Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 08:22, реферат
Представьте себе волну на поверхности водоема. Проще всего, казалось бы, описать волновое движение воды чисто механически — рассчитать силы гидродинамического давления, действующие на частицы водной поверхности снизу, и противодействующие им силы гравитационного притяжения, суммарное воздействие которых и приводит к тому, что поверхность ритмично колышется вверх-вниз. Однако в конце XVII века голландский физик Христиан Гюйгенс представил себе волновую картину несколько по-иному и вывел, благодаря этому, мощный принцип, в равной мере применимый к любым волнам — начиная от волн на водной поверхности и заканчивая гамма-излучением далеких галактик.
Волновая теория света Гюйгенса
Представьте себе волну на поверхности водоема. Проще всего, казалось бы, описать волновое движение воды чисто механически — рассчитать силы гидродинамического давления, действующие на частицы водной поверхности снизу, и противодействующие им силы гравитационного притяжения, суммарное воздействие которых и приводит к тому, что поверхность ритмично колышется вверх-вниз. Однако в конце XVII века голландский физик Христиан Гюйгенс представил себе волновую картину несколько по-иному и вывел, благодаря этому, мощный принцип, в равной мере применимый к любым волнам — начиная от волн на водной поверхности и заканчивая гамма-излучением далеких галактик.
Смысл принципа Гюйгенса проще всего понять, если представить себе, что гребень волны на водной поверхности на мгновение застыл. Теперь представьте, что в этот миг вдоль всего фронта волны в каждую точку гребня брошено по камню, в результате чего каждая точка гребня становится источником новой круговой волны. Практически всюду вновь возбужденные волны взаимно погасятся и не проявятся на водной поверхности. И лишь вдоль фронта исходной волны вторичные маленькие волны взаимно усилятся и образуют новый волновой фронт, параллельный предыдущему и отстоящий от него на некоторое расстояние. Именно по такой схеме, согласно принципу Гюйгенса, и распространяется волна.
Так почему столь парадоксальный, казалось
бы, взгляд на столь обычное природное
явление, как распространение волн, оказывается
полезен ученым? Представьте, что будет
при столкновении волны с препятствием
на пути ее распространения. Вернемся
к примеру волны на водной поверхности
и представим, что волна ударилась о бетонный
волнорез под углом к нему. Согласно принципу
Гюйгенса, из тех точек волнового фронта,
которые пришлись на волнорез, вторичные
волны распространяться не будут, а из
остальных будут. В результате волна продолжит
свой путь и восстановится позади волнореза
Имеется и целый ряд других полезных применений принципа Гюйгенса при рассмотрении волновых явлений — порой весьма неожиданных. Он широко используется в волновой оптике и в телекоммуникационной инженерии, где волны (световые и радио- соответственно) регулярно сталкиваются с препятствиями на пути их распространения и огибают их.
К этому открытию Гюйгенса привели занятия астрономией, для развития которой он сделал немало, в частности, став в 1655 году первооткрывателем Титана — самого большого спутника Сатурна. Автоматическая космическая станция НАСА «Кассини» в 2004 году должна достигнуть Сатурна и отправить на поверхность Титана спускаемый аппарат для исследования состава его атмосферы и грунта. Этот спускаемый аппарат называется «Гюйгенс». Так наука чтит своих основателей.
ОТКРЫТИЕ НЕЙТРОНА
Важнейшим этапом в развитии физики атомного
ядра было открытие нейтрона в 1932 г.
Искусственное превращение атомных ядер. Впервые в истории человечества искусственное превращение ядер осуществил Резерфорд в 1919 г. Это было уже не случайное открытие.
Так как ядро весьма устойчиво, и ни высокие температуры, ни давления, ни электромагнитные поля не вызывают превращения элементов и не влияют на скорость радиоактивного распада, то Резерфорд предположил, что для разрушения или преобразования ядра нужна очень большая энергия. Наиболее подходящими носителями большой энергии в то время были а-частицы, вылетающие из ядер при радиоактивном распаде.
Первым ядром, подвергшимся искусственному преобразованию, было ядро атома азота . Бомбардируя азот -частицами большой энергии, испускаемыми радием, Резерфорд обнаружил появление протонов — ядер атома водорода.
В первых опытах регистрация протонов проводилась методом сцинтилляций1, и их результаты не были достаточно убедительными и надежными. Но спустя несколько лет превращение азота удалось наблюдать в камере Вильсона. Примерно одна -частица на каждые 50 000 -частиц, испущенных радиоактивным препаратом в камере, захватывается ядром азота, что и приводит к испусканию протона. При этом ядро азота превращается в ядро изотопа кислорода:
На рисунке 13.9 показана одна из фотографий
этого процесса. Слева видна характерная
«вилка» — разветвление трека. Жирный
след принадлежит ядру кислорода, а тонкий
— протону. Остальные
-частицы не претерпевают столкновений
с ядрами, и их треки прямолинейны. Другими
исследователями были обнаружены превращения
под влиянием
-частиц ядер фтора, натрия, алюминия и др., сопровождающиеся
испусканием протонов. Ядра тяжелых элементов,
находящихся в конце периодической системы,
не испытывали превращений. Очевидно,
из-за большого электрического (положительного)
заряда
-частица не могла приблизиться
к ядру вплотную.
1 Сцинтилляция — вспышка происходящая
при попадании частиц на поверхность,
покрытую слоем специального веществаа,
например слоем сульфида цинка.
Жолио-Кюри Фредерик (1900—1958) — французский
ученый и прогрессивный общественный
деятель. Совместно с женой Ирен открыл
в 1934 г. искусственную радиоактивность.
Большое значение для открытия нейтронов
имели работы супругов Кюри по исследованию
излучения бериллия под действием
-частиц. С сотрудниками в 1939
г. впервые определил среднее число нейтронов,
вылетающих при делении ядра атома урана,
и показал принципиальную возможность
цепной ядерной реакции с освобождением энергии.
Открытие нейтрона. В 1932 г. произошло важнейшее для всей ядерной физики событие: учеником Резерфорда английским физиком Д. Чедвиком был открыт нейтрон.
При бомбардировке бериллия
-частицами протоны не появлялись.
Но обнаружилось какое-то сильно проникающее
излучение, способное преодолеть такую
преграду, как свинцовая пластина толщиной
10—20 см. Было сделано предположение, что
это
-лучи большой энергии.
Ирен Жолио-Кюри (дочь Марии и Пьера Кюри)
и ее муж Фредерик Жолио-Кюри обнаружили,
что если на пути излучения, образующегося
при бомбардировке бериллия
-частицами, поставить парафиновую
пластину, то ионизирующая способность
этого излучения резко увеличивается.
Они справедливо предположили, что излучение
выбивает из парафиновой пластины протоны,
имеющиеся в большом количестве в таком
водородсодержащем веществе. С помощью
камеры Вильсона (схема опыта приведена
на рисунке 13.10) супруги Жолио-Кюри обнаружили
эти протоны и по длине пробега оценили
их энергию. По их данным, если протоны
ускорялись в результате столкновения
с
-квантами, то энергия этих квантов
должна была быть огромной —около 55 МэВ.
Чедвик наблюдал в камере Вильсона треки ядер азота, испытавших столкновение с бериллиевым излучением. По его оценке, энергия -квантов, способных сообщать ядрам азота скорость, которая обнаруживалась в этих наблюдениях, должна была составлять 90 МэВ. Аналогичные лее наблюдения в камере Вильсона треков ядер аргона привезли к выводу, что энергия этих гипотетических -квантов должна составлять 150 МэВ. Таким образом, считая, что ядра приходят в движение в результате столкновения с безмассовыми частицами, исследователи пришли к явному противоречию: одни и те же -кванты обладали различной энергией.
Стало очевидным, что предположение об излучении бериллием -квантов, т. е. безмассовых частиц, несостоятельно. Из бериллия под действием -частиц вылетают какие-то достаточно тяжелые частицы. Ведь только при столкновении с тяжелыми частицами протоны или ядра азота и аргона могли получить ту большую энергию, которая наблюдалась на опыте. Поскольку эти частицы обладали большой проникающей способностью и непосредственно не ионизировали газ, то, следовательно, они были электрически нейтральными. Ведь заряженная частица сильно взаимодействует с веществом и поэтому быстро теряет свою энергию.
Новая частица была названа нейтроном. Существование
ее предсказывал Резерфорд более чем за
10 лет до опытов Чедвика. По энергии и импульсу
ядер, сталкивающихся с нейтронами, была
определена масса этих новых частиц. Она
оказалась чуть больше массы протона —
1838,6 электронной массы вместо 1836,1 для
протона. Было установлено в итоге, что
при попадании
-частиц в ядра бериллия происходит
следующая реакция:
Здесь
— символ нейтрона; его заряд
равен нулю, а относительная масса — примерно
единице».
Нейтрон — нестабильная частица: свбодный нейтрон за время около 15 мин распадается на протон, электрон и нейтрино — безмассовую нейтральную частицу.
Элементарная частица — нейтрон не имеет электрического заряда. Масса нейтрона больше массы протона примерно на 2,5 электронной массы.