Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 18:42, доклад
Политическая cистема Федеративной Республики Германия представляет собой вторую по счету демократическую систему в германской истории. Отцы-основатели Федеративной Республики, заседавшие в Парламентском совете, при выработке новой конституции, Основного закона, учли уроки краха первой демократии, Веймарской республики, и национал-социалистической диктатуры. Федеративная Республика Германия была дитем войны. И демократия в 1949 г. должна была закрепиться лишь в западной части разделенной на два государства Германии. Однако в Основном законе, который был задуман поначалу как временная конституция, сохранялась цель воссоединения Германии «в условиях самоопределения».
Политическая cистема Федеративной Республики Германия представляет собой вторую по счету демократическую систему в германской истории. Отцы-основатели Федеративной Республики, заседавшие в Парламентском совете, при выработке новой конституции, Основного закона, учли уроки краха первой демократии, Веймарской республики, и национал-социалистической диктатуры. Федеративная Республика Германия была дитем войны. И демократия в 1949 г. должна была закрепиться лишь в западной части разделенной на два государства Германии. Однако в Основном законе, который был задуман поначалу как временная конституция, сохранялась цель воссоединения Германии «в условиях самоопределения».
Вторая германская демократия имела успех. Причин тому было множество. Понимание ценности свободного образа жизни после пережитой диктатуры и стремление быть принятым в ряды демократических соседних государств – вот некоторые из них. Но и Основной закон внес свой вклад в этот успех. Когда после более чем 40 лет раскол страны был преодолен, Основной закон в 1990 г. стал конституцией объединенной Германии.
Основной закон обязывает органы законодательной власти придерживаться конституционного строя, а органы государственного управления – правовых норм и законов. Особое значение имеет статья 1 Основного закона. Она постулирует в качестве высшего блага конституционного строя уважение человеческого достоинства: «Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его – обязанность всей государственной власти». Другие основные права гарантируют, в частности, свободу действий в рамках законов, равенство всех людей перед законом, свободу печати и СМИ, свободу союзов и защиту семьи.
Основной закон определяет Германию как правовое госудаство: все действия государственных органов подлежат судебному контролю. Еще один конституционный принцип заключается в том, что Германия – федеративное государство; это означает распределение властных полномочий между федеральными землями (государствами-членами) и центральной властью. И, наконец, Основной закон определяет Германию как социальное государство. Социальное государство требует, чтобы в политике принимались меры для обеспечения людям достойных средств существования в случае безработицы, инвалидности, болезни и старости. Особенностью Основного закона является то, что эти основные конституционные принципы имеют так называемый «вечный характер». На основные права, демократическую форму правления, принципы федеративного и социального государства нельзя посягать и при внесении последующих поправок в Основной закон или при выработке даже совершенно новой конституции.
Констатируя, что народ осуществляет свою власть через специальные органы, Основной закон закрепляет представительную демократию в качестве формы правления. Конституции германских земель предусматривают кроме этого инструменты прямой демократии. С помощью народной инициативы минимально необходимое число граждан призывает земельный парламент разработать тот или иной закон. Прямая законодательная народная инициатива требует таким же образом, чтобы парламент принял предложенный законопроект. Если парламент не следует этому требованию, то затем проводится референдум, в рамках которого закон может быть принят большинством голосов.
Согласно Основному закону, функция политических партий – содействовать формированию политической воли народа. Выдвижение кандидатов на политические посты и организация предвыборной борьбы приобретают таким образом ранг конституционной задачи. По этой причине государство компенсирует партиям расходы, понесенные во время избирательной кампании. Возмещение партиям расходов, понесенных в ходе предвыборной борьбы, впервые реализованное в Германии, стало сегодня обычным явлением в большинстве демократических государств. Согласно Основному закону, политические партии должны строиться на демократических принципах. От них ожидается приверженность демократическому государству.
Партии, чья демократическая направленность находится под сомнением, могут быть запрещены по ходатайству федерального правительства. Однако они могут, но не должны быть запрещены. Если федеральное правительство считает такой запрет необходимым в силу того, что такие партии представляют опасность для демократической системы, оно может лишь ходатайствовать о запрете. Сам запрет налагает исключительно Федеральный конституционный суд. Таким образом предотвращается возможность того, чтобы правящие партии в рамках политической конкуренции могли запретить какую-либо «неудобную» для них партию. В истории Федеративной Республики было немного случаев, когда в суде рассматривался вопрос о запрете партии, и еще меньше случаев, когда партию запрещали. Основной закон, правда, создает привилегии для партий. Однако партии в сущности остаются формами выражения общества. Они несут на себе весь риск, связанный с провалом на выборах, с оттоком членов и отсутствием единого мнения по кадровым и политическим вопросам.
Германский партийный ландшафт имеет четкие контуры. В Бундестаге были представлены до 1983 за исключением партий, которые были взысканы уже в 1949 при первом выборе в парламент: партии союза, СДПГ и СвДП. «Союзные партии», относящиеся к европейской семье христианских демократов, повсюду в Германии – за исключением Баварии – действуют как Христианско-демократический союз (ХДС). В федеральной земле Бавария ХДС не выступает, оставляя поле деятельности тесно связанному с ним Христианско-социальному союзу (ХСС). В Бундестаге депутаты обеих партий прочно образуют единую фракцию.
Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) – вторая крупная сила в германском партийном ландшафте. Она относится к европейской семье социал-демократов и демократических социалистов. ХДС / ХСС и СДПГ считаются народными партиями, то есть, они ухаживали в прошлом с успехом за широким поперечным разрядом электората. Оба стоят принципиально положительно к социальному государству с его гарантиями дохода для стариков, больных, инвалидов и безработных. ХДС/ХСС притягивают скорее тех, кто имеет собственное дело, занимается промыслом, и предпринимателей, СДПГ близка к профсоюзам. Свободная демократическая партия (СвДП) относится к семье либеральных европейских партий. Ее политическое кредо – минимальное (насколько это возможно) вмешательство государства в дела рынка. СвДП поддерживают, прежде всего, лица со сравнительно высокими доходами и высоким уровнем образования.(потом пропущено про основание зеленых. ) «Зеленые» относятся к европейской семье экологических партий. Характерной чертой их программы является сочетание рыночной экономики с необходимостью охраны природы и окружающей среды под контролем государства. ( дальше нет перевода).
Германская избирательная система делает весьма трудной возможность образовать правительство какой-то одной партией. За 56 лет такое было только один раз. Для того, чтобы избиратели знали, с каким партнером партия, которой они отдают голоса, намеревается править, партии перед началом предвыборной кампании чаще всего делают заявления о возможных коалициях. Выбирая ту или иную партию, граждане, с одной стороны, отдают свое предпочтение той или иной партийной коалиции, а, с другой стороны, определяют соотношение сил между желательными будущими партнерами по правящей коалиции.
Бундестаг – избираемое представительство немецкого народа. В техническом плане половина из 598 депутатских мандатов предоставляется в соответствии с результатами выборов по земельным партийным спискам (вторые голоса), другая половина – по результатам выборов конкретных кандидатов в 299 избирательных округах (первые голоса). Такое распределение ничего не меняет в ключевой роли партий в избирательной системе. Лишь те кандидаты в избирательных округах имеют шансы на успех, которые принадлежат к той или иной партии. Число депутатов от той или иной партии призвано отражать распределение голосов избирателей. Для того, чтобы не осложнять картину большинства из-за мелких и очень мелких партий, вводится так называемый пятипроцентный барьер, который не позволяет этим партиям пройти в парламент.
Бундестаг – это германский парламент. Его депутаты образуют фракции и выбирают из своих рядов председателя Бундестага. Перед Бундестагом стоит задача избрать федерального канцлера и поддерживать его затем на этом посту путем одобрения его политики. Бундестаг может сместить канцлера, отказав ему в доверии. В этом он схож с другими парламентами. Не играет также большой роли разница в том, что в Германии канцлер избирается, а в Великобритании или в других парламентских демократиях назначается главой государства. В других парламентских демократиях главой правительства, который может опираться на парламентское большинство, всегда назначается лидер той или иной партии.
Вторая большая задача, стоящая перед депутатами Бундестага, – выработка законодательства. Начиная с 1949 г. в парламент были внесены более 10.000 законопроектов, им приняты свыше 6.600 законодательных актов. Преимущественно речь идет о поправках к законам. И в этом плане Бундестаг похож на парламенты других демократий, так как в основном принимает законы, предложенные федеральным правительством. Тем не менее Бундестаг, разместившийся в берлинском Рейхстаге, в меньшей степени олицетворяет собой тип дебатирующего парламента, характерного, например, для британской парламентской культуры.