Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:50, реферат
Януш Корчак – наш современник. Он вместе с нами шагает в будущее. Соединение педагогики и медицины, глубокое изучение возрастных особенностей, новый характер отношений между воспитателем и воспитанниками, формирование новых идей методов воспитания, поиск наиболее успешных способов воздействия на детей – все это уже получило наименование «педагогика сердца». Корчак подарил нам эту педагогику, утвердив своими трудами и героической смертью бессмертие добра человечности.
Поволжская
ГОСУДАРСТВЕННая социально-
Факультет художественного образования
Кафедра педагогики и психологии художественного образования
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЯНУША КОРЧАКА
Реферат по курсу
«Педагогика»
Введение в педагогическую деятельность. Общие основы педагогики
Выполнила:
студентка 1 курса
специальности
«Музыкальное образование»
Краснова О.Ю.
Проверила:
к.п.н., доцент
Сабина С.В.
Самара, 2012
Введение
Януш Корчак – наш современник.
Он вместе с нами шагает в будущее.
Соединение педагогики и медицины,
глубокое изучение возрастных особенностей,
новый характер отношений между
воспитателем и воспитанниками, формирование
новых идей методов воспитания, поиск
наиболее успешных способов воздействия
на детей – все это уже получило наименование
«педагогика сердца». Корчак подарил нам
эту педагогику, утвердив своими трудами
и героической смертью бессмертие добра
человечности.
«Самая страшная ошибка –
считать, что педагогика – наука
о ребенке, а не о человеке.
Познай и воспитай самого себя,
прежде чем воспитать детей».
Я. Корчак
Януш Корчак (Генрик Гольдшмит) родился 22 июля 1878 г. в Варшаве в семье адвоката. Семья была еврейского происхождения, но очень давно ассимилировалась, восприняв польскую культуру и традиции. Юный Генрик не знал о своем еврейском происхождении, он воспитывался так, как это было принято в среде зажиточной еврейской интеллигенции, которая культивировала польские традиции. Он получил солидное воспитание, считавшееся обязательным в кругах зажиточной буржуазной интеллигенции. И именно это воспитание в карикатурной форме Корчак подверг впоследствии беспощадной критике на страницах своей повести «Дитя гостиной» и многих других литературных произведениях и педагогических трудов.
Когда мальчику исполнилось 11 лет, разразилась катастрофа. Заболевает отец, его друг и единомышленник, и через какое-то время умирает. Благополучию семьи приходит конец, положение становится критическим – надо помочь матери в содержании семьи. В гимназические годы Генрик начинает давать уроки, занимается репетиторством. Сначала не много, потом все больше и больше, так что они начинают мешать ему в учебе и самообразовании. Пробует свои силы в литературе, включается в общественную жизнь и много читает. «Когда мне было пятнадцать лет, - писал он в дневнике, - я впал в неистовство, в безумство чтения. Мир исчез из моего поля зрения, существовала только книга».
Дальнейший жизненный путь выбран давно – медицина. С одной стороны - семейная традиция: ведь врачом был уже дедушка. С другой стороны, в силу исторических и политических обстоятельств. Этот путь помощи людям – людям, действительно в помощи нуждающимся, - представлялся ему самым простым. В 14 лет, после первых, впрочем не особенно удачных, литературных опытов, сказал: «и так буду не писателем, а врачом. Литература – это слово, а медицина – дело».
В 1898 году Генрик поступает в медицинский институт и завершает спустя шесть лет. Время интересное, подчас драматических личных переживаний, важного, весьма своеобразного опыта. В этом же году Генрик Гольдшмит участвует в литературном конкурсе под псевдонимом Януш Корчак. За драму «Каким путем» он получает премию, и с тех пор псевдоним остается за ним навсегда.
Корчак был человеком исключительно эмоциональным. Отзывчивость, чуткость толкнули юного Корчака к левым политическим течениям и привели в ряды самоотверженных общественных деятелей, которые делали все, чтобы как-то облегчить долю беднейших слоев общества.
Уже тогда Корчак удивлял всех своей способностью находить общий язык с детьми и подростками, устанавливать с ними контакт. Его талант раскрылся вскоре в Варшавском благотворительном обществе, куда он поступил в 1899 году, став близким сотрудником Стефании Семполовской. Он работал в бесплатных читальнях и учил самых бедных детей из младших классов тайных группах специально организованной пани Стефанией школы.
В своей деятельности Корчак
не желал пользоваться готовыми рецептами,
ходячими мнениями и решениями, которые
в процессе воспитания подменяют
подлинную школу мышления, мешают
самостоятельным поискам истин
и принципов, выработке собственного
характера и мировоззрения. Вот
почему он никогда никому ничего не
навязывал, в том числе и убеждений.
Значит ли это, что ему было безразлично,
с каким багажом принципов, представлений
и мыслей его ученики вступят
в жизнь? Отнюдь нет! Но он находил
более общие тактичные формы,
чтобы подтолкнуть
Все сильнее становится в
нем желание полностью
В годы первой мировой войны
Корчак заведовал дивизионным
Но все это происходило позже, тогда, когда, «пан доктор» перешагнул уже главный рубеж своей жизни и занялся делом, которому останется верен до конца. На этом новом пути он всегда вспоминал с благодарностью то, что дала ему медицина.
« Заблуждаются те, кто думает, что уйдя из больницы в интернат, я изменил медицине.
… Как врач я констатирую симптомы: вижу сыпь на коже, слышу кашель, чувствую повышение температуры, обонянием воспринимаю запах ацетона изо рта ребенка. Одни вижу сразу, скрытые ищу.
Как воспитатель я тоже замечаю симптомы: улыбка, смех, румянец, плач, зеванье, крик, вздох.
… Если мое лечение не приносит желательного результата, я не раздражаюсь, а продолжаю искать.
Для меня, врача и воспитателя, нет мелочей, и я внимательно слежу за тем, что кажется случайным и ничтожным.
… Медицина открыла передо мной чудеса терапии и возможности постижения тайн природы. Я видел не раз, как человек умирает и с какой беспощадной силой, разрывая чрево матери, появляется на свет плод, зрелый плод, чтобы стать человеком.
Благодаря ей я научился терпеливо связывать воедино, в логическую картину диагноза разрозненные детали и противоречивые симптомы. И, осознавая могущество законов природы и гения пытливой человеческой мысли, я оказался перед лицом неизвестного: ребенок».
И хотя формально Корчак оставил тогда медицину, фактически он был врачом до конца своих дней: его многочисленным воспитанникам в детских домах постоянно нужен врач. Однако эта сторона его деятельности подчинена уже более широким целям. Медицинская практика дает ему обильный материал о положении детей бедноты. Он не только бесплатно лечит этих детей, но и тратит гонорары, получаемые в богатых семьях, для оказания помощи им. Позднее он писал, что бесплатно лечил детей социалистов, учителей, молодых адвокатов, всех сторонников прогресса. Он был великолепным врачом, модным в богатых домах и необходимым для бедных, на помощь которым приходил в любое время суток. Кроме работы в госпиталях, он посещает сиротские приюты, исправительные заведения, изучает литературу, отдает много времени проблемам всестороннего изучения ребенка. Его заветная мечта - добиться полного знания о ребенке, о его потребностях и условиях воспитания.
По возвращению на родину в 1907 году во время каникул Януш Корчак уезжает воспитателем в детский лагерь. Непосредственный, тесный контакт со столь многочисленной группой детей дает ему новый, совершенно неожиданный материал. «Я многим обязан детским лагерям. Здесь впервые я столкнулся с детским коллективом и самостоятельно в ходе практической деятельности знакомился с азбукой воспитательной работы. Богатый иллюзиями, бедный опытом, молодой и сентиментальный, я думал. Что много сделаю, поскольку много хочу». Его не испугали трудности и заботы; они лишь усилили активное, проникнутое глубоким интересом отношение к миру детей. Для того, чтобы сделать последний шаг, нужен лишь удобный случай.
Случай представился в 1909 году. Визит в детдом сыграл решающую роль. И когда, некоторое время спустя, Корчаку предложили заняться воспитанием детей, он, не задумываясь, согласился. В 1911 году Корчак переезжает в Дом сирот, где он жил до самого конца.
Корчак писал: «Реформировать мир – это значит реформировать воспитание». Он создавал все время в процессе практической деятельности, постоянно внося в нее поправки, сообразовывая с конкретными условиями и даже конкретным ребенком. Всегда и везде он предостерегал: не обобщайте, не абсолютизируйте, нет детей вообще, есть этот ребенок, другой ребенок, ведь в процессе воспитания мы имеем дело с конкретным индивидуумами. И поэтому каждый из них нуждается в индивидуальном подходе.
Такой принцип предполагает определенную диалектику: необходимо видеть ребенка в процессе его развития, то есть постоянных перемен, стараясь найти такие методы, которые окажутся эффективными в разных условиях. Эти методы должны исключать принуждение, не потворствуя в то же время самоуправству детей. Белее того, воспитательный процесс не может преследовать цели, чуждые интересам ребенка, он должен быть всецело подчинен идее положительного развития, физического и духовного развития молодежи.
Вся система Корчака построена на убеждении в абсолютной, безотносительной ценности детства. Ребенок – не задаток на человека, а настоящий человек, хотя и в другом измерении. «Ребенок не будет, ребенок уже есть человек». В этом надо отдавать себе отчет и вместе с тем видеть ущемленное положение детей в обществе. Все это он указывает в своей книге «Как любить детей».
Одной из главных причин унижения Корчак считал лживую, проникнутую лицемерием систему воспитания, от которой взрослые не отказываются по инерции, в силу привычки и лени.
Таких воспитателей, как
Януш Корчак, воспитателей просвещенных,
остро видящих проблему, тогда
уже было не мало. Они шли разными
путям, на разные вещи обращали внимание,
но продвигались в одном направлении.
И своей главной задачей
Конечно, зачатки этих знаний, некие изначальные основы их существовали с незапамятных времен. Ведь свои идеалы воспитания были уже у древнегреческих философов – Сократа, Платона, Аристотеля, и других. Но вплоть до 19 века знания о ребенке базировались лишь на разрозненных наблюдениях либо на общих представлениях о человеческой натуре.
В конце 19 и в начале 20 века педагогика все основательнее базируется на солидном, эмпирическом материале наблюдений и методологических достижениях таких наук, как психология, социология и медицина, сообразно своим задачам и нуждам. Разрабатываются основы современной науки о ребенке, изучающей его физические и духовные особенности, как в процессе нормального развития, так и при всевозможных отклонениях.
В Польше расцвет педагогики совпал с эпохой позитивизма. Позитивизм нес культ знаний и просвещения. Воспитательные проблемы поднимают в своих статьях такие люди, как выдающийся психолог и педагог Ян Владислав Давид и один из крупнейших писателей польского позитивизма Болеслав Прус, который был для Корчака непреложным авторитетом. Эта весьма важный момент, и он, несомненно, способствовал пробуждению в Генрике интереса к педагогике.
Корчак, как уже отмечалось выше, ездил за границу будучи уже детским врачом. Он посещал клиники, больницы, сиротские приюты, дома для малолетних преступников. Слушал лекции на разные темы, знакомился с новейшими педагогическими теориями.
В 1919 г. он вместе с Марией Фальской открыл сиротский приют под названием «Наш дом» для 50 детей рабочих, сирот, детей заключенных и преследовавшихся общественных деятелей. Современники Корчака отмечают, что он превратил наблюдение за ребенком в науку. «Кто фиксирует факты и коллекционирует документы, - писал он в предисловии к книге Марии Фальской, - тот получает материал для объективной, не идущей на поводу у эмоций дискуссии».
В книге Марека Яворского «Януш Корчак» приводятся следующие данные: «Архив сиротского приюта «Наш дом», где воспитывалось 50 детей, за семь лет его работы, в 1927 году насчитывал:
- 195 тетрадей стенгазеты дома и документов;
- 41 тетрадь протоколов 227
заседаний совета
- 27500 показаний детского суда (жалобы и нарушения);
- 14 000 письменных благодарностей (за одолжения, помощь, взаимную благожелательность).
Сверх того, в архиве было сто с лишним тетрадей, разных описаний, рассказов и воспоминаний детей, несколько сот диаграмм и т. д.».
Нельзя в связи с этим не привести такую запись из его «Дневника»: «Ночь. У меня есть записи о ней и о спящих детях. Тридцать четыре блокнота записей... Мне хочется написать пухлую книгу о ночи в сиротском приюте и вообще о сне детей».
10 шагов навстречу
1. Не лгите детям. Ложь
стара, как мир. Мы обманываем ребенка, исходя
из соображений сиюминутного комфорта,
а штраф, который мы платим, гораздо больше
и неприятнее. Чаще всего мы платим утратой
доверия ребенка, в худшем случае – тем,
что у него создается разрозненная, противоречивая
картина мира вместо непротиворечивой
и целостной. В мире, где слова родителей
не соответствуют
2. Если не знаете, что ответить ребенку,
помолчите и подумайте. Помогите себе:
возьмите тайм-аут. Ничего страшного в
словах «я отвечу тебе завтра» нет. Время,
которое вы выиграли, потратьте на то, чтобы
сформулировать для себя причины своего
страха. Чего боитесь? Почему не можете
чего-то сказать? Скорее всего, вы придете
к тому, что боитесь не за ребенка, а за
себя, боитесь, что правда может разрушить
вас самих. Дети могут воспринять любую
правду, если ее нормально воспринимает
взрослый, который ребенку ее «преподносит»
.Сначала справьтесь сами с собой, затем
говорите с ребенком. Только не лгите!
3 Знайте: забывчивость –
это тоже разновидность обмана.
Пообещали – и забыли. И ребенок забыл.
Потом ребенок вспомнил. И обиделся постфактум.
Нехорошо. Если обещаете – выполняйте.
Если у вас плохая память – записывайте.
Если вспомнили, что забыли,
– поговорите об этом с ребенком.
Скажите, что вспомнили и что обязательно
выполните обещанное.
Это укрепляет доверие ребенка к миру,
учит его быть обязательным, дает ему понять,
что вы его уважаете.
4 Никогда не имитируйте общение, интерес,
участие.
Не говорите: «Ах, как здорово ты нарисовал»,
глядя при этом в телевизор.
Либо оторвитесь от сериала,
либо честно (!) скажите: «Прости, дорогой.
Я сейчас занята и как следует не могу
поглядеть.
Я закончу и посмотрю хорошенько, что ты
нарисовал».
Опять же – не обманывайте: когда закончите
–
обязательно посмотрите.
5 Не делайте своему ребенку лишних подарков,
откупаясь за то, что недостаточно
уделяете ему времени. За свое отсутствие
«платите» присутствием: идите вместе
куда хотите,
дарите ребенку свое время, а не деньги.
Способ откупаться подарками за то,
что «не долюбили» ребенка,
– предшественник товарно-денежных
отношений в любви. А если хотите,
чтобы малыш достойно вел себя в магазине
своевременно расскажите ему,
что такое деньги и откуда они берутся.
6 Если не правы, искренне просите у ребенка
прощения.
Взрослые заблуждаются, когда считают,
что они непогрешимы и всегда правы.
Помните: любой диктат творит зло.
7 При любой возможности позволяйте ребенку
выбирать:
еду, одежду, игрушки в магазине.
Так он получает представление о том,
что имеет право на собственное мнение,
и это мнение учитывается.
8 Отказ принимайте всерьез. Если вы считаете,
что ребенок имеет право сказать
«нет» в конкретной ситуации, – соглашайтесь.
«Ты хочешь поехать на выходные к бабушке?»
– «Нет». Значит, не везите его к бабушке.
Иначе не стоило и спрашивать.
9 Не конкурируйте за любовь второго родителя.
Всячески поддерживайте в ребенке уважение
к нему.
Не спрашивайте: «Кого ты больше любишь?»
Ребенок не должен чувствовать себя виноватым
из-за того,
что в данный момент предпочел кого-то
из родителей,
иначе вы укрепляете его в мысли,
что родителей можно сравнивать и назначать
«лучшего» или «худшего».
В идеале, каждый родитель должен быть
незаменимой,
эксклюзивной фигурой.
10 Хвалите детей! Отмечайте их хорошие
поступки,
их успехи в каком-либо виде деятельности.
Но не говорите: «Ты самый лучший!»
«Лучшим» быть тяжело!
Информация о работе Введение в педагогическую деятельность. Общие основы педагогики