Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 12:58, контрольная работа
Время правления великих князей Иоанна III и его сына Василия III характеризуется активным формированием новой идеологии московской великокняжеской власти. В конечном итоге процесс этот завершается созданием классической формулы «Москва — III Рим», принятием царского титула Иоанном Грозным, а несколько позднее — и возведением Русской Церкви на степень Патриаршества. Церковь играла ведущую роль в оформлении русской монархической идеи, которая явилась преемницей византийской теократии.
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
(НОУ ВПО «ЗУИЭП»)
Юридический факультет
Контрольная работа
Предмет: Политология
Тема: Идеология «Москва – третий Рим»
Выполнила: Чуйко Е.С.(4 года обучения)
Проверил: Мохов В.П.
Пермь 2011
Введение
| |
|
|
|
Время правления великих
Истоки этого
нового сознания лежали в
Основой новой идеологии стала мысль о непосредственном преемстве власти Московских государей от последних Константинопольских императоров. Эта идея еще более укрепилась и перешла из области символов в сферу династических реалий после брака Иоанна III и Софьи (Зои) Палеолог, который был заключен в 1472 г. Русские государи в полной мере ощущали себя наследниками византийских императоров как возглавителей всего православного мира. Новое династическое право Иоанна III и его потомков претендовать на Царьградское наследие укреплялось и в силу его внешнего признания. И хотя в реальности это чаще всего была не более, чем льстиво-вычурная дипломатическая риторика, для Московских великих князей она оказалась весьма кстати. Так, правительство Венеции уже через год после заключения брака Иоанна и Софьи писало в Москву о том, что отныне Московский государь является полноправным наследником Восточной империи. А Великий Магистр Тевтонского Ордена фон Шомберг побуждал Василия III вступить в антитурецкую коалицию, соблазняя его перспективой отвоевания «своей законной вотчины — Константинополя».
Иоанн III, окончательно и бесповоротно
сбросив после стояния на Угре
иго Орды, принимает титул «самодержца»
по образцу византийского «
«Москва – третий Рим»
Третий Рим — это прежде всего духовный центр православного мира, его сердцевина. Русь Московская стала им реально после гибели Византии. А православная государственность, созданная на духовном основании Русской Церкви, явилась уже ее следствием, производной. И сегодня, когда духовная жизнь в России, несмотря на все трудности и безобразия нашего страшного времени, возрождается, очевидно, что для всего православного мира истерзанная и поруганная в годы безбожия и гонений Москва по-прежнему остается реальным центром притяжения. Поэтому и возобновляется внимание к идее пятивековой давности — учению о Третьем Риме.
Концепция идеи «Москва – третий Рим» возникла на рубеже 15 – 16 вв. в силу ряда объективных причин, главная из которых – падения Константинополя под напором турок-сельджуков. Это событие пришлось на время, когда в Московском княжестве сложились тенденции к объединению русских земель вокруг Москвы. В 1480 году Россия фактически стала независимым государством, а ее территория к началу 17в. была сравнима уже с французским королевством – крупнейшим государством Средневековья. Все это послужило возникновению известной теории о всемирно – исторической роли Москвы, кратко изложены в посланиях игумена Псковского монастыря старца Филофея к великим московским князьям.
С самого своего возникновения концепция «Москва – третий Рим» носила двойственный характер. С одной стороны она подразумевала связь Московского государства с внешними религиозными ценностями. Делая благочестие главной чертой и основной государственной мощи Москвы, это идея подчеркивала теократический аспект ориентации на Византию. В этом варианте она подразумевала изоляцию от «нечистых» земель. С другой стороны, Константинополь воспринимался как второй Рим, в политической символике которого подчеркивалась имперская сущность – в Византии видели мировую империю, наследницу римской государственной мощи. Таким образом в этой идеологеме сливались две тенденции: благости и священство, власти и царство. Символическим выражением первого становится Ерусалим, второго – Рим.
Идея «Москва – третий Рим» краеугольным камнем легла в основу идеологии Московского государства. Благодаря ей Русь становится центром истинно религиозного и политического средоточения для всего христианского, да и не только христианского мира. Она нашла свое дальнейшее подкрепления в тех практических шагах и мифологемах,, которые создавались на Руси в течение двух веков.
Филофей
Сама формула
«Москва — III Рим» впервые (хотя еще весьма
нечетко) прозвучала в 1492 г., как ни странно,
из уст митрополита-еретика Зосимы. В этом
случае он (впрочем, как и в случае с вынужденным
осуждением своих единомышленников-
В послании к великому князю
Василию старец Филофей
«Стараго убо Рима Церкви
Послание старца к Мисюрю
Послание к Мисюрю также содерж
Таким образом, историософия Филофея связывается с православной экклезиологией и эсхатологией и противостоит католическому учению о Церкви. «Аще убо великаго Рима стены и столпове и трекровныа полаты не пленены, но душа их от дьявола пленены быша опреснок ради. Аще убо Агарины внуци греческое царство приаша, но веры не повредиша, ниже насилствуют грекам от веры отступати», — пишет в своем послании Филофей. Старец утверждает, что «инако же ромейское царство не разрушимо, яко Господь в римскую власть написася». Здесь Филофей следует древней христианской традиции, восходящей к святым апостолам, когда признает ценность Римской государственности и имперской идеи.
Конечно, некоторые построения
Филофея сегодня могут
Заключение
Филофей же из того, что перевернутое слово «Рим» читается как «мир», делал заключение о мировом, непреходящем значении Римского, Ромейского (т. е. Византийского) и, следовательно, Русского царства, ставшего III Римом. За этими внешне наивными способами рассуждения на самом деле стоит нечто гораздо более серьезное, чем может показаться на первый взгляд. Если сегодня взглянуть на высказанные Филофеем мысли через призму всей последующей русской истории вплоть до последних лет, то можно увидеть, что ход событий подтверждает истинность Филофеева пророчества. Действительно, последним православным императором на земле был Царь-Мученик Николай II. После его гибели и разрушения православного Российского царства никакого другого православного царства — нового Рима — не возникло. Никуда «империя ромеев» более не перешла. И едва ли «Четвертый Рим» сегодня способен где-либо возникнуть, разве только покаявшаяся Русь вернется к своим истокам. Но если понимать идею Рима не в смысле обязательного монархического устроения, а в значении мирового центра православной духовности, то можно признать, что Третий Рим не разрушен, и мы являемся сегодня свидетелями возрождения его великого наследия.
Использованная литература
1. Российская цивилизация:
3. И. А. Воробьева Словари: Энциклопедия «Религия», «Москва- третий Рим» ( http:// slovari.yandex.ru)