Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 17:26, реферат
К периоду союза Бисмарка с либералами относится и его знаменитая борьба с католиками, которую Вирхов – один из членов партии прогрессистов – назвал борьбой за культуру – культуркампф (Kulturkampf), а враги канцлера окрестили «диоклетиановским гонением». Веротерпимость всегда была характерной чертой правления династии Гогенцоллернов. Не интересовали религиозные убеждения католиков и Бисмарка. Но он принципиально не хотел допускать какое-либо их вмешательство в государственные дела.
культуркампф
Политика культкампфа
«Культуркампф»: причины, сущность, результаты.
К периоду союза Бисмарка с либералами относится и его знаменитая борьба с католиками, которую Вирхов – один из членов партии прогрессистов – назвал борьбой за культуру – культуркампф (Kulturkampf), а враги канцлера окрестили «диоклетиановским гонением». Веротерпимость всегда была характерной чертой правления династии Гогенцоллернов. Не интересовали религиозные убеждения католиков и Бисмарка. Но он принципиально не хотел допускать какое-либо их вмешательство в государственные дела. После образования Германской империи более трети ее населения составляли католики. У католической церкви было много прав и преимуществ: католическое духовенство вмешивалось в вопросы образования, в руках духовенства находились монашеские ордена, обладавшие большими денежными средствами. Папство хотя и было лишено светской власти, но вмешивалось в светские дела. В 1870 г. на Ватиканском соборе был провозглашен догмат о папской непогрешимости, и епископы, по мнению Бисмарка, превратились в орудие Папы. К созданию Германской империи католики отнеслись настороженно, так как главой Империи стало протестантское государство с ярко выраженным светским направлением политики. В свою очередь Бисмарк опасался, что католицизм станет одним из элементов партикуляризма, имея в виду прежде всего польские провинции Пруссии.
Католики начали борьбу первыми, составив в рейхстаге сильную партию – католическую партию Центра. Объединяющими моментами стало стремление защищать права католической церкви и готовность отстаивать местные права и обычаи. Лидером партии стал блестящий оратор, человек прекрасного образования, адвокат, бывший министр юстиции Ганновера Л. Виндхорст (1812–1889). В 1871 г. представители этой партии предложили рейхстагу, заступиться за права Папы. Последовал отказ. В этом же году канцлер уничтожил католическое отделение в прусском министерстве культов. По мнению Бисмарка, церковь должна подчиняться государству. В 70-е годы были приняты направленные против католической церкви законы: закон, запрещавший католической церкви вмешиваться в вопросы школьного образования (закон о школах 1871 г.), изгнание с территории Германии ордена иезуитов (1872). Венцом культуркампфа стали «майские законы» (1873), вводившие для кандидатов на духовные должности обязательную образовательную стажировку в германских учебных заведениях с предоставлением светским властям права не утверждать в должности неподходящих кандидатов и свободы выхода из любого вероисповедания.
Со стороны католиков последовал взрыв негодования. Ответом государства стало введение в Пруссии гражданского брака (1874) и распространение его в 1875 г. на всю Империю. В 1874 г. власть получила право высылать священников, не подчинившихся судебным приговорам, затем последовало уничтожение на территории Германии монашеских орденов, а духовенству запретили распоряжаться церковным имуществом. К 1877 г. большинство католических священнослужителей вследствие неподчинения этим законам оказались в тюрьмах. В ходе борьбы за культуру Бисмарк боролся прежде всего с консерваторами, но одновременно испортил отношения и с либералами, так как они не видели, что канцлер отстаивает свободу совести.
К концу 70-х годов Бисмарка утомило противостояние с католиками, также он успел разочароваться в системе свободной торговли и промышленности, его сильно раздражал рост социал-демократии. Решая дилемму: либо создание парламентской демократии, либо сохранение жесткого авторитарного курса, Бисмарк выбрал второе, так как только с его помощью, как он полагал, возможно эффективное руководство экономикой. Такая политика означала на деле «второе создание Империи». Все это привело к разрыву с либералами, примирению с Папой и началу сотрудничества с консерваторами. Интересы индустрии и аграриев требовали защиты, и Бисмарк во главу угла поставил протекционистскую политику и борьбу с социализмом.
культуркампф
Одним из крупнейших политических мероприятий, проведенных О. фон Бисмарком в союзе с либералами, был культуркампф – борьба против католической партии Центра и против влияния католической церкви на территории империи. Поводом к выступлению против католической церкви стал отказ Папы Пия IX принять в Ватикане немецкого посла. Но причины были куда более глубокими.
Для самого Бисмарка религия принципиального значения не имела: «Для меня направление нашей политики определялось не вероисповедной целью, а лишь стремлением возможно прочнее закрепить единство, завоеванное на поле брани». О партийной борьбе канцлер, разумеется, не распространяется, но, как уже отмечалось, именно партии Центра были свойственны стремления к традиционному немецкому сепаратизму. Выражая свое отношение к этой партии, канцлер пишет: «Я всегда питал недоверие к политикам в длинном платье, женском или священническом». А антиклерикализм либералов, наоборот, на тот момент сослужил канцлеру хорошую службу.
Другой веской причиной проведения культуркампфа для канцлера была ситуация в западных частях Польши, входивших в состав империи (как, например, Силезия и Познань). Роль католических священников была здесь сопряжена, по мнению Бисмарка, с сильным польским влиянием, приводившим к стихийной полонизации немцев целыми селениями. Но скорее всего дело здесь было не столько в национальном вопросе (хотя любви к полякам Бисмарк явно не питал), сколько в борьбе с оппозицией, а через нее – с нежелательным влиянием Ватикана. Кроме того, в 1871 г. польские земли «отличились»: от них поступило ходатайство о позволении не вступать в состав Германской империи1. Стремление к внутренней консолидации было для канцлера превыше всего. Главный лозунг борьбы звучал так: «Seien Sie ausser Sorge: nach Kanossa gehen wir nicht, weder koerpelich, noch geistig».
По версии официозных газет борьба с католической церковью была вызвана проникновением католиков в сферу влияния государства, а миролюбивый император стремился, сохраняя за церковью ее полномочия в нравственной и духовной областях, воспрепятствовать ее поползновениям на сферу компетенции государства. Часть средств борьбы такая цель оправдывала. Но о некоторых одиозных формах «гонений на католическую церковь» газеты предпочитали умалчивать.
Для Бисмарка важнейшими пунктами борьбы в ходе культуркампфа были: упразднение католического департамента в Познани и Западной Пруссии (1871), закон о школьном надзоре (с марта 1872 г. школы подведомственны не католическим священникам, а специальным чиновникам), а также борьба против полонизма, а также роспуск ордена иезуитов (июнь 1872). Что касается остальных мероприятий культуркампфа, то здесь Бисмарк перекладывает ответственность на своего подчиненного - министра по делам просвещения и исповеданий А. Фалька. По словам Бисмарка получается, что при своем тотальном контроле над подведомственными ему учреждениями он ничего не знал о драконовских мерах против католиков, продиктованных «майскими законами» (11-13 мая 1873 г.). По этим законам католическая церковь на всех уровнях передавалась в ведение государства, упрощался выход из католической церкви, снижались ее судебные функции, священники должны были сдавать экзамены и назначались обер-президентами провинций, а за неповиновение им угрожали репрессиями. По завершении культуркампфа «майские законы» были отменены, а Фальк вынужден был уйти в отставку.
Еще один закон, к которому, по словам Бисмарка, он не причастен – это закон о гражданском браке. Под предлогом плохого состояния здоровья Бисмарк уверяет, что давление на императора в принятии такого постановления оказывал не он, а другие министры его кабинета (в том числе его соратник Роон). Опять-таки трудно согласиться с тем, что он не получал информацию такого рода из первых рук и не оказывал на правительство влияния.
Вероятнее всего, Бисмарк пытался оправдать культуркампф и снять с себя ответственность за откровенно провалившиеся мероприятия. С другой стороны, роль канцлера в принятии таких мер, как роспуск ордена иезуитов и закон о школьном надзоре, очень выпукло подчеркивалась. В «Provinzial-Correspondenz» по поводу последнего (Schulaufsichtgesetz) даже печатались благодарственные письма Бисмарку от населения империи. В конце 70-ых годов по мере сближения Бисмарка с партией Центра культуркампф сворачивался, так и не оправдав себя. А на одном из выступлений в Рейхстаге в 1887 г. Бисмарк, как бы извиняясь, отметил: «Ich bin nicht der Meinung, dass solche Kampfperioden in der Geschichte eines Landes durch die Willkuer einzelner Menschen erzeugt werden; sie sind eben Bruchstuecke eines breiten histirischen Stromes».
Политика культкампфа
Избавясь от внешних тревог, Бисмарк перенес в данный период почти все свое внимание на внутреннюю политику. Именно тогда он решительно провел против клерикализма свой великий поход. Не имея возможности нанести удар клерикализму в оставшейся части империи ввиду оппозиции, ожидавшей его в рейхстаге, он взялся за это дело главным образом в Пруссии, где большинство в палатах было ему предано. Целью было лишение римской церкви всех привилегий, обеспеченных ей в этом королевстве законом и конституцией, и втиснуть её в твердые рамки гражданских законов2. Кроме того важное место в политической жизни объединенной Германии занимала новая партия, принявшая название партии Центра. Она отражала сепаратистские настроения населения некоторых немецких государств, включенных в 1871 г. в состав империи. Руководители партии Центра с самого начала ориентировались в первую очередь на католическое население южных и западных районов страны. Однако в 70-х годах партия Центра вела ожесточенную борьбу с правящими кругами империи, преследовавшими католическую церковь.
«Культуркампф» – «борьба за культуру» – не очень точное с научной точки зрения название, придуманное Рудольфом Вирховым, под которым подразумевается развернутая Бисмарком борьба против католической церкви и клерикализмом. Борьба эта определялось, как указывается выше, сугубо политическими соображениями.
Кроме указанных соображений внутриполитического характера, Бисмарк опасался и возможности внешнеполитических осложнений с католической Францией (при случае установления связи клерикалов Пруссии) и с католической Австро-Венгрией.
Была в культкампфе ещё одна важная тенденция – антипольская. Здесь эта политика определялась как метод борьбы с «ополячиванием», а на деле – средством германизации польских провинций.
Первый удар Бисмарк нанес по учреждению, которое считал «штабом» католических влияний. 8 июля 1871 г. он упразднил самостоятельный католический отдел в министерстве культов, объединив его с евангелическим. В декабре 1871 г. рейхстагом был принят т.н. параграф о церковной кафедре, запрещающий священникам вести политическую агитацию.
В марте 1872 г. в Пруссии вступил в силу закон, предусматривающий лишение католического духовенства привилегий исключительного надзора за школами.
В 1872 г. был принят также закон о запрещении деятельности иезуитских орденов и конгрегации, в течение 1873–1875 гг. осуществлен еще ряд мероприятий, чувствительно затронувших интересы католической церкви. Своего высшего пункта культуркампф достиг в 1873 г. Прежде всего прусский ландтаг внес изменения в конституцию, лишив церкви дарованной ей независимости. Государство взяло в свои руки дело подготовки и назначения духовных лиц, ограничило власть духовенства по отношению к служителям церкви и верующим, добилось отмены тех статей конституции, которые предусматривали автономию церкви, и т.д. В качестве иллюстрации данных утверждений может послужить «Прусский закон о подготовке духовенства и замещении духовных должностей» от 11 мая 1873 г., в общем положении которого отмечено, что «духовную должность может занимать исключительно немец, получивший образование в соответствии с положениями настоящего закона и против назначения которого государственная власть не имеет никаких возражений…». Наконец, был проведен закон об обязательном гражданском браке в 1874 г. сначала в Пруссии, а в 1875-76 гг. – во всей империи.
Однако политика правительства не имела успеха. Наоборот, полицейские гонения увеличили число приверженцев партии Центра: в 1874 г. она получила 95 мест в рейхстаге вместо прежних 63. Заодно с ней обычно выступали 30 депутатов — поляков, эльзасцев и датчан. Не удивительно, что с 1876 г. антикатолические законы не принимались, и наметилось сближение между имперским правительством и клерикалами. В дальнейшем большая часть изданных в период «культуркампфа» законов была отменена.
Культуркампф до предела обострил конфликт Бисмарка с консерваторами. Политическими союзниками Бисмарка оказались на ряд лет национал-либералы, верные традициям антиклерикализма.
«Культуркампф»: причины, сущно
Причины: 1. в 70м Папа Пий IX провозгласил догмат
о непогрешимости папы. Этот догмат делал
все решения Папы по религии и моральным
вопросам обязательными для всех католиков.
власти опасались излишнего вмешательства
папы в управлении страной. 2. католики
за создание тесного национального союза
с Австрией, что стало следствием недовольства
объединением страны по малогерманскому
пути. Это Бисмарк рассматривал как сепаратизм.
Для борьбы против прусской гегемонии,
католич церковь опасалась за свои привилегии
в протестантской Пруссии=> создали партию
«Центра», объедин. католиков. 3. Культурк.
должен ослабить польское нац. движение
и способствовать ассимиляции польского
насел.
Сущность. «кулътуркампф» («
1873- «майские законы» - госуд
К 1876 г. введение
«культуркампфа» завершено. Католич. духовенство
не подчинялось этим законам. В ответ Бисмарк
производил высылку из Германии непокорных
священников -> рост политич.влияния
партии Центра, усилению ее представительства
в рейхстаге. Бисмарк был вынужден отступить,
большинство законов было отменено. сохранились
лишь з-н о гражданском браке и надзор
органов власти над школами.
30. «Исключительный закон» про