Специфика российской политической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 00:02, доклад

Краткое описание

Особенности развития политических идей в России сказались на характере и содержании тех проблем, которые осмысливались в них. Выбор актуальных для решения вопросов и определение средств их осуществления были обусловлены особым видением мира, сложившимся в рамках русской культуры. Оно было связано прежде всего с православием: божественный характер власти в православии органично сочетался с уникальной российской традицией - соборностью, порожденной специфическим бытием древнерусского общества. Основой социальной организации общества выступала община. Соборность предполагала коллективный поиск истины, полновластие большинства, исключала существование автономной личности.

Прикрепленные файлы: 1 файл

история политических учений.docx

— 36.74 Кб (Скачать документ)

 
Специфика российской политической мысли.

Особенности развития политических идей в России сказались на характере и содержании тех проблем, которые осмысливались в них. Выбор актуальных для решения вопросов и определение средств их осуществления были обусловлены особым видением мира, сложившимся в рамках русской культуры. Оно было связано прежде всего с православием: божественный характер власти в православии органично сочетался с уникальной российской традицией - соборностью, порожденной специфическим бытием древнерусского общества. Основой социальной организации общества выступала община. Соборность предполагала коллективный поиск истины, полновластие большинства, исключала существование автономной личности. Тем самым соборность подпитывала авторитарный характер власти князя, поскольку большинству для подавления оппозиции необходима сильная власть. Следовательно, сила власти и государства не только определялись их божественным характером, но и основывалась на согласии между правящими и подданными.

Согласно традиции православия, государству и власти князя приписывались высокие моральные добродетели - добро, истина, милосердие, ответственность за подданных, праведность. Все, кто стремился разрушить государство, олицетворяли силы зла, были слугами Антихриста. Таковыми считались бояре-изменники. Всевластие князя, царя на долгие годы, века стало определяющим принципом политического устройства российского общества. Политическая мысль также стремилась к обоснованию праведности неограниченной власти монарха.

В силу географического положения, а именно расположенности России между Западом и Востоком, русская политическая мысль развивалась в значительной мере путем заимствования идей, испытывая влияние и западной, и восточной мысли. После принятия христианства более заметным было влияние Византии, а начиная с XVII века усилилось влияние Запада, что выразилось в появлении идейно-политического движения -западников, заимствовавших либеральные ценности европейкой цивилизации.

Однако это вовсе не означало, что Россия не пыталась найти собственный путь развития, собственную идею. Символом, который выражал самобытность народа, была русская идея. Она стала одной из центральных идей политических теорий, что нашло отражение в формировании щирокого движения славянофилов.

Примечательно, что политическая мысль России развивалась параллельно с развитием государства. Российское государство относилось к идеократическому типу. В государствах этого типа объединение индивидов осуществляется на основе общей для всех идеи, которую и берет на вооружение власть. На разных этапах российской истории такими идеями выступали: "Москва - третий Рим", "православие, самодержавие, народность", идея "светлого будущего" и т. д.

То обстоятельство, что русская политическая мысль развивалась внутри религиозной, обусловило ее определенное отставание от западных политических учений. Это выразилось в более позднем осознании значимости идей парламентаризма, демократии, гражданского общества и др.

 

Политические концепции XX века

В XX веке политическая мысль представлена множеством разнообразных концепций, доктрин и т. д. Вместе с политическими учениями, которые были созданы в конце XIX века, в XX веке получили развитие и многие другие.

Одним из направлений политической мысли в XX веке явилась геополитика — политическая доктрина, стремящаяся путем определенного истолкования географических факторов описать государство как особый организм, стремящийся к расширению пространства своего существования и деятельности.

Термин «геополитика» в научный оборот ввел шведский ученый Р. Челлен (1864—1922) в годы первой мировой войны, хотя попытки обосновать международную политику государств географическими факторами предпринимались и раньше. В Германии обоснованием геополитики занимался один из основоположников антропогеографии и политической географии Ф. Ратцель (1884—1901). Он утвердил, что государство нуждается в пространственном росте, а «растущий народ нуждается в новых землях для увеличения своей численности». Высшее призвание народа, по его мнению, состоит в том, чтобы улучшить свое географическое положение (см.: Философская энциклопедия. — Т. 4 М., 1967. — С. 469). В США геополитику обосновывал историк А. Мэхэн (1840—1914). Он утверждал о непосредственной связи между географическим положением государства, его морским могуществом и «характером народа».

В последующем геополитические идеи получили развитие в работах ряда других авторов. В Англии геополитические идеи обосновывал географ X. Маккиндер (1861 —1947). Согласно его концепции, определяющим фактором судьбы народов и государств является их географическое положение. Глава геополитической школы германского фашизма К. Хаусхофер (1869—1946) «придал геополитике тот вид, в каком она стала частью-официальной доктрины третьего «рейха» (Философская энциклопедия. — Т. 5. — М., 1970. — С. 433). Опираясь на эту доктрину главари германского фашизма встали па путь агрессии с целью уничтожения соседних стран и создания «жизненного пространства германской нации».

Японским вариантом геополитики явилась доктрина «сферы взаимного процветания», которая предусматривала захват всей Лани. Основные концепции американской геополитики были изложены во время второй мировой войны социологом, историком, географом II. Спикменом {1893—1.943) в книгах «Американская стратегия в мировой политике» и «География мирового устройства».

В первой половине XX века широкое распространение получило политическое учение солидаризм, проповедующее солидарность всех членов общества. Одним из основоположников солидаризма явился французский социолог и теоретик права Л. Дюги (1859-1928). Он считал, что связи, которые объединяют люден в обществе, являются узами солидарности. Факт солидарности, считал он, осознается людьми. Каждый класс, социальный слой в обществе, по ею мнению, занимает свое место и выполняет свою роль в обеспечении солидарности в обществе, развитие их сотрудничества приведет к устранению негативных сторон капиталистической действительности. Органом, выявляющим и развивающим солидарность, по Дюги, является государство.

В первой половине XX века была возрождена древняя аристократическая идея о неспособности народных масс к управлению государством. Эта идея нашла выражение в «теориях элит», утверждающих, что необходимыми составными частями любой социальной структуры является высший, привилегированный слой или слои, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры, ...и остальная масса населения...» (Политология: Энциклопедический словарь. — М., 1993. —- С. 403).

Наиболее видными авторами теорий элит явились итальянские политологи В. Парето (1848—1923), Р. Михельс (1876—1936), Г. Моска (1856—1941).

Термин «элита» в политическую пауку ввел Парето. В своем «Трактате об общей социологии» он показал, что политическая жизнь представляет собой борьбу и смену элит. В обществе, по его мнению, всегда правит элита. Возникновение элит, полагал он, обусловливается психологическими свойствами людей. В политическом процессе, по Парето, выделяются два типа элит: элита «львов» и элита «лис». Господство элиты «львов» обеспечивает значительные преобразования в общественной жизни. Однако, по мере того как сходят с политической арены первые поколения этой элиты, она «размывается» путем пополнения представителями неправящего класса. Наступает момент когда элита «львов» уступает политическое господство элите «лис». Эта элита, считал Парето, боится решительных мер, она властвует с помощью лавирования, обмана и т. д. Все элиты, по Парето, на определенном этапе вырождаются, утрачивают способность управлять государством. На смену старых элит приходят новые. Смена элит совершается путем переворотов, насилия.

Г. Моска также считал, что во всех более или менее цивилизованных обществах возникают два класса — «правящий» и «управляемый». Правящий класс (элита) монополизирует политическую власть, живет за счет управляемого класса. По его мнению, в «современном представительном государстве» политическая власть также сосредоточена в руках «организованного меньшинства». Это господствующее меньшинство представляет собой «новый правящий класс», этот класс не имеет юридического оформления. Свое господство он осуществляет за счет соединения в себе промышленного богатства с технической и научной, культурой.

Идеи Парето и Моски оказали значительное влияние на Р. Михельса. В основной своей работе «Социология политической партии в условиях современной демократии» он выдвинул «железный закон олигархических тенденций» в буржуазной демократии. Суть этого закона, по его мнению, состоит в том, что деятельность демократии строго ограничивается необходимостью существования организации, опирающейся на «активное меньшинство» (элиту), поскольку «прямое господство масс технически невозможно» и приведет к гибели демократии.

В различных интерпретациях теории элит пропагандируются и в настоящее время.

До настоящего времени в тех или иных интерпретациях сохраняется получившая широкое распространение в странах Запада в 50—60-е годы текущего столетия теория деидеологизации. В теоретическом плане эта концепция ведет свое происхождение от социологии знания немецкого социолога К. Манхейма (1893—1947)- Этот исследователь в связи с тем, что ни какая идеология не дает точного знания о действительности объявил идеологию «ложным знанием». В 50—60-х годах крупные западные философы и социологи Т. Парсонс, Э. Шилз, Д. Белл, С. Липсет, Р. Арон и другие придали деидеологизации характер социально-политической концепции. Эта концепция была призвана, с одной стороны, представить существовавшую тогда буржуазную идеологию как беспартийную «чистую науку», а с другой— под прикрытием рассуждений о «ненаучности всякой идеологии» противопоставить ее противоположным идеологиям.

Разработчики концепции деидеологизации утверждали, что наступил «конец идеологии». Этот вывод они аргументировали по-разному. Некоторые из них утверждали, что в условиях научно-технической революции на смену идеологии пришла наука; другие — говорили, что современное западное общество способно решать стоящие задачи вне идеологических догм и т. д.

Однако уже в 70-е годы Д. Белл, а затем и другие авторы концепции деидеологизации выдвинули новую концепцию — концепцию редеидеологизации. Эта концепция, с одной стороны, явилась своеобразным продолжением концепции деидеологизации, а с другой — ее опровержением. Авторы этой концепции выступили за создание новой, отвечающей новым реалиям и попятной широким массам идеологии. Они предприняли попытку создать такую идеологию путем сочетания традиционного либерализма с радикальной фразеологией. При этом особое внимание было уделено совершенствованию техники манипулирования общественным сознанием с помощью средств массовой информации.

С 20—30-х годов текущего столетия специфической течение в политической мысли образуют технократические концепции. Суть этих концепций проявляется в доказательстве необходимости утверждения в обществе политической власти технических специалистов.

Возникновение технократического направления в политической мысли многие исследователи связывают с именем американского ученого Т. Веблена (1857—1929), который в 20-х годах в книге «Инженеры и система цеп» предлагал передать политическую власть техническим специалистам.

В 40—50-х годах завершающегося столетия появились концепции, в которых речь уже шла не о необходимости передачи власти «техникам», а о превращении технократии в политическую реальность индустриально развитых стран. Авторы этих концепций утверждали, что технократы заняли командные посты не только на предприятиях и в их объединениях, но и сосредоточили в своих руках политическую власть. В 60—70-е годы технократические идеи получили отражение в концепциях американских социологов Г. Саймона («научно управляемое общество»). Д. Белла («постиндустриальное общество»), 3. Бжезинского («технотронное общество») и других.

Вместе с указанными политическими концепциями в XX веке довольно широкое распространение получили теория «государства всеобщего благоденствия», концепция «социального рыночного хозяйства», теория «политического плюрализма» и т. д.

По мнению авторов теории «государства всеобщего благоденствия», утверждение смешанной экономики, регулирование государством экономической жизни, развитие социальных услуг и т. д. привели к утверждению в странах Запада «государства всеобщего благоденствия», то есть такого государства, которое является инструментом заботы о «всеобщем благе».

Теории «политического плюрализма» утверждают, что в демократическим обществе социальные группы свободно выражают свои интересы, участвуют в политической жизни, создают партии, движения и т. д. В таком обществе, считают они, утверждается политическая, власть, решения которой являются результатом взаимодействия различных социальных групп.

 

 

 Политические идеи 19 века. 
В конце XIX века в развитии политической мысли начинается новый этап, когда происходит процесс выделения политологии в самостоятельную науку, на базе которой формируются различные течения политической мысли.  
Вторая половина XIX и начало XX века характеризуются утверждением капиталистических отношений в странах Европы и на американском континенте. Вопрос о власти, формах государственного правления приобретает важное значение в политической жизни того времени, что и определило необходимость формирования политологии как самостоятельной науки о политике.  
Основоположниками материалистического учения о политике и власти были Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Известно, что они жили и создавали свои произведения в условиях революционных преобразований в странах Западной Европы. Опираясь на материалистическое понимание истории, они много внимания уделяли изучению сущности политики, политической власти, характеру политической деятельности, определили пути, формы и методы прихода к власти трудящихся масс, рабочего класса.  
 
Марксистская теория системы политических отношений включает в себя следующие положения:  
1) политические отношения, вытекающие из борьбы за власть и осуществления власти, появляются на основе общественно-экономических отношений, ими обусловлены и представляют собой политическую надстройку, с соответствующими формами общественного сознания;  
2) хотя базис первичен, а надстройка вторична, надстроечные институты тем не менее играют активную роль в социально-экономическом базисе. Политика выступает не только как отражение экономических отношений, но и как важный инструмент их формирования;  
3) государство есть продукт классовых противоречий и служит интересам экономически господствующего класса. Это положение К. Маркс обосновал в работе «Капитал», подчеркивая особую роль насилия в возникновении первого классового разделения и появления государства;  
4) экономически господствующий класс - он и политически и идеологически господствующий класс;  
5) на основании такого понимания сущности государства и классового господства марксизм создает теорию политического сознания. Исходным пунктом ее является утверждение о том, что общественное бытие людей определяет их сознание;  
6) анализ общественного положения классов, слоев и социальных групп является исходным пунктом для понимания политического поведения масс, их интересов, отдельных лидеров;  
7) политика в марксизме рассматривается лишь в конечном счете подчиненной экономике, и в то же время она имеет относительную самостоятельность и влияет на экономические отношения, убыстряя или замедляя ход экономических процессов.  
Марксистские традиции в исследовании политической жизни в конце XIX в. находят свое выражение и развитие в двух основных направлениях: революционном и реформистском. Революционное течение в марксизме нашло свое выражение в ленинизме, в работах выдающихся теоретиков Запада и марксистской политической мысли. Р. Люксембург, А. Грамши, Д. Лукача и др.  
 
Реформистское направление в Западной Европе возглавили лидеры II Интернационала К. Каутский и Э. Бернштейн, действовавшие под лозунгом «движение все - конечная цель ничто». Реформистская стратегия рассматривала социализм как процесс комплексного преобразования экономических и общественных структур в соответствии с социалистическими требованиями. Партии Социалистического Интернационала, взяв на вооружение идеи постепенного преобразования капитализма в социализм: разработали и утверждают в своей деятельности концепцию демократического социализма. Основные положение этой концепции изложены в «декларации принципов» Социалистического Интернационала, принятой в 1989 г. в Стокгольме на XVIII конгрессе Социалистического Интернационала. В этом документе говорится: «Демократический социализм представляет собой международное движение за свободу, социальную справедливость и солидарность. Его цель состоит в том, чтобы добиться мирного международного устройства, при котором можно укрепить основные ценности, а каждый человек получит возможность развить свои личные качества и таланты, пользуясь гарантиями человеческих и гражданских прав в демократическом обществе».  
Демократический социализм как общественная система функционирует на основе смешанной экономики, социальной справедливости, свободы и равенства, социальной защищенности членов общества.  

Информация о работе Специфика российской политической мысли