Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 18:34, контрольная работа
Расположенная в Северной Африке, Ливия граничит с такими странами, как Алжир, Судан, Египет, Тунис, является четвертым по площади государством в Африке и шестнадцатым в мире.
Ливия с древних времен традиционно делится на три части: западную Триполитанию, восточную Киренаику и южный Феццан. Данное племенное разграничение явилось одним из факторов конфликта, о чем будет сказано далее.
Начинаясь как локальный, конфликт в Ливии, в рамках так называемой «Арабской весны», в итоге перерос в региональный политический, отягчённый обстоятельствами внешнего вмешательства.
1.Территориально-географическая характеристика конфликта, характеристика конфликта по типу………………………………………………………………….2
2. Причины конфликта…………………………………………………………..…2
3. Повод для начала конфликта…………………………………………….……...3
4. Действующие стороны конфликта. Их интересы, мотивы, идеологические установки и цели в этом конфликте………………………………………………4
5. Динамика конфликта. Основные этапы………………………………………..6
6. Механизмы урегулирования конфликта……………………………………...14
Список использованных источников……………..……………………………..16
К 30 марта линия фронта уже проходила между Брегой и Рас-Лануфом, в котором происходила артиллерийская перестрелка.
3 апреля Налут, Зинтан и Яфран были взяты в осаду наступающими правительственными войсками, однако труднодоступный горный ланшафт и жестокое сопротивление амазигов остановило наступление. В города, тем временем, была прервана подача электричества.
8—9 апреля ожидалась атака правительственных войск на Адждабию. Однако повстанцам удалось отбить атаку на город.
16—18 апреля также сообщалось о серьёзном ухудшении погодных условий, вследствие чего авиация НАТО несколько дней не могла производить боевые вылеты на востоке Ливии. В городе, большая часть населения которого уже эвакуировалась, началась паника, однако правительственные войска перестали предпринимать попытки захвата Адждабии.
Под влиянием успехов повстанцев в восточных областях, и в знак солидарности с жителями Бенгази, сначала последовали демонстрации, а затем вспыхнули восстания уже и на западе Ливии. 27 февраля восставшие захватили города Эз-Завия и Мисрата. Предчувствуя многочисленные мятежи, правительственные войска взяли курс на борьбу с повстанцами в Триполитании, что позволило мятежникам из Киренаики предпринять относительно успешный в начале марш на Триполи через богатые нефтью районы.
3 этап - переговоры и последующая эскалация конфликта
Со второй половины апреля на востоке Ливии наступило временное затишье: правительственные войска были деморализованы в связи с внушительными потерями и активностью авиации НАТО, а силы повстанцев по-прежнему были недостаточно вооружены и пока еще не имели достаточного опыта военных действий, в результате чего им было очень сложно состязаться в открытом бою с правительственными вооруженными силами. В этих условиях сложилась сложная ситуация, приведшая к неспособности ни одному из оппонентов установить контроль над всей территорией страны, а условный фронт на востоке Ливии остановился между Адждабией и Брегой.
В этих условиях началась активизация призывов к переговорам воюющих сторон. Так, МИД Российской Федерации призвал международное сообщество к немедленному прекращению насилия и боевых действий, переводу разрешения конфликта в политико-переговорное русло. К этому требованию также присоединился и президент ЮАР Джейкоб Зума, известный своими симпатиями к Каддафи, что немедленно вызывало недоверие у ПНС и крайнее раздражение у революционной части страны и привело к тому, что переговоры при посредничестве Африканского союза зашли в тупик. Также переговорный процесс не увенчался успехом в силу нежелания сторон идти на уступки: повстанцы категорически отказались видеть Каддафи даже номинально лидером Ливии, в свою очередь Каддафи категорически отказался покидать свой пост либо уступать власть. К июлю 2011 года ПНС Ливии, как единственную законную власть в Ливии признали уже 30 государств, в том числе США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Турция и ряд других, многие из которых оказывали гуманитарную и военную помощь повстанцам в рамках военной интервенции в Ливию.
В условиях сложившейся на фронтах в Ливии патовой ситуации, Франция, в нарушение резолюции Совбеза ООН, провела секретную операцию по снабжению оружием ливийских повстанцев, действующих в западной части Ливии. После того, как оппозиционеры добились значительных успехов, очистив от сторонников Каддафи почти весь регион, было построено два аэродрома, на которые приземлялись самолеты, с вооружением и боеприпасами для повстанцев. 30 мая Переходный национальный совет Ливии через социальные сети объявил о преобразовании повстанческих отрядов в Национальную Освободительную армию, название которой будет способствовать росту профессионализма и дисциплинированности в рядах повстанцев, но будет носить пока временный характер.
Такая неопределенная ситуация по времени почти совпала с началом военных действий на юге Ливии, первые неподтверждённые данные о которых стали приходить ещё в июне. Несмотря на то, что юг Ливии всегда считался лояльным Каддафи, в июне стало известно, что негроидное племя Тубу, находящееся южнее Себхи, также поддержало повстанцев. Позднее появилась информация, что небольшая часть бойцов амазигов, боровшихся с силами Каддафи в районе гор Нафуса, в июне 2011 года отправились на юг Ливии вести борьбу с режимом Каддафи. Данная информация появилась уже после окончания активных боевых действий в регионе.
4 этап – завершающая стадия конфликта.
До 10 сентября начал действовать ультиматум, согласно которому правительственным войскам, во избежание дальнейшего кровопролития, предлагалось сдать оставшиеся города Сирт и Бени-Валид без боя. Однако, отсутствие особого влияния старейшин на правительственные войска в городе, пресекли дальнейшие попытки представителей Переходного Национального Совета Ливии. События 9 сентября поставили крест на перспективы подобных переговоров в дальнейшем.
9 сентября на восточном фронте, в район Красной Долины, занятой Национальной армией, обрушились артиллерийские снаряды, между Красной Долиной и посёлком Харва, начался ожесточенный бой.
10 сентября продолжались бои в Бени-Валиде. Представители Переходного Национального Совета сообщили, что они недооценили количество лояльных Каддафи войск в городе. По предварительным оценкам их насчитывалось порядка 1000, хотя ранее предполагалось, что в городе осталось не более 150 солдат.
11 сентября, ночью, лояльные Каддафи войска нанесли артиллерийский удар и устроили обстрел реактивными установками «Град» по окрестностям Бени-Валида, после того, как войска Переходного Национального Совета до этого отступили и проводили перегруппировку на подступах к Бени-Валиду
13 сентября представители Переходного Национального Совета Ливии сообщили, что с учётом потока беженцев в последние дни, жителям Бени-Валида даётся ещё 2 дня, чтобы покинуть город и переехать в более безопасное место, прежде чем вновь начнутся активные боевые действия. Данные сообщения в Бени-Валид транслировала радиостанция, находящаяся в Тархуне. С учетом ожесточённого сопротивления правительственных войск в Бени-Валиде, а также наличия большое количества оставшихся в городе мирных жителей, сторонники новой власти Ливии в лице Переходного Национального Совета решили временно приостановить активное наступление на несколько дней.
15 сентября в районе Бени-Валида особой военной активности не наблюдалось, войска Национальной армии продолжали подготовку, а правительственные войска в Бени-Валиде, по словам жителей, покидавших город, заняли снайперские и пулемётные позиции внутри и на крышах жилых домов и учреждений.
16 сентября начался новый штурм Бени-Валида, в результате которого войскам Национальной армии удалось захватить долину, ведущую к центру города. 21 сентября военный представитель Переходного Национального Совета признал, что войска новой власти столкнулись с особыми географическими трудностями у города Бени-Валид, который расположен «между горами», а также с большим количеством снайперов и артиллерии дальнего радиуса действия.
24 сентября сообщалось, что многие добровольцы, воевавшие на стороне Переходного Национального Совета Ливии под Бени-Валидом, ввиду неопределенной ситуации и невозможности взять город в течение длительного времени, покидали место боевых действий. По словам повстанцев, они были удивлены тем масштабом сопротивления, с которым столкнулись, а также недовольны неорганизованностью в рядах повстанцев.
26 сентября выяснилось, что после ночного артобстрела позиций проправительственных войск в городе, части Национальной армии начали очередную атаку, но уже с участием танков и артиллерии.
4 октября, большинство жителей, а также часть лояльных Каддафи войск, покинули город, укрывшись за его пределами, что должно было облегчить атаку на город в течение ближайшего времени.
До этого предпринимались неоднократные безрезультатные попытки штурмовать город, но вскоре прекратились из-за серьезных потерь, понесённых наступавшими повстанцами. С конца сентября возле города было относительно спокойно, активных боевых действий пока не велось.
11 октября выяснилось, что войска временного ливийского правительства захватили посёлок Эль-Шамих в 35 километрах южнее Бени-Валида, освободив путь к городу с юга.
15 октября, несмотря на заявления представителей Переходного Национального Совета о временной остановке наступления на Бени-Валид до взятия Сирта, стало известно о наступлении гражданских батальонов из Мисраты в восточной части Бени-Валида, где, по некоторым данным, сторонники Переходного правительства овладели одним из его районов.
16 октября, под контролем Переходного Национального Совета находились уже центральная и северная части Бени-Валида. Под контролем проправительственных войск оставался лишь район Дахра на юге города.
17 октября Бени-Валид был окончательно взят войсками Переходного Национального Совета.
18—19 октября войска Переходного Национального Совета предприняли решительное наступление на остававшиеся под контролем войск Каддафи районы Сирта, в результате чего был захвачен район Аль-Доллар.
20 октября состоялся штурм
Войска Переходного Национального Совета предприняли крупное наступление на город, в ходе которого овладели конференц-центром Угадугу, территорией университета Сирта и больницей Ибн-Сина. Также были захвачены районы Сабамия и Эль-Гиза.
Военное противостояние в Ливии стало самым крупным по числу жертв в ходе так называемой Арабской весны после войны в Сирии. Число погибших по состоянию на конец августа 2011 года достигло более 50 тыс. человек
Вместе с тем после окончания войны, на территории страны по-прежнему продолжаются вооружённые конфликты.
6. Механизмы урегулирования конфликта.
В рассматриваемом случае урегулирование конфликта должно было осуществляться на самом раннем этапе, в момент зачатков недовольства, переросших позже в вооруженное столкновение. Как уже было отмечено ранее, антиправительственные выступления не были вызваны социально-экономическими причинами. В первую очередь, следовало обратить внимание на политическую составляющую, как, например, на особенности авторитарного правления Каддафи в части политических свобод. Запрет на политические партии, отсутствие свободной прессы, гонения по политическому признаку, а также преследование за проявление инакомыслия создавало серьезную напряженность в обществе. Кроме того, одной из серьезных причин приведших к гражданской войне, явился конфликт между племенами страны (Триполитании и Киренаики). Племена восточной части страны были практически отстранены от политического участия, в то время как племена Триполитании (выходцем из которого был и сам М.Каддафи) принимали в нем самое активное участие, концентрируя в своих руках абсолютную власть. Главным механизмом урегулирования конфликта на данном этапе должен был быть пересмотр отношения политической системы и всестороннее привлечение к этому процессу остальных представителей элит (племен). Вместе с тем, происходить это должно было крайне корректно и поэтапно, особенно в связи с нарастающими революционными настроениями в «арабском» регионе в результате «Арабской весны». На этапе начала вооруженных столкновений категорически не следовало применять тяжелую артиллерию в отношении демонстрантов. Применение масштабного насильственного подавления лишь подстегнуло революционные настроения протестующих, вылившихся в стихийные противостояния по всей стране. Так, 24 апреля состоялся телефонный разговор между главой российского МИДа Сергеем Лавровым и председателем ливийского правительства аль-Багдади Али аль-Махмуди, во время которого представитель ливийской стороны попросил у России содействия в урегулировании конфликта в Ливии.
Ливийское руководство было готово выполнить требования резолюций 1970 и 1973 Совбеза ООН, чтобы перевести ситуацию в стране в политическое русло. Россия же была готова содействовать усилиям Афросоюза и ООН по нормализации обстановки в Ливии только на условиях незамедлительного прекращения огня.
Следует отметить также определенную заинтересованность смены власти в Ливии со стороны США и европейских стран входящих в блок НАТО. Несмотря на протест со стороны ряда стран в принятии соответствующей резолюции Совбеза ООН «по Ливии», вооруженное вмешательство, инициированное заинтересованными европейскими политическими элитами, было предрешено. На данном этапе локализация конфликта и прекращение гражданской войны были возможны в случае отказа М.Каддафи от стратегии военного подавления восстания, прекращения огня и наличии попыток открытого диалога между племенами, а также при реструктуризации внутриполитического курса страны с возможностью привлечения международных посредников для организации соответствующих переговоров.
Список использованных источников