Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 08:48, сочинение
Обычно агрессию определяют как физическое или вербальное поведение, направленное на причинение кому-либо вреда или боли. Существует два типа агрессии: враждебная и инструментальная. Цель враждебной агрессии-причинение вреда. В случае инструментальной агрессии причинение вреда не есть сама цель, но средство достижение этой цели.
И житейские наблюдения, и данные исследований в области психологии показывают, что различия между мужчинами и женщинами, как потенциальными субъектами и объектами агрессивного поведения существуют. Принято считать, что мужчины больше агрессивны, чем женщины, и более склонны прибегать в своем поведении к агрессии, особенно физической.
Обычно агрессию определяют как физическое или вербальное поведение, направленное на причинение кому-либо вреда или боли. Существует два типа агрессии: враждебная и инструментальная. Цель враждебной агрессии-причинение вреда. В случае инструментальной агрессии причинение вреда не есть сама цель, но средство достижение этой цели.
И житейские наблюдения, и данные исследований в области психологии показывают, что различия между мужчинами и женщинами, как потенциальными субъектами и объектами агрессивного поведения существуют. Принято считать, что мужчины больше агрессивны, чем женщины, и более склонны прибегать в своем поведении к агрессии, особенно физической.
Существует утверждение согласно, которому мужчины уже на генетическом уровне запрограммированы проявлять больше склонности к агрессивному поведению, нежели женщины. Также во многих культурах считается, что представители мужского пола не только являются, но и должны быть грубее, самоувереннее и агрессивнее, чем женщины.
Данные, полученные в целом ряде исследований, действительно позволяют сделать вывод, что мужчины больше склонны прибегать к физической агрессии.
Лагерспец, исследуя финских 11-12 летних учащихся школьников, обнаружил, что девочки предпочитали использовать косвенные формы агрессии (распускали слухи, заводили нового друга в отместку старому и т.п.), в то время как мальчики чаще всего открыто выражали агрессию. Бойорковист и его коллеги предположили, что женщины, из-за того, что они более слабы физически, то не имеет смысла применять физическую агрессию, и поэтому они прибегают к вербальной агрессии.
Целый ряд ученных в своих кросс-культурных исследованиях говорили о том, что стратегии косвенной агрессии в целом чаще встречаются у женщин, чем у мужчин, хотя отмечаются некоторые вариации. По данным исследования, мужчины уже к раннему возрасту агрессию вербально либо косвенными путями-это не только сплетни, но и критические замечания, прерывания на полуслове, инсинуации без прямого обвинения и поведения типа «отстань от меня».
Гендерные различия в агрессии заметны в ситуациях, когда к агрессии вынуждены обратиться, в отличии от ситуаций, когда к ней прибегают без всякого принуждения. Более того, склонность мужчин доминировать более высокие уровни агрессии на много очевидней после сильной провокации, чем при ее отсутствии.
По данным Кэмпбола и других, мужчины и женщины по разному представляют функции агрессии. Женщины рассматривают агрессию как средство выражения гнева и снятия стресса, т.е как экспрессию. Мужчины как инструментальную модель поведения, к которой прибегают для получения социальных и материальных вознаграждений.
Для выяснения установления
гендерных различий в агрессии используют
чаще всего две модели-
Другая модель объясняет агрессивное поведение с точки зрения социальных и культурных факторов. Было предложено множество различных вариантов этой теории, но большинство фактов подтверждает гипотезу интерпретации социальной роли, предложенную Игли и Вудом. Согласно этой модели, гендерные различия в агрессии порождаются противоположностью гендерных ролей, т.е. представлениями о том, какие, в пределах данной культуре должно быть поведение представителей различных полов. У многих народов считается, что женщины, в отличии от мужчин, более общественные создания для них должно быть характерно беспокойство за других, эмоциональная экспрессивность. Для мужчин же, напротив, ожидается демонстрация силы-независимости, уверенности в себе. Гендерные роли, которые приписываются мужчинам и женщинам поощряют проявление мужчинами агрессии в некоторых факторах, в то время как агрессивность у женщин не приветствуется (агрессивность, например, несовместима с некоторыми ролями). По данным полученными в исследованиях Кемпбели и Мансер, можно заключить, что мужчин не редко принуждают к агрессии окружение. Кто-либо ставит под сомнение их самоуважение общественное положение, а мужчины представляют, что в глазах других их пассивность оценена негативно. Женщины, наоборот, испытывают смущение, если им пришлось проявить агрессию на людях. Перри и другие обнаружили, что к 10-ти летнему возрасту за одно и тоже агрессивное поведение мальчики ожидают меньшее одобрение от родителей, чем от девочек. Игли и Штэффен также отметили, что мужчины предпочитают роли, в которых требуется проявление агрессии, приобретая, таким образом, опыт и навыки агрессивных действий. Для большинства женских ролей, наоборот, агрессивность неуместна и скорее рождает чувство вины и тревоги из-за своей несовместимости с направленностью женской роли на нежность и заботу о других.
Тем не менее всегда следует учитывать, что в реальной, конкретной ситуации на агрессивность, ее возникновение, проявления, интенсивность и т.д. в значительной степени влияет индивидуальные особенности людей: черты их личности, их установки, стереотипы, склонности и др.
Однако, следует отметить, что некоторые данные наводят на мысль, что именно биологические и генетические факторы обуславливают склонность мужчин прибегать к многочисленным формам агрессии. Наиболее убедительным свидетельством в этом отношении является демонстрация наличия связи между уровнем тестостерона и проявление агрессивного характера. Несколько различных работ показывают, что более высокие концентрации тестостерона ассоциируются с более высоким уровнем агрессии у мужчин. На самом же деле пока не существует убедительных экспериментальных доказательств наличия у человека связи «тестостерон-агресссия». Кроме того, оказывается, что гендерное различие в агрессии в равной степени имеет значение для лиц с гомосексуальной и гетеросексуальной ориентацией. Если социальные факторы и гендерные роли играют основную роль в гендерных различиях в агрессии, можно ожидать, что подобные различия будут в большей степени провялятся у гетеросексуалов. Тот же факт, что на самом деле это не так, говорит о том, что биологические факторы действительно могут играть определенную роль в порождении гендерных различий.