Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 15:19, реферат
Политическая география — наука сравнительно новая. Основателем политической географии считается немецкий географ Фридрих Ратцель, опубликовавший в 1897 г. книгу «Политическая география».
Политическая география включает следующие основные направления:
геополитику, занимающуюся глобальной системой, межгосударственными союзами
географическое государствоведение, изучающее отдельно взятые государства и территории
политическую регионалистику, изучающую регионы, составляющие государство
1.Сущность политической географии и геополитики
2.Политика главных мировых держав
3.Теории и концепции геополитики
4.Принципы, которые лежат в основе геополитических моделей
Список использованных источников
При германском императоре Вильгельме II (правил в 1888—1918 гг.) был создан союз между Германией, Австро-Венгрией и Османской империей, воображаемая ось которого шла по диагонали от острова Гельголанд (напротив устья Эльбы) в направлении Стамбула, Персидского залива, Индийского океана. Это обеспечивало Германии присутствие в Средиземном море, контроль над Черным морем, Персидским заливом, выход в Индийский океан, где тогда господствовали англичане.
После распада Османской империи и создания мозаики государств на Балканах эта ось распалась. Ее восстановление стало главной целью германской дипломатии и военных действий в последующие десятилетия.
Геополитические теории Карла Хаусхофера как идейная база немецкой экспансии первой половины ХХ в.
К. Хаусхофер (1869—1945 гг.) создал научную школу геополитики и геополитический журнал («Zeitschrift fur Geopolitik»), с его именем связано превращение геополитики в идейную базу немецкой дипломатии первой половины XX в.
Необходимое «жизненное пространство» Германии (по К. Хаусхоферу) |
Ключевым понятием геополитики того времени стало понятие «жизненное пространство», введенное еще в XIX в. Ратцелем. Вслед за ним Хаусхофер считал, что основные проблемы Германии вызваны несправедливыми и тесными границами. Эти положения отвечали взглядам немецких государственных деятелей того времени, поскольку обосновывали необходимость экспансии.
К. Хаусхоферу принадлежит также идея панрегионализма. Он считал, что большие континентальные объединения являются велением времени. Народы должны ориентироваться на новую форму политической организации — большое пространство, которое необходимо, поскольку узкие государственные рамки препятствуют развитию современной специализированной промышленности и мешают мировым товаропотокам, таможенные барьеры увеличивают себестоимость продукции.
К. Хаусхофер выделил следующие потенциальные большие пространства, которые могли бы образоваться к середине ХХ в.: Евроафрика с господством Франции и Германии; СССР со сферой влияния в Иране, Афганистане, Индии; Япония как геополитический центр Восточной Азии; США со сферой влияния в Северной и Южной Америке. Он был одним из тех, кто рекомендовал заключить советско-германский пакт 1939 г. (известен как «Пакт Молотова—Риббентропа»), предложил неосуществившийся план создания континентального Евроазиатского Союза, который включал бы Испанию (диктатор Франко), Италию (Муссолини), Францию (профашистский режим во Франции сумел продержаться с 1940 по 1944 г.), Германию (Гитлера), СССР (Сталина) и Японию. Этот союз, действующий совместно с национально-освободительными движениями, должен был противостоять морским державам, прежде всего Великобритании.
После 1945 г. в центре «срединной земли» появился большой коммунистический регион, в качестве противовеса которому сформировались военные блоки (НАТО, СЕНТО, СЕАТО), и началась так называемая «холодная война» и войны настоящие — корейская, вьетнамская, афганская.
Теоретической основой традиционной геополитики был географический детерминизм. Выработанные геополитиками первой половины XX в. стратегии стали фактически программами действий противоборствующих блоков. Геополитические идеи о «великом предназначении Германии как центра Европы», о «Британской империи, над которой никогда не заходит солнце», о «России, помогающей православным на Балканах» и т. д. прочно укоренились в массовом сознании, мышлении политических деятелей. Постепенное превращение геополитических идей в национальные доктрины ярко проявлялось в странах с особыми национальными амбициями.
После Второй Мировой войны геополитика оказалась скомпрометированной как поощрявшая агрессию. Необходимо было переосмыслить старые теории с учетом новых реалий. В этом направлении работали представители так называемой консервативной школы.
Геополитическая модель мира С. Коэна. Новые идеи и дальнейшее развитие геополитики как науки связаны с американским геополитиком Солом Коэном. Его основные работы: «География и политика в разделенном мире» (1963 г.), «Новая карта глобального политического равновесия» (1982 г.). «Глобальные геополитические изменения в эру после «холодной войны» (1991 г.). С. Коэн ввел в геополитику новые, более сложные геополитические структуры мира и представления о многополюсности мира и динамике иерархии центров политической силы.
Было выделено три уровня геополитической организации мира:
— геостратегическая область (в мире их две — Торговый приморский и Евразийский континентальный мир);
— геополитический регион (их пять в Торговой приморской области — Приморская Европа и Магриб, Африка к югу от Сахары, Северная Америка и Карибский бассейн, Южная Америка, Островная Азия и Океания и два в Евразийском континентальном мире — Хартленд и Восточная Европа, Восточная Азия);
— нация-государство.
Геополитическая модель мира С. Коэна |
В модель С. Коэна входит и так называемая мировая «периферийная зона», включающая Африку и Латинскую Америку. Ближний Восток, Африка к югу от Сахары и Юго-Восточная Азия входят в «зоны разлома» — конфликтные районы геополитической нестабильности, где противостоят друг другу представители разных геостратегических областей, что выражается в острых межгосударственных и этнических конфликтах.
Кроме того, в качестве «транзитных государств» («государств-ворот») выступают территории, через которые осуществляется взаимодействие государств, относящихся к разным геостратегическим областям и регионам. Примеры транзитных государств: страны Балтии, Словения, Эритрея, Каталония, Страна Басков, Пенджаб, Квебек и др.
Геоэкономическая школа геополитики. В современных условиях изменилось содержание многих геополитических построений. Снизилась значимость силовой политики и фактора военной силы, исчезло стремление к однозначному росту размеров государства, так как в современных условиях национализма и сепаратизма это является фактором политической нестабильности, появились новые формы контроля над территориями: создание «марионеточных правительств», экономический неоимпериализм, возникли новые возможности для локализации очагов напряженности международными силами.
Важнейшим фактором мировой политики стала экономическая мощь государства, которая ныне оценивается не численностью армии и величиной территории, а параметрами экономического роста и успехами в борьбе за рынки сбыта. Таким образом, произошла замена основ геополитики — физическая география и географический детерминизм уступили место геополитической экономике. Все это способствовало развитию геоэкономической школы, которая отдает приоритет экономическим факторам, определяющим поведение государств в мировой политике.
Основными ее представителями были Питер Тейлор — автор теории так называемых «геополитических кодов» и теоретических основ для объективного геополитического анализа на основе мир — системного подхода, Джордж Кеннан — автор стратегии сдерживания российских экспансионистских тенденций, Сэмэл Хантингтон — автор теории перерастания геополитических конфликтов в этнокультурные.
Геополитические коды. Это понятие было введено П. Тейлором. Он считал, что каждая территория имеет свой код (или географические основы внешней политики) — определенные, меняющиеся во времени зоны национальных интересов, сферы влияния интересов, геостратегий. Таким образом, задачей геополитики стала не выработка геостратегии, а анализ реалий и определение геополитического кода.
Выделяются три уровня кодов: локальный (оценка состояния соседних государств), региональный (оценка государств соответствующего региона), глобальный.
Количественная оценка геополитического кода проводится по числу международных организаций и соглашений, в которых принимает участие данная страна, по числу военных баз, визитов государственных деятелей и пр.
Геополитические коды постоянно меняются: это связано с динамикой статуса соответствующего государства. Например, государства, находящиеся в упадке, отказываются от своего глобального кода, а рост геополитического статуса позволяет включать в свой геополитический код глобальную компоненту (например, Япония, Китай).
Концепция мирового порядка (как система многосторонних и двусторонних отношений между государствами) основана на тесной взаимной связи геополитических кодов разного уровня. Геополитический порядок предполагает наличие определенной географии организации силы в мире (т. е. размещение центров силы разного порядка) и особых правил взаимодействия государств на международной арене.
Современный мировой порядок, или по терминологии геополитики — «новый мировой порядок», характеризуется формированием многополюсного мира. Его отличительные черты: усиление роли экономических факторов, формирование интеграционных и торговых блоков, участвующих наряду с государствами в мировой политике, появление новых глобальных противоречий (богатый Север — бедный Юг, Запад — Исламский мир, Западная Европа — США — Япония), усиление стран с большим экономическим и людским потенциалом — Китая, Японии и Германии.
Геополитическая школа в России. Долгое время геополитика в нашей стране считалась лженаукой, оправдывающей захватнические войны империалистических держав. Только с конца 80-х гг. XX в., когда были сняты идеологические запреты, геополитика стала развиваться и как теория (появилось много работ, посвященных осмыслению места России в мировом порядке), и как практика (работа Комитета Государственной Думы по геополитике).
Наибольшее распространение получила неоевразийская школа геополитики, представленная в работе Александра Дугина «Основы геополитики» (1997 г.). В данной концепции Россия признавалась наследницей великой евразийской империи и должна была противостоять «атлантическим» странам. Кроме того, существовала теория «острова России» (автор — В. Цимбурский), где Россия представляется отделенной от международной политики и развивается на острове, окруженном зонами нестабильности.
Список использованных источников:
Общественная география
современного мира/ (Электрон. Ресурс).
– Режим доступа : http://files.school-