Современные идеологические концепции и доктрины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:19, лекция

Краткое описание

Основные понятия: идеология; политические теории и идеи; социально-политические идеалы; ценности; политические программы; политические символы; познавательная функция; ориентационная функция; мобилизационная функция; интегративная функция; нормативно-регулятивная функция; либерализм; «экономический» либерализм; «этический» либерализм; принцип частной собственности; принцип индивидуализма; принцип конкуренции; консерватизм; неоконсерватизм; социал-демократизм; коммунистическая идеология; коллективизм; патриотизм; социальная справедливость.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Лекция.Современные идеологические доктрины ..doc

— 142.50 Кб (Скачать документ)

Взять, к  примеру, трактовку принципа собственности. Если Б.Чичерин подчеркивает, что  «собственность вытекает из природы человека как разумного существа»9, то П.Новгородцев этот принцип либерализма фактически отрицает. Он отмечает: «Правосознание нашего времени выше права собственности ставит право человеческой личности и, во имя свободы, устраняет идею неотчуждаемой собственности, заменяя ее принципом публично-правового регулирования приобретенных с необходимым вознаграждением их обладателей в случае отчуждения»10. Если для Б.Чичерина «гражданское общество есть совокупность всех частных отношений между людьми, управляемых гражданским или частным правом»11, то для П.Новгородцева «гражданское общество – это не только идеал, выражающий свободу и разнообразие частной жизни, но и историческая форма сотрудничества, покоящаяся на почве совместной деятельности и взаимных интересах людей, форма, утверждающая возможность достойного человеческого существования»12.

В восточноевропейском либерализме наполняются новым содержанием старые принципы и вводятся в политическую науку новые понятия либерализма. Б.Кистяковский считал неоспоримым тот факт, что человеку всегда и везде присуще чувство справедливости. Поэтому «для всякого нормального человека существует известное принуждение не только судить о справедливости, но и признавать, что идея справедливости должна осуществляться в социальном мире»13. П.Новгородцев вводит в понятийный аппарат либерализма принцип солидарности, который «утверждает, что у личности, кроме прав, есть еще и обязанности»14.

Восточноевропейский либерализм обосновал важную роль государства  в жизни общества. Эта особенность  либерализма в истории политической науки получила название «охранительного консерватизма». Проблема здесь заключается в том, что восточноевропейский либерализм начала ХХ века не мог идти по линии мальтузианского либерализма с его принципом отстранения государства от экономической и социальной жизни, поскольку такая идеология в новых исторических условиях объективно отвечала интересам транснациональных корпораций и всем прозападным силам, которые как раз и начали складываться на рубеже XIX–XX веков. Идеология отстранения государства от решения экономических и социальных проблем объективно вела к разрушению самой страны. Представители восточноевропейского либерализма чувствовали это противоречие, а поэтому они в своих концепциях осуществили самую радикальную корректировку всех принципов классического либерализма в сторону признания решающей роли государства в жизни общества.

Этот аспект имеет важное значение для понимания  логики идейно-политической борьбы в  настоящее время, для уяснения политической позиции современных либеральных  идеологов в России и других постсоветских  республиках, которые под видом  «защиты бизнеса и прав человека» стремятся максимально ограничить роль государства в жизни общества.

Лишь только опираясь на традиции восточноевропейского либерализма, можно использовать определенные элементы либеральной идеологии в стратегии развития Беларуси и России в современных условиях. В этом смысле Президент А.Г.Лукашенко и подчеркивал, что «черты либерализма, хотя в меньшей степени, должны быть и нам присущи»15.

Консерватизм (от фр. conservatisme – охранять, сохранять) – одно из направлений современной идеологии. Элементы консерватизма имеются в работах Аристотеля. Но до настоящего времени в западной политической мысли наблюдается стремление сформулировать принципы консерватизма. Наиболее видным идеологом консерватизма является видный английский политический деятель XVIII века Э.Берк. Член английского парламента от партии вигов, он изложил основные принципы консерватизма применительно к конкретным вопросам английской, европейской и мировой политики. Событием, подтолкнувшим его к изложению символа консерватизма, явилась Великая французская революция 1789 года. Эта революция изображалась им в образе зла, которое захватывает людей, лишенных правильного понимания своей сущности и законов человеческого общежития. Основные принципы консерватизма в его трактовке были следующие. Во-первых, человек есть существо религиозное, и религия лежит в основе гражданского общества. Во-вторых, социальные институты как продукт исторического развития воплощают в себе мудрость предков. В-третьих, человек, будучи существом инстинкта, чувства и разума, больше руководствуется опытом, привычками, традициями, чем абстрактными теориями. В-четвертых, зло заключено в самой человеческой природе, а не в социальных институтах, не в общественно-экономической системе. Общество есть форма защиты человека от самого себя, и потому оно должно цениться выше прав индивида. Права индивида есть лишь следствие его обязанностей. В-пятых, люди от природы не равны, а, следовательно, в обществе неизбежны различия, право одних властвовать над другими. В-шестых, существующий общественный строй необходимо охранять, поскольку всякие попытки устранить зло ведут к причинению еще большего зла. Это требование не отрицает необходимости общественных преобразований16.

Консервативная  идеология в изложении Э.Берка  во многом была реакцией английского правящего класса не только на революционные события во Франции в конце XVIII века, но и своеобразной попыткой сформулировать идеологию английского общества, совершившего свою революцию в XVII веке и приступившего к реализации масштабной колониальной политики. Англия в то время стала на путь широких территориальных захватов в Индии, Америке, Австралии. Колониализм и консерватизм в английской политике всегда шли рядом, подпитывая друг друга. Колониализм являлся материальной основой консерватизма, а консерватизм идеологически оправдывал необходимость колониальной экспансии. Консерватизм был идеологией крупного капитала, раздобревшего на эксплуатации колониальных стран. В дальнейшем консерватизм стал идеологической основой империалистической политики западных стран. Страсть к богатству в среде консерваторов всегда облачалась в религиозные одежды, апелляция к традиции, к мудрости предков должны были доказать превосходство английского джентльмена над «дикими», как они говорили, народами. Отсюда известное оппозиционирование консерватизма и либерализма. Консерватизм всегда скептически относился к прославлению индивидуализма, рыночной стихии, конкуренции, считая эти принципы либерализма демагогией полуобразованных выскочек из простонародья. Но поскольку и консерватизм, и либерализм являются идеологией охраны прав меньшинства как в геополитическом, так и в социально-классовом плане, то между ними какой-то принципиальной разницы не существует. Республиканец-консерватор Д.Буш ничем не отличается от демократа-либерала А.Гора.

Для консерватора важна не истинность его идеологической конструкции, а ее институциональность, т.е. способность идеологически охранять данную социальную систему, обеспечивать удержание государственной власти. Известный идеолог консерватизма М.Оукшотт отмечал, что «предрасположенность к тому, чтобы быть консерватором в политике, вовсе не обязывает нас придерживаться этих верований в качестве истинных, ни даже предполагать, что они истинны»17.

Консерватизм  является необходимым утилитарным дополнением к системе взглядов той части политической элиты западных стран, которая ведет свою родословную от аристократических фамилий феодальной эпохи. Отсюда заигрывание с религией, традицией, предками как теми элементами, которые должны консолидировать общество, удержать его в границах неизменной парадигмы развития. Консерватизм в отличие от коммунизма и либерализма не имеет своего общественного идеала, он занят лишь защитой данного социально-политического порядка западных стран.

На Западе стремятся придать консервативной идеологии новое дыхание, очистить ее от либерализма. Хотя многие исследователи считают, что история европейского консерватизма закончилась, тем не менее, существуют и оптимистические мнения. Так подчеркивается необходимость отвергнуть все те формы консерватизма, в которых либерализм нашел себе политическое пристанище и передачу политической функции консерватизма от правых партий к левым силам с целью сохранения демократической цивилизации на Западе. При таком развитии событий, подчеркивает Дж.Грей, консерватизму принадлежат лишь три принципа:

  • Первый. Человек – не представитель универсального человечества, а порождение конкретной культуры;
  • Второй. Прогресс и беспрерывное улучшение возможны, но бессмысленны;
  • Третий. Культурные формы первичны по отношению к экономическим и политическим институтам18.

Все это обусловило попытки западных идеологов сформулировать современную консервативную идеологию – неоконсерватизм. Существуют две трактовки неоконсерватизма. Первая трактовка объясняет неоконсерватизм как современный консерватизм, приспосабливающий традиционные для него ценности и представления к реалиям современной постиндустриальной эпохи. Вторая трактовка рассматривает неоконсерватизм как идеологическое течение, обогащающееся и развивающееся в процессе соперничества с либерализмом и социал-демократизмом19.

Возникновение неоконсерватизма относится к 60–70-м  годам ХХ века, когда ясно обозначились глобальные проблемы современности, и возник серьезный кризис в смысле жизни человеческой деятельности, выразившийся в неспособности западного общества к дальнейшему социальному прогрессу. В этих условиях неоконсерватизм актуализировал те традиционные принципы своей идеологии, которые оказались адекватными настроениям людей в крепкой и добропорядочной семье, в необходимости смыслообразующих целях человеческой жизни, государственного порядка и стабильности, уважении к закону, ориентации на религиозные нравственные установки, препятствующие духовной деградации личности, моральной взаимоотвественности гражданина и государства.

Неоконсерватизм способствовал значительному теоретическому обновлению традиционного консерватизма. Так из противника научно-технического прогресса неоконсерватизм превратился в убежденного его сторонника. В отличие от традиционного консерватизма, манкировавшего идеологией, неоконсерватизм жестко обозначил себя как идеологическое учение, потому что, по мнению неоконсерваторов, «неидеологическая политика – это безоружная политика».

Неоконсерватизм превратился в инициатора инноваций, но без «антиисторической спешки сверху» и не «методами толпы – снизу». Неоконсерватизм по-новому сформулировал модель отношений между личностью и обществом, гражданином и государством. По мнению неоконсерваторов, в современных условиях личность должна, прежде всего, рассчитывать на собственные силы и местную солидарность граждан, в то время как государство, основываясь на нравственных принципах сохранения целостности общества, должно обеспечить гражданину необходимые условия на основе правопорядка, сбалансированного взаимоотношения общества и природы.

Неоконсерватизм выступает защитником частной собственности, свободного рынка, личной свободы индивида в обществе, но всегда подчиняет их требованиям политической и социальной стабильности и исторической преемственности.

В этнокультурной сфере неоконсерватизм  исходит из убеждения, что под любым глобализмом скрывается тот или иной этноцентризм, навязывающий другим народам свои ценности и миропонимание. Как считают неоконсерваторы, каждый народ имеет собственную историю, культуру, характер, психологию, традиции, и только все они в совокупности составляют человеческую цивилизацию.

Неоконсерватизм представляет собой  сложное и противоречивое образование, порой конфликтующие между собой идеи, принципы и концепции. Как отмечал Л.Аллисон, консерваторы являются одновременно «индивидуалистами и коллективистами, приверженцами авторитаризма и свободы, мистиками и разумными практическими людьми»20. В этой связи выделяют неоконсерваторов, новых правых, традиционалистских или патерналистских консерваторов.

В 1983 году был создан Международный  демократический союз, объединивший консервативные партии Западной Европы, Республиканскую партию США, Либерально-демократическую партию Японии и австралийских консерваторов. М.Тэтчер приветствовала новый «консервативный интернационал как великое средоточие мысли и духа»21.

И здесь возникает вопрос: в каком  плане консервативная идеология  может войти в состав идеологии  белорусского народа? Разумеется, не в  плане отрицания исторического прогресса, противопоставления культурных форм экономическим и политическим институтам, не как идеология охранения несправедливой политики Запада в отношении других стран, а в плане житейского понимания сущности консерватизма как уважительного отношения к своему прошлому, в том числе и советскому периоду жизни, как недопустимости разделения людей по национальному, языковому, религиозному признаку, как сохранения преемственности поколений, культурных традиций и народных обычаев. Именно в этом смысле Президент А.Г.Лукашенко и говорил, что хотя «наше поколение не помнит, но прежние поколения жили, видимо, в условиях господства вот этого консервативного подхода в идеологии. И многие понятия сегодня не теряют свою актуальность. Надо быть хорошими консерваторами в хорошем смысле слова. Мы ни в коем случае не отбрасываем многие идеи идеологии консерватизма»22. Следует отметить, что консерватизм в наших сегодняшних условиях во многом, как это ни парадоксально, совпадает с идеологией социализма и коммунизма. Такова диалектика переживаемого исторического момента.

Социал-демократизм возник в последней трети XIX – начале ХХ веков в качестве выразителя интересов рабочего класса. В настоящее время под социал-демократизмом понимают теорию и практику всех партий, входящих в социалистический Интернационал. Социал-демократизм можно определить и как социально-политическое движение, и как идейно-политическое учение. Причем внутри социал-демократизма существует целый ряд национальных и региональных вариантов, социально-философских, политических и идеологических течений. Применительно к социалистическим партиям Франции, Италии, Испании, Греции, Португалии используются понятия «социализм», «латинский социализм» или «средиземноморский социализм». Существуют «скандинавская» или «шведская» модель социализма, «интегральный социализм»; выделяют «фабианский социализм», «гильдейский социализм». «Все названные разновидности социал-демократизма с теми или иными оговорками, как правило, объединяются общим понятием «демократический социализм»23.

Социал-демократизм возник как  альтернатива западному капитализму  и первоначально разделял важнейшие  принципы марксизма относительно общественной собственности на средства производства, социального равенства, социальной справедливости, ликвидации капитализма и перехода к социализму.

Но, учитывая специфику функционирования социал-демократизма в западных странах (наличие колоний, доминирование на международных рынках, высокие сверхприбыли, возможность для буржуазного класса обеспечивать значительно более высокий уровень материального благосостояния своих рабочих по сравнению с трудящимися в незападных странах и, как следствие, обуржуазивание значительной части рабочего класса на Западе), на практике социал-демократизм стал на путь отказа от марксизма и признания приемлемыми существующие социально-политические институты и общепринятые в западных странах того времени правила политической деятельности.

Лидеры социал-демократизма провозгласили  своей целью построение демократического социализма. Само понятие «демократический социализм» вошло в научный и политический оборот в конце XIX века и включало в себя идею политической, экономической и культурной интеграции рабочего движения в существующую капиталистическую систему. Для социал-демократизма характерно признание правового государства как позитивного фактора в постепенном реформировании и трансформации капиталистического общества.

Главная роль в обосновании социал-демократизма принадлежит Э.Бернштейну. Именно он подвел систему аргументов под главный лозунг социал-демократизма: «движение – все, конечная цель – ничто». Такой подход, в сущности, стал стратегической установкой политических программ большинства партий демократического социализма. Перед социал-демократизмом вставал вопрос: как добиться того, чтобы социалистическое общество стало обществом наибольшей экономической эффективности и наибольшей свободы, не отказываясь при этом от социального равенства всех членов общества. В решении этого вопроса Э.Бернштейн видел главную задачу социал-демократизма.

Информация о работе Современные идеологические концепции и доктрины