Сущность семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:34, контрольная работа

Краткое описание

Семья — это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжения рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения места, где его ждут, любят, понимают, защищают. Семья — это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Прикрепленные файлы: 1 файл

СУЩНОСТЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.docx

— 53.53 Кб (Скачать документ)

Воспитание как формирование определенных качеств. Проблемы независимости  обостряются и в тех случаях, когда воспитание подчиняется мотиву формирования определенного желательного для родителей качества.

Под влияние прошлого опыта, истории развития личности человека в его сознании могут появляться так называемые сверхценные идеи. Ими могут быть представления  о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном, необходимом, помогающем в жизни. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок  был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын  или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной. Типичным и ярким примером может служить ситуация, когда увлечение спортом приводит к тому, что супруги строят планы о совместных семейных походах, катании на яхтах, занятиях горными лыжами, не замечая, что в их мечтах о будущем ребенке им видится все-таки мальчик... Рождается девочка. Но воспитание строится по заранее запрограммированному сверхценному образцу. Подчеркнутый мужской стиль одежды, обилие, несколько излишнее для девочки, спортивных упражнений, скептическое, насмешливое отношение к играм с куклами и даже шутливое, вроде бы ласковое прозвище Сорванец - тоже мужского рода. Все это может привести к отрицательным последствиям в психическом развитии и даже вызвать тяжелое заболевание у ребенка. Здесь двойная опасность. Во-первых, у девочки могут сформироваться черты противоположного пола, препятствующие правильной и своевременной половой идентификации, иными словами, может быть искажено осознание себя как будущей женщины. Во-вторых, навязывая ребенку не присущие ему самому качества, родители как будто убеждают его в том, что такой, какой он есть, ребенок не нужен, подчеркивают свое непринятие. А это самый неприемлемый, самый опасный для психического развития ребенка стиль отношения к нему. Казалось, что, если единственным или основным мотивом воспитания является потребность эмоционального контакта, или потребность достижения, или потребность смысла жизни, воспитание проводится на укороченной дистанции и ребенок ограничивается в своей самостоятельности. При реализации определенной системы воспитания, когда мотив воспитания как бы отодвигается о ребенка, дистанция может быть любой, это определяется уже не столько личностными установками родителей или особенностями детей, сколько рекомендациями избранной системы. Но проблема независимости отчетливо проявляется и здесь. Она выглядит как проблема несвободы ребенка в проявлении присущих ему индивидуальных качеств. Подобно этому регулирующие воспитание сверхценные мотивы родителей ограничивают свободу развития присущих ребенку задатков, усложняют развитие, нарушая его гармонию, а иногда и искажая его ход.

 

 

 

РОДИТЕЛЬСКИЙ АВТОРИТЕТ

 

 

Наверное, будет просто неудобно в самой семье перед детьми доказывать родительскую власть постоянной ссылкой на общественное полномочие, требующее правильного воспитания ребенка. Воспитание детей начинается с того возраста, когда никакие  логические доказательства и предъявление общественных прав вообще невозможны, а между тем без авторитета невозможен воспитатель. Наконец, сам  смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное  достоинство старшего, как его  сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом. Отец и  мать в глазах ребёнка должны иметь  этот авторитет. Те родители, у которых  дети «не слушаются», склонны иногда думать, что авторитет даётся от природы, что это – особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя, остаётся только позавидовать тому, у кого такой талант есть. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело. К сожалению, встречаются родители, которые организуют такой авторитет на ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобы дети их слушались, это составляет их цель. А на самом деле это ошибка. Авторитет и послушание не могут быть целью. Цель может быть только одна: правильное воспитание. Только к этой одной цели нужно стремиться. Детское послушание может быть только одним из путей к этой цели. Как раз те родители, которые о настоящих целях воспитания не думают, добиваются послушания для самого послушания. Если дети послушны, родителям живётся спокойнее. Вот это самое спокойствие и является их настоящей целью. На поверку всегда выходит, что ни спокойствие, ни послушание не сохраняются долго. Авторитет, построенный на ложных основаниях, только на очень короткое время помогает, скоро все разрушается, не остаётся ни авторитета, ни послушания. Бывает и так, что родители добиваются послушания, но зато все остальные цели воспитания в загоне: вырастают, правда, послушные, но слабые люди. Есть много сортов такого ложного авторитета. Мы рассмотрим здесь более или менее подробно десяток этих сортов. Надеемся, что после такого рассмотрения легче будет выяснить, каким должен быть авторитет настоящий.

 

Авторитет подавления. Это  самый страшный вид авторитета, хотя и не самый вредный. Больше всего  таким авторитетом страдают отцы. Если отец дома всегда рычит, всегда сердит, за каждый пустяк разражается громом, при всяком удобном и неудобном  случае хватается за палку или  за ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребёнка отмечает наказанием, – то это и есть авторитет подавления. Такой отцовский террор держит в  страхе всю семью, не только детей, но и мать. Он приносит вред не только потому, что запугивает детей, но и потому, что делает мать нулевым существом, которое способно быть только прислугой. Не нужно доказывать, как вреден такой авторитет. Он ничего не воспитывает, он только приучает детей подальше держаться от страшного папаши, он вызывает детскую ложь и человеческую трусость, и в то же время он воспитывает  в ребенке жестокость. Из забитых  и безвольных детей выходят потом  либо слякотные, никчёмные люди, либо самодуры, в течение всей своей  жизни мстящие за подавленное  детство. Этот самый дикий сорт авторитета бывает только у очень некультурных родителей и в последнее время, к счастью, вымирает.

 

Авторитет расстояния. Есть такие отцы, да и матери, которые  серьёзно убеждены: чтобы дети слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, изредка только выступать в виде начальства. Особенно любили этот вид в некоторых старых интеллигентских семьях. Здесь сплошь и рядом у отца какой-нибудь отдельный  кабинет, из которого он показывается изредка, как первосвященник. Обедает  он отдельно, развлекается отдельно, даже свои распоряжения по вверенной ему  семье он передаёт через мать. Бывают и такие матери: у них своя жизнь, свои интересы, свои мысли. Дети находятся  в ведении бабушки или даже домработницы. Нечего и говорить, что  такой авторитет не приносит никакой  пользы, и такая семья не может  быть названа разумно организованной семьей.

 

Авторитет чванства. Это особый вид авторитета расстояния, но, пожалуй, более вредный. У каждого человека есть свои заслуги. Но некоторые люди считают, что они – самые заслуженные, самые важные деятели, и показывают эту важность на каждом шагу, показывают и своим детям. Дома они даже больше пыжатся и надуваются, чем на работе, они только и делают, что толкуют о своих достоинствах, они высокомерно относятся к остальным людям. Бывает очень часто, что, пораженные таким видом отца, начинают чваниться и дети. Перед товарищами они тоже выступают не иначе, как с хвастливым словом, на каждом шагу повторяя: мой папа – начальник, мой папа -– писатель, мой папа – командир, мой папа – знаменитость. В этой атмосфере высокомерия важный папа уже не может разобрать, куда идут его дети и кого он воспитывает. Встречаются такой авторитет и у матерей: какое-нибудь особенное платье, важное знакомство, поездка на курорт – всё это даёт им основание для чванства, для отделения от остальных людей и от своих собственных детей.

 

Авторитет педантизма. В этом случае родители больше обращают внимания на детей. Они уверены в том, что  дети должны каждое родительское слово  выслушивать с трепетом, что слово  их – это святыня. Свои распоряжения они отдают холодным тоном, и раз  оно отдано, то немедленно становится законом. Такие родители больше всего  боятся, как бы дети не подумали, что  папа ошибся, что папа человек не твёрдый. Папа наказал ребёнка, потом  обнаружилось, что ребёнок не так  виноват, как казалось сначала, –  папа ни за что не отменит своего наказания: раз я сказал, так и  должно быть. На каждый день хватает  для такого папы дела, в каждом движении ребёнка он видит нарушение порядка  и законности и пристаёт к нему с новыми законами и распоряжениями. Жизнь ребёнка, его интересы, его  рост проходят мимо такого папы незаметно; он ничего не видит, кроме своего начальствования  в семье.

 

Авторитет резонерства. В  этом случае родители буквально заедают  детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Вместо того чтобы сказать ребёнку несколько  слов, может быть, даже в шутливом тоне, родитель усаживает его против себя и начинает скучную и надоедливую  речь. Такие родители уверены, что  в поучениях заключается главная  педагогическая мудрость. В такой  семье всегда мало радости и улыбки. Родители изо всех сил стараются  быть добродетельными, они хотят  в глазах детей быть непогрешимыми. Но они забывают, что дети – это  не взрослые, что у детей своя жизнь и что нужно эту жизнь  уважать. Ребёнок живёт более  эмоционально, более страстно, чем  взрослый, он меньше всего умеет  заниматься рассуждениями. Привычка мыслить  приходит к нему постепенно и довольно медленно, а постоянные разглагольствования  родителей, постоянное их «зуденье»  и болтливость проходят почти  бесследно в их сознании. В резонерстве  родителей дети не могут увидеть  никакого авторитета.

 

Авторитет любви. Это у  нас самый распространённый вид  ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили, родителей, а  чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные  лобзания, ласки, признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве. Родители ревниво следят за выражением детских глаз и требуют  нежности и любви. Такая семья  настолько погружается в море сентиментальности и нежных чувств, что уже ничего другого не замечает. Мимо внимания родителей проходят многие важные мелочи семейного воспитания. Ребёнок всё должен делать из любви  к родителям.

 

В этой линии много опасных  мест. Здесь вырастает семейный эгоизм. У детей, конечно, не хватает сил  на такую любовь. Очень скоро они  замечают, что папу и маму можно  как угодно обмануть, только нужно  это делать с нежным выражением. Папу и маму можно даже запугать, стоит только надуться и показать, что любовь начинает проходить. С  малых лет ребёнок начинает понимать, что к людям можно подыгрываться. А так как он не может любить так же сильно и других людей, то подыгрывается к ним уже без  всякой любви, с холодным и циническим расчётом. Иногда бывает, что любовь к родителям сохраняется надолго, но все остальные люди рассматриваются  как посторонние и чуждые, к  ним нет симпатии, нет чувства  товарищества. Это очень опасный  вид авторитета. Он выращивает неискренних  и лживых эгоистов. И очень часто  первыми жертвами такого эгоизма  становятся сами родители.

 

Авторитет доброты. Это самый  неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание также  организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и  излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Папа или мама выступают  перед ребёнком в образе доброго  ангела. Они всё разрешают, им ничего не жаль, они не скупые, они замечательные  родители. Они боятся всяких конфликтов, они предпочитают семейный мир, они  готовы чем угодно пожертвовать, только бы всё было благополучно. Очень  скоро в такой семье дети начинают просто командовать родителями, родительское непротивление открывает самый  широкий простор для детских  желаний, капризов, требований. Иногда родители позволяют себе небольшое  сопротивление, но уже поздно, в семье  уже образовался вредный опыт.

 

Авторитет дружбы. Довольно часто ещё и дети не родились, а между родителями есть уже договор: наши дети будут нашими друзьями. В  общем, это, конечно, хорошо. Отец и сын, мать и дочь могут быть друзьями и должны быть друзьями, но всё же родители остаются старшими членами  семейного коллектива, и дети всё  же остаются воспитанниками. Если дружба достигнет крайних пределов, воспитание прекращается, или начинается противоположный  процесс: дети начинают воспитывать  родителей. Такие семьи приходится иногда наблюдать среди интеллигенции. В этих семьях дети называют родителей  Петькой или Маруськой, потешаются над ними, грубо обрывают, поучают  на каждом шагу, ни о каком послушании не может быть и речи. Но здесь  нет и дружбы, так как никакая  дружба невозможна без взаимного  уважения.

 

Авторитет подкупа – самый  безнравственный вид авторитета, когда послушание просто покупается подарками и обещаниями. Разумеется, в семье тоже возможно некоторое  поощрение, нечто похожее на премирование; но ни в каком случае нельзя детей  премировать за послушание, за хорошее  отношение к родителям. Можно  премировать за хорошую учёбу, за выполнение действительно какой-нибудь трудной работы. Но и в этом случае никогда нельзя заранее объявлять  ставку и подстёгивать детей в  их школьной или иной работе соблазнительными обещаниями.

 

Мы рассмотрели несколько  видов ложного авторитета. Кроме  них, есть ещё много сортов. Есть авторитет весёлости, авторитет  учёности, авторитет «рубахи-парня», авторитет красоты. Но бывает часто  и так, что родители вообще не думают ни о каком авторитете, живут как-нибудь, как попало и как-нибудь тянут  волынку воспитания детей. Сегодня  родитель нагремел и за пустяк наказал  мальчика, завтра он признаётся ему  в любви, послезавтра что-нибудь ему обещает в порядке подкупа, а на следующий день снова наказал, да ещё и упрекнул за все свои добрые дела. Бывает и так, что отец придерживается одного вида авторитета, а мать – другого. Детям в таком  случае приходится быть, прежде всего, дипломатами и научиться лавировать между папой и мамой. Наконец, бывает и так, что родители просто не обращают внимания на детей и  думают только о своём спокойствии.

 

Главным основанием настоящего родительского авторитета только и  может быть жизнь, работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное  дело, родители руководят этим делом  и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем и перед  жизнью детей. Если родители это дело делают честно, разумно, если перед  ними поставлены значительные и прекрасные цели, если они сами всегда дают себе полный отчёт в своих действиях  и поступках, это значит, что у  них есть и родительский авторитет  и не нужно искать никаких иных оснований и тем более не нужно  придумывать ничего искусственного.

Информация о работе Сущность семейного воспитания