Теория игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 21:10, реферат

Краткое описание

Термин «игра» в нашем языке употребляется в совершенно различных значениях: игра как противоположность трудовой деятельности; как забава, занятие, приносящее удовольствие; как синоним несерьезности, неважности; игра как некое притворство; игра на сцене, т.е. актерская игра; игра на музыкальном инструменте; игра как пренебрежительное отношение к кому-либо, некое манипулирование.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Теории игры.docx

— 34.12 Кб (Скачать документ)

Теории игры

Термин «игра» в нашем языке употребляется в совершенно различных значениях: игра как противоположность трудовой деятельности; как забава, занятие, приносящее удовольствие; как синоним несерьезности, неважности; игра как некое притворство; игра на сцене, т.е. актерская игра; игра на музыкальном инструменте; игра как пренебрежительное отношение к кому-либо, некое манипулирование. Если посмотреть на научные определения игры, выдвигаемые разными исследователями, то здесь тоже обнаружится большое разнообразие определений, часто противоречащих друг другу. Проблемой детской игры занимались многие исследователи в рамках различных научных дисциплин: биологи, этнографы, философы, психологи. Нас больше всего интересуют психологические теории детской игры. Среди психологов детской игрой интересовались многие ученые, принадлежащие к различным научным школам, ими было выдвинуто множество теорий игры, различающихся определением самого понятия игры, ее специфических критериев, объяснением ее значения в жизни ребенка. Наибольшее распространение получили два подхода к проблеме игры: психоаналитический взгляд на игру (в частности, применение игры как диагностики и использование игровой терапии) и теория игры отечественных психологов, представленная в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева и др.. Однако, еще до возникновения этих теорий было предложено множество взглядов на игру.

Первые теории игры- К. Гроос и Бойтендайк

К. Гроос первый делает игру предметом специального психологического исследования. Он придает игре огромное значение в жизни ребенка, говорит об ее исключительной роли в развитии. Гроос называет свою теорию теорией упражнения или самовоспитания. Он считает, что период детства необходим для выработки приспособлений, необходимых для жизни и не дающихся от рождения. Он сопоставляет игровые действия детенышей (например, игру котенка с клубком) с деятельностью взрослых особей (охота) и говорит, что игра служит предупражнением деятельности взрослой особи. Гроос считал, что мы играем не потому, что бываем детьми, но детство именно для того и нужно, чтобы играть. В игре важна не цель, а сам процесс, в результате возникает потребность его задержать. Теория игры Грооса дополнялась многими учеными, в то же время многие подвергали ее критике. Основное направление критики со стороны отечественных психологов- биологизаторское понимание игры, прямой перенос смысла игры с животных на человека.

 

 

Следующим, кто создал общую теорию игры, был Бойтендайк. Он высказал ряд возражений против теории Грооса, главное из которых состояло в том, что инстинктивные действия, по мнению Бойтендайка, возникают независимо от упражнения. Также он различает упражнение и игру и говорит, что упражнения существуют, но когда они имеют место, это уже не игра. Принципы, которые Бойтендайк положил в основу своей теории, противоположны тем, из которых исходил Гроос. По мнению Бойтендайка, детство объясняет игру: существо играет потому, что оно молодо. Для Бойтендайка игра — проявление общих влечений: влечения к освобождению, к слиянию, к повторению. Он также считал, что «игра есть всегда игра с чем-либо», игра возникает при столкновении первоначальных явлений с частично знакомыми вещами (совсем незнакомые и хорошо знакомые предметы для игры не подходят). Благодаря соотношению между знакомостью и незнакомостью предмета возникает его образ, и появляется игра. Образность предмета- необходимое условие игры. Играют в основном детеныши хищных животных и обезьян, детенышам же травоядных игра, как правило, не свойственна. Это связано с тем, что первые в процессе жизнедеятельности больше сближаются с вещами, чем вторые.

Детская игра с точки зрения психоанализа

Зигмунд Фрейд

Рассмотрим взгляд на игру представителей психоаналитической школы. На понимание природы детской игры многими исследователями оказала большое влияние психоаналитическая теория З.Фрейда. Сам Фрейд не выдвигает общей теории игры, но он касается этого вопроса в связи с изложением представления о «принципе удовольствия». Он описывает игру полуторагодовалого ребенка (отбрасывание катушки с ниткой) и говорит о тенденции к навязчивому воспроизведению травмирующей ситуации в игре. В данном случае он интерпретирует отбрасывание катушки как символической изображение травмирующей ситуации ухода матери. Суть игровой символизации состоит в том, что символизируются травмирующие ситуации, вытесненные желания или влечения ребенка. Фрейд понимает игру как форму обхода барьеров, которые существуют в обществе для изначальных влечений.

Анна Фрейд

Анна Фрейд также касалась вопроса об игре в своих работах по психоанализу. В технике взрослого психоанализа используется 4 основных средства: сознательные воспоминания пациента, толкование сновидений, метод свободных ассоциаций, толкование реакций перенесения. Детский психоанализ имеет ряд особенностей, в нем эти средства имеют свою специфику применения. Наибольший интерес для нас представляют свободные ассоциации. Во взрослом анализе этот метод дает огромный материал для анализа, в детском анализе использование этого метода сталкивается с рядом трудностей. Как правило, дети отказываются давать свободные ассоциации, а если дают их, то только на короткое время и то в угоду аналитику. Мелания Кляйн заменяет технику свободных ассоциаций, применяемую в психоанализе взрослых пациентов, техникой игры у детей. Она исходит из положения, что действие более свойственно ребенку, чем речь. Подобно тому, как толкуются другими психоаналитиками свободные ассоциации взрослых пациентов, М.Кляйн предлагает толковать игровые действия таким же образом. Анна Фрейд в целом принимает возможность такой замены, однако, она считает, что замена свободных ассоциаций игрой имеет ряд недостатков. Во-первых, использование в игре игрового материала (игрушек) порождает сомнения. Во-вторых, при использовании свободных ассоциаций полная свобода слов может быть предоставлена. При использовании игровой техники полная свобода действий не приемлема. Если в процессе игры ребенок будет причинять значительный материальный ущерб, или будет пытаться причинить иной вред себе или другим, психоаналитик обязан будет вмешаться. Игровая техника не располагает полной свободой, в отличие от метода свободных ассоциаций. Еще одно значительное отличие использование игры вместо свободных ассоциаций Анна Фрейд видит в том, что свободные ассоциации выявляют в основном сексуальные фантазии пациента, в то время как игровые действия- агрессивные. Таким образом, Анна Фрейд считает, что применение игровой техники в детском психоанализе не совсем тождественно применению свободных ассоциаций во взрослом.

Эрик Эриксон

Вопрос детской игры представлен также в работах еще одного представителя психоаналитической школы Эрика Эриксона. В своей книге «Детство и общество» он представляет игру во-первых, как диагностический метод, во-вторых, показывает использование игры как терапевтического метода. Эриксон описывает эксперимент, который проводился с детьми, вышедшими из возраста игр (десяти- двенадцати лет). Они по очереди приглашались в комнату, где стоял стол с множеством игрушек. Испытуемым давалась инструкция «построить сцену из захватывающего кинофильма» (т.к. инструкция «поиграть» скорее подошла бы для детей более младшего возраста). Сцены, которые выстраивали дети, в большинстве случаев, не напоминали сцены из каких-либо известных им книг или фильмов, и на первый взгляд казались произвольными. Однако, при ближайшем рассмотрении они оказываются тесно связанными с историей жизни конкретного человека. Дети выражали в пространственных конфигурациях то, что не осмеливались сказать. Эриксон обнаружил специфические особенности построенных сцен у мальчиков и у девочек. Мальчики более склонны были строить башни, дороги, уличные сцены, что можно интерпретировать как осознание необходимости быть сильным, подвижным и независимым. Девочки же в большинстве случаев строили различные интерьеры, что, по мнению, Эриксона говорит о предвкушении будущей заботы о домашнем очаге. Также в построенных сценах обнаруживались и индивидуальные детали и особенности, которые давали огромный материал для понимания условий жизни и внутреннего состояния ребенка. Построение различных конфигураций применялось Эриксоном как диагностическая методика.

Также Эриксон говорит о применении игры как одного из терапевтических методов. Когда ребенок утрачивает спокойствие и чувство безопасности, игра помогает ему. В игре в его распоряжении имеются игрушки и понимающий взрослый, которыми он может распоряжаться так, как ему хочется, его никто не ограничивает. «Возможность выиграться- это наиболее естественная мера самоисцеления, предоставляемая детством». Взрослый снимает свое напряжение «выговариваясь», рассказывая травмирующую ситуацию по несколько раз, ребенку же более естественно не проговаривать, а проигрывать неприятные обстоятельства. В процессе игры может произойти насыщение, т.е. ребенок действительно «выиграется» и выйдет после игры восстановив душевный покой, самоисцелившись. В противоположность насыщению часто наблюдается распад игры- это полная неспособность играть, вызываемая душевным возбуждением, эмоциями, которые помимо воли играющего выливаются в игру или в отношения с наблюдающим за игрой, и разрушают ее. В настоящее время игра продолжает довольно широко применяться в качестве диагностического и терапевтического метода.

Представления об игре Жана Пиаже

Психоаналитическая теория З.Фрейда оказала большое влияние на понимание игры Ж.Пиаже. Его представления об игре вплетаются в его теорию развития интеллекта. В его исследованиях проблема игры рассматривалась в связи с проблемой эгоцентризма. Игра в представлении Пиаже- одно из наиболее ярких проявлений этой особенности детской мысли. Основное положение, из которого исходил Пиаже, состоит в том, что внутренний мир ребенка построен совершенно по иным законам, чем внутренний мир взрослого. Из трех выделенных форм игры: игры-упражнения, символические игры и игры с правилами, Пиаже уделяет наибольшее внимание так называемой символической игре, которая знаменует высшую точку развития детской игры. Все три типа игры схожи в том, что во всех них процессы ассимиляции преобладают над процессами аккомодации. Отличаются же они друг от друга тем, что действительность ассимилируется разными схемами. Упражнение, символ и правило- три последовательных этапа игр с точки зрения их умственных структур. Игра- это ассимиляций действительности в соответствии со структурой мысли, это значит, что на каждом этапе развития ребенка структура мысли совпадает с его игрой. Именно символическая игра есть эгоцентрическая мысль в чистом виде. Символ- основное средство эгоцентрической ассимиляции. «Символическая игра является не только ассимиляцией реальности «я» как игра вообще, но ассимиляцией, усиленной символическим языком, сконструированным самим ребенком и преобразуемым по прихоти его потребностей». Основная функция игры- защитить «я» ребенка от вынужденных аккомодаций к реальности. Понимание игры Пиаже во многом близко с психоаналитическим: он считал, что игра является выражением бессознательных конфликтов, а его символизм игры близок с символизмом сновидений. По мнению Пиаже, игра- прежде всего ассимиляция (включение нового объекта в уже имеющуюся схему действия), функциональная или воспроизводящая. Пиаже исключает из понятия «игра» все так называемые функциональные игры с собственным телом. Одним из основных критериев игры Пиаже считает освобождение от конфликтов, которые возникают при столкновении индивидуальной свободы и необходимости подчинения реальной жизни. Эти конфликты могут быть разрешены путем подчинения, бунта или сотрудничества. В игре благодаря ассимиляции, «я» подчиняет себе весь мир, берет реванш либо ликвидацией проблемы, либо тем, что решение становится приемлемым. Именно таким образом происходит освобождение от конфликтов. Предложенная Ж.Пиаже теория детской игры является одной из наиболее законченных, хотя она и ограничена рамками интеллектуального развития. Д.Б. Эльконин считает, что «несомненная заслуга Пиаже состоит в том, что он поставил проблему игры в связь с переходом от сенсомоторного интеллекта к мышлению в представлениях, а правильная постановка вопроса в науке иногда бывает важнее решения».

Детская игра в отечественной психологии

Для всех перечисленных выше теорий игры характерен такой подход, при котором ребенок рассматривается изолированно от общества, частью которого он, несомненно, является. Такой подход совершенно неприемлем, если мы рассматриваем игру с позиций культурно-исторической теории, выдвинутой советским психологом Л.С. Выготским, и развитой его коллегами и последователями: Д.Б. Элькониным, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем и другими. В свете этого обратимся к теории игры, выдвинутой отечественными психологами.

Понятие игры

Существует множество классификаций игр. Разные авторы выделяют разные их виды. Несмотря на все существующее многообразие игр, отечественная психология занимается рассмотрением сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте. По мнению Д.Б. Эльконина, это высшая, наиболее развернутая форма игры. В своей монографии «Психология игры» он дает следующее определение: «Человеческая игра- такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». Детская игра наиболее чувствительна к сфере человеческой деятельности и человеческих взаимоотношений. Очень показателен пример, где дети дошкольного возраста посетили зоопарк с экскурсией, где их познакомили с повадками различных животных. После этого им были предложены игрушки, изображающие животных, которых дети видели во время экскурсии, однако, сюжетно-ролевая игра не развивалась. Тогда детей сводили на повторную экскурсию, где им рассказали о деятельности работников зоопарка (кассир, контролер, уборщики вольеров). И после этой экскурсии сюжетно-ролевая игра появилась, дети с удовольствием принимали на себя роли персонала зоопарка. В игре ребенок осваивает систему человеческой деятельности и человеческих отношений. Именно поэтому нельзя рассматривать ребенка в отрыве от общества, в котором он живет. Игра- историческое образование. Она возникает на том этапе развития общества, когда ребенок не может принимать участие в системе общественного труда вследствие усложнения орудий. В более примитивных обществах ребенок с довольно раннего возраста может принимать участие в труде наравне со взрослыми (например, заниматься собирательством, иногда охотой). Ребенку нет необходимости моделировать деятельность и отношения взрослых, т.к. он является их непосредственным участником.

 

 

Еще одной особенностью игры является то, что она является символико-моделирующим типом деятельности, ее операционально-техническая сторона минимальна, для нее характерна сокращенность операций и условность предметов. Рассмотрим подробно возникновение и развитие игры в онтогенезе.

Информация о работе Теория игры