Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:46, реферат
Предмет теоретической психологии – саморефлексия теоретической психологической науки, выявляющая в психологии ее категориальный строй (протопсихические, базисные, метапсихологические, экстрасихологические категории), объяснительные принципы (детерминизм, системность, развитие), ключевые проблемы, возникающие на историческом пути развития психологии (психофизическая, психофизиологическая, психогностическая и др.), а также само психологическое познание как особый род деятельности. Термин "теоретическая психология" встречается в трудах многих авторов, однако он не был использован для оформления особой научной отрасли.
1. Предмет и задачи теоретической психологии
Предмет теоретической психологии – саморефлексия теоретической психологической науки, выявляющая в психологии ее категориальный строй (протопсихические, базисные, метапсихологические, экстрасихологические категории), объяснительные принципы (детерминизм, системность, развитие), ключевые проблемы, возникающие на историческом пути развития психологии (психофизическая, психофизиологическая, психогностическая и др.), а также само психологическое познание как особый род деятельности. Термин "теоретическая психология" встречается в трудах многих авторов, однако он не был использован для оформления особой научной отрасли.
Можно назвать конкретные задачи, решение которых приводит к созданию системы теоретической психологии как полноправной научной отрасли. В поле зрения оказывается соотношение предмета и методов психологического исследования, критериальная оценка обоснованности психологических концепций, выявление места психологии в системе научного знания, причины возникновения, расцвета и распада психологических школ, соотношение научного психологического знания и эзотерических учений и многое другое.
В ряде случаев накоплен богатый материал для решения этих задач. Достаточно указать на работы в области психологии науки. Однако интеграция результатов теоретических изысканий, рассыпанных по различным монографиям, учебникам, руководствам, издаваемым в России и за рубежом, до сих пор не была осуществлена. В связи с этим в значительной степени не сложились теоретические основания для обращения отраслей, научных школ, различных течений психологии к самим себе, своим собственным основаниям. По своей сущности теоретическая психология, противопоставленная практической психологии, тем не менее с ней органически связана. Она позволяет отделять то, что отвечает требованиям научной обоснованности от не имеющих отношение к науке спекуляций. В российской психологии последних лет все это представляется особенно важным. Теоретическая психология должна формировать строгое отношение к содержанию всех отраслей психологии, определяя их место с учетом использования объяснительных принципов, представленности в них базисных, метапсихологических и других категорий, путей решения ключевых научных проблем. Для того чтобы перейти от изучения и рассмотрения основ теоретической психологии к построению ее системы, необходимо выявить системообразующий принцип. В недавнем прошлом этот вопрос решился бы с большей "легкостью". Подобным принципом была бы объявлена философия марксизма-ленинизма, хотя это и не продвинуло бы решение проблемы. Дело, очевидно, не в том, что в этой роли не мог выступить, например, исторический материализм, некогда господствующая идеология, а в том, что системообразующий принцип теоретической психологии вообще не может быть целиком и полностью извлечен из иных философских учений. Его необходимо отыскать в самой ткани психологического знания, в особенности ее самосознания и самоосуществления. Это, бесспорно, задача, которую призваны решить теоретики психологии.
Элементы теоретической психологии, включенные в контекст как общей психологии, так и прикладных ее отраслей, представлены в трудах российских и зарубежных ученых.
Анализу
подвергались многие аспекты, касающиеся
природы и структуры
При этом
сам процесс психологического
познания рассматривается как особого
вида деятельность. Отсюда, в частности,
возникает так же проблема соотношения
объективных методов исследования и данных
самонаблюдения (интроспекции).
2. Понятие о категориальном строе психологической науки
В 1971 году
М.Г. Ярошевским было введено понятие
о "категориальном строе психологической
науки'". Это нововведение не было
результатом умозрительных построений.
Занимаясь историей психологии, М.Г Ярошевский
обратился к анализу причин распада некоторых
психологических школ и течений. При этом
выяснилось, что их создатели оказались
ориентированными на один относительно
изолированный, заведомо приоритетный
для исследователей психологический феномен
(к примеру, бихевиоризм положил в основу
своих взглядов поведение, действие; гештальтпсихология
– образ и т. д.). Тем самым в ткани психологической
реальности ими имплицитно была выделена
якобы одна инвариантная "универсалия",
ставшая основанием для конструирования
соответствующей теории во всех ее ответвлениях.
Это позволяло, с одной стороны, легче
выстроить логику развития системы исследований,
перехода от одних экспериментально проверенных
утверждений к другим, уверенно прогнозируемым.
С другой стороны, это сужало сферу применения
исходных принципов, поскольку не опиралось
на основания, явившиеся исходными для
других школ и направлений. Введение категориального
строя как базиса, на котором развиваются
основные психологические понятия, имело
принципиальное значение. Как и во всех
науках, в психологии категории выступили
наиболее общими и фундаментальными определениями,
охватывающими наиболее существенные
свойства и отношения изучаемых явлений.
Применительно к бесчисленному множеству
психологических понятий выделенные и
описанные базисные категории были системообразующими,
позволяющими строить категории более
высокого порядка метапсихологические
категории (по А.В. Петровскому). В то время
как базисными категориями являются: "образ",
"мотив", "действие", "отношение",
рожденные, соответственно, в гештальтпсихологии,
психоанализе, бихевиоризме, интеракционизме,
к "метапсихологическим категориям"
могут быть отнесены, соответственно,
"сознание", "ценность", "деятельность",
"общение" и др. " Может быть показана
также возможность расширения категориального
строя психологии за пределами базисного
и метапсихологического уровней, что позволяет
судить о предшествующих базисному уровню
"протопсихологических категориях"
и выстраивающихся над метапсихологическом
уровнем "экстрапсихологических категориях".
Эта постулируемая здесь возможность
реализована в заключительном разделе
книги, где конструируется общая категориальная
система психологии, включающая в себя
4 уровня (24 психологические категории).
категории - своего рода "молекулы психологического
знания, то метапсихологические категории
можно сравнить с "организмами". Выделение
наряду с "базисными" метапсихологических
категорий и соответствующих им онтологических
моделей позволяет переходить к наиболее
полному постижению и объяснению психологической
реальности. На этом пути открывается
возможность рассмотреть теоретическую
психологию как научную дисциплину, имеющую
метафизический характер. При этом метафизика
понимается здесь не в традиционном для
марксизма смысле, трактовавшем ее в качестве
противоположного диалектике философского
метода (рассматривающего явления в их
неизменности и независимости друг от
друга, отрицающего внутренние противоречия
как источник развития).
3. Базисные и метапсихологические категории
Метафизические воззрения Владимира Соловьева имеют важнейшее значение для осмысления объяснительного принципа построения категориального строя в теоретической психологии. В метапсихологических категориях проявляются сущностные характеристики базисных категорий. Вместе с тем сами метапсихологические категории могут выступать в качестве сущностных для других категорий более высокого порядка. Формулируя в качестве одного из принципов теоретической психологии принцип открытости категориального строя, исследователи получают возможность расширить базисные категории за счет психологического осмысления других понятий, фигурирующих в психологии, и, таким образом, могут быть построены новые диады:
базисная категория - метапсихологическая категория. Так, например, к четырем базисным категориям, впервые введенным М.Г. Ярошевским при характеристике категориального строя психологии, в настоящей книге присоединяются еще две - "переживание" и "ин-
дивид". Метапсихологическое развитие этих категорий (на основе других, базисных) может быть найдено, соответственно, в таких категориях, как "чувство" и "Я". Вырисовывается следующий ряд гипотетических соответствующих междубазисными и метапсихологическими категориями:
Образ -> Сознание
Мотив -> Ценность
Переживание -> Чувство
Действие -> Деятельность
Отношение -> Общение
Индивид -> Я
В каждой метапсихологической категории раскрывается некоторая базисная психологическая категория через соотнесение ее с другими базисными категориями (что позволяет выявить заключенное в ней "системное качество"). Базисную категорию в функции логического субъекта какой-либо метапсихологической категории будем называть ее "категориальным ядром", категории, посредством которых данная ядерная категория превращается в метапсихологическую, обозначим как "оформляющие" ("конкретизирующие").
1. Некоторые психологические категории (как базисные, так метапсихологические) еще не исследованы, не выявлены в качестве категорий теоретической психологии, хотя в частных психологических концепциях они фигурируют на правах "работающих" понятий.
2. Некоторые
категории рождаются только
3. Некоторые из психологических категорий появятся, по всей вероятности, в частных психологических теориях со временем, с тем чтобы когда-нибудь войти в состав категорий теоретической психологии.
Образ -> Сознание. Действительно ли "сознание" является метапсихологическим эквивалентом базисной категории "образ"? В литературе последнего времени высказываются мнения, исключающие подобную версию. Другими словами, сознание якобы не есть образ – акцент переносится на категорию "отношение". Подобный взгляд, как нам представляется, вытекает из ограниченного представления о категории "образ". Упущена связь между понятием "образ" и имеющим многовековую традицию в истории философской и психологической мысли понятием "идея". Идея есть образ (мысль) в действии, продуктивное представление, формирующее свой объект. В идее преодолевается оппозиция субъективного и объективного. И поэтому вполне резонно думать, что "идеи творят мир". Выявляя в образе то, что характеризует его со стороны его действенности (а значит, мотивов, отношений, переживаний индивида), мы определяем его как сознание. Итак, сознание есть целостный образ действительности (что в свою очередь означает область человеческого действия), реализующий мотивы и отношения индивида и включающий в себя его самопереживание, наряду с переживанием внеположности мира, в котором существует субъект. Итак, логическим ядром определения категории "сознания" здесь является базисная категория "образ", а оформляющими категориями - "действие", "мотив", "отношения", "переживание", "индивид".
Мотив -> Ценность. "Проверка на прочность" идеи восхождения от абстрактных (базисных) к конкретным (метапсихологическим) категориям может быть проведена также на примере развития категории "мотив". В этом случае возникает сложный вопрос о
том, какая метапсихологическая категория должна быть поставлена в соответствие этой базисной категории ("смысловое образование"? "значимость"? "ценностные ориентации"? "ценность"?). Однако при всей несомненности того, что все эти понятия находятся в пе-
рекличке друг с другом и при этом соотносятся с категорией "мотив", они не могут - по разным причинам - считаться метапсихологическим эквивалентом последней. Категория "ценность" неотделима от базисной категории "отношения", рассматриваемой не только во внутреннем, но и по внешнем плане. Итак, ценность - это мотив, который в процессе самоопределения рассматривается и переживается индивидом как собственная неотчуждаемая "часть", что образует основу "самопредъявления" (персонализации) субъекта в общении.
Информация о работе Актуальные проблемы теории и практики психологии