Цели экономической политики государства и возможности кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 10:22, реферат

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение вопросов связанных с тем, что же представляет собой кооперативное производство? Каковы его традиции в нашей стране и почему именно эта форма была первоначально выбрана для возрождения свободного предпринимательства? Какие надежды возлагались на кооперативное движение и в какой мере они оправдались? Наконец, каковы перспективы и границы его дальнейшего развития?

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………… 3
1. СОЗДАНИЕ ЗАКОНА «О КООПЕРАЦИИ», ВОЗМОЖНОСТИ КООПЕРАЦИИ.. 5
1.1. История создания Закона «О кооперации»…………………………………. 5
1.2. Цели экономической политики государства и возможности кооперации... 8
2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ…………………………………………….. 11
2.1. Территориальное распределение, динамика и правовые особенности……… 11
3. КООПЕРАТИВЫ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ…………………. 15
3.1. Эффективность кооперативов перед государственным предприятием…. 15
3.2. Проблемы кооперативного движения………………………………………. 17
3.3. Налогообложение кооперативов……………………………………………. 18
3.3.1. Рэкет и кооператоры…………………………………………………………. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………. 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………… 23

Прикрепленные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ КООПЕРАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕСТРОЙКИ.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)

Авторы закона о кооперации знали об артелях и сознательно использовали их опыт. Преемственность здесь проявляется еще и в том, что после выхода закона многие старательские коллективы прямо превращались в кооперативы.

Один из первых примеров такого рода был описан в печати под названием невьянское чудо, тогда в уральском городе Невьянске бывшие старатели приобрели развалившийся и убыточный кирпичный завод и в короткое время превратили его в рентабельное и процветающее предприятие. С появление кооперации выявилось, что «плановое» хозяйство гораздо менее предсказуемо, чем «рыночная стихия». На свободном рынке можно с определенной вероятностью прогнозировать долгосрочный спрос и конъюнктуру.

Там подписанный договор принято выполнять. А в административной системе любые планы могут быть в любой момент изменены в соответствии с мнением далекого министерства. Это один из бессмысленных парадоксов, которые приходится осознавать при исследовании советской хозяйственной системы.

Возникновение кооперации повлекло за собой целый ряд социальных последствий. Кооперация вовлекла в активную деятельность массу людей, до этого не как себя не проявивших. В тоталитарном государстве участие в любой форме социальной жизни, в том числе и в хозяйственной деятельности, требовало: во-первых, постоянной демонстрации идеологической лояльности и, во-вторых, сложного балансирования между законом и замысловатым сочетанием законных и незаконных официальных и теневых действий. Каждый советский хозяйственник должен ежедневно решать принципиально не решаемые задачи и делать вид, что окружающий его безумный мир нормален. Далеко не все могут и хотят играть в эти игры, отчего в стране всегда имелся слой способных, предприимчивых, энергичных и высокообразованных людей, занятых, однако, исключительно частной жизнью. Кооперация вобрала этот слой в себя, отчего многие вчерашние аутсайдеры фантастическим образом превратились в социально активных и преуспевающих лидеров.

Каждый раз, когда бывший гос. служащий переходил на работу в кооператив, в его сознании происходили революционные изменения. В гос. хозяйстве производственная деятельность определяется формулой: «Инициатива наказуема». Каждое подразделение административной системы должна беспрекословно принимать указания сверху для неукоснительного выполнения или передачи дальше. Отсюда главными доброжелателями работника были послушность и непрекословная воля. Плюс некоторая изворотливость и цинизм, необходимые. Чтобы вывернуться в случае поступления невыполнительного приказа. Личный успех состоит в том, чтобы понравиться начальству. Для того чтобы уметь показать себя с хорошей стороны, избежать ответственности, при неудачи не оказаться, как говорят, крайним. Все остальное – успех дела, мнение и благосостояние подчиненных, состояние окружающей среды и прочее имело значение лишь постольку, поскольку не противоречило главному критерию.

В кооперативах, наоборот, все достигаемое инициативой. Личный успех определяется не должностью, а успехом общего дела.

3.2. Проблемы кооперативного движения

 

Вместе с ростом кооперативного движения появился ряд крупных проблем и противоречий как внутри самой кооперации, так и за ее пределами. Можно выделить несколько основных групп таких проблем и противоречий.

Во-первых, при в те годы разрешения на частное предпринимательство оно стало использовать кооперативную форму. Теневая перекачка части государственных ресурсов в кооперацию, «игры» на разнице между государственными и рыночными ценами, применение в кооперативах труда наемных работников и другие подобные факторы ориентировали деятельность кооперации на максимизацию прибыли и доходов, деформировали социальные основы и принципы кооперации. Новая кооперация стала превращаться, по существу, в конгломерат социально различных структур – от частнопредпринимательских до акционерных. В ней все меньше места занимали реальные кооперативные образования. Деформации и перерождению новой кооперации способствовала и коммерческо-предпринимательская направленность деятельности кооперативных союзов.

Во-вторых, возникли и углублялись противоречия между новыми кооперативами и населением. Кооперация стала конкурентом населения в приобретении многих видов товаров (особенно стройматериалов, полуфабрикатов, ряда промышленных изделий). Расширение производственной и особенно торговой деятельности кооперации порождало или усиливало товарный дефицит многих видов продуктов в государственной торговле. Под кооперативы стали передаваться помещения бывших государственных магазинов, столовых и тому подобное. Особое недовольство населения вызывали высокие цены на продукцию кооперативов.

В-третьих, развитие кооперации привело к углублению ряда противоречий в самом государственном хозяйстве, расшатыванию сложившихся систем ценообразования, безналичного оборота денег, централизованного материально-технического снабжения и т. п. Между государственным хозяйством и кооперацией возникла конкуренция за трудовые ресурсы, в которой кооперация выигрывала. Стало расти и социальное недовольство работников государственной сферы низким уровнем заработной платы.

В-четвертых, отсутствие целенаправленных и последовательно проводимых общеэкономических реформ вызвало деформирование рыночных механизмов, складывавшихся в ходе развития кооперации, ибо государственные регулирующие начала не были встроены в нарождавшийся рынок. Эта исходная ситуации негативно отразилась на становлении рыночных отношений и в последующем. Государство стало сдерживать, ограничивать рыночное влияние кооперации на государственный сектор.

3.3. Налогообложение кооперативов

 

В 1989 году число действующих кооперативов увеличилось в 2,5 раза. 
Особенно быстро развивались кооперативы, занимающиеся производством товаров народного потребления, бытовым обслуживанием населения, хотя доля их несколько снизилась в связи с ростом других видов кооперативов.

Налоговые льготы стимулировали становление строительных кооперативов. 
Поэтому каждый пятый кооператив был строительным.

Законодательством было установлено, что в первые два года работы от уплаты подоходного налога полностью освобождались кооперативы по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (кроме колхозов), строительные кооперативы, а также по производству строительных материалов. Начиная с расчетов за 1 квартал 1990 года, они освобождались от уплаты в бюджет подоходного налога с доходов, полученных от выполнения строительных работ, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, производства строительных материалов, при условии раздельного учета результатов деятельности по этим видам.

Очень много вопросов возникало по поводу того, что же относить к строительным кооперативам. Так вот, если кооператив наряду со строительными работами выполняет для собственных нужд проектно-сметные работы, то их тоже следует относить к строительным.

Для того, чтобы лучше понять, можно привести пример: предположим, кооператив получил доход за отчетный период 300 тысяч рублей, из них 200 тысяч рублей – за выполнение строительных работ. Вся эта сумма освобождается от налогообложения.

При определении налогооблагаемых доходов кооперативов из выручки исключаются отчисления в ремонтный фонд, когда он создается и учитывается в соответствии с порядком, установленным для государственных предприятий.

Если кооперативы не планируют и не учитывают ремонтный фонд, затраты на текущий ремонт из выручки кооператива исключаются только в частности материальных затрат, то есть оплата труда в данном случае из облагаемых доходов не исключается.

Много вопросов возникало по поводу налогообложения доходов граждан, объединившихся в кооперативы по транспортному обслуживанию населения. 
Создание такого кооператива возможно при условии, если вся полученная выручка сдается в кассу кооператива, который и производит оплату труда. 
То есть здесь налицо принцип организации кооператива, арендующего транспортные средства частных владельцев.

3.3.1. Рэкет и кооператоры

 

Рэкет возник под сенью теневой экономики и принял вначале форму 
«налогообложения» лиц, занятых незаконной деятельностью (валютные махинации, операции на «черном рынке», проституция, производственная деятельность на подпольных промышленных предприятиях). При этом он носил чисто присваивающий паразитический характер, если можно так говорить о преступлении.

В обмен на «защиту», недонесения властям и т. д. дельцы теневой экономики делились частью своих доходов. Это, разумеется, отражалось и на потребителях, однако не слишком, поскольку у теневой экономики их было относительно немного.

Кооперация легализовала некоторые виды деятельности, которые считались ранее незаконными. Но условия для рэкета сохранились. Кооперация все еще разобщена. Государственную политику в этой области никак нельзя назвать последовательной, что лишает кооператоров чувства соц. уверенности.

Поэтому богатый, но беззащитный, не чувствующий реальной поддержки государства и общества кооператор – лакомый кусочек для рэкетира. Поэтому и предприниматели «черной экономики», и кооператоры делают ставку на силу. 
Опрос кооперативов Москвы показал: примерно в каждом пятом из 200 обследованных кооперативов есть охранники. Не стоит забывать, что навязывание себя в качестве охраны – традиционный ход рэкетиров.

Кооператоры указывают на особую опасность объединения рэкетиров с коррумпированной частью государственного аппарата и правоохранительных органов.

Нетрудно теперь представить, почему кооператоры неохотно обращаются к правоохранительным органам в случаях рэкета.

Не только сами кооператоры вынуждены придерживаться возникших еще в недрах «черной экономики» способов борьбы с рэкетом, но и общественное мнение различия между кооперативами и «частными лавочками» особенно в таком щекотливом вопросе, также не делает.

Распространение рэкета – признак относительной «незрелости» организованной преступности. Мировой опыт показывает, что в экономической деятельности организованной преступности присвоение – лишь первая, но не единственная стадия. Гораздо опаснее следующий виток. Промышленный рэкет теряет свою привлекательность и выгодность по мере совершенствования законности, укрепления правопорядка, консолидации жертв, преступных посягательств и т. п. Для организованной преступности более выгодным становится не «стрижка купонов» с опекаемых предприятий, а прямое участие в их хозяйственной деятельности. Роль, которую вольно или невольно могут сыграть в раскручивании этого витка кооперативы, нельзя недооценивать. Их зависимость от «теневых» каналов распределения материальных и денежных ресурсов пока еще очень велика. Отсутствие нормально функционирующей системы материального снабжения, банковских услуг для кооперативного сектора толкает кооператоров в объятия либо дельцов «черного рынка», контролируют который преступные кланы, либо коррумпированных деятелей аппарата, в ряде случаев с ними смыкающихся.

С другой стороны, огромное число кооператоров стремится «снять пенки». Опасаясь государственных санкций, они выбирают сферы деятельности с максимально быстрым оборотом средств. Рэкетиры и лица, стоящие за их спиной, начинают смотреть на такие кооперативы уже не только как на источник доходов. «Быстрые деньги» сейчас делают кооперативный сектор незаменимым звеном в «отмывании грязных денег» организованной преступности, «коррупционеров», дельцов теневой экономики.

Итак, 10% подверженных рэкету кооперативов – цифра минимальная. В крупных городах процент охвата больше.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

После всего вышеизложенного можно сделать вывод, к началу перехода экономики на рельсы рыночных отношений потребительская кооперация имела достаточный экономический потенциал, большой опыт коммерческой работы, что позволяло ей сравнительно безболезненно адаптироваться к условиям рыночной экономики и развить деловую активность и предприимчивость.  

На шестом собрании Совета Центросоюза состоявшемся 22 октября 1990 года были приняты Основные направления работы потребительской кооперации в условиях перехода к рыночным отношениям. По существу это была развернутая концепция деятельности системы на этапе перехода от административно- командной к рыночной экономике. 

Когда перестал существовать Советский Союз, прекратил свою деятельность и Центросоюз. Несколько раньше, 15 апреля 1991 года, Роспотребсоюз был  переименован в Центральный союз потребительских обществ Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. После ликвидации бывшего  союзного центра потребительской кооперации правопреемником его имущества  на территории Российской Федерации  был признан Центросоюз Российской Федерации. Представители еще двенадцати союзов потребительских обществ независимых государств в марте 1992 года учредили Международный совет потребительской кооперации - Межкоопсовет.

Центросоюз России первоначально  оставался союзом союзов и объединял 80 потребсоюзов республик, краев и  областей, а коллективными членами  этих потребсоюзов являлись окружные и районные потребсоюзы, районные, сельские, городские, рыболовецкие и другие потребительские  общества. В 1992 году индивидуальными  членами 4683 потребительских обществ  состояли 22,5 миллионов пайщиков. Потребительская  кооперация России обслуживала население  численностью 55 миллионов человек. Это составляло 37 процентов всего  населения и более 89 процентов  сельских жителей страны. Потребительская  кооперация располагала широкой  сетью торговых, производственных, заготовительных и иных предприятий, а также учебных заведений7.

Информация о работе Цели экономической политики государства и возможности кооперации