Политическая система Швеции и ее влияние на экономику страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:52, реферат

Краткое описание

Швеция — конституционная монархия с парламентской формой правления. Действует Конституция, вступившая в силу 1 января 1975. Наиболее крупные города (тыс. чел.): Стокгольм (1700 с пригородами), Гётеборг (800), Мальмё (500). Шведская Конституция состоит из 4 отдельных документов: Акта о форме правления, принятого в 1974, Акта о престолонаследии, действующего с 1810, Акта о свободе печати 1949 (ведущего начало с 1766) и Акта о свободе выражения взглядов, вступившего в силу в 1991. Кроме того, Акт о риксдаге 1974 занимает промежуточное положение между Основным законом и обычным статутным правом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ШВЕЦИИ 5
1.1 Политическая структура 12
2 ИСТОРИЯ ШВЕЦИИ 12
3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ШВЕЦИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ 17
3.1 Партийная система 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21

Прикрепленные файлы: 1 файл

швеция.docx

— 38.52 Кб (Скачать документ)

                                                      СОДЕРЖАНИЕ

         ВВЕДЕНИЕ

        1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ШВЕЦИИ                                                 5

       1.1 Политическая структура                                                                             12

        2  ИСТОРИЯ ШВЕЦИИ                                                                                   12

        3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ШВЕЦИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ                                                                                        17

        3.1 Партийная система  17

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

        СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              ВВЕДЕНИЕ

Швеция — конституционная  монархия с парламентской формой правления. Действует Конституция, вступившая в силу 1 января 1975. Наиболее крупные города (тыс. чел.): Стокгольм (1700 с пригородами), Гётеборг (800), Мальмё (500). Шведская Конституция состоит  из 4 отдельных документов: Акта о  форме правления, принятого в 1974, Акта о престолонаследии, действующего с 1810, Акта о свободе печати 1949 (ведущего начало с 1766) и Акта о свободе выражения  взглядов, вступившего в силу в 1991. Кроме того, Акт о риксдаге 1974 занимает промежуточное положение  между Основным законом и обычным  статутным правом.

Высший орган законодательной  власти — риксдаг.

Высший орган исполнительной власти — правительство.

Глава государства — король Карл XVI Густав (с 19 сентября 1973) наделён  чисто представительскими или церемониальными  функциями и является символом Шведского  государства и нации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ШВЕЦИИ

a) форма правления и государственный строй в Швеции.

Королевство Швеция – конституционная  монархия с парламентской формой правления. Глава государства – король (с сентября 1973 года – Карл

Густав XVI), за которым по конституции сохраняются только представительные функции, то есть он не имеет политической власти и официально представляет шведский народ. Его прежняя роль в назначении премьер-министра после консультаций с лидерами партий перешла к тальману, председателю риксдага.

Политическая власть принадлежит  правительству и партиям, входящим в него. Законодательная власть находится  в руках однопалатного парламента — риксдага, выборы в который  происходят каждый третий год. Риксдаг  принимает законы, бюджет, устанавливает  налоги и сборы, утверждает состав правительства  и т.д.

Центральную власть в регионах, лёнах, представляет губернатор.

b) идея равенства в социально-экономической политике Швеции.

Профсоюзное движение привержено уравнительной идеологии политики и солидарности в области зарплаты. Основной лозунг политики — “равная  зарплата за равный труд” — означает, что тип и природа труда  должны быть нормой для установления зарплат.

Таким образом, социальная политика пронизана идеей равенства. Шведская модель, в частности, отличается очень  высокой по сравнению с другими  странами степенью выравнивания заработной платы между квалифицированными и неквалифицированными работниками, что отражает основные принципы идеологии  всеобщего благосостояния в Швеции.

Важной социально-экономической  задачей, которую приходилось решать правительству Швеции тех лет, было проведение новой семейной политики и, прежде всего, преодоление кризиса  рождаемости в стране и принятие мер для содействия приросту населения. Если в 1930–1940-х годах основной акцент в шведской семейной политике был  сделан на той модели семьи, в которой  главную роль играл супруг, своим  трудом содержавший всех остальных  членов семьи, то уже в 1946 году согласно внесённому правительством новому законопроекту финансовая поддержка оказывалась уже и женщинам, которые в случае болезни могли рассчитывать на денежное пособие, а также специальные дотации, выплачивавшиеся на детей. Таким образом, новая социальная политика включала в себя ряд мер, которые существенно улучшали финансовое положение жён и детей по отношению к их супругам и отцам. Наиболее интересным моментом здесь представляется та деталь, что пособие на детей выплачивалось непосредственно матери, а не отцу, что, конечно же, снижало случаи нецелевого использования отдельными “несознательными” отцами семейств выделяемых государством средств на содержание детей. Следует отметить, что закон о детских пособиях укреплял, прежде всего, положение матерей, поскольку государство выплачивало пособие независимо от того, были ли в браке родители или были разведены, поддерживал ли разведённый супруг ребёнка или нет. Проводившаяся в те годы социальная политика в отношении семьи преследовала две противоречивые цели. С одной стороны, за счёт введения детских пособий и финансовой поддержки матерей поддерживался распространённый в те годы стереотип женщины-домохозяйки, истинное предназначение которой – работа по дому и уход за детьми. С другой стороны, эта политика укрепляла положение матерей в рамках семьи и делала женщин всё более независимыми от их мужей. За первые 15 лет своего правления социал-демократы так перестроили шведскую социальную политику и систему социального страхования, что с 1950-х годов Швеция имела совершенно новую систему социальной защиты. Уже с 1948 года пенсии по старости были настолько велики, что позволяли пожилым не обращаться к другим источникам дохода для обеспечения своей жизни. Детские пособия выплачивались для всех детей страны, независимо от уровня дохода их родителей. Медицинское страхование и страхование по безработице были ещё добровольными, но, несмотря на это, они частично финансировались государством и находились под его контролем. Минимальная защита от неблагоприятных жизненных обстоятельств была гарантирована практически для каждого. Таким образом, в разработке и реализации этой социальной политики социал-демократы выступили настоящими новаторами, целью которых было улучшение экономического положения не только отдельных групп трудящихся, но и всего населения страны в целом.

Скандинавская модель социального  государства в том виде, как  она формировалась в 1950–1960-е годы, содействовала постепенному уравниванию  женщин и мужчин в экономической  сфере, что, в частности, проявлялось  в ориентации социальной политики, направленной на стимулирование женщин самостоятельно и независимо от своих  семей иметь собственный источник дохода, а значит, быть полноправными  участниками рынка труда. Эта часть социальной политики, которая, надо признать, следовала общей, характерной для многих стран тенденции усиления роли женщин в экономической сфере, несомненно оказала существенное влияние на шведское общество. Можно отметить несколько особенностей этой тенденции, характерных именно для Швеции. Во-первых, это касается системы школьного образования, в которой женщины, как и мужчины, ориентировались теперь на профессиональную подготовку и учёбу, а в дальнейшем – на получение квалифицированных рабочих мест наравне с мужчинами. Плохо ли это или хорошо, когда семейные ценности и заботы уходят подчас на второй план, а основным становится осуществление того, что совсем недавно было прерогативой мужчин, то есть профессиональный рост и делание карьеры, – другой вопрос. Во-вторых, существенные изменения происходят в сфере оплаты труда. Равная оплата труда за равный труд как для мужчин, так и для женщин – цель, которой, к сожалению, не достигли до сего дня даже в Швеции. И, наконец, растущий общественный сектор нуждался в женских рабочих руках, особенно в тех отраслях, где их доля была традиционно высока. Все эти особенности, связанные с новой ролью женщины в шведском обществе, привели к развитию новых отраслей социального обеспечения: организации детских садов, групп продлённого дня и др. Итак, вовлечение женщин в общественное производство привело к широкому участию их в системе социального страхования. Однако половая дифференциация по доходам, характерная для рынка труда, воспроизводилась в большей или меньшей степени системой социального страхования, поскольку эта система базировалась на принципе страхования дохода.

Итоги шведских реформ

В конце Второй мировой войны Швеция находилась в выгодной экономической ситуации: отсутствие военных действий и не затронутая разрушениями промышленность позволили избежать груза восстановления народного хозяйства практически с нуля, как это было в других европейских странах. Экономический рост Швеции после войны был таким, что позволил ей занять третье место среди самых богатых стран мира.

“Золотой век” шведской социальной модели пришёлся на 60-е –  начало 70-х годов XX века, когда Швеция по показателю национального дохода на душу населения занимала третье место в списке богатейших стран  Европы. Экономический кризис 1970-х  годов сказался в Швеции несколько  позже, чем в других западноевропейских странах: только с 1977 года его последствия  стали ощутимыми. Выросший уровень  безработицы и дефицит бюджета  привели к сокращению занятых в государственном секторе. К началу 1990-х годов уровень безработицы в Швеции достиг среднеевропейского уровня и находился в пределах от 10 до 14%. Всё это давало некоторым аналитикам основания рассматривать этот кризис как конец шведской модели. В начале 1990-х годов социал-демократы должны были вновь искать ответы на вопросы, касающиеся будущего шведского государства, находить решение проблем эффективности шведской модели социального государства и согласия избирателей и впредь поддерживать непрерывное расширение социального государства и государственного сектора. С начала 1990-х годов вне зависимости от политической ориентации правящего кабинета наметилась тенденция к постепенному сокращению государственного финансирования социального сектора, а также к пересмотру объёмов пособий, ограничению временных рамок их получения и сокращению числа занятых в социальном секторе. В парламенте и в разных политических партиях обсуждаются идеи перехода от всеобщего к избирательному принципу социальной защиты, то есть поддержке наиболее уязвимых групп населения. Реализация подобных сценариев структурной реформы таит в себе немалый риск, связанный с тем, что создававшаяся десятилетиями социал-демократами “уравнительная” система имеет достаточно сильную поддержку не только среди левых, но даже и среди либерально настроенных избирателей. Даже умеренное сокращение расходов на социальную сферу, как правило, вызывает болезненную реакцию населения и профсоюзов. По этой причине нынешнее социал-демократическое правительство вынуждено считаться с подобными настроениями.

Поиск новых ответов и  идей происходил на фоне растущей нелиберальной  критики со стороны консервативных партий, требовавших изменения социальной политики в духе “тетчеризма” и “рейганомики”. Противодействие правительству исходило также и со стороны шведского союза работодателей (SAF), и со стороны крупных фирм, грозивших перевести свои активы за границу. Для разрешения сложившейся ситуации правительство разработало так называемый “третий путь” финансовой политики, расположенный между нелиберальной, с одной стороны, и кейнсианской − с другой, экономической политикой. Он базировался на сдерживании зарплаты и на экономической политике, ориентированной на совокупное предложение. Экономическая политика “третьего пути” означала, что прежними позициями социал-демократы в социальной политике, ориентированной на всеобщее благосостояние, частично пожертвовали в целях контролируемого преобразования шведского общества, для того, что часто называли “новой экономикой”. Этот процесс трансформации может рассматриваться и как социал-демократический проект преобразований, необходимых для спасения социального государства. Это означало, что, во-первых, социал-демократическая партия пыталась искать компромиссы между разными социальными интересами, а во-вторых, социал-демократы вынуждены были перестраивать социальные учреждения в соответствии с нормами Евросоюза. Наконец, изменения в социальной политике теперь были уже связаны как с новыми процессами глобального экономического характера, так и с изменением ценностных ориентиров в самом шведском обществе.

Социал-демократы постарались  придать традиционным левым ценностям (социальной справедливости и социальной защите) новое, соответствующее времени  звучание. Эту перемену акцентов можно отчётливо проследить в тех политических решениях, которые были приняты внеочередным съездом шведской социал-демократической партии в марте 2000 года, на котором, в частности, отмечалось, что “каждая социальная реформа в Швеции была победой – не только для реализации социального обеспечения и справедливости, – но и победой для дальнейшего экономического развития в целом. История показала, что социальная справедливость способствовала тому, чтобы сделать Швецию технологически и экономически прогрессивной”[1]. Последствия проведения “новой политики” не стали для Швеции безусловным прорывом вперёд, они противоречивы, но свидетельствуют о положительных тенденциях в социально-экономической сфере.

Одной из определяющих черт шведской модели является высокий уровень  национальной солидарности шведов. Сегодня  это проявляется в сплочённости профсоюзов с наёмными работниками, консолидации основной массы населения  в стремлении к достижению высокого уровня социальных гарантий и экономического благосостояния. Широко распространённая в других странах с рыночной экономикой практика активного противостояния профсоюзов и работодателей в  Швеции практически отсутствует. Значительную роль в этом процессе сыграло подписанное  в 1938 году соглашение между Центральным  объединением профсоюзов Швеции и Шведским союзом работодателей, в котором  были оформлены взаимоотношения  между трудовыми коллективами и  предпринимателями. Именно благодаря  национальной солидарности стала возможна налоговая политика, которая в  сочетании с социальной политикой  образует механизм более равномерного распределения личных доходов граждан.

В наши дни социальное государство  в Швеции уже не воспринимается как  результат борьбы за власть между  трудом и капиталом, политикой и  рынком, а скорее существует как  система общественного согласия, которая делает Швецию с её высокообразованной и конкурентоспособной рабочей  силой привлекательным местом для международных инвестиций и финансового капитала, где социальное государство побуждает граждан участвовать в экономическом развитии общего для всех дела.

1.1 Политическая структура

 Глава государства  — король. Однако Швеция является  конституционной монархией, поэтому  король в настоящее время не  имеет власти. Государство управляется  правительством во главе с  премьер-министром, который выбирается  парламентом — риксдагом. Парламент  переизбирается всеобщим голосованием  каждые четыре года.

5 октября 2006 парламент  утвердил кандидатуру нового  премьер-министра страны. Им стал  Фредрик Райнфельдт, лидер Умеренной коалиционной партии (УКП) и правого альянса, победившего на парламентских выборах в сентябре 2006. За Рейнфельдта проголосовали 175 из 349 депутатов (169 проголосовали против, 5 отсутствовали).

УКП на прошедших выборах  набрала рекордное число голосов  — 26,1 %, а возглавляемый им блок в  составе четырёх партий — 48,1 % голосов.

Фредрик Рейнфельдт сменил Йорана Перссона (Социал-демократическая партия), занимавшего должность премьер-министра на протяжении десяти лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  ИСТОРИЯ ШВЕЦИИ

Первый человек появился на территории Швеции примерно 12 тыс. лет  назад. Однако только с 9 в. о скандинавах заговорили в Европе, куда викинги стали проникать морским путём, занимаясь разбоем и торговлей. Шведским викингам удавалось по русским рекам достигать Чёрного и Каспийского морей (путь «из варяг в греки») и торговать с Византией и арабами. В 11 и 12 вв. Швеция начинает выступать как единое государство. Христианство становится господствующей религией, и в 1164 учреждается архиепископство в Уппсале. Процесс централизации государства под королевской властью продолжался два столетия (с сер. 12 в.). В 1397 датская королева Маргарета объединяет Данию, Норвегию и Швецию в т. н. Кальмарскую унию под датской короной.

Постоянные раздоры как  внутри объединённых унией государств, так и между ними постепенно привели  к открытому конфликту между  шведами и датчанами. Окончательный  распад унии в нач. 16 в. привел к ряду ожесточённых войн между Данией и Норвегией, с одной стороны, и Швецией и Финляндией, которая в 12—13 вв. была завоёвана шведами, с другой. Кульминацией стала т. н. Стокгольмская кровавая баня в 1520, когда при вступлении на престол датского короля Кристиана II были казнены более 100 известных представителей различных сословий в Швеции. Это событие привело к восстанию, в результате которого был низложен датский король и возведён на престол шведский дворянин Густав Ваза, избранный королём Швеции в 1523.

Информация о работе Политическая система Швеции и ее влияние на экономику страны