Понятие и сущность политической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:22, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить особенности политической системы.
В соответствии с поставленной целью, мы решали следующие задачи:
- раскрыть понятие, сущность и функции политической системы общества;
- охарактеризовать современную политическую систему России и основные направления политических преобразований.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
1. Понятие и сущность политической системы ……………………………….4
2. Структура и функции политической системы ………………………...........5
3. Становление современной российской политической системы ………….11
4. Политическая система России после путинских реформ ………………...18
Заключение ……………………………………………………………………..20
Список литературы …………………………………………………………….21

Прикрепленные файлы: 1 файл

Полит.система соврем.общ-ва(переделка).doc

— 99.00 Кб (Скачать документ)

Не менее важна функция  реагирования. Благодаря ей политическая система оперативно отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри  ее.

Политическая система  осуществляет свое влияние посредством  регулирующей функции. Она реализуется путем введения норм, правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, социальные группы, а также за счет применения административных и иных мер в отношении нарушителей правил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Становление современной российской политической системы

          Становление современной российской политической системы началось с принятия новой Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. означало создание нормативно-правовой базы формирующейся политической системы российского общества.

           Конституция  провозглашает Россию демократическим  федеративным правовым социальным  государством с республиканской  формой правления. Единственным  источником власти в Российской  Федерации является ее многонациональный  народ. Федеральная российская политическая система выражает волю и интересы всех народов, проживающих на территории страны.

          Федеративное  устройство России основано на  ее государственной целостности,  единстве системы государственной  власти, разграничении предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов России.

           Государственные  органы Российской Федерации  осуществляют свою деятельность на основе принципа разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из трех систем органов власти и управления самостоятельна и руководствуется положениями Конституции, федеральными законами и другими правовыми актами.

            Законодательная власть Российской  Федерации представлена Федеральным  Собранием, состоящим из двух  палат: Совета Федерации, формирующегося  из представителей субъектов  Российской Федерации (по два  от каждого региона) и Государственной Думы, состоящей из 450 депутатов, избираемых населением страны. Каждая палата располагает своей сферой деятельности, ответственностью и полномочиями по управлению государством. В 2001-2002 гг. произошло переструктурирование Федерального Собрания. С целью усиления профессионализма изменился механизм формирования Совета Федерации, усилилась партийно-политическая фрагментация Государственной Думы.

           Исполнительная власть представлена  Президентом и Правительством  Российской Федерации, состоящего  из Председателя, его заместителей  и федеральных министров. Конституцией  Российской Федерации установлена  судебная система страны, на высшем  уровне она представлена Конституционным Судом, осуществляющим конституционное производство, Верховным Судом, в ведении которого находится гражданское, административное и уголовное судопроизводство, Высшим Арбитражным Судом, ведающим разрешением экономических споров.

             К судебной власти в определенной  степени примыкают органы прокуратуры.  Генеральный прокурор Российской  Федерации назначается на должность  и освобождается от должности  Советом РФ и по представлению  Президента Российской Федерации.

            Российская Федерация – государство светское. Религиозные объединения отделены от государства. Система федеральных органов государственной власти субъектов РФ – республик краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Их структуру субъекты РФ определяют самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных, исполнительных и судебных органов власти, установленных федеральным законом.

          Значимым элементом российской политической системы являются органы местного самоуправления. Их роль определена Конституцией России. Они самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, осуществляют охрану общественного порядка. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских населенных пунктах.

          Существенным элементом российской  политической системы является  наличие в ее составе различных  политических партий, общественно-политических  движений, избирательных политических блоков и союзов. Конституцией России предусматривается политическое многообразие и многопартийность.

            Следует подчеркнуть, что современная  политическая система еще молода. Ее становление и развитие  продолжается. Не нашли еще разрешения многие острые проблемы государственного строительства, федеративных отношений. В России сохраняются авторитарные традиции, властные отношения отличаются закрытостью, что порождает коррупцию, злоупотребление властью.

            В стране нет серьезного политического оппонирования действий властных структур. Политические партии слабы, не имеют четкой социальной ориентации. В стране сохраняется высокой поляризация населения, растет его маргинализация. В этих условиях возможности политической системы интегрировать общество, обеспечивать его единство и стабильность достаточно ограничены. Поэтому политическая система в России еще какое-то время будет балансировать между ценностью общества и его дезинтеграцией, распадом.

Как отмечает известный политолог А.Ю.Зудин, в период 2000-2002 годов преобразования политической системы разворачивались по следующим основным направлениям [2]:

- деавтономизация;

- восстановление субординации  в элитах;

- реинтеграция системы  власти;

- институционализация;

- модернизация элиты;

- "умиротворение"  общества.

Составной частью развития новой политической системы стала деавтономизация - целенаправленные действия Кремля, призванные сократить автономию элит и лишить их независимых политических ресурсов. После того как федеральный центр перестал зависеть от политической поддержки элит, они утратили статус «неприкасаемых», а вместе с этим - значительную часть автономии и политических ресурсов. Под флагом деавтономизации элит и политических институтов прошли две важнейшие акции Кремля в 2000 году – «антиолигархическая кампания», проводившаяся руками правоохранительных органов, и изменение федеральных отношений (введение федеральных округов и реформа Совета Федерации).

Феномен рейтинга позволил изменить конфигурацию политической базы нового режима уже в начале его становления. Резкое увеличение удельного веса неструктурированных, но прямых связей с обществом дало возможность снизить роль элит и «посредников» - СМИ и судей. Во взаимоотношениях Кремля с элитами это сопровождалось восстановлением иерархии, «переформатированием» представительства и изменением политического статуса.

Во взаимоотношениях с региональными лидерами иерархия была восстановлена в два приема. Первый шаг был сделан в ходе президентских  выборов 2000 года. Избрание В.Путина на пост президента в первом туре в сочетании с особенностями избирательной кампании, в ходе которой региональные элиты сыграли менее значительную роль, побудили их "построиться". Вторым шагом стали введение семи федеральных округов во главе с представителями президента и реформа Совета Федерации. В результате региональные лидеры были лишены постоянного представительства на федеральном уровне и, как следствие, лишились постоянного места в федеральной властной элите. Их политический статус был ограничен чисто региональным уровнем.

С олигархами было по-другому. Восстановление субординации в отношениях с Кремлем в ходе "антиолигархической кампании" весны - лета 2000 года, исчезновение неприкосновенности и сокращение автономии, за единичными исключениями, не сопровождались выпадением из состава федеральной элиты. Причина, скорее всего, состояла в том, что губернаторы были частью воссоздаваемой "вертикали власти", а олигархи - нет. Это обстоятельство помогло им сохраниться в качестве ослабленной группы влияния в составе федеральной элиты.

Утверждение моноцентризма  изменило вектор развития политической системы. На смену центробежным процессам, утвердившимся в эпоху полицентризма, пришли центростремительные тенденции. Началась консолидация основных звеньев политической системы вокруг нового центра. Стержнем этого процесса стала реинтеграция системы власти - как по вертикали, так и по горизонтали, - повышавшая ее "проходимость" для сигналов, исходящих из Кремля.

Восстановление "вертикали  власти" было только третьим по счету шагом в развитии моноцентрической системы (после установления политического контроля над Государственной думой в январе 2000 года и президентских выборов в марте), но самым "громким". Его побочными, но исключительно важными для Кремля последствиями стали уже упоминавшиеся деавтономизация и восстановление субординации во взаимоотношениях Кремля с элитами. Воссоздание "вертикали власти" положило начало экспансии моноцентризма на остальные участки политической системы. Процесс шел одновременно с преодолением политического раскола власти "по горизонтали", хотя в отношениях между президентом и правительством он был преодолен еще в предшествующий период, после отставки Примакова с поста председателя правительства.

Взаимодействие исполнительной и законодательной власти в федеральном центре трансформировалось в режим сотрудничества с момента зарождения "моноцентрической" системы на парламентских выборах 1999 года. Главным инструментом стало установление политического контроля Кремля над Государственной думой и законодательным процессом. Выстраивание новых отношений прошло в два этапа. На первом этапе (январь 2000 - февраль 2001 года) ключевую роль играло "подвижное большинство", включавшее КПРФ. На втором (с февраля-марта 2001 года), с приближением крупной серии правительственных законопроектов по углублению рыночных реформ, эта роль перешла к центристскому большинству в составе "коалиции четырех" (фракции Единство, ОВР, Народный депутат, Регионы России).

В этот период во взаимодействии исполнительной власти и нижней палаты парламента растущую роль начинает играть проработка законодательных инициатив в режиме "предварительных консультаций" (концепция "нулевого чтения").

Возможности для перевода отношений с верхней палатой  парламента в кооперативный режим были заложены реформой Совета Федерации в 2000 году, которая лишила региональных лидеров рычагов прямого политического влияния в федеральном центре и изменила соотношение между законодательными и представительными функциями верхней палаты в пользу первых. Первоначально политической опорой Кремля в верхней палате стала группа "Федерация", образованная из "новых" и лояльной части "старых" сенаторов.

Становление моноцентризма  сопровождалось целой серией шагов, направленных на институционализацию места и функций основных участников политической системы, а также перевод взаимодействий внутри системы в рамках новых, кодифицированных правил игры. Эта тенденция в разной степени коснулась всех участников политической системы со слабоинституционализированным статусом - региональных лидеров, административной элиты, партий, групп давления и общегражданских объединений. Формой проявления институционализации политической системы стали новые законы и законопроекты, а также новые официальные площадки для взаимодействия.

Стремление Кремля добиться институционализации политических партий может свидетельствовать  об ориентации на создание правящей партии "доминантного" типа и повороте в сторону "партизации" политического режима. Создание "доминантной" партии в принципе способно ввести в определенные рамки клановую борьбу, которая постоянно дестабилизирует правящую группу, и в то же время институционально закрепить автономию Кремля от других отрядов элиты, прежде всего региональной и экономической.

Другое направление  модернизации представлено рекрутированием  на политические и административные посты представителей сообщества бизнеса. По сравнению с предшествующим периодом их присутствие в новом истеблишменте явно расширилось. Это видно и по депутатскому корпусу последней Государственной думы, и по итогам ротации обновленного Совета Федерации.

Наконец, важным направлением преобразования российской политической системы стало «умиротворение» общества. Социальные перемены сыграли ключевую роль в образовании новой политической системы. Широкая общественная поддержка - главное условие развития политического моноцентризма, поэтому ее сохранение превратилось в важнейшую политическую функцию. С приходом В.Путина поддержание социальной стабильности стало одной из первостепенных политических задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Политическая  система России после путинских  реформ

По мнению современных  политологов, политическая система современной России представляет собой президентскую республику с большими полномочиями главы государства. 

Начиная с 2000 года в стране произошли некие политические изменения, суть которых можно обозначить как ослабление всех конституционных демократических институтов: обеих палат парламента, политических партий, правительства, СМИ и других с последующей заменой их субститутами, в роли которых выступают Госсовет, многочисленные другие советы при президенте, Совет безопасности, администрация президента, полпреды с системой общественных приемных и другие. Субституты, как правило, не прописаны ни в Конституции, ни в законах и абсолютно зависимы от президента.

Информация о работе Понятие и сущность политической системы