 2007 года по февраль 2008 года. В ходе проекта были установлено, что представляет собой ложь как объект социального и философского анализа и каковы причины появления склонности ко лжи, рассмотрены методики выявления лжи в непосредственном общении, исследовано понимание лжи и отношение к ней подростков 8 – 11 классов нашей школы, подобраны рекомендации по выявлению лжи в непосредственном общении.

Под ложью учащиеся понимают вранье, обман, зло, недоверие, предательство, хитрость, неприятность. Большая часть учащихся считает, что ложь социально опасна. Однако с возрастом понимание этого уменьшается. Выраженное осознание социальной опасности лжи и отрицательное отношение ко лжи не мешает учащимся прибегать к ней. Практически все учащиеся в той или иной степени признают себя лгущими и считают, что все люди лгут. Ко лжи учащиеся прибегают для того, чтобы избежать наказания, скрыть содеянное, помочь кому-то в трудной ситуации, или же просто по мелочам. Большинство учащихся может определить ситуации обмана. Сами ученики очень редко признаются в своей лжи другим. Многие из них при этом отмечают, что лгут чуть ли не с детского сада или с начальных классов. По мнению большинства подростков, ложь портит человека, приводит к еще большим неприятностям, разоблачению и потере доверия со стороны окружающих или даже к гибели человека. Учащиеся школы считают, что ложь недопустима в важных делах, в семье и дружбе, хотя неоднократно были свидетелями проявления лжи в этих сферах жизни. В своем ближайшем окружении учащиеся обнаруживают не слишком много лжи. При этом считают, что для того, чтобы лжи было меньше, надо говорить правду или избегать ситуаций, когда приходится лгать. Учащиеся старших классов, в сравнении с учениками 8 и 9 классов, относятся ко лжи более лояльно и допускают ситуации, когда ложь применима и имеет положительные стороны.

В целом, старшие подростки относятся ко лжи неоднозначно, с возрастом отношение ко лжи становится все более лояльным.

Результатом проекта стало создание слайдовой презентации – тренинга для детей и взрослых «Что такое ложь и как ей противостоять» и выпуск буклета «Как не стать жертвой лжеца».

Ложь подростка свидетельствует о том, что в силу некоторых обстоятельств он не дорожит чувством интимности (возможно, такового просто нет в семье), хотя, в отличие от детей младшего возраста, хорошо понимает, что это такое. Но это не значит, что подростки не будут лгать, если с родителями сложились хорошие отношения. Иногда они настолько любят родителей и так боятся их огорчить, что сами загоняют себя в угол ложью. Как часто будет повторяться ложь зависит от многих обстоятельств, в том числе и от страха сына или дочери потерять любовь и доверие горячо любимых родителей, а также от полного отсутствия стремления восстановить доверие. В любом случае, последствия лжи в этом возрасте более серьезны, чем в более ранний период жизни человека.

Подростки отличаются от детей более младшего возраста принципиально иным уровнем понимания событий внешнего мира. У подростка появляется формальное мышление, то есть способность мыслить сложными категориями и соотносить события с контекстом, в котором они происходят. В этом возрасте большинство из них узнает, что истина не является абсолютной, что знания достоверны лишь в определенной степени, что со временем ученые найдут новые факты, которые могут опровергнуть сложившуюся картину мира. У большинства подростков это знание ведет к переосмыслению всей картины мира. Они пытаются разрешить дилемму: «Если нельзя отличить правду ото лжи, если нельзя быть уверенным в том, кто прав, а кто виноват, тогда возможен ли вообще правильный выбор?»

В зависимости от прежнего опыта и возможности искреннего общения с родителями они могут приходить к принципиально разным выводам. Например, не умея выбирать между разными позициями, они всем точкам зрения могут придавать равное значение. Как следствие, подростки теряют уважение к авторитету и, прежде всего, подвергают сомнению правильность суждений родителей. По этой же причине в действиях подростков появляется импульсивность – ведь нет смысла обдумывать ситуацию, если все действия одинаково верны. Они предпочитают интуицию логике, однако интуиция их подводит, потому что точность ее определяется опытом, которого у подростков еще недостаточно.

Они ориентируются на мнение сверстников, считая их групповое суждение более значимым, чем взгляды и замечания родителей. При этом подростки в одинаковой степени могут не выполнять требования как родителей, так и группы ровесников. Это объясняется тем, что, предъявляя высокие требования к окружающим, к себе они их пока не применяют.

Все это ведет к тому, что подростки разделяют точку зрения случайного лидера значимой для них группы сверстников, и эти взгляды на некоторое время становятся ориентиром в планировании собственных действий. Внутри такой группы подростки часто освобождают себя от ответственности выносить самостоятельные суждения, подчиняясь мнению большинства. Чем авторитарнее лидер, чем искуснее эксплуатирует он высшие человеческие ценности, тем проще подросток вливается в такую группу. Именно поэтому секты в своих действиях ориентируются именно на подростков, причем не просто подростков, но одиноких и несчастных.

Возможна и другая ситуация, когда, уверившись в том, что между добром и злом нет различий, подростки примыкают к группе, пробующей те или иные противоправные действия, связанные с жестокостью и насилием.

И, наконец, не имея ориентиров и методов разрешения проблем, подростки прибегают к химическим средствам, изменяющим сознание. Выбор конкретных средств определяется местом проживания подростка и количеством денег на карманные расходы. Чем меньше денег, тем выше вероятность употребления алкоголя, чем их больше, тем выше вероятность применения наркотиков.

Наши собственные исследования показали, что по пути химического изменения сознания идут подростки с самой простой личностной структурой.

Первый опыт употребления наркотика сопровождается удивительно приятным состоянием возбуждения и предвкушением долгожданного счастья, оставляющим неизгладимый след в душе подростка, на которого со всех сторон обрушиваются кажущиеся неразрешимыми проблемы. Возникает понимание того, что есть доступные способы получения удовольствия, отодвигающие на задний план привычные тяготы жизни. Такое понимание надежно фиксируется в сознании и уже не подвергается сомнению при восприятии любых самых очевидных знаний о последствиях такого поведения. Это объясняется тем, что состояние удовольствия переживается реально и интенсивно, а о негативных последствиях становится известно из чужого опыта, на котором практически не учится ни один человек. Именно яркое, позитивное состояние удовольствия, возникающее у подростка, не имеющего душевных сил для борьбы и навыков преодоления трудностей, ведет к возникновению зависимого поведения.

Неумение преодолевать трудности формирует специфические механизмы зашиты от неприятных последствий своего поведения. Чаще всего таким последствием становится безответственность, поскольку выполнение обязательств требует длительной и упорной работы, тогда как зависимый подросток не способен и не желает переносить какие бы то ни было трудности.

Чтобы оправдать себя, зависимые подростки предпочитают лгать, а не сообщать горькую правду. Они поступают так потому, что успокаивают прежде всего себя. Через какое-то время ложь становится привычкой, рождается сама собой и не контролируется сознательно. Этим они вовлекают в ложь своих близких, которым лгут слишком искренне (поскольку сами уверены в своей лжи), теперь уже и близкие становятся соучастниками поддержания опасных привычек.

Потребность в искусственном изменении состояния возникает у зависимого подростка при появлении любого затруднения и, безусловно, в экстремальных ситуациях. Состояние человека, подвергающегося сверхсильному воздействию, называется стрессом. Таким образом, одним из существенных отличий зависимого подростка является его неспособность переживать стресс.

Для описания умения человека преодолевать препятствия Р. С. Лазарус ввел понятие «копинг». Английское слово coping означает способность разрешать трудные ситуации, овладевать ими. Напряженные моменты являются неотъемлемой составляющей современной жизни, и то, как подросток научился справляться с ними, в большой мере предопределяет его адаптивный потенциал.

При возникновении экстремальной ситуации люди либо принимают ее и пытаются выйти из создавшегося положения, либо все силы направляют на то, чтобы оттянуть время в надежде, что все само собой образуется. В соответствии с этим поведением выделяют два типа копинга.

Проблемно-центрированный копинг проявляется в том, что подросток предпринимает разнообразные попытки решить возникшую у него проблему и тем самым выйти из стресса. Противоположным является эмоцио-центрированный копинг, при котором подросток полностью погружается в свои эмоции и не пытается вырваться из ситуации, приведшей к стрессу. Такие люди часто сетуют на судьбу, которая обрушила на них тяжелые обстоятельства, плачут и стенают, однако не предпринимают ничего, что способствовало бы разрешению проблемы. Если первый тип поведения ведет к более быстрому выходу из сложных обстоятельств, то второй порождает манипулирование окружающими с целью вовлечь их в судьбу пострадавшего. Для этого подростки часто прибегают к системе лжи.

Но не все определяется психологическими особенностями подростка. Если отношения в семье приводят к тому, что подростка наказывают при совершении им любых негативных действий, то возможно формирование у него состояния выученной беспомощности. В этом случае подросток утрачивает инициативность и интерес к жизни и пассивно следует указаниям взрослых.

Он обучается тому, что любое его действие не помогает в разрешении трудностей, а лишь отсрочивает наказание.

Итак, можно выделить четыре психологических умения, обладая которыми, подростки никогда не встанут на путь зависимости от химического вещества. К этим умениям относятся: умение отвечать за свои поступки, умение трудиться, умение преодолевать трудности и ждать. Если родители привили детям эти качества в раннем возрасте, то могут не опасаться серьезных проблем в подростковом. Более того, наказания в семье за проступок не должны быть сильными и неотвратимыми, чтобы не сформировать у подростка выученную беспомощность. Именно в этот период все просчеты раннего воспитания приобретают зримую реализацию в поведении сына или дочери.

В одном исследовании была поставлена весьма интригующая задача: стоит ли родителям обучать подростков правильно выпивать, чтобы они могли ограничивать себя в той или иной ситуации. Были опрошены 2 тысячи родителей, в семьях которых было по два подростка 13 и 15 лет. Оказалось, что если родители разрешают употреблять алкоголь в своем присутствии, полагая, что тем самым учат подростков выпивать правильно, соотнося возможности с объемом выпитого, то подростки начинают легко пить в любых условиях. Поэтому если родители много пьют при детях, вероятность, что последние будут поступать так же, крайне высока. Это же относится и к курению. Никакие рассказы, лекции и тренировки не отвадят подростков от курения, если они видят, что их близкие курят.

Любое зависимое поведение (от алкоголя, наркотиков, курения) приведет не только к необходимости лгать родителям, но и к легкости появления этой лжи.

Очевидно, что приобщаться к такого рода зависимостям будут подростки, много времени проводящие вне дома. Существует важная психологическая истина. Семья с подростком – это семья, живущая на вулкане. Основная задача такой семьи – создать условия, при которых подростку комфортнее находиться дома, чем где бы то ни было. Чем более сильная близость в отношениях между родителям и детьми была сформирована в предыдущий период жизни, чем больше навыков разрешения проблем освоил ребенок, чем понятнее цели, которые он поставил в жизни, тем больше вероятность, что и в подростковом возрасте он продолжит развивать позитивное движение в этих направлениях. Не стоит думать, что подросток сам должен решать свои проблемы. Именно в этом возрасте они нуждаются в общении, причем в общении на равных.

Но это не значит, что нельзя повлиять на тех подростков, которые большую часть времени проводят вне дома.

Безусловно, чем раньше поставлена задача, тем легче найти решение.

Подросток внедряется в группу сверстников не одномоментно. И в период адаптации в группе существует больше шансов вывести его из нее.

Это говорит о том, насколько значимо при переходе к подростковому возрасту обсуждение насущных проблем ребенка совместно с родителями. Любое сомнение, высказанное подростком, его ошибки и проблемы должны привлекать их внимание. При этом задача родителей состоит не в том, чтобы сказать, что все пройдет и забудется (об этом знают только они, а подростку так больно сейчас, что он точно уверен, что боль останется навсегда). Совместно обсуждая конкретные проблемы, родители наводят ребенка на важнейшую мысль, которая станет для него ориентиром в будущем. В мире действительно не существует неопровержимых истин, люди никогда не могут до конца быть уверены в каком-либо факте. Но есть общечеловеческие ценности, которые не требуют доказательств. И именно они отличают человека от других живых существ и позволили человечеству выжить и сформировать множество различных культур. Следование этим ценностям увеличивает количество добра в мире и определяет человеческое достоинство. Человек может ошибаться в своих действиях, но важно при этом не скрывать свои ошибки, а, анализируя их последствия, исправлять неверные шаги и продумывать дальнейшие действия так, чтобы не повторять ошибок.

Родителям следует помнить, что если в более ранние периоды ребенка для него важнейшим методом обучения было действие, то подросток сталкивается с проблемами осмысления. А потому особое внимание следует уделять суждениям. Более того, необходимо подчеркивать, что результаты суждения должны быть применены не к другим людям, а прежде всего к себе.

Информация о работе Эмпирическое исследование отношения ко лжи подростков