Роль педологии в развитии образования. П.П. Блонский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:34, доклад

Краткое описание

Прежде, чем говорить о роли педологии в развитии образования, стоит дать определение это науке.
Педология (от греч. παιδός — дитя и греч. λόγος — наука) — направление в науке, ставившее своей целью объединить подходы различных наук (медицины, биологии, психологии, педагогики) к развитию ребёнка.
Предмет П., несмотря на многочисленные дискуссии и теоретические разработки ее руководителей (А. Б. Залкинд, П. П. Блонский, М. Я. Басов, Л. С. Выготский, С. С. Моложавый и др.), четко определен не был, и попытки найти специфику П., не сводимую к содержанию смежных с ней наук, успеха не имели.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Педология, Блонский.docx

— 21.80 Кб (Скачать документ)

Доклад

по теме « Роль педологии в развитии образования. П.П. Блонский.»

Выполнил  Юдаев И.А. (ФЕН, 1БХ).

Прежде,  чем говорить о роли педологии  в развитии образования, стоит дать определение это науке.

Педология (от греч. παιδός — дитя и греч. λόγος — наука) — направление в науке, ставившее своей целью объединить подходы различных наук (медицины, биологии, психологии, педагогики) к развитию ребёнка.

Предмет П., несмотря на многочисленные дискуссии и теоретические разработки ее руководителей (А. Б. Залкинд, П. П. Блонский, М. Я. Басов, Л. С. Выготский, С. С. Моложавый и др.), четко определен не был, и попытки найти специфику П., не сводимую к содержанию смежных с ней наук, успеха не имели.

П. стремилась изучать ребенка, при этом изучать комплексно, во всех его проявлениях и с учетом всех влияющих факторов. Блонский, кстати,  определял П. как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды. То, что П. была еще далека от идеала, объясняется не ошибочностью подхода, а огромной сложностью создания междисциплинарной науки. Безусловно, среди педологов не было абсолютного единства взглядов. Но все же можно выделить 4 основных принципа.

1. Ребенок - целостная  система. Он не должен изучаться  только "по частям" (что-то физиологией,  что-то психологией, что-то неврологией).

2. Ребенка можно понять, лишь учитывая, что он находится  в постоянном развитии. Генетический  принцип означал принятие во  внимание динамики и тенденции  развития. Примером может служить  понимание Выготским эгоцентрической речи ребенка как подготовительной фазы внутренней речи взрослого.

3. Ребенка можно изучать  лишь с учетом его социальной  среды, которая оказывает влияние  не только на психику, но  часто и на морфофизиологические  параметры развития. Педологи много  и достаточно успешно работали  с трудными подростками, что  в те годы длительных социальных  потрясений было особенно актуально.

4. Наука о ребенке должна  быть не только теоретической,  но и практической.

Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях. Активно осуществлялось психолого-педологическое консультирование; проводилась работа с родителями; разрабатывалась теория и практика психодиагностики. Действовали институтыты П., где представители разных наук пытались проследить развитие ребенка от рождения до юности. Педологов готовили весьма основательно: они получали знания по педагогике, психологии, физиологии, детской психиатрии, невропатологии, антропологии, социологии, причем теоретические занятия сочетались с повседневной практической работой.

В 1930-е гг. началась критика  многих положений П. (проблем предмета П., био- и социоге-неза, тестов и др.), приняты 2 постановления ЦК ВКП(б). В 1936 г. П. была разгромлена, многие ученые репрессированы, судьбы других искалечены. Закрылись все педологические ин-ты и лаборатории; П. вымарали из учебных программ всех вузов. Щедро наклеивались ярлыки: Выготский объявлен "эклектиком", Басов и Блонский - "пропагандистами фашистских идей".

Постановления и последовавшая  обвальная "критика" варварски, но мастерски извратили саму суть П., вменив ей в вину приверженность биогенетическому закону, теории 2 факторов (см. Конвергенции теория), фатально предопределяющей судьбу ребенка застывшей социальной средой и наследственностью (это слово должно было звучать ругательно). На самом деле, считает В. П. Зин-ченко, педологов погубила их система ценностей: "Интеллект занимал в ней одно из ведущих мест. Они ценили прежде всего труд, совесть, ум, инициативу, благородство".

К слову  о роли и вкладе педологии в  науку.

Ряд работ Блонского (напр.: Развитие мышления школьника. - М., 1935), работы Выготского и его сотрудников по детской психологии заложили фундамент современных научных знаний о психическом развитии ребенка. Труды Н. М. Ще-лованова, М. П. Денисовой, Н. Л. Фигурина (см. Комплекс оживления), создававшиеся в педологических по названию учреждениях, содержали ценный фактический материал, вошедший в фонд современных знаний о ребенке и его развитии. Эти труды были положены в основу и ныне действующей системы воспитания в младенческом и раннем возрасте, а психологические исследования Блонского и Выготского обеспечили возможности разработки теоретических и прикладных проблем возрастной и педагогической психологии в нашей стране. При этом реальный психологический смысл исследований и их педологическое оформление долгое время не позволяли отделить одно от другого и по достоинству оценить их вклад в психологическую науку.

Блонский: краткая биография.

Па́вел Петро́вич Бло́нский (14 мая (26 мая) 1884, Киев — 15 февраля 1941, Москва) — русский и советский философ, педагог и психолог. Родился в Киеве. В 1902 поступил на историко-филологический факультет Киевского университета, который окончил в 1907 г., получив золотую медаль. Интересовался античной философией, опубликовал ряд работ по гносеологии и этике. С 1913 — приват-доцент. После революции испытывал нужду, занялся преподавательской деятельностью. Познакомился с Г. И. Челпановым, при содействии которого окончательно переехал из Киева в Москву и занялся психологическими исследованиями, став аспирантом Челпанова[1].

С 1919 г. руководит Московской академией народного образования.

В 1920-е гг. исключительно плодотворен, выпустил ряд учебников, в том  числе школьных, статьи его публикуются  за рубежом.

В 1924—1928 заинтересовался педологией, позднее разочаровался в ней. Тем не менее, спорил со сторонниками «социогенетизма», то есть формирования характера средой: считал, что заложенные природой стадии развития человека (которые он понимал сугубо материально) нельзя ускорить.

Круг исследуемых им проблем  был чрезвычайно широк. В частности, разрабатывал проблемы, смежные для  психологии и педагогики. Сформулировал  генетическую (стадиальную) теорию памяти, согласно которой различные виды памяти — моторная, аффективная, образная и вербальная — описываются как этапы развития человека, его речи и мышления, изменения им окружающей действительности.

В конце жизни работал в Институте  психологии в Москве, болел туберкулёзом. После выхода постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях…» (1936) подвергся травле, были арестованы два его сына.

После смерти его имя около 20 лет не упоминалось в психологической  литературе, тем более, что в советской психологии в то время одержали верх сторонники «социогенетизма», а Блонский всегда был противником этой теории.

Своей научной школы не создал, хотя многие его идеи развивает  ряд современных психологов, в  частности,

Блонский: вклад в педологию.

Вопрос о психическом  развитии был в педологии центральным. На нем и сосредоточилась энергия  П. П. Блонского как психолога. Блонский считал предметом психологии историю поведения, включая различные стадии (уровни) изменения субъективных состояний ребенка, эволюцию его эмоциональной жизни, памяти, произвольных актов и других психических проявлений. Во всех случаях он выделял ступени, отличающие один уровень развития от другого. 
В процессе памяти, например, Блонский видел генетический ряд из четырех ступеней (прежде они считались видами памяти): моторная память (к ней он относил условные рефлексы и навыки), аффективная память (когда запоминаются эмоциональные состояния), образная память (запечатление и воспроизведение объектов, воспринятых органами чувств), вербальная память (знание о прошлом, излагаемое в речевой форме). 
Свои выводы Блонский делал не на основе умозрительных соображений, а опираясь на экспериментально установленные, главным образом в опытах со школьниками, данные. Так, например, давая школьникам задание выучить из учебника рассказ и ответить тогда, когда они будут его хорошо знать, Блонский выявил следующие стадии усвоения: сначала ребенок сразу же говорит, что готов отвечать; затем проверяет себя, рассказывая текст полностью; наконец, проверяет себя "по вопросам", выделяя главное. Такой самоконтроль, в свою очередь, изменяется, становится поэтапно более совершенным, что можно опять-таки выяснить путем психологических опытов. Принцип развития выступил у Блонского применительно к человеку как принцип историзма.  
Все советские психологи под воздействием философии марксизма признали приоритет социальной регуляции психики над биологической. Блонский же этим не ограничился. В своих трудах (основные из них-"Развитие мышления школьника", "Память и мышление") он выделил в качестве детерминант (причинных факторов) психических форм человеческого поведения факторы истории культуры. Это сближает Блонского с его выдающимся современником, Л. С. Выготским, который, не ограничившись общими формулами марксистской философии, предпринял попытку почерпнуть в ней положения, позволившие психологии выйти на новые рубежи в ее собственном проблемном поле.


Информация о работе Роль педологии в развитии образования. П.П. Блонский