Контрсуггестивный барьер – взаимная неприязнь.
Более чем ошибкой является внезапный крик учительницы: «Совсем обнаглел! Занимаешься только своим любимым предметом, а мой совсем забросил»! Ничего удивительного, что ученик лишился всякого уважения к такому учителю, не скрывая своих чувств. Учащийся как правило остро чувствует недоброжелательное отношение учителя к нему, он «защищается» подчас с юношеской настойчивостью и отсутствием такта. Имеет смысл при возникновении контрсуггестивного барьера проанализировать, на каком этапе общения сложился он, и для себя, в спокойной обстановке, проанализировать, что его вызвало.
Когда у истоков такого барьера учащийся, нужно поручать ему сложные проблемы, соответствующие зоне его ближайшего развития. Если и это не помогает, то на основе нулевой диалогической модальности («ты для меня такой же, как все; я такой же, как все») строить новый характер диалога – без элементов неприязненной разъединённости.
Барьер “Qui pro quo” («одно вместо другого», «кто о чём») – тот, о котором говориться «беседовать на разных языках».
Коммуниканты не слышат друг друга, не понимают и не стремятся понять; у каждого своя точка зрения, и поколебать её не возможно. При этом участнику такого специфического диалога кажется, что другой стремится вывести его из себя.
На уроке такой барьер возникает в тех случаях, когда учитель демонстративно безразличен к ответу учащегося. Рано или поздно и объяснение самого учителя будет падать в пустоту, поскольку общение поднимается дистантностью официоза. Оно заменяется монологами и репликами, имеющие, как правило, различные ассоциативные подтексты: учитель и ученик беседуют о разных вещах, обозначая их одними словами.
Если ученик начинает кричать, то не заражайтесь его эмоциями. Лучше дать ему почувствовать отъединённость от класса, который решает задачу. Или с непринуждённым видом поднесите к нему диктофон: это именно то, что принято называть «ушатом холодной воды».
Такие барьеры преодолеваются:
точностью речевого высказывания;
оптимальным интонированием;
выбором максимально понятных слов;
своевременно уточнить мысль собеседника.
Если класс не готов слушать, то надо воспользоваться средствами фокусировки внимания:
интересная тема;
формирование единого оптического канала (резкий жест, необычный предмет, контрастность предъявляемого);
резкая смена основных характеристик речи (сила голоса, темп речи, интонирование, инициирование диалога);
дискуссионное суждение, актуальное для учащихся.
- Реверсивный барьер – смена ролей обучающего и обучаемого.
- Учитель изо всех сил пытающийся подражать школьникам, будет неинтересен и разгадан как плагиатор. Мы ведём диалог равных, но коммуникативный лидер только один – педагог. Причины реверсивного барьера различны, хоть вкупе – это слабость и нерешительность учителя, его социальная несформированность. А конкретнее:
- Инфантильность учителя, его неумение видеть в «нашем будущем» своё подростковое прошлое, к которому он так жадно тянется;
- Стремление быть безобидным цветочком, а роль волчьих ягодок передать ребятам;
- «Я поехала»! – сказала крыша. Именно так, и не мягче;
- Продолжение негативного сценария, затаиться и смотреть, что будет дальше;
- Маленький объём знаний в педагогической риторике;
- Подсознательная роль ведомого, а не ведущего: «Вы за мной, а я за вами»;
- Поиск более демократических методов воздействия на расхлябанное поведение учеников.
Фатический барьер – нарушения при контактоустанавливающих речевых структур (приветствие, прощание, вызов к доске, ввод задания), и препятствующие дальнейшему диалогу.
Изобилие лишённого какой либо информации текста приобретает характер обмена дежурными фразами, символизирующими, но на самом деле нарушающими правила этикета.
Но сомнение в аутентичности сказанного, некоторая расплывчатость речевого действия – не для начала и не для конца занятия. На этих этапах учитель должен быть интересен учащимся, должен восприниматься как обладатель некоторой тайны, которую принёс на урок или принесёт на следующий.
«Нельзя» (этикет учебного занятия):
Менять характер общения к учащемуся в зависимости от его подготовленности и его конкретного ответа;
Делать замечания одновременно большинству учащихся; делать замечания в виде долгих структур, периодов, отвлекающих класс от темы;
Выискивать на занятии, кого следует вызвать к доске; это надо знать ещё до урока и записать в план;
Упрекать учащихся в недостатках, которые они не в состоянии исправить, тем более превращать их в объект насмешек;
Читать неудачные работы с указание имени автора, стремясь не исправить ошибки, а развеселить аудиторию;
Комментировать выставляемую оценку с позиции человека, сомневающегося в правильности принятого решения;
Формировать негативный формационный стержень при введении задания и вызове к доске для его выполнения (отсутствие оценок, наличие отрицательных оценок, сомнения в подготовленности);
Произносить слова приветствия без инициирующей работу интонации, а слова прощания – с радостью от окончания занятия;
Ничего не говорить на благодарность или слишком заострять на ней внимание.
Софистический барьер – апеллирование к этически, логически и пафосно неприемлемым доводам.
Это может быть акцент на негативе, угроза, игра на самолюбии, такой барьер – неверный выбор характера аргументации, что появляется в невозможности общения. Софистической уловкой может оказаться введение от тезиса или введение слова в новый контекст. Также барьер может вызываться неразрешённостью ситуации общения. Нередко в конфликтной ситуации педагог просто отворачивается и продолжает вести урок – речевое действие (молчание) в подобной ситуации просто недопустимое, оставляющее поле сражения за эпатирующими учащимися.
Иногда барьер нужен, чтобы остудить разгоревшуюся энергию полемики, когда самой ситуацией диалог исключается.
Аксиологичсский барьер – барьер, когда оценка для учителя становится своеобразным средством наказания или поощрения.
Он создаётся учащимися как специфический отклик на стремление учителя оценивать все и вся. Зная, что оценка не минуема, а любая фраза носит характер экзаменационной, учащийся не стремится к общению, стремится всячески его избежать. Когда же учитель создаёт этот барьер для самого себя, пытаясь по мимике, жестам, высказываниям учащихся распознать как они к нему относятся, он может нередко сбиваться а изложении и восприятии материала урока. Волнение перед аудиторией –
закономерное явление, если оно пропадает, человек перестаёт говорить ярко, точно, логично и действенно. Но если оно начинает доминировать, то интерес к «Я» уводит от темы и основных проблем; именно поэтому стремясь увидеть свои ошибки, не следует этого делать во время урока: урок может быть сорван старшим его участником.
А.Ф. Кони: «Лучше ничего не сказать, чем сказать ничего» - экономьте слова и жесты; каждая фраза, сказанная учителем, обязана иметь смысл и цель; мы должны научиться ценить её. Не надо повторять сказанного, это дисциплинирует и фокусирует внимание.
Источники информации: