Арабо-израильский конфликт на Ближнем Востоке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 02:57, курсовая работа

Краткое описание

Ближний Восток географически не близок к России, однако она никогда не стояла с стороне от происходящих там процессов. За ситуацией на Ближнем Востоке с интересом следили даже наиболее изоляционистски настроенные руководители, а у простых россиян интерес к Святой Земле был почти мистический. Русский человек не мог быть равнодушен к родине Иисуса Христа. В контексте геостратегического маневрирования с началом 20 века значение этих территорий сильно возросло. Ведь обладание этой территорией давало надежный доступ в богатые страны Востока. В советское время Ближний Восток был ареной идеологического, политического и военного соперничества с Западом. Сейчас, когда новую Россию почти вытеснили из этого региона, становится все более ясно, что уход отсюда будет потерей престижа и авторитета, и что с Россией будут считаться все меньше. арабский израильский конфликт палестинский

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая арабо.docx

— 59.67 Кб (Скачать документ)

Корни таких конфликтов следует искать прежде всего в социально-политических и социально-экономических процессах. Однако, нельзя все сводить только к этим процессам, тем более исходить из того, что этнорелигиозный момент в этих конфликтах "является, как считает В.Стрелецкий, лишь оболочкой, формой проявления и что этнокультурный плюрализм сам по себе конфликтов не порождает" Стрелецкий, В Этнонациональные конфликты:сущность, генезис, типы.//Идентичность и конфликт в постсоветских государствах, М.: Московский Центр Карнеги.1997. С. 229. . Генезис этнорелигиозного конфликта, целенаправленные действия, оказываются важным элементом, определяющим его динамику. Такой конфликт никогда не возникает "естественно", сам по себе, без предшествующей активности "агентов " конфликтов. Арабо-израильский конфликт это подтверждает в полной мере.

На примере ближневосточного конфликта видно, что, возникнув как результат крайней степени обострения противоречий между непосредственными участниками, международный конфликт обретает относительно самостоятельную логику своего развития, независящую от воли его инициаторов, так как с ним тесно связаны интересы и цели других государств. Ближневосточный конфликт развивается в течение длительного времени, в различных международных условиях, на которые он, в свою очередь, оказывает влияние. Он был одним из детонаторов революционных преобразований в странах арабского мира (Египет, Сирия, Ирак, Йемен, Судан), гражданских войн в Ливане и Иордании, процессов демократизации в странах Персидского залива, прежде всего в Кувейте. Он оказывал и продолжает оказывать влияние на развитие внутриполитической обстановки как в Израиле, так и ближневосточном регионе в целом. Арабо-израильский конфликт явился причиной значительных человеческих жертв, в том числе и среди гражданского населения. Численность убитых во время различных арабо-израильских войн оценивается следующим образом.

       
 

Израильтяне

Арабы

 

1948

6000

15000

 

1956

189

1650

 

1967

983

4296

 

1967-1970

627

5000

 

1973

2838

8 528

 

Всего Источник: Лосев С.А., Тыссовский Ю.К. Ближневосточный кризис:нефть и политика. М,1980

10637

34474

 
       

Согласно сравнительно приемлемым оценкам, во время войны 1982 года в Ливане было убито 17 825 арабов. Израильские источники в начале сентября 1982 года сообщали, что в операции убито 340 израильтян и ранено 2 200. Накануне вывода израильских войск из Ливана в июне 1985 года потери израильтян оценивались в 654 убитых и 3195 раненых.

О жестокости репрессий израильских властей по отношению к палестинцам на оккупированных территориях свидетельствует то, что в период с октября 1973 года по 1978 год, когда началась агрессия Израиля против Ливана, число убитых палестинцами израильтян составило 143, в то время как ливанцев и палестинцев - около 2 тыс. Примаков Е. М. Анатомия ближневосточного конфликта. М., 1978

Арабо-израильский конфликт испытывает на себе влияние изменяющейся обстановки в окружающем мире. Изменения в международных отношениях в целом также становятся фактором развития этого конфликта.

В качестве примера можно привести период Октябрьской войны 1973 года, когда, благодаря начавшейся разрядке между СССР и США, удалось избежать более серьезного сценария развития событий вплоть до прямой конфронтации между великими державами. "Это был настоящий и наиболее трудный кризис, который мы пережили со времени кубинского кризиса 1962 года. Однако, поскольку я имел постоянную связь с господином Брежневым, мы не только избежали конфронтации, но и сделали большой шаг в сторону мира на Ближнем Востоке" Там же. С. 172..

А. Добрынин, посол СССР в США отмечает: "в этот период своеобразно переплелись элементы сотрудничества и соперничества между двумя великими державами. Обе стороны взаимодействовали в том, чтобы быстрее погасить военный конфликт между арабами и Израилем и установить перемирие с участием СБ ООН. В то же время в военном плане они помогали своим союзникам срочными поставками оружия: США - Израилю, СССР - арабским странам. При этом Вашингтон откровенно (и успешно) добивался укрепления своих позиций в этом регионе за счет СССР" Добрынин А. Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США(1962 -1986 гг.), М.: Автор, 1996. С. 278-279.. А. Добрынин рассматривает в качестве несомненного успеха процесса разрядки то, что опасный военный конфликт на Ближнем Востоке не перерос в угрозу прямой военной конфронтации между СССР и США, а закончился вынужденным согласием израильтян и арабов начать прямые переговоры в Женеве в декабре, к чему вели дело СССР и США. Разрядка выдержала испытание ближневосточным кризисом 1973 года, хотя и дала свои первые трещины" Там же, с. 279. В целом, считает А. Добрынин Ближний Восток стал одним из самых взрывоопасных районов мира и постоянным раздражителем в советско-американских отношениях. По мнению Г. Киссинджера, во время холодной войны регион стал центром соперничества, которое подогревало местный конфликт и создавало угрозу прямой конфронтации между великими державами. Киссинджер Генри. Годы в Белом доме С. 342.

Глава 3. Эволюция израильского подхода

Краеугольным камнем политики сионизма в Палестине с самого начала было отрицание существования палестинского народа Более подробно на эту тему см: Хайри аль Ориди Ближневосточный мирный процесс - палестинское направление М.2000 .

Планируя создание еврейского государства в Палестине, сионистские лидеры полагали, что "большая арабская общность" примет еврейское государство в обмен на сионистскую поддержку, и это давало универсальное основание для идеи переселения палестинских арабов из страны. Первый президент Еврейского государства Хаим Вейцман задолго до создания Государства Израиль высказался в том смысле, что палестинцы представляют собой не политическую проблему, а экономическую, которая в надлежащее время будет решена. Значительно позже он заметил, что конфликт между Израилем и арабами - это не конфликт между правдой и неправдой, а конфликт между двумя правдами. При этом он имел в виду не правду палестинцев, а правду арабского национализма в целом. Он говорил, что правда евреев выше правды арабов, так как еврейская родина в Палестине вопрос жизни и смерти еврейского народа, в то время как потеря менее чем одного процента территории арабского мира ничего не значит для будущего арабов. При этом он игнорировал тот факт, что земля, на которой испокон веков жили палестинцы, - их родина, и она для них жизненно важна Цит. по: Хазанов М. Е. ООН и ближневосточный кризис. М., 1983..

Бен Гурион и его единомышленники также твердо стояли на позиции непризнания существования палестинского народа и его права на национальное самоопределение и государственность.

Правда, сионистское движение в этом вопросе не было монолитным. Основатель партии Херут Владимир (Зеэв) Жаботинский, признавал палестинцев как народ и высказывался еще в 1921 году за создание "конфедерации обоих берегов реки Иордан".

Тем не менее, лидеры правого блока Ликуд, созданного на базе Херут, заняли по отношению к палестинцам гораздо более жесткую позицию, чем З.Жаботинский. В этой связи заслуживает внимания мнение одного из современных еврейских политических деятелей, вышедшего их партии Херут: "Европейское влияние М.Бегина и И.Шамира извратило изначальные идеи Жаботинского и отвратило Ликуд от своих идеологических корней. Не кто иной, как М.Бегин и И. Шамир, следуя за Голдой Меир (она однажды сказала: "Палестинцев не существует") пытались лишить палестинский народ его законных прав" Цит. по: Абу Мазен. Там же. С. 68. Гаарец. Тель Авив, 15.05.1999.. Вплоть до настоящего времени лозунг партии Херут призывает к созданию Израиля на обоих берегах реки Иордан.

На уровне массового сознания в Израиле в основе подхода к арабам-палестинцам лежит принцип неприятия инородцев. Этот принцип распространяется на каждого нееврея, то есть, и на палестинских арабов. В течении длительного времени в Израиле было запрещено даже употребление слова "Палестина". Палестинских арабов называли "арабскими жителями". В работах Голды Меир слово «палестинцы» применяется исключительно по отношению к евреям - израильтянам Моя жизнь Г.Меир Чимкент «Аурика» 1997 г.

После создания Государства Израиль палестинская проблема была вычеркнута из израильской политической мысли. Очень многие политики в Израиле в период 1948 - 1967 годов обращали внимание на возможности возрождения палестинского национализма в лагерях беженцев. Палестинские партизаны рассматривались как агенты арабских режимов, прежде всего Египта. Израиль обвинял правительства арабских стран в политике, направленной на создание препятствия процессу натурализации беженцев с целью использовать их в партизанской войне против Израиля.

Результаты войны 1967 года оказали, как отмечает С. Флапан, противоречивое влияние на политическую мысль и общественное мнение в Израиле.

С одной стороны, "интоксикация" военными успехами в войне 1967 породила спонтанную реакцию, выразившуюся в неожиданном появлении массового движения за "неделимый Израиль". В это время актвизировались не только те, кто выступал против раздела Палестины (правые партии Херут, Либеральная и левая партия Труда), но и некоторые весьма известные интеллектуалы, писатели, лидеры рабочего движения, в том числе Натан Апьтерман, Моше Шамир, Хаим Гури, Элиезель Ливне и Авраам Яффе. Это движение призывало к ликвидации "раздела", к установлению "стратегических границ", к началу "новой исторической эры", отличающейся максимальной концентрацией еврейского народа на Земле Израиля и ведущей ролью Израиля на ближнем Востоке. Движение "Неделимый Израиль" было не только политической оппозицией, оно являлось влиятельнейшей группой давления за одностороннее решение судьбы Западного берега и сектора Газа".

Среди израильских политиков были такие, кто обвинял М. Даяна в том, что он остановил массовый исход палестинцев с Западного берега во время войны 1967 года и тем самым помешал окончательному решению проблемы палестинцев. Израильский премьер-министр Г. Меир выступала против возвращения арабских беженцев в Израиль и использовала различные аргументы, чтобы оправдать оккупацию арабских территорий Там же. С. 68..

С другой стороны, контакты с населением на Западном берегу и в секторе Газа были шоком для израильтян. Они разрушили миф о несуществовании палестинского народа и искусственности проблемы палестинских беженцев. Там же. С..162 Тогдашний вице-премьер Игал Аллон первым заговорил о "мине замедленного действия", приобретенной Израилем с оккупированными территориями, и выдвинул план, в котором прелагал включить в пределы Израиля в целях безопасности малонаселенную часть Иудеи и Самарии, в основном, полосу вдоль Западного берега реки Иордан и Мертвого моря шириной в 12 - 15 километров. Предполагалось создание узкого коридора в долине Иордана, соединяющего палестинскую автономию с Иорданией для естественных нужд иордано-палестинской федерации, если таковая будет создана. Фактически "план Аллона" представлял собой программу территориальной экспансии в форме создания еврейских поселений вокруг Иерусалима, в Гуше-Этционе, в долине реки Иордан, на Голанских высотах, а также на половине Синайского полуострова. Одновременно предлагалось передать Иордании наиболее густонаселенные районы (Западного берега. Это означало бы аннексию от 30 до 50 процентов территории Западного берега, в том числе 50 процентов обрабатываемых земель.

Среди израильских политиков, которые выступали за создание палестинского образования были министры, интеллектуалы, генералы в отставке, в том числе Абба Эбан, Шломо Гиллель, Его Шафат, Элай Пелед, Мати Пелед, Шломо Авинери, Хаим Герцог . Они исходили из того, что это образование останется контролем Израиля, который будет определять его внешнюю политику, решать вопросы обороны, так чтобы палестинское государство показалось под контролем Советского Союза и не стало базой для арабских государств против Израиля.

Идея создания палестинского государства была отвергнута кабинетом министров, который в это время представлял национальную коалицию во главе с М. Бегином. Инициатива была убита не только стремлением М. Бегина аннексировать Западный берег, но и убеждением многих лидеров партии Труда в том, что Израиль с его превосходящей военной мощью может добиться новых территориальных приобретений и новых стратегических границ.

Блок Ликуд поддержал реализацию "плана Аллона" в качестве начального этапа осуществления своей программы создания "Великого Израиля". Аннексия оправдывалась тем, что она, якобы, заставит арабские государства пойти на переговоры с Израилем из опасения, что потеря времени может означать для них потерю территорий.

После Октябрьской войны 1973 года возникла принципиально иная ситуация. Израилю был впервые нанесен ощутимый урон на поле боя, Миф о непобедимости Израиля был серьезно подорван. "Война Судного дня", как ее называют в Израиле, заставила все слои израильского общества по-новому взглянуть на конфликт с арабами. Впервые возникли реальные предпосылки для политического урегулирования ближневосточного конфликта.

Однако политическая элита Израиля была все еще неготовой к кардинальному пересмотру своей позиции по отношению к палестинской и к мирному процессу в целом, несмотря на соглашения о разводе войск с Сирией и Египтом в 1975 - 1976 годах, инициированные государственным секретарем США Г. Киссинджером, достигнутых после Женевской мирной конференции.

Основное внимание правящих сил в Израиле было сосредоточено на реорганизции и переоснащении национальных вооруженных сил во избежание каких-либо новых неожиданностей. Неограниченная помощь еврейской диаспоры, экономическая и военная поддержка со стороны США способствовали дальнейшей милитаризации израильского политического мышления и формированию представления об Израиле как о доминирующей региональной державе и безусловном союзнике США в их региональной и стратегической политике.

Кабинет министров, возглавляемый И.Рабином и Ш.Пересом отвергало всякое движение, даже тактическое, в сторону выхода из тупика в палестинской проблеме, несмотря на то, что после войны 1973 года ее центральное положение стало очевидным. Большинство израильских политиков, причастных к принятию решений, не понимали того, что прекращение военной конфронтации с арабами напрямую связано с решением палестинской проблемы, то есть с созданием палестинского государства. Без ее решения невозможно добиться устойчивого мира на Ближнем Востоке и обеспечить политическую стабильность внутри страны и региона.

Информация о работе Арабо-израильский конфликт на Ближнем Востоке