Что нового в представлении о человеке внёс классический психоанализ Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 12:31, доклад

Краткое описание

Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) - австрийский врач-психотерапевт, предложивший психоаналитический метод лечения нервнобольных и распространивший затем этот подход на понимание человеческой психики, религии, культуры, художественного творчества и развития человечества. Развитие психоанализа сопровождалось вторжением психоаналитических идей в разнообразные сферы знания, включая науку, религию, философию.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Что нового в представлении о человеке внёс классический психоанализ Фрейда.docx

— 21.54 Кб (Скачать документ)

Что нового в представлении о  человеке внёс классический психоанализ Фрейда

Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) - австрийский врач-психотерапевт, предложивший психоаналитический метод  лечения нервнобольных и распространивший затем этот подход на понимание человеческой психики, религии, культуры, художественного  творчества и развития человечества. Развитие психоанализа сопровождалось вторжением психоаналитических идей в  разнообразные сферы знания, включая  науку, религию, философию.

Классический  психоанализ Фрейда противостоит двум крайним философским позициям: рационализму, выводящему эмпирическое существование  человека из абсолютной идеи или мирового духа, и иррационализму, растворяющему  человеческое существо в слепой воле или бессознательном начале, стоящем  вне, помимо и за человеческим бытием. Первая отвергается им по причине того, что он признает материальность мира, существующего объективно, независимо от какого-либо духа, парящего над реальностью и творящего из самого себя как внешнюю природу, так и внутренний мир человека. Вторую позицию Фрейд не признает в силу того, что для него бессознательное не метафизическая конструкция или мистическое начало, а реальная сфера жизнедеятельности человека, наделенная смыслом и играющая важную роль в мышлении и поведении людей.

В противоположность  философским учениям, авторы которых  обращались главным образом к  изучению внешнего мира, "великого" мироздания, Фрейд смещает акцент исследования на "малый" мир, на человека. Он не столько отворачивается от онтологической проблематики, сколько переносит  ее в глубины человеческого существа. Онтологию как учение о внешнем  мире, развиваемое в рамках традиционной философии, он выносит за скобки психоаналитического  исследования, которое стремится  прорваться сквозь внешние природные  и культурные напластования к  внутренним, психическим структурам и процессам, возникающим в недрах человеческого бытия.

Большое значение Фрейд придает осмыслению внутреннего  мира человека, выявлению тех движущих сил, которые изнутри задают направленность человеческого развития. Такими движущими  силами в классическом психоанализе признаются влечения человека. На раскрытии  их природы сосредоточены все  усилия Фрейда.

Психоаналитическая  философия ориентирована на изучение человека не со стороны или, точнее, извне, а изнутри, с позиций выявления  внутренних детерминант развертывания  человеческой деятельности. Вынесение  внешнего мира за скобки психоаналитического  исследования осуществляется не посредством  принципиального поворота к нему спиной, а лишь учетом его психологической  значимости для человека. Специфика  психоаналитической философии состоит  в том, что во внимание принимается  психологическое значение внешнего мира.

Следует отметить еще одну особенность психоаналитической философии. Основным объектом исследования для Фрейда становится специфическая  форма реальности. Изучается не просто внутренний мир человека, а та сфера  психического, в рамках которой происходят наиболее существенные и значимые для  человеческой жизнедеятельности процессы и изменения. Это психическое  является для Фрейда не меньшей реальностью, чем объективно существующий мир. Изучение психически-реального, выявление закономерностей  человеческой психики, раскрытие внутренних коллизий и драм, разыгрывающихся  в глубинах человеческого бытия, - все это становится крайне важным для психоаналитического исследования.

Обращаясь к  рассмотрению психической реальности, Фрейд переосмысливает традиционные представления о тождестве человеческой психики и сознания. Клинический опыт, понимание психологии человеческой деятельности, идеи о бессознательном, высказанные рядом философов (И. Кант, Э. фон Гартман, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше) и воспринятые Фрейдом, - подвели его к принятию гипотезы о существовании бессознательного пласта человеческой психики, в недрах которого протекает особая жизнь, недостаточно изученная, но реально значимая и заметно отличающаяся от сферы сознания.

В философских  системах прошлого человек рассматривался, как правило, в качестве сознательного  существа. Фрейд же исходит из того, что допущение бессознательного необходимо и закономерно, так как  жизненный опыт свидетельствует  о существовании таких психических  процессов, которые не могут быть названы сознательными. Отождествление психики с сознанием нарушает психическую непрерывность и  ввергает в неразрешимые трудности  психофизического параллелизма. Поэтому, согласно Фрейду, более целесообразно  исходить из допущения бессознательного психического как некой реальности, с которой необходимо считаться  и которую следует изучать.

Одно из основных психоаналитических положений сводится к тому, что собственно деятельными  в психическом смысле признаются те психологические процессы, которые  сами по себе бессознательны, а не процессы, составляющие содержание сознания. Для  Фрейда, всякий психический акт существует сначала в бессознательном и только затем может оказаться в сфере сознания. Переход в сознание - не обязательный процесс. Далеко не все психические акты становятся сознательными.

Фрейд сравнивает сферу бессознательного с большой передней, а сознание - с примыкающей к ней узкой комнатой, салоном. На пороге между передней и салоном стоит страж, который не только пристально разглядывает каждый психический акт, но и решает вопрос о том, пропустить ли его из одной комнаты в другую или нет. Если какой-либо психический акт допускается стражем в салон, то это вовсе не означает, что он тем самым становится сознательным. Он становится сознательным только тогда, когда привлекает к себе внимание сознания, находящегося в конце салона.

Стало быть, если передняя комната - это обитель  бессознательного, то салон, по сути дела, вместилище предсознательного, и только за ним расположена келья сознательного, где, находясь на задворках салона, сознание выступает в роли наблюдателя. Таково одно из фрейдовских пространственных или, как основатель психоанализа называет, топических представлений о бессознательном и сознании, изложенных в его первых работах.

Для Фрейда бессознательное характеризуется двойственностью, выявляемой не столько при описании бессознательных процессов как таковых, сколько при раскрытии динамики их функционирования в человеческой психике.

С одной стороны, в ходе описания психических процессов, не являющихся сознательными, обнаруживается скрытое, латентное бессознательное. Его характерным признаком является то, что представление, будучи сознательным в какой-то момент, перестает быть таковым в следующее мгновение, но может вновь стать сознательным при наличии условий, способствующих переходу бессознательного в сознание.

С другой стороны, динамика развертывания психических  процессов свидетельствует о  наличии в человеческой психике  какой-то противодействующей силы, препятствующей проникновению бессознательных  представлений в сознание. Состояние, в котором данные представления  находятся до их осознания, Фрейд  называет вытеснением, а силу, способствующую вытеснению этих представлений - сопротивлением. Устранение сопротивления возможно лишь на основе психоаналитических процедур, с помощью которых соответствующие  бессознательные представления  могут быть доведены до сознания.

В классическом психоанализе, следовательно, бессознательное предстает в качестве двух самостоятельных и не сводящихся друг к другу психических процессов. Согласно Фрейду, имеется двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе не может стать сознательным. Первый вид бессознательного он называет предсознательное, второй - вытесненное бессознательное. Отсюда - идея Фрейда о топике человеческой психики, состоящей из бессознательного, предсознательного и сознания.

В работах 20-х  годов основатель психоанализа использует другие понятия для характеристики человеческой психики. Наряду с топическим представлением о бессознательном, он осуществляет структурное деление психики, которая теперь понимается как состоящая из трех слоев, или инстанций, - Оно, Я, Сверх-Я.

Бессознательное Оно представлено у Фрейда в качестве того унаследованного человеческой организацией глубинного слоя, в недрах которого копошатся скрытые психические  образования, напоминающие собой старых демонов и выражающие безотчетные  влечения человека. Сознательное Я - посредник между Оно и внешним миром, инстанция, предназначенная для содействия во влиянии этого мира на бессознательную деятельность индивида. Сверх-Я - инстанция, олицетворяющая собой как императивы долженствования, так и запреты морально-нравственного, социокультурного и семейно-исторического происхождения. В классическом психоанализе отношения между этими тремя инстанциями представляются сложными и многообразными. Для понимания существа этих отношений Фрейд прибегает к образным сравнениям. Оно и Я - это лошадь и всадник. Я пытается подчинить себе Оно, подобно тому, как всадник предпринимает усилия по обузданию превосходящей силы лошади. В конечном счете оказывается, что если всадник идет на поводу у неукрощенной лошади, то и Я фактически подчиняется воле Оно, создавая лишь видимость своего превосходства над ним (Оно), или, как выражается Фрейд, Я является верным слугой Оно, старающимся заслужить расположение этого господина.

Не менее  сложными оказываются и отношения  между Я и Сверх-Я. Имея двойное лицо, на одном из которых лежит печать долженствования, а на другом - лик запретов, Сверх-Я, так же, как и Оно, может властвовать над Я, выступая в роли либо совести, либо бессознательного чувства вины. Поскольку по своему происхождению Сверх-Я Фрейд рассматривает не иначе, как в образе "адвоката" внутреннего мира, т.е. Оно, то в итоге Я оказывается в тисках многообразных и глубоких противоречий, возникающих на почве постоянных требований Оно и Сверх-Я. Более того, по выражению Фрейда, Я является "несчастным существом", служащим трем господам и подверженным троякой угрозе со стороны внешнего мира, вожделений Оно и строгости Сверх-Я.

 В противоположность  философским концепциям, авторы  которых уповали на безграничную  власть сознания над человеческими  страстями и апеллировали к  разуму как непогрешимому источнику  могущества людей, Фрейд показал  зависимость Я от бессознательных  влечений человека и от требований  культуры с ее нравственными  предписаниями и социальными  запретами. Он как бы нанес решительный психологический удар по мании величия человеческого Я, той последней цитадели, которая еще осталась не сокрушенной под напором космологического открытия Коперника (Земля не является центром Вселенной) и биологического открытия Дарвина (человек происходит от обезьяны и, следовательно, представляет собой лишь ступеньку в эволюции животного мира).

Достижения Фрейда в области психоанализа поставили его в один ряд с такими мыслителями, как Дарвин, Маркс и Эйнштейн. Он во многом перевернул существовавшее до него представление о человеке. Согласно Декарту, Локку и Канту, природа наделила каждого индивида свободой воли. Способность совершать свободный выбор составляет наиболее глубокую сущность индивида и связана с сознательным "Я". Фрейд трактует это мнение о человеческой психике (душе, psyche) как иллюзию. Сознательное "Я" является только вершиной могучей, бессознательной ментальной жизни.

Итак, Фрейд  совершил революцию в нашем представлении  о субъекте. Он стремился показать, что сознательная ментальная жизнь  является только малой частью всей ментальной жизни человека. Процессы нашего сознания строго детерминируются  бессознательными факторами. Для иллюстрации  этого положения часто используют аналогию с айсбергом. Если сравнить с надводной частью айсберга все  то, что является сознательным, то бессознательное  будет ассоциироваться с гораздо  большей невидимой массой льда, которая  находится под водой. Именно эта  невидимая масса определяет как  центр тяжести, так и курс движения айсберга. Аналогично этому бессознательное является ядром нашей индивидуальности.


Информация о работе Что нового в представлении о человеке внёс классический психоанализ Фрейда