Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 21:42, биография
Милюков Павел Николаевич (1859–1943), русский политический деятель, лидер партии кадетов, историк. Родился 15 (27) января 1859 в Москве, в семье инспектора и преподавателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Учился в 1-й московской гимназии, где обнаружил большие способности в области гуманитарных наук, особенно в изучении языков; в 1877 поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Занимался у профессоров Ф.Ф.Фортунатова, В.Ф.Миллера, М.М.Троицкого, В.И.Герье, П.Г.Виноградова, В.О.Ключевского. Общение с последним определило выбор профессии и научные интересы, связанные с изучением истории Отечества.
Милюков Павел Николаевич (1859–1943), русский политический деятель, лидер партии кадетов, историк. Родился 15 (27) января 1859 в Москве, в семье инспектора и преподавателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Учился в 1-й московской гимназии, где обнаружил большие способности в области гуманитарных наук, особенно в изучении языков; в 1877 поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Занимался у профессоров Ф.Ф.Фортунатова, В.Ф.Миллера, М.М.Троицкого, В.И.Герье, П.Г.Виноградова, В.О.Ключевского. Общение с последним определило выбор профессии и научные интересы, связанные с изучением истории Отечества.
С первого курса университета Милюков включился в студенческое движение, примкнул к его умеренному крылу, ратовавшему за университетскую автономию. В 1881 как деятельный участник движения был арестован, затем исключен из университета (с правом восстановления через год). Пропущенное для занятий время провел в Италии, где изучал искусство эпохи Возрождения.
После окончания университета был оставлен на кафедре русской истории, которую возглавлял В.О.Ключевский, для «приготовления к профессорскому званию». Готовясь к магистерскому (кандидатскому) экзамену, читал спецкурсы по историографии, исторической географии, истории колонизации России. Курс по историографии позднее был оформлен в книгу Главные течения русской исторической мысли (1896). Одновременно преподавал в 4-й женской гимназии, в Земледельческом училище, на высших женских курсах.
В 1892
Милюков защитил магистерскую диссертацию
по вышедшей в том же году книге
Государственное хозяйство
Постепенно Милюков все больше внимания начал уделять просветительской деятельности. Был избран председателем Комиссии по организации домашнего чтения, сотрудничал в Московском комитете грамотности, неоднократно выезжал в провинцию с чтением лекций. В 1894 за цикл прочитанных в Нижнем Новгороде лекций, в которых содержались «намеки на общие чаяния свободы и осуждение самодержавия», Милюкова арестовали, исключили из Московского университета и выслали в Рязань.
Прожитые в ссылке годы были заполнены научной работой. В Рязани Милюков приступил к своему самому значительному исследованию – Очеркам по истории русской культуры (сначала печатались в журнале, в 1896–1903 вышли отдельным изданием в трех выпусках). В первом выпуске изложены «общие понятия» об истории, ее задачах и методах научного познания, определены теоретические подходы автора к анализу исторического материала; здесь же – очерки о населении, экономическом, государственном и социальном строе. Во втором и третьем выпусках рассматривается культура России – роль церкви, веры, школы, различных идеологических течений.
В ссылке
Милюков получил приглашение
из Софийского высшего училища в
Болгарии возглавить кафедру всеобщей
истории. Власти разрешили поездку.
В Болгарии ученый пробыл два года,
читал лекции, изучал болгарский и
турецкий языки (всего Милюков знал
18 иностранных языков). Сознательное
игнорирование торжественного приема
в российском посольстве в Софии
по случаю именин Николая II вызвало
раздражение в Петербурге. От болгарского
правительства потребовали
По возвращении в Петербург за участие
в собрании, посвященном памяти П.Л.Лаврова,
ученый был вновь арестован и полгода
провел в тюрьме. Проживал в окрестностях
Петербурга, так как ему было запрещено
жить в столице. В этот период Милюков
сблизился с либеральной земской средой.
Стал одним из основателей журнала «Освобождение»
и политической организации российских
либералов «Союз освобождения». В 1902–1904
неоднократно выезжал в Англию, затем
в США, где читал лекции в Чикагском и Гарвардском
университетах, в Бостонском институте
имени Лоуэлла. Прочитанный курс был оформлен
в книгу Россия и ее кризис (1905).
Первую
русскую революцию ученый встретил
за границей. В апреле 1905 вернулся в
Россию и сразу включился в
политическую борьбу. В середине октября
Милюков возглавил созданную
российскими либералами конституционно-демократическую
(кадетскую) партию. Программа партии
провозглашала необходимость
Хотя Милюков не был избран в состав Государственной
думы первых двух созывов, он являлся фактическим
руководителем многочисленной фракции
кадетов. После избрания в Думу третьего
и четвертого созывов стал официальным
лидером фракции. В Думе проявил себя,
с одной стороны, как поборник политических
компромиссов с властью, а с другой – как
сторонник буржуазно-демократического
развития России. Широкую известность
приобрела направленная против Григория
Распутина и других «темных сил» у трона
думская речь Милюкова «Глупость или измена?».
После Февральской революции Милюков вошел во Временный комитет членов Государственной думы, а затем 2 марта 1917 в качестве министра иностранных дел – в состав Временного правительства во главе с князем Г.Е.Львовым. Внешнеполитический курс лидера кадетов был направлен на единение с союзниками по Антанте и войну с Германией, невзирая ни на какие жертвы (младший сын самого министра добровольцем ушел на фронт и погиб), до победного конца. Нарастание антивоенных настроений в стране заставило Милюков в дни апрельского кризиса подать в отставку. Свою политическую деятельность он продолжал в качестве председателя ЦК кадетской партии. Участвовал в Совещании пяти крупнейших партий (кадетов, радикально-демократической, трудовиков, социал-демократов, эсеров), Временного комитета Государственной думы и исполкомов Совета рабочих и солдатских и Совета крестьянских депутатов, где заявил, что «Советы должны сойти с политической арены, если они не могут творить государственное дело». Поддержал, вместе с другими руководителями кадетской партии, мятеж генерала Л.Г.Корнилова.
Октябрьскую
революцию Милюков воспринял
враждебно. Все его усилия были направлены
на создание единого фронта в борьбе
с Советской Россией. Во имя разгрома
большевиков лидер кадетов
Осенью
1918 Милюков покинул Россию, выехав
сначала в Румынию, затем во Францию
и Англию. С 1921 проживал в Париже.
Его главным делом стала
Во Франции Милюков стал редактором газеты
«Последние новости», объединившей вокруг
себя лучшие литературные и публицистические
силы русского зарубежья. Был учредителем
и председателем Общества русских писателей
и журналистов, Клуба русских писателей
и ученых, Комитета помощи голодающим
в России (1921), одним из организаторов Русского
народного университета. Читал лекции
в Сорбонне, в Коллеже социальных наук,
во Франко-Русском институте. Тогда же
Милюков вернулся к научной работе: выпустил
двухтомный труд Россия на переломе (1927)
о событиях Гражданской войны, подготовил
к публикации дополненное и переработанное
издание Очерков по истории русской культуры
(вышло в 1930–1937) и др.
После нападения фашистской Германии на СССР Милюков внимательно следил за отступлением советской армии. В последней своей статье Правда о большевизме (1942–1943), написанной, вероятно, после получения известия о разгроме немцев под Сталинградом, он открыто заявил о солидарности с русским народом, борющимся с захватчиками.
Умер Милюков в Монпелье (Франция) 31 марта 1943. После окончания войны прах его перезахоронили на Парижском кладбище Батиньоль
Семья
Министр иностранных дел
Павел Милюков и Петр Кропоткин — участникиГосударственного совещания. Москва, 1917
После отречения Николая II в результате Февральской революции был членом Временного комитета Государственной думы, выступал за сохранение в стране конституционной монархии, однако большинство лидеров «Прогрессивного блока» высказались против.
В первом составе Временного правительства (март-май 1917) был министром иностранных дел. Одним из первых распоряжений Милюкова на посту было распоряжение посольствам оказывать помощь возвращению в Россию эмигрантов-революционеров.
Выступал за выполнение Россией
своих обязательств перед союзниками
по Антанте и, следовательно, за продолжение
войны до победного конца. Его нота с изложением этой позиции,
отправленная союзникам 18 апреля, вызвала
негодование левой части политического
спектра — большевики и их союзники устроили
демонстрации в столице. Воспользовавшись
возникшим кризисом, оппоненты Милюкова
в правительстве, в частности, Г. Е. Львов и А. Ф.
Продолжил политическую деятельность
в качестве лидера кадетской партии,
поддерживал Корниловскоедвижен
Деятельность в эмиграции
В ноябре 1918 выехал в Турцию, а оттуда — в Западную Европу, чтобы добиться от союзников поддержки Белого движения. Жил вАнглии, с 1920 года — во Франции, где возглавлял Союз русских писателей и журналистов в Париже и совет профессоров во Франко-русском институте. Разработал «новую тактику», направленную на внутреннее преодоление большевизма, отвергавшую как продолжение вооружённой борьбы внутри России, так и иностранную интервенцию. Считал необходимым союз с социалистами на основе признания республиканского и федеративного порядка в России, уничтожения помещичьего землевладения, развития местного самоуправления. Против «новой тактики» выступили многие коллеги Милюкова по партии — в результате в июне 1921 года он вышел из неё, став одним из лидеров Парижской демократической группы Партии народной свободы (с 1924 года — Республиканско-демократическое объединение). Подвергался нападкам со стороны монархистов за участие в организации революции, 28 марта 1922 года его пытались убить (тогда Милюков остался жив, но погиб известный деятель кадетской партииВ. Д. Набоков)[5].
С апреля 1921 по июнь 1940 года редактировал выходившую в Париже газету «Последние новости» — одно из наиболее значимых печатных изданий русской эмиграции. В эмиграции занимался историческими исследованиями, опубликовал «Историю второй русской революции», труды «Россия на переломе», «Эмиграция на перепутье», начал писать «Воспоминания», оставшиеся незавершёнными. Продолжал критически относиться к большевикам, но поддерживал имперскую внешнюю политикуИ. В. Сталина — в частности, одобрял войну с Финляндией, заявив: «Мне жаль финнов, но я за Выборгскую губернию». В канунВторой мировой войны утверждал, что «в случае войны эмиграция должна быть безоговорочно на стороне своей родины».
Во время войны был