Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 10:27, курсовая работа
Цели курсовой работы: определить ведущие теоретические направления и особенности практической реализации социально-педагогической поддержки нуждающихся детей в России во второй половине XVIII - первой половине XIX вв.
Приход к власти Александра I ознаменовал собой начало качественно нового этапа в жизни российского общества. Значительные изменения произошли в различных областях его жизни. В определенной степени это воздействовало и на организацию социальной поддержки детей, нуждавшихся в помощи со стороны общества.
Можно выделить несколько основных факторов, заметно повлиявших на изменения в подходах к «детской помощи», произошедших в первой четверти XIX в. К ним следует отнести: 1. Появление новой идеологии, которая представляла собой некое возвращение к идеалам Просвещения времен Екатерины II, но на новом качественном уровне, с заметным привнесением мечтательно-сентиментальных настроений и стремлением во многом копировать Европу. Это явление нашло отражение во многих литературных произведениях и, даже, официальных документах первых лет XIX в.: от публикаций молодого Н.М.Карамзина до циркуляров и распоряжений М.М.Сперанского. 2. Последствия Отечественной войны 1812 г., когда значительная часть территории страны подверглась опустошительному нашествию: сотни тысяч людей лишились имущества, а многие дети остались сиротами. Преодоление этих последствий войны потребовало принятия экстраординарных мер в сфере социальной поддержки. 3. Смена официальной идеологии во второй период царствования Александра I, когда проблемы воспитания в духе «универсального христианства» с протестантским оттенком были поставлены во главу угла внутренней политики страны, а также началось активное заимствование западноевропейского, в первую очередь английского и германского, опыта организации различных воспитательных и благотворительных структур.
Следует также особо отметить, что значительный отпечаток на организацию всей социальной помощи в России в первой четверти XIX в., в том числе помощи детям, наложила личность и мировоззрение самого императора Александра I, являвшегося очень характерным представителем российского мироощущения той эпохи. Достаточно отметить, что во время поездок в Западную Европу Александр лично знакомился с организацией работы Гамбургского благотворительного общества, считавшегося образцовой для своего времени европейской благотворительной организацией. Он также специально встречался с Песталоцци и обсуждал с ним проблемы обучения и воспитания детей из беднейших семей. В результате правительством были предприняты попытки перенести элементы подобного благотворительного и педагогического опыта в Россию [14:28]..
Под влиянием впечатлений от первоначально весьма успешной деятельности известного на всю Европу Гамбургского благотворительного общества Александр решил создать нечто подобное и в России как альтернативу богоугодных заведений, подчинявшихся Приказам общественного призрения. Однако организованное в 1802 г. Благодетельное (в 1814 г. переименованное в Человеколюбивое) общество обладало чертами как общественной, так и государственной структуры, причем государственное начало в нем постепенно возрастало за исключением финансирования, которое осуществлялось за счет частных пожертвований, в том числе и самого императора. Примерно такое же положение складывалось и в Ведомстве императрицы Марии, в состав которого входило различные образовательные учреждения, в том числе и для нуждающихся детей (само название "Ведомство императрицы Марии" эта структура получила только в 1854 г., однако в отечественной исторической литературе такое наименование нередко употребляется и в отношении более ранних периодов его существования). В 1812 г. было основано еще одно крупное полугосударственная благотворительная организация - Императорское женское патриотическое общество. Все три эти организации, особенно Ведомство императрицы Марии, уделяли много внимания призрению нуждающихся детей. Параллельно в стране продолжали действовать и создаваться новые сиротские учреждения, находившиеся в ведении губернских Приказов общественного призрения [15]..
Следует также выделить еще несколько особенностей организации социальной помощи детям в царствование Александра I. Во-первых, это организация различных специализированных структур по помощи отдельным категориям нуждающихся детей. Эти структуры входили, как правило, с состав крупных полугосударственных благотворительных обществ. К ним можно отнести: Училище для обоего пола глухонемых детей в Павловске, Военно-сиротское отделение Петербургского воспитательного дома, Училище для солдатских дочерей полков лейб-гвардии, Институт слепых, Дом для призрения малолетних бедных разночинного звания и т.п.
Во-вторых, - появление преимущественно в западных (неправославных) регионах России различных негосударственных благотворительных структур, в задачу которых, в том числе, входила помощь нуждающимся детям. Среди них можно назвать: Общество вспоможения вдовам и сиротам в Пернове (ныне г.Пярну в Эстонии), Ревельское благотворительное общество, Гродненское благотворительное общество, Убогая и училищная касса в Дерпте и т.п. Впрочем, деятельность большинства из этих организаций сводилась лишь к оказанию материальной поддержки нуждающимся детям и вдовам.
В-третьих, - возникновение различных структур по оказанию помощи нуждающимся детям на окраинах империи. В качестве очень характерного для Александровской эпохи примера можно привести деятельность протопресвитера (главного священника) вновь созданного Черноморского (впоследствии Кубанского) казачьего войска К.Россинского. На территориях, присоединенных к России всего два десятилетия назад и подвергавшихся постоянным набегам горцев, он в короткий срок сумел организовать несколько учебных заведений, включая гимназию. В этих образовательных учреждениях были специальные закрытые отделения для детей-сирот и казачьих детей из беднейших семей, полностью содержавшихся за счет войсковой казны и частных пожертвований. За подобную деятельность К.Российский был избран членом Императорского человеколюбивого общества. Схожие факты имели место и в других отдаленных регионах России. Однако можно говорить, что такая благотворительная деятельность в царствование Александра I еще не приняла массового характера и во многом зависала от инициативы отдельных, наиболее «просвещенных» людей. Так, после смерти Российская гимназия в Екатеринодаре была понижена в ранге до уездного училища [17]..
Основными направлениями в благотворительности в России являлись: правительственная; церковная; земская; общественная; частная. Эти направления могли взаимодействовать как в целом в государстве, так и в отдельных регионах. Все благотворительные заведения по своему назначению разделялись на шесть типов:
1) Призрения (детей и взрослых);
2) Дешевого и бесплатного
3) Дешевого и бесплатного
4) Трудовой помощи;
5) Лечебной помощи.
Одной из наиболее распространенных форм благотворительности в России являлось призрение. Сюда относилось около 54,6% всех благотворительных заведений империи. Заведения, относившиеся к этой группе делились на 2 категории:
а) для призрения и воспитания детей;
б) для призрения взрослых [11:135]..
Большая часть благотворительных заведений для детей состояла в ведении частных лиц и благотворительных обществ.
Благотворительные общества и учреждений распределялись также по определенным ведомствам: Министерства Внутренних дел, Министерства народного просвещения, Министерства путей сообщения, Морского министерства, Министерства земли и государственного имущества, Министерства Императорского Двора, Ведомства учреждений императрицы Марии, Ведомства духовного и др. В России в XIXв. существовала достаточно развитая система социального призрения, которая базировалась, в основном, на частной и общественной благотворительности. Вместе с тем, в масштабах России существовали предусмотренные законодательством такие крупные благотворительные ведомства и общества, как Ведомство учреждений императрицы Марии, Императорское Человеколюбивое общество, Попечительство о домах трудолюбия и работных домах, Российское Общество Красного Креста, Попечительство о народной трезвости и др., оказывавшие свое воздействие на развитие благотворительного движения не только в центре, но и в российской провинции, в различных губерниях. Те основы и принципы общественного призрения и благотворительности, которые нашли свое отражение в своде законов Российской империи, получили свое преломление в практической деятельности различных благотворительных обществ и учреждений, как в центре, так и на местах.
Таким образом особенностью российской действительности до середины XIX в. было то, что вся благотворительная деятельность и социальное вспомоществование были сосредоточены преимущественно в руках государства и церкви. Объяснялось это несколькими причинами: во-первых, централизацией власти и дальнейшим ужесточением системы крепостной зависимости, во-вторых, сложившимся к середине XIX в. сословным делением, фактически уничтожившим общественную деятельность как таковую.
Информация о работе Социально-педагогическая помощь детям в России