Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 10:12, реферат
Понятие качества образования
Антропологический подход в образование:общие положения
Антропологический подход в современном образовании
Одна из основных идей гуманитарного подхода - ценностно-смысловое равенство взрослого и ребенка. Это значит, что в гуманитарном пространстве учителю интересен любой ученик, каждый воспитанник, поскольку здесь важны не только и не столько конкретное знание (качество опыта), но, в первую очередь, путь к нему, отношение, оценочное суждение. В этом режиме становится возможным Обучение, когда ОБА учатся: и ученик, и учитель. За счет этого в учебно-воспитательном процессе складываются субъект-субъектные отношения, а основной задачей педагога становится обеспечение свободы диалога. Скорость и успешность обучения в такой системе зависит от уровня коммуникативной культуры, от индивидуальных способностей ученика и учителя проникнуть в суть познавательной или жизненной проблемы, предлагаемой «другой» стороной, Существуя в антропологическом подходе, педагог получает возможность все время обогащаться в профессиональном общении с учеником. Для него будут характерны диалоговые, игротехнические, проективные, исследовательские технологии, где используются языки естественного общения людей. В логике антропологического подхода возникает естественная возможность работы подрастающего человека со своими недостатками и проблемами в развитии, связанная с потребностью выхода за свои пределы.
В поисках философско-
Зарубежная философия
В рамках антропологической парадигмы понятия образования и сущности Человека рассматриваются в неразрывной связи. Педагогическая антропология задает нам общие принципы понимания самого назначения образования. Образование - социально-культурный механизм целенаправленного развития и формирования человеческого качества на основе систематизированного в содержательном и процессуальном отношении воспитания и обучения. (Колесникова И.А., 2001) Основное содержание образования – компетенции и способности Человека, формируемые в процессе обучения и социализации. Знания – «строительный материал», средство развития человека. Выбор учебного материала вторичен по отношениям к задачам развития ребенка (возрастным, индивидуальным). Педагогическая деятельность – это деятельность по созданию условий саморазвития, самообразования людей, по обеспечению для них пространства выбора, возможностей свободного и творческого действия. (Слободчиков В.И., Исаев Е.И.,1995).
Двадцатый век породил диаметрально противоположные смыслы для толкования сущности процесса образования:
Где среди них, между ними находится или далеко отстоит представление о сути процесса образования каждого, читающего эти строки?
В принципе слово «образование» охватывает такие семантические поля, как: процесс создания, порождения чего-то нового; формирование чего-либо согласно заданному образцу; нечто структурно сложное.
Определения образования так или иначе схватывают и развивают различные аспекты этих семантических полей.
В российской педагогической традиции калькированное с немецкого в XVIII веке и введенное в обиход Н. И. Новиковым слово «образование» (Bildung) сразу же было соотнесено в сознании православного общества с понятием «образ Божий».
Современные гуманитарные подходы
к определению смысла образовательных
процессов также связаны с
идеей обретения человеком
Типы философско-педагогических систем
По мнению одних авторов, сегодня в педагогической профессии параллельно сосуществуют три принципиально различных способа бытия и соответственно три возможности строить педагогические процессы и педагогическую деятельность: парадигма традиции, технократическая и гуманитарная парадигмы. По мнению других, доминируют «знаньевый» и антропологический подходы к пониманию сути педагогической деятельности.
Ниже, в таблице, представлена сравнительная характеристика двух педагогических подходов по ряду значимых показателей.
Для педагога, живущего в рамках «знаньевого» подхода, профессиональной ценностью становится объективное, точное знание и четкие правила его передачи ученику. Для учителей такого типа во все времена был актуален девиз «знание – сила», а любой результат процесса обучения или воспитания может быть оценен в системе «да – нет», «знает – не знает», «воспитан – не воспитан», «владеет навыком – не владеет». При этом оценка качества знаний (поведения) переносится и на личность. В данном подходе всегда предполагается существование некоего внешнего, объективно заданного эталона (нормы, стандарта), по которому сверяется уровень обученности, воспитанности, профессиональной подготовки.
Многообразными могут быть методики – от репродуктивных до интерактивных. Суть остается прежней: задача педагога либо автора обучающей программы – нахождение и передача алгоритма, позволяющего «завести» эталонное содержание в сознание и поведение ученика и обеспечить как можно более полное и точное его воспроизведение.
Обучение в рамках «знаньевого» подхода ведется по принципу «черного ящика», и педагогу в конечном счете оказывается интересен лишь вход и выход информации. Физиологическая, психологическая, нравственная цена, которую платит ученик за усвоение, моменты деформации разума, души – все это для него не столь значительно, а иногда просто непонятно и чуждо. Важнее всего результат, который, кстати, по причине исходных установок почти всегда добросовестно достигается, ибо в нем, формальных его показателях, в соответствии норме, стандарту – сила учителя и ученика.
Педагог, существующий в данной плоскости профессионального бытия, силен информацией, знаниями. Следовательно, это же он ценит в своих коллегах и учениках. Как только – если меняются социокультурные или историко-политические обстоятельства – содержание обучения устаревает, учитель утрачивает стержень. Не будучи носителем нужного учебного содержания, он сам по себе не представляет ценности, по сути являясь всего лишь средством обучения, трансляции информации – и не более. По той же причине ребенок, не знающий предмета, или ребенок, который ищет себя вопреки всем предписаниям, для него незначим как личность, неинтересен.
Вполне логично, что в данном подходе при оценке результативности обучения для взрослого естественно обнаружить незнание и уличить в нем. Ему важно выяснить, чего же еще НЕ знает воспитанник, потому что максимум, который он может и должен усвоить, педагогу хорошо известен.
Именно «знаньевый» подход породил в педагогической культуре экзамены, тесты, рейтинговые ряды, стандарты образования, тупиковые формы обучения.
Вместе с тем, несмотря на то что он построен на недоверии к равенству познавательных возможностей, именно ему мы обязаны многими великолепными и продуктивными педагогическими технологиями. К ним в равной степени относятся: письмо по трафарету, бель-ланкастерская система обучения, алгоритмизирование, программирование, опорные конспекты и многое другое.
По мере стремления человечества в ходе воспитания и обучения проникнуть в глубины субъективного мира формировался гуманистический, антропологический подход, где основной профессионально-педагогической ценностью становится определенный человек – его внутреннее пространство, специфика индивидуального процесса познания. Педагогический процесс в гуманистическом варианте богат импровизациями, построен по принципу диалога (полилога). Здесь не может быть однозначной нормативной истины, она всегда множественна. В связи с этим и результат информационного общения (обмена) оценивается в системе «да – да». Такой подход дает эффект расширения содержания, изначально предложенного педагогом за счет пересечения субъективных миров его участников.
Одна из основных идей гуманистического подхода – ценностно-смысловое равенство взрослого и ребенка. Это значит, что в гуманитарном пространстве учителю интересен любой ученик, каждый воспитанник, поскольку здесь важно не только и не столько конкретное знание (качество опыта), но в первую очередь путь к нему, отношение, оценочное суждение. В этом режиме становится возможным Обучение, когда ОБА учатся: и ученик, и учитель. За счет этого в учебно-воспитательном процессе складываются субъект-субъектные отношения, а основной задачей педагога становится обеспечение свободы диалога. Скорость и успешность обучения в такой системе зависят от уровня коммуникативной культуры, от индивидуальных способностей ученика и учителя проникнуть в суть познавательной или жизненной проблемы, предлагаемой «другой» стороной. Существуя в антропологическом подходе, педагог получает возможность постоянно обогащаться в профессиональном общении с учеником. Для него будут характерны диалоговые, игротехнические, проективные, исследовательские технологии, где используются языки естественного общения людей. Диалог порождает вариативное видение мира, людей, их проблем, способность вступать в информационный резонанс в системе «человек – человек». Отсюда – любовь к любому ребенку, вера в его возможности как представителя человеческого рода, дающая образцы высочайшей педагогической мудрости; признание равенства людей в постижении Мира по праву их появления на этом свете.
В логике антропологического подхода возникает естественная возможность работы подрастающего человека со своими недостатками и проблемами в развитии, связанной с потребностью выхода за свои пределы. Знание о незнании и знание о неумении в гуманистическом педагогическом контексте обретают тем самым не карающую, но развивающую функцию.
Анализ современных тенденций
в европейском образовании, обращение
к российской традиции осмысления целей
и ценностей образования
В рамках антропологического
подхода понятия образования
и сущности Человека рассматриваются
в неразрывной связи. Философский
уровень данной парадигмы позволяет
определиться с моделью человека,
его сущностными качествами и
возможностями, предназначением и
ведущими потребностями. Педагогический
уровень – определить место и
назначение образования в процессе
становления сущностных свойств
и возможностей человека содержательными
и процессуальными
Таким образом, педагогическая антропология задает нам общие принципы понимания самого назначения образования.
Образование – это
Задает она и общие ориентиры в построении системы педагогической деятельности. Педагогическая деятельность – это деятельность по созданию условий саморазвития, самообразования людей, по обеспечению для них пространства выбора, возможностей свободного и творческого действия (Слободчиков В.И., Исаев Е.И.,1995).
Российское образование: пути самоопределения
Современное российское образование
развивается под воздействием целого
ряда противоречивых тенденций (можно
сказать, «ветров») – экономических,
идеологических, общественных, иных. Отсюда
– разнообразие определений и
формулировок стратегических целей, содержания
учебных программ, подходов к проверке
качества образования и обучения.
«Экономический ветер» задает свой вектор
и направления развития (нормативное
финансирование, ЕГЭ), а «общественный
ветер» – совсем иной. Этот последний
набрал свою силу на вольных горных
вершинах педагогических идеалов человечества,
напитался силой