3. Охрана коммерческой тайны в трудовых отношениях
В связи с введением в действие Части четвертой Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), законодательство о коммерческой тайне претерпело значительные изменения, эти изменения носят межотраслевой характер. В частности, изменения отразились на регулировании трудовых отношений, связанных с ноу-хау. Статьей 1470 ГК РФ служебным секретом производства, режим которого и является предметом настоящего исследования, называется ноу-хау, созданное работником в процессе исполнения трудовых обязанностей или ставшее ему известно в процессе их исполнения.
Основной обязанностью работника ГК РФ называет сохранение конфиденциальности информации, ставшей известной работнику в процессе трудовых отношений. При этом срок действия обязанности ограничивается сроком действия исключительного права на секрет производства. Такой подход более логичен, чем бывшее ранее установление твердых сроков после расторжения трудового договора, но вместе с тем снижена возможность практической реализации этой нормы. Если срок три года по прекращении действия трудового договора было легко отследить, то срок действия исключительного права на секрет производства вряд ли известен работнику, несмотря даже не то, что ст. 1230 ГК РФ предусмотрено определенно-срочное действие исключительного права на результат интеллектуальной деятельности. Однако, такое неведение работника позволит повысить его сознательность в исполнении обязанности сохранения конфиденциальности ноу-хау после увольнения.
Закон о коммерческой тайне позволяет работнику с согласия работодателя или его контрагентов (в зависимости, кому принадлежит ноу-хау) использовать секрет производства в личных целях. Законом о коммерческой тайне обязанность части второй статьи 1470 ГК РФ детализирована и разделена на обязанность не разглашать коммерческую тайну работодателя и его контрагентов и соблюдать режим коммерческой тайны, установленный работодателем. При прекращении или расторжении трудового договора работник обязан передать работодателю имеющиеся в пользовании работника материальные носители информации, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну.
При допуске работника к коммерческой тайне работодатель обязан предварительно получить его согласие, если работа с тайной не входит в обязанности работника. Такое согласие необходимо ввиду того, что введение условия о неразглашении коммерческой тайны в трудовой договор является изменением условий трудового договора в связи с причинами организационного характера, и в случае отказа работника от ознакомления с секретами производства, предусматривает гарантии в виде перевода на другую должность. Однако отказ от такого перевода со стороны работника является общим основанием прекращения трудового договора (п. 7 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ – далее ТК РФ).
Работодатель обязан ознакомить под расписку работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты. Кроме этого будет необходимо ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение. И еще одна существенная обязанность работодателя – создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны. Следует отметить, что неисполнение хотя бы одной из этих трех обязанностей влечет освобождение работника от ответственности в случаях, если он разгласил или использовал в личных целях информацию, составляющую коммерческую тайну. Кроме того, работник имеет право обжаловать в судебном порядке незаконное установление режима коммерческой тайны в отношении информации, к которой он получил доступ в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
Разглашение охраняемой законом тайны, в том числе секретов производства является однократным грубым нарушением трудовой дисциплины и влечет за собой расторжение трудового договора по инициативе работодателя (ст. 81 ТК РФ).
В соответствии со ст. 243 ТК РФ, разглашение коммерческой тайны является основанием для полной материальной ответственности работника в виде возмещения прямого действительного ущерба. Такое положение вещей не раз критиковалось в литературе, поскольку основные убытки от разглашения коммерческой тайны, безусловно, составляют упущенную выгоду.
Особое положение в рассматриваемых отношениях имеет руководитель организации. Согласно части шестой ст. 11 ФЗ «О коммерческой тайне», трудовым договором с руководителем организации должна быть предусмотрена его обязанность обеспечивать охрану конфиденциальности коммерческой тайны работодателя и его контрагентов. По этой причине ранее законом устанавливались особые условия материальной ответственности руководителя за разглашение коммерческой тайны. А именно по совокупности части второй ст. 277 ТК РФ и ранее действовавшей ч. 7 ст. 11 Федерального закона «О коммерческой тайне» работодатель возмещал убытки, причиненные разглашением коммерческой тайны полностью, как прямой действительный ущерб, так и упущенную выгоду в соответствии со ст. 15 ГК РФ. Особые условия материальной ответственности руководителя безусловно поднимали уровень ответственности менеджмента организаций, кроме того в законодательстве это был единственный случай материальной ответственности в виде возмещения и прямого ущерба и упущенной выгоды. На сегодняшний день отсылочная норма ст. 277 ТК РФ не работает.
Следует также отметить, что Трудовой кодекс не предусматривает обязательности согласования с профсоюзной организацией принятие локальных нормативных актов по вопросам коммерческой тайны. Это показывает, что отношения конфиденциальности секрета производства имеют высокую значимость и не могут выноситься на обсуждение представительного органа работников.
Стоит отметить, что в связи с принятием Части четвертой ГК РФ изменились такие важные составляющие правовой охраны коммерческой тайны, как условия материальной ответственности работников за разглашение информации, составляющей коммерческую тайну. Но если в случае увеличений сроков сохранения информации после увольнения можно отметить последовательность законодателя, то в изменении пределов материальной ответственности руководителя логики нет, поскольку материальная ответственность имеет восстановительный характер, заниженный ее размер не возмещает причиненный вред, возможностей для дальнейшего взыскания с руководителя упущенной выгоды законодательством также не предусмотрено, поскольку трудовое законодательство в данных вопросах имеет приоритет перед гражданский и, в частности, корпоративным.
4. Права и обязанности органов государственной власти и органов
местного самоуправления в отношении коммерческой тайны.
Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
. Должностные лица органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственные или муниципальные служащие указанных органов без согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, не вправе разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию, составляющую коммерческую тайну, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также не вправе использовать эту информацию в корыстных или иных личных целях.
В случае нарушения конфиденциальности информации должностными лицами органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственными и муниципальными служащими указанных органов эти лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Защита прав на коммерческую тайну
Ответственность за нарушение прав на коммерческую тайну. Нарушение прав на коммерческую тайну влечет за собой дисциплинарную, 'административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Лицо, которому в силу трудовых отношений с обладателем коммерческой тайны - работодателем стала известна коммерческая тайна, в случае умышленного или неосторожного разглашения коммерческой тайны при отсутствии в действиях такого лица состава преступления несет дисциплинарную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления несут перед обладателем коммерческой тайны гражданско-правовую ответственность за разглашение или неправомерное использование коммерческой тайны должностными лицами таких органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими служебных обязанностей.
Лицо, использовавшее коммерческую тайну и не имевшее достаточных оснований считать использование данной информации незаконным, в том числе получившее доступ к ней в результате случайности или ошибки, не может быть привлечено к ответственности. По требованию обладателя коммерческой тайны такое лицо обязано принять меры по ох ране коммерческой тайны. При отказе такого лица принять на себя обязательство о неразглашении коммерческой тайны обладатель коммерческой тайны вправе требовать в судебном порядке защиты своих прав.
Лицо, которое предоставило другому лицу коммерческую тайну и ввело его в заблуждение в отношении правомерности своих действий, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Невыполнение законных требований должностных лиц органон государственной власти, иных государственных органов или органон местного самоуправления по доступу к коммерческой тайне, а равно воспрепятствование осуществлению этими должностными лицами возложенных на них служебных обязанностей влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Защита прав на коммерческую тайну. Споры о нарушении прав ни коммерческую тайну рассматриваются судом, арбитражным судом или третейским судом.
Обладатель коммерческой тайны самостоятельно определяет способы защиты своих прав на коммерческую тайну и вправе требовать:
признания прав обладателя на коммерческую тайну;
пресечения действий, нарушающих режим коммерческой тайны или создающих угрозу его нарушения;
возмещения убытков, причиненных разглашением или неправо мерным использованием коммерческой тайны;
выплаты компенсации в размере от 50 до 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом, по усмотрению суда в случае невозможности определения размера убытков вследствие нарушения прав на коммерческую тайну;
заключения лицензионного договора или договора о передаче ноу-хау при наличии условий, определенных законодательством, и при фактическом использовании ноу-хау третьим лицом в своих интересах;
принятия иных предусмотренных законодательством и обеспечивающих защиту его прав на коммерческую тайну мер,
Если иное не установлено договором между обладателем и конфидентом коммерческой тайны, конфидент самостоятельно определяет способы защиты прав на коммерческую тайну, переданных ему обладателем коммерческой тайны по такому договору.
Задача
В Конституционный Суд РФ обратились адвокаты Иванов и Головин на нарушение их конституционных прав ст. 1 и 21 Закона РФ «О Государственной тайне». В судебном заседании адвокаты пояснили, что Военный суд Московского военного округа рассматривал уголовное дело по обвинению Курина в совершение преступления, предусмотренного ст. 276
УК РФ «Шпионаж», и отказался допустить к участию в деле в качестве защитника обвиняемого адвоката Головина. Основываясь на том, что у адвоката нет специального разрешения для допуска к государственной тайне, наличие которого предусмотрено ст. 21 Закона РФ «О государственной тайне», также в обоснование своей позиции, суд сослался на ст. 1 приве-
денного выше закона. Адвокаты же не согласились с этим решением и привели в свою пользу тот аргумент, что они являются участниками уголовного процесса и именно УПК определяет их процессуальное положение, а не Федеральный закон.
Какая из сторон права и почему? Нарушен ли в данном примере принцип состязательности и равноправия сторон? Какое решение должен вынести суд?
решение:
Согласно ст. 48 ч.2. Конституции РФ и ст. 49 УПК РФ следует, что адвокат, осуществляющий защиту по уголовным делам, является участником процесса. Порядок производства по всем уголовным делам согласно ст.1 УПК РФ является обязательным для всех судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также для иных участников уголовного судопроизводства. Следовательно порядок участия адвоката в уголовном судопроизводстве, в том числе по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, также определяются УПК РФ.
УПК РФ не содержит сведений о какой либо дополнительной проверке адвоката, и особом разрешении для участия в такого рода делах, это согласуется с положениями Конституции РФ.
Сохранность государственной тайны в таких случаях достигается путем использования механизмов ответственности.
В случае если разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной, охраняемой федеральным законом тайны, ст. 241 УПК РФ предусмотрена возможность проведения закрытого судебного разбирательства.
Из ст.48 Конституции РФ следует, что право на получение квалифицированной юридической помощи и право пользования помощью адвоката (защитника) на всех стадиях уголовного судопроизводства. В соответствии со ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, являющегося составной частью правовой системы РФ, каждый при рассмотрении предъявленного к нему обвинения вправе сноситься с выбранным им самим защитником и защищать себя через его посредство.