Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 20:43, реферат
Своеобразной страницей в истории России предстает жизнедеятельность купечества. Бурное развитие капитализма во второй половине XIX века вызвало к активнейшему предпринимательству мощный поток инициативных, способных, деловых людей всех слоев общества и всех национальностей. Купечество за сравнительно небольшой период охватило своим влиянием почти все сферы общественно-экономической и в некоторой степени культурной жизни страны.
Являясь самым экономически сильным слоем общества, купечество составило основное ядро буржуазии.
Формирование купеческих кланов уходит своими корнями во вторую половину XVIII века.
Введение 3
1. Купеческое сословие в России периода развития и утверждения капитализма (XIX - XX в). 5
1.1. Развитие купечества (на примере Сибири) 8
2. Идеологи российского предпринимательства 16
2.1 Взаимоотношения купечества и российского дворянства 18
2.2. Участие торгового сословия в представительных, совещательных, общественных организациях и учреждениях 18
2.3. Становление коммерческого образования в России 20
Заключение 22
Список литературы 23
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»
Группа: СЗ-4 13.01.751
Проверил: доц., к.и.н. Халфин А.С
Оглавление
Своеобразной страницей в истории России предстает жизнедеятельность купечества. Бурное развитие капитализма во второй половине XIX века вызвало к активнейшему предпринимательству мощный поток инициативных, способных, деловых людей всех слоев общества и всех национальностей. Купечество за сравнительно небольшой период охватило своим влиянием почти все сферы общественно-экономической и в некоторой степени культурной жизни страны.
Являясь самым экономически сильным слоем общества, купечество составило основное ядро буржуазии.
Формирование купеческих кланов уходит своими корнями во вторую половину XVIII века.
Процесс же расширения, наращивания капиталов и увеличение их числа относится ко второй половине XIX века.
В наши дни, как никогда ранее, в российской исторической науке велик интерес к фигуре предпринимателя и его роли в экономической, общественной и культурной жизни страны. Особый интерес представляет период второй половины XIX — начала XX в., когда буржуазные реформы ликвидировали многие препятствия на пути развития предпринимательства, и в России шел процесс активного формирования буржуазии. История купечества, как главного предпринимательского сословия, составлявшего костяк отечественной буржуазии, по словам Н. А. Миненко «все более прочно утверждаются на историографическом поле». Появилось немало справочных изданий, монографий, статей и еще больше популярных работ по указанной проблематике. Особое внимание исследователей обращено купечеству Москвы и Центрального района, Петербурга, меньше — провинциальному купечеству. Досконально исследуется жизнь и деятельность крупнейших представителей делового мира России — Морозовых, Рябушинских, Прохоровых и др.
Исследования последнего десятилетия не только ввели в оборот новые источники, собрали и систематизировали огромный фактический материал, но и обозначили новые подходы. В советской историографии в большей мере изучалась буржуазия (класс), а не купечество (сословие). Тезис, во многом справедливый, что во второй половине XIX — начале XX в. шло размывание сословий и формирование классов буржуазного общества, определил слабое внимание к сословиям, которые до 1917 г. не только сохранялись, но играли еще значительную роль в жизни российского социума. Долгие годы буржуазия (и купечество в том числе) изучалась как класс антагонистичный пролетариату класс, который не имеет исторической перспективы и рано или поздно уйдет с исторической арены.
В силу этого, история российской буржуазии рассматривалась весьма односторонне. Так, слабо показывалась созидательная деятельность буржуазии и купечества, которая реализовывалась прежде всего в предпринимательстве. Весьма редко освещались вопросы благотворительности купечества, его быта и тем более менталитета. Но эта тематика стала усиленно разрабатываться в постсоветский период.
Потеряв бесплатный труд миллионов крестьян, часть дворянства так и не смогла перестроиться и разорилась. Другая часть дворянства вступила на путь предпринимательства. Несмотря на реформы, дворянству удалось сохранить своё привилегированное положение. Политическая власть находилась в руках дворянства.
Предприниматели. Крестьянская реформа открыла дорогу развитию рыночных отношений в стране. Значительную часть предпринимательства составляло купечество. Промышленный переворот в России в конце XIX в. превратил предпринимателей в значительную экономическую силу страны.
Под мощным напором рынка остатки феодализма (сословия, привилегии) постепенно утрачивают своё былое значение.
В России а начале XX в. продолжает действовать Свод законов Российской империи, определявший положения сословий.
Закон различал четыре главных сословия: дворянство, духовенство, городское и сельское население. Из городских обывателей была выделена особая сословная группа почётных граждан.
Развитие капитализма в России привело к значительному росту буржуазии и усилению её влияния в экономике. Буржуазия в начале XX в. представляет собой самый экономически могущественный класс России.
В единую и сознательную политическую силу российская буржуазия стала складываться в годы первой революции 1905-1907гг. Именно в это время она создала свои политические партии: Союз 17 октября, партия кадетов.
В городах центрально - черноземной полосы преобладало сельскохозяйственное производство. Поэтому Тамбов, Воронеж, Козлов и другие провинциальные города не отличались оживленной промышленной и торговой жизнью. К примеру, на рубеже веков в Тамбове насчитывалось всего 32 промышленных заведения, общий объем производства которых составлял лишь немногим более 700 тысяч рублей. Крупных промышленных предприятий в этих городах не было, и вся торговля за редким исключением ограничивалась удовлетворением потребностей самих жителей городов и близлежащих к ним сел и деревень.
Купеческое сословие было малочисленным. Если в Кирсанове в 1861 г. купцы составляли 1151 человек (23,73%), из которых 574 - женщины (11, 83% населения), то согласно переписи 1897 г. в Тамбове оно насчитывало всего 811 человек (более 1,5% населения). Сравнивая гильдейские списки 1890-х и 1910-х г., можно убедиться в снижении числа купцов в Рязани в начале ХХ века. Если в 1895 году в I-II гильдиях значилось 130 купеческих семей, то к 1913 г. их число сократилось до 76 семей или на 41,5%.
В чем были причины сокращения числа купцов? Прежде всего, в новых законодательных актах, принятых в конце XIX века. По промысловому положению 1898 г. гильдейские купеческие свидетельства не давали прав торговать. Торговые права давало только промысловое свидетельство.
Гильдейские свидетельства стали повсеместно выкупаться теми, кто желал получить купеческие свидетельства, не имея никакого отношения к предпринимательству. Вследствие необязательности записи в купечество для занятий торгово-промышленной деятельностью, значительно снизилось число выбираемых купеческих свидетельств, и удельный вес купечества среди предпринимателей с конца XIX века быстро пошел на убыль. В то же время относительное и абсолютное число занимающихся предпринимательством мещан, почетных граждан и, особенно, крестьян - напротив, постоянно возрастало.
Таким образом, в конце XIX-начале XX века шел активный процесс размывания российского купеческого сословия, когда не только резко сократилось число купцов, но и само сословие в большей степени утратило свое торгово-промышленное значение и превратилось в некую нишу для людей, приобретавших купеческое звание совсем не для того, чтобы заниматься предпринимательством.
Основную массу купеческого сословия составляли купцы низших гильдий, имевшие незначительный денежный капитал. В конце XIX века купцы записывались, главным образом, во вторую гильдию (третья гильдия в 1863 г. была упразднена). По первой гильдии заявлялось не более 3-5 капиталов. Как правило, крупной торговой буржуазии в провинциальных городах было немного (в Тамбове в 1916 г. они составляли 70 человек вместе с членами семей старше 20 лет, то есть всего 6% торговцев). В большинстве своем купечество сохраняло приверженность к торгово-промышленным занятиям, что интересно отметить где активное участие принимали и женщины.
Это заставляло женщин из купеческого сословия заниматься предпринимательством? Нередкими были случаи, когда жена продолжала дело мужа после его смерти. Например, тамбовская купчиха II гильдии А. Геллер продолжила типо - литографское дело, начатое ее мужем, моршанским купцом. Усманская купчиха Лидия Андреевна Козырева возобновила работу типографии, принадлежавшая ранее ее мужу. В начале октября 1865 года козловская купчиха II гильдии Прасковья Ивановна Воронова открыла лавку с кожевенным товаром. Ей же принадлежала лавочка с мучным товаром на Базарной площади г. Козлова. Розничную торговлю табаком вела козловская купчиха II гильдии Мария Алексеевна Каширская. Встречались женщины, занимающиеся оптовой торговлей. Это, например, владелицы оптовых винных складов - козловские купчихи II гильдии Анна Корнилова и Екатерина Ивановна Артемова.
Со временем на смену лавкам появились первые магазины. Они представляли собой не что иное, как те же лавки, преобразованные в соответствии с требованиями времени. В отличие от лавок, магазины были более просторны и представительны, их обставляли зеркалами и витринами, где для покупателей выставлялись всевозможные товары - галантерея, готовое платье, обувь, книги, мебель и т.д. Со временем магазины значительно потеснили лавочную торговлю, но не всю, а главным образом, непродуктовую. Продукты, особенно хлеб и бакалея, а также товары типа железного, ременного и москательного по-прежнему продавались в лавках.
Первые магазины в провинциальных городах появились не позднее середины 1850-х годов. В 1880-е годы магазинов стало настолько много, что они уже перестали привлекать внимание праздных обывателей. Наиболее выгодной была торговля хлебом и панским товаром. У хлеботорговцев был самый крупный годовой оборот.
Торговля оружием - для этого от уездного исправника губернатору подавался рапорт, где говорилось о поведении, нравственных качествах продавца, намеревавшегося торговать огнестрельным оружием. Выяснялось, состоял ли он под судом или следствием, был ли замечен в политической неблагонадежности. Если препятствий не было, то выдавалось свидетельство, по которому разрешалось продавать оружие. Продавец должен был все имеющееся и вновь приобретаемое оружие с припасами и патронами вносить в специально установленную для этого книгу и подробно в ней отмечать: когда, кому, с чьего разрешения и какое оружие продано, а также адрес покупателя. В свою очередь, исправник должен был вести самое строгое наблюдение за правильностью торговли.
Масштабы заводского производства были скромны, крупные, технологически сложные предприятия были большой редкостью. В конце XVIII- первой половине XIX века производство было сориентировано преимущественно на обработку продукции сельского хозяйства - солодо- и пивоварение, салотопление, кожевенное дело. Во второй половине XIX века к ним добавились металлообработка, винокурение, табачные фабрики и другие.
Кустарный промысел не был характерен для купечества. Им, в основном, занимались крестьяне.
В итоге, во второй половине XIX - начале XX века предпринимательская активность возрастает. С чем это было связано? Прежде всего с законом о гильдиях 1863 г., открывшим доступ в купечество всем сословиям, в результате чего торгово-промышленная деятельность в провинциальных городах России набирала обороты. С введением нового промыслового положения в 1898 г. численность купечества резко сократилась. Это сословие стало терять свою привлекательность, потому что выгоднее и легче было получить потомственное почетное гражданство, дававшее те же привилегии, что и купечество, причем наследственные. Но было бы неверным соотносить сокращение численности купеческого сословия с общим состоянием предпринимательства.
Торговали, ориентируясь, главным образом, на местный рынок, то есть снабжали горожан разнообразными товарами.
Сибирское купечество представляло собою одну из значительных по численности и своеобразных по источникам формирования и деятельности групп российской буржуазии. Его историей занимались ученые крупных научных центров региона — Томска, Иркутска, Новосибирска, а в последние годы и Барнаула, Омска, Якутска и других городов. Усилия исследователей региона по данному направлению в 90-е годы были объединены работой над «Краткой энциклопедией по истории купечества и коммерции Сибири», изданной в 1994–1999 гг. в 10-ти книгах в Институте истории Сибирского отделения Российской Академии наук. 90% статей этого издания посвящены персоналиям — отдельным купцам или купеческим семьям. Собранный материал представляет фактически банк данных, являющийся фундаментальной основой для дальнейшего изучения купеческого сословия, подготовки аналитических исследований по проблематике.
Условия формирования и деятельности купечества Сибири в значительной степени отличались от Европейской России. С одной стороны, Сибирь фактически не знала помещичьего землевладения и феодальные пережитки в целом здесь были значительно слабее. Не играло здесь такой значительной роли, как в Центре страны, дворянское предпринимательство, что открывало более широкие перспективы перед гильдейским купечеством. Вплоть до постройки Сибирской железной дороги (90-е гг. ХIХ в.) иностранный капитал не имел большого значения в экономике региона, и это также было на руку местному купечеству. Именно гильдейский купец в пореформенной Сибири был главной фигурой в коммерческой деятельности, в то же время росла его роль и в общественной жизни региона, особенно городов.
Но пореформенная Сибирь значительно отставала в социально-экономическом развитии от центральных регионов Российской империи. Здесь еще не было железных дорог. (Сибирская железная дорога была построена в конце 90-х годов ХIХ в. и только Тюмень в 1885 г. была соединена веткой с Екатеринбургом). С опозданием в регионе шло создание банковской системы, иностранный капитал также не особенно в то время стремился в Сибирь, и это определяло нехватку капиталов, отсутствие правильного кредитования промышленности и других сфер экономики и распространение в то же время ростовщичества. Наконец, само государство, казалось, не было заинтересовано в освоении огромных природных богатств Сибири и культурном развитии региона, финансировало сибирские губернии совершенно неудовлетворительно. Сибирь ассоциировалась у современников, со ссылкой, пушниной и золотом. Не случайно в Сибири в середине ХIХ в. сформировалось такое течение общественно-политической жизни, как областничество, идеологи которого рассматривали Сибирь как колонию Центральной России.