Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:12, реферат
Актуальность этой темы заключена в том, что ей уделено мало внимания. Изучение инициации средствами и методами психологии представлено в науке недостаточно: в лучшем случае это этнографические, литературоведческие или мифологические заимствования. Открытие в религиоведении данного материала, который вызывает интерес, по - новому заставляет просмотреть на инициацию и на сам символизм смерти в инициации. Поэтому мы взяли эту тему, чтобы расширить свои знания по этой теме.
Главная цель работы - это написать важность, как и самой инициации, так и символизма смерти при переходах из одного состояния в другое, не только на одном примере, но и как это происходит в других религиях, а также, и рассмотреть саму инициацию для психологии религии.
Введение .3
Глава 1 Инициация …………………………………………………………….5
1.1 Истоки инициации ………………………………………………………..5
1.2 Виды инициации ………………………………………………………….7
Глава 2 Символизм смерти в инициации………………………………….13
2.1 Элементы обрядов в современных религиях и основные приемы работы ……………………………………………………………………………13
2.2 Современный обзор (феномен в трудах психологов) и дальнейшее развитие………………………………………………………………………….19
Заключение ……………………………………………………………………...23
Используемая литература ………………………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки Кыргызской Республики
Кыргызско – Российский Славянский университет
Факультет международных отношений
Кафедра ЮНЕСКО по изучению мировой культуры и религий
Реферат
На тему: Инициация. Символизм смерти в инициации
Выполнила: студентка 3 курса,
гр. МР1-08
Мищенко Е.А.
Научный руководитель:
Школьный В. А.,
ст. пр., к.п.н
Бишкек 2011
План работы
Введение .3
Глава 1 Инициация …………………………………………………………….5
1.1 Истоки инициации …………………………………………………
1.2 Виды инициации ………………………………………………………….7
Заключение
……………………………………………………………………...
Используемая
литература …………………………………………………
Введение
Актуальность этой темы заключена в том, что ей уделено мало внимания. Изучение инициации средствами и методами психологии представлено в науке недостаточно: в лучшем случае это этнографические, литературоведческие или мифологические заимствования. Открытие в религиоведении данного материала, который вызывает интерес, по - новому заставляет просмотреть на инициацию и на сам символизм смерти в инициации. Поэтому мы взяли эту тему, чтобы расширить свои знания по этой теме.
Главная цель работы - это написать важность, как и самой инициации, так и символизма смерти при переходах из одного состояния в другое, не только на одном примере, но и как это происходит в других религиях, а также, и рассмотреть саму инициацию для психологии религии.
Инициация (лат. Initiatio - совершение таинства, посвящение) - обряд, знаменующий переход индивидуума на новую ступень развития в рамках какой - либо социальной группы или мистического общества.1 Индивид переходит из одного статуса в другой, в частности включение в некоторый замкнутый круг лиц (в число полноправных членов племени, в мужской союз, эзотерический культ, круг жрецов, шаманов и т. д.), и обряд, оформляющий этот переход; обряды или ритуалы инициации также называются переходными или посвятительными. В психологическом смысле инициация возникает тогда, когда человек осмеливается действовать вопреки природным инстинктам и открывает в себе возможность движения в направлении к сознанию. Сложность обрядовых церемоний предполагает переключение психической энергии от рутинных занятий на новое и необычное дело. С инициируемым происходит онтологическое изменение, что позднее находит свое выражение в осознанной перемене внешнего статуса. Важно отметить, что в процессе инициации субъект приобщается не к знанию, а к тайне. Инициация подразумевает отмирание менее адекватных и неактуальных условий жизни и возрождение обновленных и более соответствующих новому статусу инициируемого. Здесь мы сталкиваемся с трансформацией, изменением, поэтому сами ритуалы так таинственно - пугающи.
Обряд инициации предполагает жертву, и именно она является главным источником страдания. Для его облегчения предусматривается некое переходное состояние, соответствующее временной утрате эго. В соответствии с этим инициируемый сопровождается или патронируется кем-то, например священнослужителем или наставником (шаманом), способным взять на себя проектируемый перенос того, чем предстоит стать инициируемому. Отношения между инициируемым и инициатором носят глубоко символический характер. В психической жизни индивида инициация занимает важное место, и внешние церемонии соответствуют психологическому образцу изменения и роста. Ритуалы или обряды попросту оберегают человека и общество от дезинтеграции, в особенности, когда в них происходят глубокие внутренние и всеобъемлющие изменения.
Глава 1
Инициация
Ритуалы инициации известны с древнейших времен, они готовили человека к серьезным изменениям в его жизни, в частности сопровождали достижение им половой зрелости. Корни обряда можно проследить в глубокой древности, практически у всех народов. Инициация обычно сопровождается праздничным обрядом, нередко с различными, часто мучительными, испытаниями (нанесение татуировок, телесные повреждения, укусы муравьёв, хирургические вмешательствами и т. д.). Нередко применялись различные средства, вызывающие сонливость или значительное снижение болевой чувствительности, благодаря чему создавались условия для преодоления болезненных испытаний. Мифы и предания древнего, дородового периода истории свидетельствуют о многообразии обрядов.
Институт «инициации» очень древен, его находят в самых архаических культурах - у австралийских аборигенов и жителей Огненной Земли. В той или иной форме он присутствует во всех культурах. Инициацию взросления проходили все подростки мужского и женского пола данного сообщества в возрасте примерно 11 - 13 лет (иногда – 13 - 15 лет). Ритуалы, практики и идейный контекст инициации тесно связаны с ведущей идеологией, мифологией племени, сообщества. Это приобщение (не в теории, а на собственном опыте) к ценностям взрослых, к знанию взрослых и к личностным характеристикам и способностям взрослого человека. Как писал ведущий исследователь мифологии Мирча Элиаде: «Инициация позволяла подростку постичь «тройное откровение»: откровение Священного, Смерти и Сексуальности»2. Все три вида опыта отсутствуют у ребенка. Инициируемый узнает о них, принимает их и включает в структуру своей новой - взрослой - личности. Кроме того, посвящаемый уподобляется культурному идеалу племени, представленному в виде обожествляемого первопредка, героя или божества, легендарный и трудный путь которого он и повторяет в инициации. Вся инициация, ее антураж и события насыщены глубочайшими символами и являются проигрыванием сокровеннейших мифологем племени.
Сущность и цель инициации всегда и повсюду одни и те же. Различаются лишь способы адаптации ее к месту и времени. Адаптация никогда не является продуктом чьей - либо фантазии, но, как адаптация традиционных форм в целом, она всегда происходит из «нечеловеческого» источника, ибо вне его может существовать не традиция, не инициация, но только какая - нибудь из «пародий», столь часто встречаемых в современном мире, которые ни из чего не происходят и ни к чему не ведут.
1.2.Виды инициации
С точки зрения стороннего наблюдателя, не погруженного в Традицию, посвящение есть религиозно - магический акт перехода человека из состояния с одним сакральным и социальным статусом в состояние другим таковым статусом. Такая формулировка может стать самым общим определением понятия «посвящение», хотя она и отражает лишь «событийную» сторону феномена, не затрагивая самой сущности того, что происходит в ходе традиционных инициатических обрядов. Так или иначе, этому определению удовлетворяют два основных типа посвящения:
1) возрастные инициации, связанные с переходом человека из одной возрастной категории в другую
2) специализированные (кастовые) инициации, определяющие вхождение человека в то или иное объединение сакрального характера (каста, «тайный союз») и/или получение им доступа к тем или иным магическим силам и сакральным ценностям (обретение «шаманского зрения»)
Как показывает опыт изучения традиционной культуры, посвящения обоих типов строятся по одним и тем же принципам и законам, проходят нередко по одним и тем же обрядовым схемам. Что более важно, любое традиционное посвящение - будь то инициация мальчика, становящегося мужчиной и обретающего права и обязанности взрослого человека, или магическая инициация шамана - любое традиционное посвящение подразумевает одну и ту же внутреннюю суть, хотя и реализуемую, разумеется, на разных уровнях. Поэтому прежде, чем перейти к обсуждению целей и сути двух названных типов посвящений, рассмотрим самое значение инициации в сакральной Традиции.
Значение первого, следующего сразу за рождением, имянаречения в Традиции огромно. Во - первых, наречение имени очищает родившегося, разрывает его связь с Миром Мертвых, где всё безымянно. А во - вторых, имянаречение символизирует: пришедший в Мир Живых будет человеком, ибо звери тоже умеют рожать детенышей, но не умеют давать им имена.
Вместе с детским именем родившийся получает и свой первый статус в сообществе людей, в мире - он становится дитём. Дети в традиционных обществах считались бесполыми и воспитывались женщинами семьи или рода все вместе, без разделения на мальчиков и девочек. Такое воспитание продолжалось, как правило, до семи лет.
Когда дети достигали возраста в 2 - 3 года, они вступали во второй инициатический цикл, длившийся примерно до 7 лет и содержащий у разных народов два - три, а иногда и больше частных посвящений. Эта цепь посвящений преследовала две цели: введение в пол и введение в род. На Руси, например, именно в этот период дети впервые одевали женскую юбку (сарафан) или мужские порты. С момента завершения инициации они - уже не бесполые дети, но мальчики и девочки воспитывались раздельно и начинали осваивать навыки и умения, необходимые, соответственно, мужчинам и женщинам.3
Второй аспект данной инициации - введение в род в качестве младших его членов. Социальный статус ребенка в архаике соответствовал социальному статусу раба. Русское слово «ребенок», украинское «парубок» происходят от той же древней основы, что и слово раб. Статус «раба» характеризуется отсутствием, как прав, так и обязанностей, кроме права на долю в пище и обязанности беспрекословного подчинения, старшим членам рода. «Раб» не имеет в традиционном обществе даже права отвечать за свои поступки, за преступления, совершенные ребенком или рабом, всегда расплачивается родитель или хозяин.
Наконец, третья, основная, инициация проводилась по достижении ребенком возраста 13 - 15 лет и представляла собой, фактически, превращение во взрослого человека и полноценного члена рода, наделенного самостоятельностью и полным (или почти полным) набором прав и обязанностей. Именно это посвящение наиболее полно следовало традиционному инициатическому «пути через Смерть», на котором ребенок терял свое детское имя и, возрождаясь в качестве взрослого, получал новое имя, которое и считалось единственно настоящим. Об этом самом важном изо всех возрастных посвящений, историк религий Мирча Элиаде пишет: «Посвящение вводит неофита одновременно и в человеческое общество, и в мир духовных ценностей. Он узнает правила поведения, производственные приемы и организацию взрослых, а также мифы и священные традиции племени, имена богов и историю их деяний и, что особенно важно, мистические отношения между племенем и Сверхъестественными Существами, в том виде, в котором они установились в начале мира…»4
Задача данного посвящения состоит еще и в своеобразном испытании подростка, магической и бытовой проверке того, насколько он готов и, говоря вообще, насколько он способен войти в мир, в сообщество взрослых людей. При необходимости, достигнув возраста 18 - 21 года, члены сообщества могли проходить и другие, дополнительные инициатические обряды, хотя большая часть такого рода посвящений скорее должна быть отнесена уже к инициациям специализированным или кастовым. Подобная последовательность возрастных посвящений сохранилась (отчасти, формально) в структуре возрастной лестницы средневекового феодального сословия, имевшей приблизительно следующий вид:
1. до 7 лет - воспитание женщинами;
2. с 7 до 14 лет - служба пажом;
3. с 14 примерно до 18 - 19 лет - служба оруженосцем;
4. в 18 - 20 лет - рыцарское посвящение.
2. Посвящения касты Воинов. Воины - вторая каста традиционного сообщества, также обладающая собственной системой специализированных инициаций. Две основные цели инициаций - отработка жесточайшего нравственного контроля над собственным поведением и раскрытие дополнительных («сверхъестественных») возможностей человеческого организма, включая овладение определенными специфическими технологиями боевой магии. Характерный пример инициации скандинавских берсерков, в результате которых воин обретал «сверхъестественные» быстроту и мощь, нечувствительность к боли и другие специфические качества: «Они шли без кольчуг и иных доспехов, они кусали края своих щитов и были сильны, как медведи или боровы. Они убивали людей, но, ни огонь, ни железо не могли причинить вреда им», - гласит «Сага об Инглингах».6