Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 13:41, реферат
В настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с нервно-психическим напряжением. Ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напря-жение, зачастую способствуют возникновению и развитию погра-ничных форм нервно-психической патологии, что выводит во-просы психогигиены и псхопрофилактики в ряд важнейших и ак-туальнейших задач охраны психического здоровья человека. Ре-шение этих проблем связано, прежде всего, с необходимостью ранней диагностики нарушений социальной и психической адап-тации, а так же предрасположенности к невротизации и психопа-тизации.
Тот факт, что экзальтированность связана с тонкими и очень человечными эмоциями, объясняет, почему этим темпераментом особенно часто обладают артистические натуры – художники и поэты.
Негативный «полюс» аффективно-экзальтированного темперамента проявляется в так называемой «готовности к отчаянию». Уже в детстве люди данного типа находятся часто во власти грустных и тревожных переживаний. Позже они все чаще приходят в отчаяние, когда не могут чего-нибудь добиться, ими овладевает страх. Когда по степени выраженности он приближается к психопатии, то его можно назвать характером тревоги и счастья или психозом тревоги и счастья. В патологии - возможен религиозный экстаз.
(+): Эмоциональность, выразительность оценок и действий.
(-): Несдержанность чувств, гневливость или слезливость, эгоизм.
Особенности общения и поведения:
Очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлека- емость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость.
Черты, привлекательные для собеседников:
Альтруизм, чувство сострадания, художественный вкус, артистическое дарование, яркость чувств, привязан к друзьям.
Черты, отталкивающие, способствующие конфликту:
Чрезмерная впечатлительность, патетичность, паникерство, подверженность отчаянию.
Ситуации, в которых возможен конфликт:
Неудачи, горестные события воспринимаются трагически. Склонность к невротической депрессии.
Предпочитаемая деятельность:
Работа, не требующая широкого круга общения, интересы к теоретическим наукам, философским размышлениям, коллекционированию, шахматам, музыке, фантастике.
Циклотимическая, аффективно-лабильный тип:
Постоянная смена гиперитимичес
(+): нестандартное отношение к миру, сочетание серьезности и романтичности.
(-): Погруженность в свой внутренний мир, субъективность оценок
Особенности общения и поведения:
Общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности).
Черты, привлекательные для собеседников:
В период подъема настроения проявляют себя как люди с гипертимной акцентуацией, в период спада обостренно воспринимают неприятности, вплоть до самоубийства. Бывают случаи маниакально-депрессивного психоза.
Предпочитаемая деятельность:
Интересы зависят от цикла настроения. Склонны к разочарованию в профессии, смене места работы.
Паранойяльная, застревающий, неустойчивый тип:
Иногда называется "неуравновешенным", что искажает его сущность, состоящую из стойкости аффектов, являющихся его основой и, в то же самое время, - в их спонтанности, что приводит к неустойчивому поведению, определяемому то одним то другим "застреванием". Основой такого характера является патологическая задержка аффектов. Чувства, которые имеют наклонность развиваться в реактивную сторону, затихают тогда, когда прекращается вызвавшая их реакция: у яростного, после того как он накажет того, кто вызвал его раздражение, затихает ярость; боязливый освобождается от болезни после того, как ему удается бежать. Если адекватная реакция невозможна, то аффект затухает значительно медленнее, однако по прошествии некоторого времени в нормальных обстоятельствах он все-таки исчезнет, если человек мысленно обращается к другим темам. При других же обстоятельствах, мысли о происшедшем постоянно вызывают снова этот аффект, он находится как бы наготове. Случается, что этот аффект не вполне затухает даже спустя недели и месяцы, хотя никакие новые переживания не подкрепляют его. Например, эгоистические аффекты не могут быть адекватно отреагированы, потому, что они наталкиваются на сопротивление окружающих. По этой причине параноидные люди сверхпамятливы в своей враждебности, они злопамятны, как говорят о них окружающие. Альтруистическим попыткам, как правило, не препятствует ничто, вот почему в этом направлении аффекты не задерживаются. Аффективная застойность в этой области диагностируется легко, так как подверженный ей человек чрезвычайно озабочен своим личным престижем.
Патологическая задержка при этом характере имеет место так же в отношении радостно окрашенных чувств, поэтому аффективно-застойный человек переживает свои успехи сильнее, чем кто-либо другой. Таким образом, возникает чувство повышенного самосознания, иначе говоря, повышенного себялюбия. Честолюбие в этом случае представляет собой своеобразную смесь себялюбия и чувствительности. Дело в том, что оно отражает не только гордость по поводу того, что уже достигнуто, но одновременно с этим недовольство, связанное с тем, что то признание, которое человек такого типа ожидал, еще не произошло.
Патологическая задержка неотреагированных аффектов сказывается не только в одиночных реакциях, она одновременно вызывает накопление аффектов. Какое-либо вторичное ущемление воспринимается более сильно в том случае, когда первое ущемление еще не исчезло из сознания. Так появляется намек на параноидальное развитие.
За пределами того, чем занимается психиатрия, параноидное развитие почти что безумного характера связано прежде всего с ревностью. Ревность может овладеть не только мужчиной, но и женщиной в тех случаях, когда мужчина двойственно ведет себя; однако у женщин ревность редко становится столь опасной, как ревность мужчины, который чувствует себя не только обманутым в эротическом смысле слова, но в большей степени, чем женщина, оскорбленным в своем чувстве чести.
Если те идеи, на которых задерживается человек, идущий по пути параноидного развития, не носят характер безумия, они, во всяком случае, часто являются «сверхценными», как называют их со времен Вернике. Мысль об ущербе, который пришлось понести, например, на почве ревности, идея успеха, которого надо добиваться, может до такой степени завладеть человеком, что он в значительной степени утратит все другие интересы, забудет о всех других целях. В этом случае перед нами одержимость паранойяльных личностей.
Аффективно-застойный характер может проявляться как положительно, так и отрицательно. Человек может завоевать авторитет среди окружающих тем, что он совершает нечто такое, что отличает его от других людей. Поэтому честолюбие побуждает человека к свершениям. Паранойяльные личности не обладают большой способностью к самовнушению, им, для того, чтобы гордиться собой, нужно действительно признание со стороны людей. Таким образом, честолюбие аффективно-застойных людей может стать могучим стимулом для позитивных свершений. Оно может привести также и к негативным последствиям, которые будут вызваны тем, что он будет принижать и устранять окружающих, в которых видит конкурентов себе самому. При таком поведении честолюбец обычно наталкивается на сопротивление общества; при этом может так случиться, что он одумается и станет снова стремиться больше к достижению цели своим трудом. Однако возможно и то, что на первый план выступит и другая черта его характера – обидчивость, он будет считать, что ему наносят ущерб, и реагировать на происходящее враждебно. В этом случае явный перевес приобретает негативная сторона аффективно-застойного характера: со всем, что не способствует удовлетворению собственных вожделений, начинается борьба на уничтожение.
Если складывается система "застреваний", то человек становится "борцом за идею, за правду, за честь и отмщение". В патологии паранойяльный психопат.
(+): принципиальность, несгибаемость, сдержанность, хозяйственность, чувство идеи и долга, самопожертвование.
(-): спонтанность привязанностей и обид, подозрительность, мстительность, самонадеянность, непомерные требования к окружающим.
Особенности общения и поведения:
Застревает на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, "сводит счеты", служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще всего бывает активной стороной. Четко определен круг врагов и друзей. Проявляет властолюбие - занудливость нравоучителя.
Черты,
привлекательные для собеседник
Стремление добиться высоких показателей в любом деле, проявление высоких требований к себе, жажда справедливости, принципиальность, крепкие устойчивые взгляды.
Черты, отталкивающие, способствующие конфликту:
Обидчивость, подозрительность, мстительность, честолюбие, самонадеянность, ревнивость, раздутое до фанатизма чувство справедливости.
Ситуации, в которых возможен конфликт:
Задетое самолюбие, несправедливая обида, препятствие к достижению честолюбивых целей, ситуация ревнивости способна вызвать бред преследования, ревнивости и так далее.
Предпочитаемая деятельность:
Работа, дающая ощущение независимости и возможность проявить себя. Необходимо развивать гибкость, даже забывчивость.
Ригидная, педантичный тип:
Сверпунктуальный характер, который в сильно выраженной степени ведет к ананкастической психопатии, прямо противоположен демонстративному характеру и отличается недостаточной способностью к вытеснению. Ананкасты не в состоянии принять решение. Он "тянет" с решением даже тогда, когда стадия предварительного обдумывания окончательно завершена. Он хочет, прежде чем начать действовать, еще и еще раз убедиться, что лучшее решение найти просто невозможно, что более удачных вариантов не существует. Сомнения всегда доминируют над ним, а это тормозит его действия. Все это может привести к развитию у него невроза навязчивых состояний, характеризующегося сильным страхом, заставляющего видеть в пустяковом обстоятельстве зловещую угрозу. Вопросы, которые человек со сверхпунктуальным характером задает себе, не доходя до конечного результата, в какой-то степени важны, вытеснение дается ему трудно лишь тогда, когда он видит опасность навлечь на себя неверными поступками нечто неприятное или, напротив, помешать чему-то приятному.
Однако толчком к развитию разного рода неврозов у данного типа могут быть не только внутренние обстоятельства, но и внешние. Так у данного типа может развиться ипохондрический невроз на почве медицинских проблем, а именно в связи с медицинским обследованием, консультациями, предписаниями; больной начинает колебаться между надеждой и опасениями, и в конечном итоге - появляется патологический страх перед тяжким заболеванием. Или же, женщина ананкастического склада, удалясь из помещения, где находится грудной ребенок, удаляет все острые и колющие предметы, действуя с известным основанием, стараясь предупредить возможные опасности для ребенка. Но бывает, что она вообще не может заниматься ребенком из опасения причинить ему вред, хотя опасений для беспокойства почти не существует, то это говорит уже о неврозе навязчивых состояний.
При отсутствии неврозов педантичность наносит ущерб личности только тогда, когда она приобретает болезненный характер, т.е. достигает уровня психопатии. Способность принятия решений в этом случае терпит такой ущерб, что человек постоянно перепроверяет то, что он сделал, чтобы решить, что это сделано действительно хорошо. В результате этого, ананкаст постоянно опаздывает с выполнением своих обязанностей, и его большая, чем у других людей добросовестность лишь отчасти компенсирует это отставание. Правда, он часто наверстывает свое отставание, добровольно оставаясь в сверхурочные часы. Сверхпунктуальность ананкаста может нанести сильный ущерб его личной жизни. Когда часы работы заканчиваются, ему, бывает нелегко уйти окончательно с рабочего места, иногда он возвращается, чтобы проверить, все ли заперты двери и все ли он вообще оставил в предписанном порядке. Если он не уступает этому желанию, то на всем пути к дому он продолжает пребывать в тревожных мыслях о разных делах, которые он должен был сделать в рабочие часы. Особенно часто это возникает в тех случаях, когда ему приходится выполнять ответственные задания. Дома он тоже не может освободиться от беспокойства; часто те часы перед сном, которые другим людям приносят полный покой, становятся для него часами, когда возможно снова погрузиться в мысли об уже сделанной работе, или, напротив, в обдумывание того, что предстоит сделать на другой день, и то, каким образом это можно будет лучше всего выполнить.
Обязанности по дому тоже не выполняются им с легкостью. Подобная опасность угрожает женщинам в большей степени, чем мужчинам, потому, что они сильнее связаны со всем, что приходится делать по дому. Женщины-ананкасты не просто убирают комнату, как это полагается, уборка проводится со сверхмерной тщательностью, и чаще чем нужно. Само собой понятно, что особенная чистота должна господствовать у них на кухне. Приготовление пищи, у анакастов занимает очень много времени, так посуда моется, кастрюли чистятся, крупы перебираются с самой педантичной тщательностью. Посуда моется дважды и трижды подряд, а вода для мытья посуды все время меняется. Если предстоит появление гостей, уборка проводится еще с большей интенсивностью. Много сил тратится на чрезмерное стремление избежать несчастного случая. Женщина, которая ни разу в жизни не забыла перекрыть газ, вынуждена постоянно проверять, что она не упустила этого. Иногда она просыпается посреди ночи, чтобы еще раз убедиться, кран закрыт. Точно так же вечером она многократно проверяет, заперты ли двери. Днем, когда ананкаст покинул дом, всплывает вновь подобная неуверенность. Ананкаст часто возвращается с полпути, чтобы еще раз, подергав дверь, убедиться, что она действительно заперта. И он делает это, хотя не было еще ни одного раза, чтобы он забыл запереть дверь. Выключен ли утюг, не остался ли гореть свет в квартире или погребе – эти, и подобные вопросы всплывают в сознании, требуя проверки. Если ананкастизм приобретает тяжелые формы, человек в значительной степени лишается радости жизни, как на работе, так и дома.