Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 17:06, контрольная работа
Теория диспозиций личности опирается на научные достижения как психологии, так и социологии. Психологическая теория диспозиции принадлежит Гордону Оллпорту.
Оллпорт определяет личность как реальную сущность каждого конкретного человека, уникального в своем своеобразии. Личностью ученый называет то, что лежит за конкретными поступками человека внутри него самого. Личность – это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидума, которые определяют характерное для него поведение и мышление. Она не является статичной сущностью, хотя и имеет основополагающую структуру, постоянно эволюционирует.
Функционирование диспозиционной системы, по В.А. Ядову, протекает следующим образом. Поведенческому акту предшествует “актуализация диспозиций”, для чего должна возникнуть “конфигурация” внешних и внутренних условий: информационное поле (накапливаемые человеком в течение жизни знания), соотнесение знания с потребностью и его эмоциональное подкрепление. Эмоции и переживания человеком своей психической активности выступают важнейшим фактором в ценностно-установочной регуляции его поведения.
В нормальных условиях поведение остается целесообразным, но возможны обстоятельства, при которых сила эмоций, неадекватных ситуации, становится столь значительной, что поведение теряет целесообразность. Например, в ситуации паники, депрессии, гнева, когда эмоции препятствуют нормальному функционированию диспозиционной системы.
С точки зрения вышеизложенной гипотезы, на низшем уровне диспозиционной иерархии поведенческая готовность выражена максимально четко. Фиксированные установки не содержат ничего, кроме стереотипных готовностей; здесь объектом выступают данные в чувствах конкретные предметы.
На уровне социальных установок и ценностных ориентаций формируются поведенческие планы и программы.
Взаимодействие между разными элементами диспозиционной структуры при построении планов и программ поведения содержит три аспекта: формирование самого плана на основе “опережающего отражения мотивация деятельности, волевые усилия.
Важно, что мотивы непосредственно включены в диспозиционную регуляцию. В.А. Ядов говорит, что механизм взаимосвязи между различными элементами диспозиционной структуры и ситуацией поведения следует рассматривать именно как механизм мотивации, обеспечивающий целесообразное управление поведения личности, его саморегуляцию.
Итак, диспозиционная регуляция социального поведения есть и диспозиционная мотивация, то есть механизм, который обеспечивает целесообразность формирования различных состояний готовности к поведению не только в виде предрасположенности, но и в виде эмоционального переживания значимости этих действий для субъекта.
С точки зрения практических возможностей предсказания социального поведения личности, В.А. Ядов с сотрудниками в своем исследовании ставили цель выявить “прогностическую ценность” информации о различных состояниях предрасположенности субъекта к определенному поведению в заданных условиях. Это существенно, так как данные субъективных оценок широко используются для получения информации о реальном поведении людей в обозримом будущем. Хотя, по словам В.А. Ядова, не ясно, насколько основательны эти прогнозы.
Можно ли на основе информации о диспозициях предсказать поведение личности в некоторой социальной ситуации? В такого рода прогнозах ошибки могут происходить от различных причин: от переоценки рефлексивных способностей субъекта по поводу его поведенческих намерений, от различий в уровне развития навыков к определенной деятельности, от несовершенства методик, от ошибок в определении адекватного поведения уровня диспозиционной регуляции и др. Но практическая потребность прогноза поведения очевидна.
Исследование, основанное на гипотезе
о диспозиционной структуре, показало:
1) структура ценностных ориентаций - неплохой
показатель для прогноза общей направленности
поведения как целеустремленного или
сравнительно хаотичного, трудно или легко
поддающегося внешней регуляции;
2) обобщенные социальные
3) обобщенные установки хорошо
согласуются с диспозициями
4) для предвидения определенного
поступка в жестко очерченных
условиях вполне информативны
ситуативные социальные
5) очень важно располагать
Таким образом, представление о диспозиционной структуре, ее объективных и субъективных предпосылках и механизмах функционирования позволяет пополнить представления о регуляции и саморегуляции поведения личности.
Высший диспозиционный уровень образует система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства их достижения.
П.Н. Шихирев в своей статье “Исследования установки в США” замечает, что западная социальная психология иначе смотрит на проблему генезиса установки. Положение в этой области можно сравнить лишь с положением исследования соответствия установки реальному поведению. За исключением чисто бихевиористических теорий и психоаналитической теории Г. Сарнова (рассматривающей генезис установки с позиций фрейдизма, то есть как следствие первых детских переживаний и конфликтов), большинство исследователей исходит из того, что между образованием установки и ее изменением нет большой разницы. Это рассуждение построено по следующей логике: когда установка не наблюдается, она нейтральна; когда она обнаруживается, это означает ее сдвиг в ту или другую сторону от нулевой точки. Согласно бихевиористским теориям, установка - результат выработки условного рефлекса, который потом “обрастает” различными когнитивными “украшениями” в процессе ее рационализации. Это отчасти подтверждается некоторыми исследованиями. Наиболее подробный обзор имеющихся исследований различных детерминант установки сделан недавно У. Мак Гайром.
Проблема изменения аттитюдов представляет собой самостоятельный раздел западной социальной психологии. Там выдвинуто много различных моделей объяснения процесса изменения социальных установок. Эти объяснительные модели строятся, в основном, в русле двух основных теоретических ориентаций - бихевиористской и когнитивистской, поэтому наибольшее распространение и получили объяснения, опирающиеся на принципы этих двух направлений.
В бихевиористски ориентированной социальной психологии (исследования К. Ховланда) в качестве объяснительного принципа для понимания факта изменения аттитюдов используется принцип научения: аттитюды человека изменяются в зависимости от того, каким образом организуется подкрепление той или иной социальной установки. Меняя систему вознаграждений и наказаний, можно влиять на характер социальной установки, измерять ее.
Критические соображения относительно ограниченности принципа подкрепления хорошо известны. Если всякий аттитюд формируется на основе предшествующего жизненного опыта, социального по своему содержанию, то изменение возможно также лишь при условии “включения” социальных факторов. Подкрепление в бихевиористской теории не связано с такого рода факторами.
В когнитивистской традиции объяснение изменению социальных установок дается в терминах так называемых “теорий когнитивного диссонанса” (Ф. Хайдер, Г. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, П. Танненбаум). Это означает, что изменение установки всякий раз происходит в том случае, когда в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие: например, сталкивается негативная установка на какой-либо объект и позитивная установка на лицо, дающее этому объекту позитивную характеристику. Несоответствие может возникать и по различным другим причинам.
Важно, что стимулом для изменения является потребность индивида в восстановлении когнитивного консонанса, то есть упорядоченного, “однозначного” восприятия внешнего мира. Кстати, в процессе дальнейшего развития теории выявились ее слабые стороны. К главным из них относятся сложность метода и трудность квантификации, измерения величины самого диссонанса. Нерешенными остаются два следующих теоретических вопроса:
1) всегда ли человек стремится снять диссонанс?
2) всегда ли диссонанс является психологической переменной?
Изучение социальной установки в рамках социальной психологии должно быть продолжено как с точки зрения изменений, затрагивающих данный уровень диспозиций, так и с точки зрения активности позиции личности, вызванных не просто в ответ на ситуацию, но в силу изменений, порожденных развитием самой личности.
Осознанные отношения к предметам и явлениям действительности формируются на основе определенных установок. Психологическое отношение представляет собой отражение в сознании человека установки, выработанной на уровне активности личности, поэтому особенности его формирования, смены и действия могут быть поняты в связи с закономерностями целостного поведения не только отдельного человека, но и хотя бы группы его ближайшего социального окружения
Завершая характеристику свой концепции личности, В. А. Ядов подчеркивает, что «диспозиционная регуляция социального поведения есть в то же время и диспозиционная мотивация, т. е. механизм, обеспечивающий целесообразность формирования различных состояний готовности к поведению. При этом регуляция социального поведения должна быть истолкована в контексте всей диспозиционной системы личности».
Список литературы
1. Социология. Основы общей теории: учебник / под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. – М.: Главная книга, 2001.
2. Социология: учебник / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечепуренко, А.В. Попов. – М.: Норма.
3. Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность.-2002.
4. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт-М, 2001
5. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности // Социально-гуманитарные знания.- 2001.- №3.
6. Саморегуляция и прогнозирование социального по-
ведения личности : Диспозиционная концепция.
2-е расширенное изд. — М. : ЦСПиМ, 2013.
7. Кухарчук Д.Конспект лекций. Социология