Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 23:19, реферат
Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.
Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственныхи иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества.
Ведению сельского схода подлежали:
Постановления сельского схода требовали большинства голосов. Особо важные постановления (продажа и покупка общинной земли, переход от общинного пользования землей к участковому или подворному, передел земли) требовали двух третей голосов.
В тех случаях, когда в одном селении было несколько сельских обществ, для решения общих для селения вопросов созывались также и селенные сходы.
Сельский староста избирался большинством голосов сельского схода. Обязанности сельских старост были следующими:
За «маловажные поступки» сельский староста мог своей властью подвергнуть виновных следующим наказаниям: общественным работам или аресту до двух дней, штрафу до одного рубля.
Дисциплинарной власти сельского старосты должны были подчиняться не только крестьяне, но и все лица податных сословий (то есть все, кроме дворян, духовенства и почетных граждан), постоянно проживающие на территории сельского общества.
С момента освобождения крестьян правительственным чиновником, ответственным за проведение крестьянской реформы на местах, был мировой посредник. Основной задачей мирового посредника была организация переговоров по наделению сельских обществ землей и составление уставных грамот. Над мировым посредником стояла контрольная инстанция — уездный мировой съезд, а над ним — губернское по крестьянским делам присутствие.
В 1874 году мировые посредники, как выполнившие свои функции, были упразднены. Вместо уездных мировых съездов были организованы уездные по крестьянским делам присутствия. Эти комиссии имели только одного штатного сотрудника — непременного члена. Один чиновник на целый уезд не был способен осуществлять эффективный правительственный контроль за деятельностью крестьянских обществ, его обязанности сводились к рассмотрению жалоб и разбору конфликтов.
В 1889 году была проведена реформа, резко увеличившая степень вмешательства правительства в крестьянские дела. Была создана должность земского участкового начальника (на уезд приходилось в среднем около четырех участков), в обязанности которого был включен мелочный контроль всей деятельности сельских обществ и волостей. Над земскими начальниками стояла контрольная инстанция — уездный съезд, а над ним — губернское присутствие. Все эти три инстанции были одновременно и административными, и судебными (с органиченными полномочиями) [8][9].
По отношению к сельским
обществам земский начальник
имел следующие административные полномочия
(исключительно по отношению к
крестьянам и крестьянскому
Земский начальник имел также и полномочия накладывать административные взыскания (в современных терминах — право рассматривать дела об административных правонарушениях), также исключительно по отнощению к крестьянам и крестьянскому самоуправлению. До 1906 года за маловажные проступки земский начальник мог, «без формального производства», подвергнуть должностных лиц сельского и волостного управлений и суда денежному взысканию не свыше 5 рублей или аресту не свыше 7 дней. В том же порядке, с составлением лишь в каждом случае особого протокола, земский начальник мог подвергнуть денежному взысканию не свыше 6 рублей или аресту не свыше 3 дней всех «лиц, подведомственных крестьянскому общественному управлению», в случае «неисполнения законных его распоряжений или требований».
Земские начальники выступали
также и как судьи с
Существовали различные формы участия сельских обществ в землепользовании.
Наиболее популярной формой было общинное владение землей, при котором вся крестьянская надельная земля находилась в собственности общины, которая регулярно перераспределяла землю между крестьянскими хозяйствами, сообразно размеру семей. При этих переделах также учитывалось создание новых крестьянских хозяйств и исчезновение существовавших. Часть земли (прежде всего луговые, пастбищные земли и леса, неудобья), как правило, не разделялись между крестьянами и находились в совместном владении сельского общества. По обычаю, крестьяне оценивали хозяйственную полезность каждого участка в условных единицах, «тяглах», сколько «тягл» находилось в распоряжении крестьянского хозяйства, столько же пропорциональных долей оно должно было вносить в общую сумму поземельных налогов, уплачивавшихся сельской общиной.
Сельское общество могло
в любое время произвести перед
Стремление уравнять по хозяйственной полезности участки, выделенные каждому отдельному хозяйству привело к неблагоприятному явлению — чересполосице. Смысл чересполосного землевладения в том, что все земли общества нарезаются на несколько больших полей, внутри каждого поля земля считается одинакового качества, и в каждом поле земля нарезается на узкие полоски по количеству хозяйств, площадь полоски пропорциональна количеству тягл, которое выделено данному хозяйству при последнем переделе. Таким образом, каждое хозяйство пользуется столькими полосками земли, на сколько полей разделена вся общинная земля. В некоторых случаях, крестьянам приходилось обрабатывать до 30 разнесенных по разным местам земельных участков, что крайне невыгодно сказывалось на эффективности сельского хозяйства. Борьба с чересполосицей путем полного разверствания общинной земли и выделения каждому хозяйству одного компактного участка (хутора или отруба) стала одной из главных задач столыпинской аграрной реформы, реализуемой с 1906 года.
Второй широко распространенной формой землевладения в сельских обществах было подворное (участковое) землевладение, при котором каждое крестьянское хозяйство получало выделенный раз и навсегда, передаваемый по наследству участок. Такая форма собственности была более распространена в Западном крае. Наследственный участок представлял собой неполную частную собственность — он передавался по наследству, но не мог быть продан. Как и общинное владение, подворное владение могло сочетаться с общиннной собственностью на непахотные земли (луга, пастбища, лес, неудобья).
Сельское общество имело право в любой момент перейти от общинного пользования землей к подворному, но обратный переход был невозможен.
«Усадебная оседлость» крестьян (придомовые участки) находились в ограниченной (с правом передачи по наследству) собственности крестьян. Общие земли селений (улицы, проезды) всегда принадлежали сельскому обществу в целом.
Государство в большинстве случаев имело дело только с сельскими обществами в целом, не собирая сведений о размерах землевладения каждого отдельного крестьянского хозяйства. Соответственно, и размер государственных налогов и земских сборов, собираемых с земель, рассчитывался государственными и земскими учреждениями также для сельского общества в целом. Выкупные платежи в большинстве случаев также уплачивало сельское общество в целом (индивидуальный выкуп помещичьих земель крестьянами в ходе реформы 1861 года был редкостью). Распределение налоговой нагрузки по крестьянским хозяйствам было внутренним делом сельской общины, разрешавшимся обычно сельским сходом при принятии решения о переделе земли.
Все члены сельской общины (при общинном пользовании землей) были связаны круговой порукой — община несла коллективную ответственность за уплату всех видов налогов и выкупных платежей всеми своими членами. Это требование, достаточно жесткое, было частично оправдано тем, что закон делал практически невозможным обращение взыскания по долгам на большую часть имущества крестьян. Земельный надел, как принадлежащий общине в целом, не мог быть изъят по долгам отдельного крестьянина; также не подлежало изъятию любое имущество сельскохозяйственного назначения (одна корова, инвентарь, семена) и дом крестьянской семьи. Стоимость всего остального имущества была, как правило, весьма невелика.
Круговая порука была отменена в 1903 году в 46 губерниях Европейской России, в 1905 году — повсеместно. С этого момента обложение крестьян налогами стало индивидуальным и производилось государственными чиновниками (податными инспекторами) без участия волостных и сельских управлений.
Премьер-министр П. А.
В пакет правительственных законопроектов по аграрной реформе, внесенных в 1907 году в III Государственную Думу, входил закреплявший данные положения законопроект «Положение о поселковом управлении». III Дума рассматривала законопроект чрезвычайно медленно, и в 1912 году он перешел в IV Думу, где лежал без движения. В 1913 году правительство, возглавляемое уже В. Н. Коковцовым, переменило свое мнение и забрало законопроект из Думы.
Таким образом, сельское общество как признанный государством институт самоуправления осталась нетронутой вплоть до Октябрьской революции, после которой идеи Столыпина парадоксальным образом были реализованы — община как коллективный владелец земли была сохранена [15], но от нее был отделен сельсовет, административный орган местного управления. Окончательно существование сельской общины было прекращено коллективизацией.
Одним из недостатков изучения религии
является неисторическое рассмотрение
религиозных общностей, недооценка
современных тенденций в их изменении.
Это во многом обусловлено недостаточной
разработанностью в социологической
теории понятия «социальная общность».
Для исследования современных религиозных
общностей необходимо, с одной
стороны, наличие эмпирического
материала, с другой, концептуальные
основания, в качестве которых и
будут выступать понятия «
1. Долгое время религия выступала как
сторона жизнедеятельности универсальных
общностей – семьи, рода, этноса, которые
были одновременно и производственной,
и духовной, и религиозной общностью. Этот
период продолжался до возникновения
церкви как особого института.
2. Второй период связан с отделением клира
от мирян, появлением профессиональных
служителей культа. Эта профессиональная
общность сосуществует с универсальными
общностями. Особенностью данного периода
является то, что религия выступает универсальным
регулятором социальной жизни, а церковь,
как правило, сращивается с государством.
Границы этноса, государства, распространения
вероучения, как правило, совпадали. В
разных государствах эта фаза длится по-разному,
ее закат можно связать с отделением церкви
от государства, признанием права человека
на самоопределение в вопросах веры.
Названные фазы хорошо исследованы в религиоведческой
и социологической литературе. В современных
условиях можно говорить о третьей фазе
в развитии религиозных общностей, которая
характеризуется следующими чертами.
1. Секуляризация общественной жизни, ограничение
сферы действия религиозного сознания
религиозной практикой, сосредоточение
религиозной жизни в рамках религиозных
общностей.
2. Формирование религиозных общностей
на собственно религиозных основаниях,
прежде всего, на доктринально-целевых
и институциональных.
3. Превращение религиозных общностей
в интерэтнические и внегосударственные.
В связи с этим общностный подход приобретает
особую актуальность для социологического
исследования современной религиозной
жизни, суть его заключается в рассмотрении
всех ее составляющих сквозь «призму»
религиозной общности как формы бытия
религии. А это, в свою очередь, предполагает
обращение к понятию «социальная общность».
Не осуществляя механического переноса
общих признаков социальной общности
на религиозную, необходимо выявить их
инвариантные черты, знание которых, во-первых,
облегчает исследование конкретных видов
общностей, во-вторых, позволяет осознать
их специфику.
Под социальной
общностью следует понимать взаимосвязь
индивидов, являющихся субъектами социального
действия, имеющих относительно сходные
цели и интересы, совместная деятельность
которых обладает особыми свойствами:
эффективностью, упорядоченностью, институционализацией.Действующ
В качестве признаков реальных социальных
общностей можно назвать следующие: наличие
общих условий бытия и деятельности, идей
и доктрин, целей, на достижение которых
направлена деятельность субъектов; относительное
единство задач и интересов членов общности;
наличие определенного нормативного поля,
правил и стереотипов поведения; чувство
единства, принадлежности к данной общности
у каждого ее члена.
Виды реальных общностей выделяются в
зависимости от того, какие из признаков
является общностнообразующими: целевые,
нормативные, нормативно-целевые, доктринально-целевые.
^ Целевая
общность характеризуется прежде
всего наличием определенной цели, на
достижение которой направлена совместная
деятельность индивидов, а также относительным
единством задач и интересов у ее членов.
^ Нормативная
общность – это социальное образование,
для которого характерно наличие определенной
системы норм, правил поведения, регулирующих
отношения между индивидами и группами.
^ Нормативно-целевые
общности соединяют в себе признаки
как целевых, так и нормативных общностей.
Это такие социальные образования, в которых
отношения и деятельность индивидов регулируются
с помощью определенной системы норм,
направленной на реализацию поставленной
цели.
Доктринально-целевые общности характеризуются
тем, что взаимосвязь индивидов, включение
их в общность базируются на приобщении
их к единой доктрине, убежденности в ее
истинности и наличии у индивидов определенных
целей, на достижение которых направлена
их совместная деятельность. Доктрина
в данном случае составляет своеобразное
ядро такой общности, ее понимание открывает
путь к объяснению других ее составляющих.
Именно такими и являются религиозные
общности.
Религиозная общность, таким образом,
это взаимосвязь индивидов, осуществляющих
на основе единой доктрины совместную
религиозную деятельность, направленную
на достижение конкретных целей (прежде
всего – бессмертия) в специфических институциональных
и организационных формах. Религиозные
общности могут быть как реальными, так
и номинальными. Среди последних можно
назвать, например, христиан, мусульман,
иудеев, и т.п., то есть представителей
любой религиозной конфессии, выделив
их по признаку единого вероисповедания,
а также монашество, священнослужителей.
Основаниями выделения таких общностей
будут либо доктрины, либо доктрины и образ
жизни, либо доктрины и статус в церковной
иерархии. Реальные религиозные общности
отличаются совместной деятельностью
индивидов на основе единого вероисповедания,
к ним относятся религиозные объединения
- от прихода до церкви, сектантские объединения,
монастыри, ордена, религиозные учебные
заведения, экуменические организации.