Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 16:32, реферат
Геополитика как наука начала складываться в XIX веке. Понятие «геополитика» ввел в обращение шведский политолог Рудольф Челлен. Среди российских авторов термин «геополитика» впервые стал употребляться в 1920-х годах представителями движения евразийства. С 1920 - х гг. геополитика в России объявлена вне закона и только с 1990 - х гг. происходит возрождение геополитика, которое продолжается до сих пор.
1.Введение.
2. Понятие, сущность и функции геополитики.
3.Основные идеи и концепции классиков геополитики.
4. Географический детерминизм и геополитический дуализм в качестве основополагающих принципов геополитики.
5.Заключение.
6.Список использованной литературы
·Морфополитика ? учение о форме государственной территории.
·Физиополитика - учение о государственной территории с позиции ее содержания.
Челленом предпринята попытка создания теории великих держав. Все великие державы он подразделил на мировые державы и великие державы. В качестве мировых держав он рассматривал Великобританию, США, Россию и Германию. К обычным великим державам он относил Францию, Японию, Австро-Венгерскую империю и Италию.
Основной объединяющей идеей Ф. Ратцеля и Р. Челлена являлась идея о том, что государство - сознательный организм, ведущий борьбу за жизненное пространство.
Развитие геополитической идеи о расширении жизненного пространства было предложено германским, отставным генералом, профессором географии Карлом Хаусхофером (1869 - 1946), создавшим первую школу геополитики - германскую. Развивая взгляды Ратцеля, Челлена, Макиндера и идею Бисмарка о русско - германском союзе, Хаусхофер разработал теорию «континентального блока», или «жизненного пространства», ставшую официальной доктриной Третьего рейха.
Концепция Хаусхофера учитывала произошедшие политические изменения в мире. Как считал ученый, упадок былого могущества морских держав, и в первую очередь Великобритании, создает благоприятные условия для формирования нового европейского порядка, с доминирующим положением Германии. Хаусхофер рассматривал Восток, как главное направление германской экспансии. Он был убежден, что жизненное пространство Востока даровано Германии самой судьбой. Геополитика стала официальной доктриной немецкого фашизма.
По схеме Хаусхофера, новый европейский порядок должен был стать основой мировой политической системы, формулирующийся на панидеях, или панрегионализме.
В своей первой панрегионалистской модели Хаусхофер разделил мир на три с севера на юг ориентированных панрегиона, каждый из которых состоял из ядра и периферии: Пан-Америка с ядром в США, Евро-Африка с ядром в Германии и Пан-Азия с ядром в Японии, в периферию включалась и Австралия. Эта географическая структура была интересна тем, что она включала огромные функциональные регионы вокруг каждого центрального государства, крест-накрест пересекая регионы, богатые природными ресурсами.
Позже Хаусхофер предлагал как один из вариантов развития геополитических событий четырехчленное деление мира. Четвертым панрегионом стала Пан-Россия с ее сферой влияния в Иране, Афганистане и на Индостане.
Хаусхофер предугадал ориентацию геополитических устремлений США по линии «Запад - Восток» и считал, что эта геополитическая экспансия создает серьезную угрозу миру, так как может привести к установлению господства Соединенных Штатов над миром.
К. Хаусхофер - автор концепции континентального блока. Блок «Берлин-Москва-Токио», должен был помочь Германии, заключившей союз с Россией и Японией, дать достойный ответ стратегии морских держав. Однако гитлеровский режим по своему «скорректировал» хаусхоферскую идею, создав вместо оси «Берлин - Москва - Токио», ось «Берлин - Рим», а с Токио заключив Антикомминтеровский пакт, к которому присоединилась Италия. Основной идее континентального блока Хаусхофера не суждено было осуществиться, поскольку Германия в 1941 г. напала на СССР.
Важно отметить, что в первой половине XX в. В германской геополитике наряду с националистическим свое развитие получило и либерально-демократическое направление, представителями которого были Й. Парч, Ф. Науманн, К. Шмитт и другие. Оно зародилось в период наполеоновского нашествия, похоронившего Священную Римскую империю германской нации.
Эрнст Мориц Арндт (1769 - 1860) положил начало концепции «Срединной Европы». Он определил немецкий народ как сердце Европы, именно он по праву самого старого и большого в регионе призван стать воспитателем других народов.
В разработке концепции «Срединной Европы» принимали участие многие немецкие ученые и политики. Ее научное обоснование и структура были предложены профессором географии в Бреславле Йозефом Парчем (1851 - 1925) и бывшим пастором, а в будущем организатором Германской демократической партии Фридрихом Науманном (1860 - 1919).
Геополитическая идея Науманна предполагала возрождение Германии в границах Священной Римской империи германской нации путем создания нового субъекта мирового сообщества - «Срединной Европы», где бы «для всех больших групп населения, представляющих духовные и материальные интересы, были стушеваны границы союзных государств…»
Согласно проекту Науманна, Прага становилась срединно-европейским центром, Гамбург оставался центром морской торговли, Берлин - Биржевым, а Вена - юридическим. Этот свободный интеграционный союз должна была возглавлять Германия, которой предполагалось, по силам объединить народы Центральной Европы в единое геополитическое и экономическое пространство.
Профессор истории права, юрист Карл Шмитт (1888 - 1950) в своей книге «Международно-правовой порядок Большого пространства с запретом интервенции пространственно чужих сил» теоретически обосновывал идею Большого пространства, в основе которой лежит идея объединения нескольких держав в единый стратегический блок. Большое пространство находится под господством государства, имеющего идею-силу. В качестве примера Большого пространства он рассматривал Северную и Южную Америку, объединенную доктриной Монро. Целью нацистской Германии было создание всемирной империи (Третьего рейха).
Шмитт ввел понятие «Номос Земли», отражающее закономерность взаимосвязи между организацией мирового порядка и особенностями социального и правового устройства государства. «Номос» обозначает принцип организации любого пространства (географического, политического, экономического или культурного). Первый «Номос» существовал до великих географических открытий, когда еще не были известны все океаны и Америка, поэтому не было глобального представления о мире. Каждый многочисленный народ считал себя центром мира. После Великих географических открытий основателями второго «Номоса» стали европейцы, разделившие планету между собой. Суша была поделена, но море было свободным. Самая богатая морская держава Англия постепенно захватила и мировые океаны и установила равновесие между «землей и сушей». Европоцентристский второй «Номос» был разрушен Первой мировой войной. В результате войны образовался третий «Номос», расколовший Землю на Запад и Восток. Началось «холодное» и «горячее» противостояние между континентальным и морским миром. Если будет нарушено равновесие между Континентом и Морем, наступит цивилизационная катастрофа.
Основателем французской школы геополитики был профессиональный географ Видаль де ла Блаш (1845 - 1918). Он резко критиковал Ф. Ратцеля за переоценку природного и пространственного факторов в развитии государства. В основу геополитической концепции Видалем де ла Блашем были положены «непрерывные отношения между почвой и человеком». Им был разработан новый подход к оценке геополитических процессов - поссибилизм, согласно которому географическое положение может стать действительно геополитическим фактором, но зависит это от человека, живущего в пределах данного пространства. Теория поссибилизма является предвестницей цивилизационной геополитики.
Основоположником американской школы геополитики является военно-морской теоретик и историк, практик военно-морской стратегии и активный политический деятель контр-адмирал Альфред Тайер Мэхен, который создал теорию так называемой морской силы. Впервые Мэхен детально проанализировала роль морских и континентальных держав в истории. Его взгляды изложены в двух основных трудах: «Влияние морской силы на историю» и «Заинтересованность Америки в морской силе».
Согласно главной идее Мэхена морская мощь в значительной мере определяет исторические судьбы стран и нардов. Этим объясняется мировое превосходство Великобритании в конце XIX в. Мэхен определил главные условия морской мощи - географическое положение страны, ее природные ресурсы и климат, размер территории, численность населения, национальный характер и государственный строй. При благоприятном сочетании этих факторов образуется формула морского могущества: военный флот+торговый флот+военно-морские базы.
Мэхен обосновал мысль о необходимости превращения США в могущественную морскую державу. «Морская судьба», по мнению Мэхена, выведет США на уровень мирового господства. Он предлагал создать американско-британский альянс, который бы управлял морями и океанами мира, что образовало бы противовес материковым державам. В результате образовался бы стабильный баланс мировой талассократической власти. Главную опасность для морской цивилизации Мэхен видел в континентальных государствах Евразии, в первую очередь в лице России и Китая. Борьба с Россией для «морской силы» была главной долговременной задачей.
Теория «морского могущества» оказала влияние на политику США, способствовала превращению в одну из сильнейших военно-морских держав мира.
Большой вклад в развитие геополитической мысли внесла британская геополитика. По своей долговечности в общем спектре достижений геополитической мысли и воздействии на международную геополитику достойное место занимает концепция английского географа Хэлфорда Джона Макиндера. Наиболее сильный резонанс в научном мире вызвал его доклад в Королевском географическом обществе 25 января 1904 г. «Географическая ось истории». Доклад стал знаменитым и основополагающим для фундаментальной геополитики.
Маккиндер первым дал полную геополитическую картину мира того времени. Он разделил государства с точки зрения их политической системы на две группы - северную и южную, подчеркнув, что мировая история свидетельствует о непрерывном противостоянии между морскими и континентальными державами. Его теория, названная позже теорией «хартленда», оказала большое влияние на формирование геополитики в англоязычном мире. Ранее ученые-геополитики мыслили категориями конкретного государства, а Маккиндер в научных суждениях об организме Земли, о геополитической целостности мира предложил глобальный подход.
Евразийский континент по Макиндеру, - «Мировой остров», занимающий центральное место на планете Земля. Он включает Евразию и Африку. В центре его находится «сердце мира» - недоступная часть Мирового острова. «Хартленд» - стержневое пространство недоступное для морских держав. Его точные границы Макинером не проводились, но он менял их от работы к работе. Но всегда в центре «хартленда» располагалась значительная часть России - от Белого и Балтийского морей до Каспия, Байкала и Северо-Восточной Сибири.
В модели Макиндера на материковом пространстве Европы и Азии «хартленд» окружен «внутренним полумесяцем» (Германия, Австрия, Турция, Индия и Китай). Именно эти обширные территории, служащие ему защитой, могут стать объектом экспансии со стороны морских держав. За «внутренним полумесяцем» идет «внешний полумесяц», включающий Британию, Южную Африку, обе Америки и Японию.
«Мировой остров» в модели Макиндера благодаря своему географическому положению должен стать главным местом размещения человечества на планете. Следовательно, государство, которое займет господствующее положение на «Мировом острове», будет господствовать во всем мире. Дорога к господству лежит через овладение «хартлендом».
Исходя из своих пространственно-структурных построений, макиндер вывел три максимы:
·Кто управляет Восточной Европой, тот управляет «хартлендом».
·Кто управляет «хартлендом», тот командует «Мировым островом».
·Кто управляет «Мировым островом», тот командует всем миром.
В связи с этим, подчеркивал Макиндер, державам «внутреннего полумесяца» необходимо поддерживать баланс между славянским миром «хартленда» и Германией, так как их объединение может подорвать господство морских держав, а их открытое столкновение опасно для всего мира.
Таким образом, в развитии геополитики принимали активное участие представители многих геополитических школ. Одними из наиболее важных теоретиков, оказавших большое влияние на становление современной геополитики, были: Фридрих Ратцель, Рудольф Челлен, Карл Хаусхофер, Эрнст Мориц Арндт, Йозеф Парч, Фридрих Науманн, Карл Шмитт, Видаль де ла Бланш, Альфред Мэхен и Хэлфорд Макиндер. Они оставили глубокий след в истории геополитики. До сих пор их концепции глубоко изучаются и применяются в современной геополитике. Все эти достижения исторически широко использовались как во внутренней, так и во внешней политике, на мировой арене.
Географический детерминизм и геополитический дуализм в качестве основополагающих принципов геополитики
Основными принципами геополитики являются геополитический дуализм и географический детерминизм, которые стоят в основе идей и концепций геополитики как науки.
Главным принципом геополитики является утверждение фундаментального дуализма, отраженного в географическом устройстве планеты и в исторической типологии цивилизаций. Этот дуализм выражается в противопоставлении теллурократии (сухопутного могущества) и "талассократии" (морского могущества).
Геополитический дуализм - это противостояние талассократии и теллурократии (Моря и Континента), обеспечивающее работу «двигателя» исторического процесса.
Уже изначально данный дуализм имеет качество враждебности, альтернативности двух его составляющих полюсов, хотя степень может варьироваться от случая к случаю.
"Теллурократия", "сухопутное могущество" связано с фиксированностью пространства и устойчивостью его качественных ориентаций и характеристик. На цивилизационном уровне это воплощается в оседлости, в консерватизме, в строгих юридических нормативах, которым подчиняются крупные объединения людей рода, племена, народы, государства, империи. Твердость Суши культурно воплощается в твердости этики и устойчивости социальных традиций. Сухопутным (особенно оседлым) народам чужды индивидуализм, дух предпринимательства. Им свойствены коллективизм и иерархичность.