Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 16:33, реферат
Основной целью предпринятого анализа являлось выявление характеристик современного состояния массового сознания и ценностных установок россиян. Ведь понятно, что возможность авторитаризма и уж тем более тоталитаризма становятся реальностью лишь при условии соответствующих мощных сдвигов в массовых умонастроениях. При этом в качестве предпосылок для анализа, были взяты такие черты и проявления
Введение……………………………………………………………………………………………………………2
2.Основные демократические ценности……………………………………………………………………...3
3.Демократические ценности: доверие и толерантность………...........................................................4
4.Отношение россиян к политической системе и институту президенства………………………….5
5.Заключение………………………………………………………………………………………………………...6
6. Список литературы……………………………………………………………………………………………...9
1.Введение……………………………………………………
2.Основные демократические
3.Демократические ценности: доверие
и толерантность………............
4.Отношение россиян к
5.Заключение………………………………………………
6. Список литературы…………………………………
Введение
Анализируя данные, полученные в
итоге исследований, с точки зрения
своей теории модернизации, (о которой
будет более подробно упомянуто
далее), сам Р. Ингельхарт писал в одной
из своих статей: ""Я бы очень хотел
верить, что демократия делает людей более
здоровыми, счастливыми, терпимыми и доверчивыми.
Но, к сожалению, пример граждан бывшего
Советского Союза такого вывода не подтверждает
…Со времени перехода к демократии в 1991
г. они не стали здоровее, счастливее, доверчивее
или даже терпимее; в целом, они продвинулись
в прямо противоположном направлении".
Таким образом, получается, что говорить
о понятии "демократические ценности"
по отношению к России, по меньшей мере,
преждевременно.
Но так ли это? Чего больше в такой постановке вопроса: реального или мифического?
Основной целью
предпринятого анализа являлось
выявление характеристик
массового сознания, которые менее подвержены быстротечным изменениям, а в большей степени отличаются устойчивостью, будучи связанными с основными интересами и жизненными ориентациями россиян.
Основные демократические ценности:
В развитии российской цивилизации и присущей ей системы ценностей исследователями, как правило, выделяются такие фундаментальные вещи, как "наложение" (новые ценности не органично вплетаются в существующие, а накладываются, как пласт, на устоявшиеся нормы и ценности, образуя новые социальные группы); "сохранение черт предшествующих цивилизаций в последующих" и "деформация одними цивилизациями других".
В работах по социологии,
истории и политологии
и затем тысячелетнему православному периоду на Руси, - колоссальна ".
Высокая степень неизменности такого типа ценностей гарантируется не только соответствующей культурной ориентацией на воспроизводство некоторого "абсолютного", "естественного", неизменного порядка, не только мощью исторической инерции, но и системой репрессий, возникающих вместе с культурой. Например, Е. Пугачев, провозгласивший высшей ценностью "тишину и покой", считал необходимым истребить дворян, как "завистников общего покоя". Эта репрессивность культуры, как правило, дополняется в государствах с "традиционным" обществом функцией соответствующего специализированного аппарата, подавляющего инновационное поведение и инакомыслие от опричников до КГБ.
Как отмечал И.Б. Левин, в российском обществе слова "демократия" и "рынок" из-за "неумеренного и неосмотрительного их использования, а также контрастом между возбужденными этими словами ожиданиями и той действительностью,которая явилась под их оболочкой...приобрели устойчиво негативную окраску в глазах едва ли не большинства россиян" . Полученные в 1995-1999 годах данные показывают, что среди населения России базовые демократические ценности и институты на данный момент не имеют достаточно широкой поддержки. Следует, однако, подчеркнуть, что когда речь идет о "демократии и гражданском обществе вообще", т.е. о демократии на нормативном уровне, то позитивно ее воспринимает достаточно значительная часть респондентов (55% респондентов считают, что одной из основных обязанностей правительства является соблюдение прав человека) , 50% респондентов считают, что наиболее подходящей для нашей страны системой правления является "не правительство, а независимые эксперты, которые принимают решения в зависимости от того, что они считают наилучшим для страны". Когда же вопрос ставится более конкретно, в связи с оценкой собственных обязательств, соблюдением процедур и правил, без которых демократия не существует, то поддержка ее снижается. Этот феномен можно объяснить, по крайней мере, тремя причинами:
Таким образом, появляется внешне
парадоксальное сочетание в сознании
россиян приверженности нормативной
демократии с тяготением к "сильной
руке". Большинство респондентов
считают, что "самым важным" для
общественного управления является
"поддержание порядка в стране"
С этим также связано уменьшение количества сторонников крайнего авторитаризма. Большинство ценит демократию очень высоко (лишь немногим ниже "идеала"), но имеет при этом в виду не реальную демократию, а демократическую идею. Под "настоящей" демократией подразумевают отсутствие социального зла (в том числе преступности), уравнительность экономического и социального положения граждан, добрый (но строгий) государственный патернализм. Распространенное представление о демократии раскрывает формула: "соборность -русская версия демократии". Она и вправду напоминает соборность: равенство и единство в любви, родительски заботливая власть.
Реальная демократия - западная
- не похожа на эту идиллию из-за социального
неравенства, недостаточной теплоты
человеческих отношений, чрезмерного
прагматизма, преступности и коррупции.
Респонденты считают эту
Демократические ценности: доверие и толерантность
Идея так называемого "социального капитала" как дополнения, необходимого для оптимального функционирования "физического" и "человеческого" капиталов, высказывалась рядом авторов еще на рубеже 70 - 80-х гг., но, как считается, была окончательно обоснована Дж. Коулменом в 1990 г. в его фундаментальном труде "Основания социальной теории". По его мысли, "социальный капитал" - это потенциал взаимного доверия и взаимопомощи, целерационально формируемый в межличностном пространстве"..
Одним из самых горячих поклонников и пропагандистов теории "социального капитала" является уже Р. Патнэм: "По аналогии с физическим и человеческим капиталом, воплощенным в орудиях труда и обучении, которые повышают индивидуальную производительность,- объясняет он,- "социальный капитал" содержится в таких элементах общественной организации, как социальные сети, социальные нормы и доверие (networks, norms a nd trust), создающих условия для координации и кооперации ради взаимной выгоды".
В отличие от капитала денежного "социальный капитал" по мере расходования только возрастает, поскольку чем интенсивней практика кооперации и взаимовыручки, тем прочней и эффективней сети солидарности и больше масса взаимного доверия. Автор специально подчеркивает, что "социальный капитал" представляет собой необходимое условие для функционирования гражданского общества, его "сокровенную суть".
Объем "социального капитала" измеряется обычно по двум показателям: индексу доверия и членству в общественных объединениях И именно в процессе их измерения Патнэм обнаружил вдруг явную тенденцию к сокращению "социального капитала" в Америке на протяжении последней четверти века. Число членов разного рода добровольных ассоциаций (от родительских комитетов до клубов женщин-избирательниц и кружков игры в боулинг) за минувшие два-три десятилетия сократилось в пределах 25-50%; время неформального общения (informal socializing and visiting) с 19 65 г. уменьшилось на четверть, а на деятельность в общественных организациях - чуть ли не наполовину; наконец, индекс доверия (процент положительных ответов на вопрос: "Можно ли доверять людям?") с 1972 г. снизился примерно на треть.
В России 76% респондентов считают, что "для того, чтобы установить хорошие человеческие отношения необходимо понять взгляды другого человека". Также 30% респондентов считают, что друзья и знакомые "очень важны" в их жизни и 50% считают, что друзья и знакомые "довольно важны". Однако обращает на себя внимание низкий уровень доверия наших респондентов к согражданам: 77% россиян полагали в 1995 и 1999 годах, что "нужно быть очень осторожными в отношениях с людьми"". Таким образом, готовность большинства респондентов понимать взгляды других людей и общаться с ними, не предполагает доверия к людям .Наряду с тем, что подавляющее число респондентов не состоят в какой-либо общественно-политической организации , можно сделать вывод о том, что объем "социального капитала" (в терминах Р. Патнэма) в России катастрофически мал.
Толерантность как тип
индивидуального и
Отношение к политическим разногласиям. Такие разногласия возникают в любом обществе, но в демократической культуре существует терпимость к позиции тех членов общества, которые выступают с несколько отличными политическими, религиозными, экономическими лозунгами. Происходит это потому, что в этих обществах граждане, выражающие противоположные точки зрения по таким, казалось бы, важным проблемам, например, связанным с экономическим и политическим курсом, религией и пр., имеют одну и ту же точку зрения на такие вопросы, как свобода, дисциплина, рабочая этика, то есть преобладает согласие по главным, базовым социальным вопросам. В дни острейшего политического кризиса никто не подвергнет сомнению необходимость существования в стране правового порядка и демократического политического режима, не усомнится в "американском образе жизни", "Франции для французов", "особенности японцев". Люди воспринимают других членов общества как таких же людей, как они сами, достойных уважения и поддержки.
Для того чтобы выявить уровень толерантности в российской обществе, респондентам был предложен список из различных групп людей и было предложено отметить те группы, с представителями которых они не хотели бы жить по соседству. Наибольшие опасения у респондентов вызвали наркоманы (88%) и алкоголики (80%). Также достаточно большое количество респондентов (71%) опасаются жить рядом с гомосексуалистами. Надо отметить, что число людей, которые не хотели бы жить рядом с больными СПИДом (56% в 1995 году и 53% в 1999 году) превышает количество тех, кто опасается политических экстремистов (44%).