Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 10:51, дипломная работа
Цель дипломной работы: исследовать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Задачи исследования: исследовать проблемы социального сиротства; изучить государственную систему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проанализировать особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; рассмотреть нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выявить пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в специализированных учреждениях; исследовать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере «Детского дома №3 г. Калуги».
Введение
Глава 1. Дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей как объект социальной работы
1.1 Проблемы социального сиротства
1.2 Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Глава 2. Особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Социально-правовая защита как условие постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Глава 3. Исследование основных направлений социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере «Детского дома №3» г. Калуги
3.1 Современное состояние форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Калужский области
3.2 Анализ основных направлений деятельности защиты детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в «Детском доме №3» г.Калуги
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Согласно ст. 9 Федерального закона № 159 указано, что при обращении детей-сирот в возрасте от 14 до 16 лет в органы государственной службы занятости населения им должны быть обеспечены профессиональная ориентация, диагностика их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья, профессиональная подготовка и трудоустройство в течение б мес.
Если ребенок-сирота (а также лицо в возрасте до 23 лет, ставшее сиротой или оставшееся без попечения родителей в возрасте до 18 лет) впервые ищет работу и регистрируется в государственной службе занятости в качестве безработного, пособие по безработице ему выплачивается в течение б месяцев в размере среднего уровня заработной платы, сложившегося в данной области, крае.
При ликвидации организаций, сокращении штатов работодатели обязаны высвобождаемым работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организации.
Министерством труда
Российской Федерации принято
Выпускники интернатных учреждений при трудоустройстве имеют льготы. За счет средств предприятия, учреждения, организации любой формы собственности они обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием, а также единовременным денежным пособием в сумме двух минимальных размеров оплаты труда. Однако взамен одежды, обуви и оборудования по желанию выпускников им может выдаваться или перечисляться на их счет в Сбербанке России денежная компенсация. При трудоустройстве после окончания ПУ, техникума, вуза за счет средств учебного заведения ребенок-сирота получает единовременное пособие в размере не менее пяти минимальных размеров оплаты труда.
Проведенные исследования показывают, что многие выпускники интернатных учреждений не имеют сведений о правах, в том числе и о льготах, которые им предоставляет государство [9 с. 117].
Продолжающееся содержание тысяч детей в учреждениях России из года в год отражает неизменность той точки зрения, что эта форма является хорошим способом воспитания детей и обеспечивает их полноценное развитие. Однако последствия такого воспитания явно неудовлетворительны.
Жизненный путь ребенка в интернатном учреждении в значительной мере предопределен и стабилен на всем протяжении от поступления до выпуска. Негативное влияние воспитания в этих учреждениях на психическое развитие детей признается многими. Жизнь в условиях материнский депривации формирует особый тип личности. Эти дети не хуже и не лучше воспитывающихся в семье, это просто другие дети. Ученые говорят о своеобразном, нетипичном пути развития «интернатных» детей, «особой личности направленности, которая будучи последовательно реализованной до конца, может на последующих возрастных этапах привести к формированию специфичной «закрытой» личности»[5 с. 67]
Процесс социальной адаптации сирот-выпускников можно скорее охарактеризовать как дезадаптивную. Выпускники интернатных учреждений чаще своих сверстников, проживающих в семьях, оказываются участниками или жертвами преступлений, испытывают трудности в создании семьи, поисках работы (и легче ее теряют), более склонны к делинквентному поведению, чаще становятся жертвами суицида. Изменение социально-экономических условий в стране привело к еще большему обострению проблемы постинтернатной адаптации выпускников.
Дети, содержащиеся в учреждениях, часто проявляют отставание в развитии и в большинстве случаев покидают учреждения плохо подготовленными к самостоятельной жизни за их пределами. Российские научные исследования свидетельствуют, что дети, содержащиеся в учреждениях, пассивны, у них плохо развиты языковые навыки, они страдают недостатком концентрации внимания и мотивации и склонны к конфликтам со своими сверстниками. Отставание в эмоциональном и интеллектуальном развитии в дошкольном возрасте впоследствии мешает им учиться. Повзрослев, дети становятся крайне зависимыми, с трудом устанавливают новые связи, страдают низкой самооценкой и проявляют тенденцию к совершению правонарушений. Анализ сведений о детях, содержащихся в учреждениях и выбывших из них, показал, что 85% таких детей планируют получить рабочие профессии и лишь 10% думают о получении среднего или высшего образования. В качестве иллюстрации негативного воздействия содержания в детских учреждениях на способности детей можно привести тот факт, что примерно 63 тыс. (или 35%) из 180 тыс. российских детей, оставшихся без попечения родителей, содержались в специальных учреждениях для детей-инвалидов [41 с. 253].
На протяжении последних 10 лет предпринимались попытки улучшить условия содержания в учреждениях и применяемые модели воспитания, в особенности в детских домах, путем уменьшения среднего количества детей в одном учреждении и замены существующих моделей воспитания на индивидуальный и приближенный к семейному подход. Однако, несмотря на то что, по неофициальным сведениям, персонал предан делу и есть многочисленные примеры хорошего ухода, применяемые методы все еще делают основной упор на удовлетворении физических потребностей детей и образовании (или "исправлении" дефектов в случае с детьми-инвалидами). Ряд статей, опубликованных в российских средствах массовой информации в последние годы, дает многочисленные примеры низкого качества физического и психологического ухода; отсутствия развивающего воспитания; жесткого режима и дисциплины; тенденции к изоляции детей от общества, родителей и родственников (дети часто изолируются от всех внешних контактов из страха перед инфекционными заболеваниями. С другой стороны, в обществе бытует отношения неприятия совместного времяпрепровождения детей из обычных семей и детей из детских учреждений, этому часто мешают клеймо «детдомовец» и связанные с ним предрассудки); упора на общественное в противовес индивидуальному (в российской литературе это явление называется «казарменной психологией); недостаточности и низкого уровня подготовки детей к жизни вне учреждения; жестокого обращения (Статья 19 Конвенции ООН о правах ребенка гласит, что «Государства - участники должны принимать все необходимые меры по защите ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного отношения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребления со стороны родителя(ей), законного опекуна(ов) или любого другого лица, заботящего о ребенке») и т.д. По результатам обследования детей из учреждений, 35% из тех детей, кто убегал из учреждений, делали это из-за «сурового режима» [20 с. 6].
Кроме того, многие учреждения
находятся в плачевном
Физический уход. Условия проживания должны соответствовать преобладающему в обществе стандарту, однако быть достаточными, чтобы обеспечить хороший уровень физического ухода. Высока вероятность того, что плохие условия проживания и ненадлежащий физический уход отрицательно скажутся на общем самочувствии и самооценке ребенка.
Интегрированная модель воспитания ребенка. Это модели воспитания, основанные на психологических потребностях ребенка, сосредоточенные на интеллектуальном, эмоциональном, умственном и социальном развитии, в отличие от режимной или казарменной моделей, которые направлены на поддержании порядка и в большинстве случаев сосредоточены на удовлетворении физических потребностей и предоставлении общего начального или профессионального образования. Учреждения не в состоянии реализовать наиболее важные аспекты воспитания ребенка как целостной личности, а именно:
- качество взаимоотношений между ребенком и взрослым, т.е. качество психологического воспитания неудовлетворительно;
- отсутствует стимулирующая атмосфера, необходимая для развития познавательных способностей, двигательных навыков, социального поведения и речи;
- индивидуальные потребности подчинены требованиям учреждения по поддержанию порядка, повседневного распорядка и единообразия;
- роль группы сверстников в системе воспитания в учреждении высока, но также в учреждениях существует высокая вероятность возникновения внутри группы конкуренции, соперничества и эксплуатации, в особенности в атмосфере жесткой регламентированности, присущей учреждениям;
- отсутствует подготовка детей к жизни вне учреждения. Учреждения не стремятся вооружить молодых людей знаниями, умениями, опытом и эмоциональной устойчивостью, необходимыми для нормальной жизни в обществе. Дети, воспитывающиеся в крупных учреждениях, находятся в наиболее неблагоприятных условиях, в особенности, если учреждение полностью автономно, имеет отделение дошкольной подготовки, школу и спортивные сооружения.
Жестокое обращение с детьми в учреждениях. Возможность жестокого обращения с детьми со стороны персонала и иногда старших воспитанников остается реальностью. Такие случаи трудно поддаются количественной оценке, поскольку сведения о физическом, эмоциональном и социальном насилии над детьми в учреждениях носят в основном неофициальный характер [1 с. 63].
Дети выпускаются из учреждения либо по достижении 18 лет, либо по завершении образования - общего начального или общего среднего. Теоретически они также могут выбыть из учреждения при воссоединении с родителями, усыновлении или помещении под опеку. Кроме как из домов ребенка, это удается немногим, так как устройство в детское учреждение рассматривается как постоянная форма воспитания детей, оставшихся без родительского попечения. Лишь недавно идея изъятия детей из государственных детских учреждений и помещения их в условия, близкие к семейным, стала предметом обсуждения и начала применяться на практике [3 с. 12].
В России администрация государственного детского учреждения и социальный педагог оказывают помощь ребенку после того, как он покинет учреждение. Дети готовятся к выбытию в течение последнего года нахождения в учреждении и впоследствии получают следующие виды поддержки в своей независимой жизни: жилище; финансовое обеспечение; возможность получения последующего бесплатного образования и медицинского обслуживания; работу; психологическую и социальную помощь. (Положения содержатся в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (принят 4 декабря 1996 г., поправка от 8 февраля 1998 г) [42 с. 30].
Выбывающий из учреждения ребенок по закону имеет гарантию получения муниципального жилья на приоритетной основе. Он имеет право на бесплатное продолжение образования и получение соответствующей стипендии, а также на медицинское обслуживание. Детям, решившим не продолжать образование, предоставляется помощь в поиске работы, включая обучение и переподготовку. Большинство детей получают рабочие профессии с низкими профессиональными требованиями. Однако считается, что повышенные гарантии получения образования детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, стимулируют их желание продолжить образование. Кроме того, в регионах работодатели получают стимул к приему на работу молодых людей из детских учреждений, т.к. им предоставляются налоговые льготы. Тем не менее, устройство на работу молодых людей, выбывших из детских учреждений, остается сложной и затяжной проблемой. Устройство на работу детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов в советское время решалось значительно проще: они направлялись на работу на государственные предприятия. Дети, выбывающие из учреждений, считаются зрелыми и способными позаботиться о себе. В реальности же они крайне ранимы и нуждаются в поддержке - нередко они возвращаются в свои учреждения в поисках крова и защиты. Для решения этой проблемы некоторые органы местного самоуправления и негосударственные организации начали реализацию программ оказания материального, психологического и социального содействия детям, выбывшим из детских учреждений.
Таким образом, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на широкий круг программ защиты и поддержки, которые помогают им продолжать самостоятельную жизнь. Тем не менее, на практике дети, выбывшие из учреждений, сталкиваются со значительными трудностями при адаптации к самостоятельной жизни, во-первых, ввиду того, что жизнь в учреждении не готовит их к самостоятельности и, во-вторых, поскольку данные им права часто не реализуются [13 с. 92]
Например, наблюдается ряд проблем, связанных с предоставлением жилья. В большинстве случаев органы местного самоуправления не способны выполнить свои обязательства по предоставлению жилья ребенку, выбывшему из детского учреждения. В случаях, когда ребенок является владельцем жилья, защита прав его собственности нередко происходит в судебном порядке, и такие процессы иногда затягиваются на годы. Случается, что дети вынуждены делить квартиру с родителями, давно лишенными родительских прав, что создает значительные психологические проблемы. При этом ситуация в доме нередко бывает даже хуже, чем в момент помещения ребенка в учреждение для защиты его интересов. Порой дети многократно переходят от одного родственника или друга к другому. Некоторые из них остаются в учреждении или возвращаются в него, так как им просто больше некуда податься. Многие проживают в общежитиях в одной комнате с соседями. В отдельных случаях дети теряют свои квартиры, когда обманом или принуждением их вынуждают ее "продать" [17 с. 78].