Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 11:25, реферат
В настоящее время проблема повышения эффективности обучения детей с гиперкинетическим синдромом является актуальной. Осуществляя сложную и ответственную задачу всестороннего развития детей, педагоги сталкиваются с такими проблемами как: малая изученность данной темы, с тремя уровнями гиперкинезов, которые заставляет их по разному подойти к этому вопросу.
В последние годы исследования детей с гиперкинетическим синдромом сместились в сторону более раннего выявления отклонений и раннего начала лечения.
Введение………………………………………………............
Причины и механизмы дисграфии и дислалии…………….
Гиперкинетический синдром………………………………..
Причины и механизмы дисграфии и дислалии у детей с гиперкинетическим синдромом……………………………………
Заключение …………………………………………………..
ГОУ ВПО Пермский
государственный гуманитарно-
Факультет педагогики и психологии детства
Реферат
Причины
и механизмы дисграфии и
Работу выполнила Шихова Татьяна Ал.
2 курс, магистратура
Преподаватель: Т.И. Доценко
Пермь, 2013
Содержание:
Введение
В настоящее время проблема повышения эффективности обучения детей с гиперкинетическим синдромом является актуальной. Осуществляя сложную и ответственную задачу всестороннего развития детей, педагоги сталкиваются с такими проблемами как: малая изученность данной темы, с тремя уровнями гиперкинезов, которые заставляет их по разному подойти к этому вопросу.
В последние годы исследования детей с гиперкинетическим синдромом сместились в сторону более раннего выявления отклонений и раннего начала лечения.
Нарушения формирования речи и письма у таких детей, встречаются почти у всех. Дисграфия и дислалия препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка.
Причины
и механизмы дисграфии и
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространенными являются избирательные нарушения в ее звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.
Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и — реже — их пропусках.
Термин «дислалия» одним
из первых в Европе ввел в научное
обращение профессор
В отечественной логопедии начала XX в. объем понятия дислалии не отличался от принятого в работах Куссмауля и Гутцмана. Но уже в 30—50-е годы это понятие претерпевает существенные изменения. М. Е. Хватцев рассматривал дислалию как одну из форм косноязычия (под этот обобщающий термин подводились все типы нарушения произношения). Он включал в нее звукопроизносительные нарушения, обусловленные поражением или расстройством периферических органов речи: костно-хряще-мышечных частей, или «периферической или иннервацией», а также нарушения звукопроизношения, обусловленные периферической тугоухостью. Он полагал, что не менее 10% случаев дислалии обусловлены этим дефектом. М. Е. Хватцев выделяет три формы дислалии: механическую, обусловленную грубыми анатомическими дефектами органов речи (расщелинами нёба, короткой подъязычной уздечкой); органическую, обусловленную периферической тугоухостью, аномалиями челюстей, зубов, языка и нёба; функциональную, обусловленную мышечной вялостью мягкого нёба, недостаточной гибкостью кончика языка, слабостью выдыхаемой струи воздуха и т. д.
В дальнейшем в 60-е годы, в работах С. С. Ляпидевского и О. В. Правдивой прослеживается тенденция к делению произносительных дефектов на дизартрию и дислалию и отказу от обобщающего термина «косноязычие». Это определенным образом сузило понятие дислалии и сделало его более четким. В дальнейшем деление дислалии на функциональную и механическую стало разделяться большинством авторов. Лишь в отдельных работах стала упоминаться органическая дислалия, хотя содержание этого словосочетания не у всех авторов совпадало: в работе Е. Ф. Pay и В. А. Синяка термин «органическая дислалия» просто заменен термином «механическая дислалия», а в работе Л. В. Мелеховой понятием «органическая дислалия» охватывались случаи произносительных нарушений, переходные между дизартрией и дислалией. В последнее время такие нарушения определяются как стертая дизартрия.
В настоящее время термин «дислалия» приобрел международный характер, хотя его содержание, а также виды нарушений, определяемых им, не всегда совпадают. Эти несовпадения связаны с тем, какие основания берутся исследователями при описании нарушений: анатомо-физиологические, психологические или лингвистические. В традиционных описаниях, в которых используются клинические критерии, различные произносительные нарушения типа дислалии рассматриваются нередко как рядоположные. Описания, в основу которых положены психологические и лингвистические критерии, в понятие дислалии включают то разные ее формы и виды, то фонетические и фонетико-фонематические нарушения звукопроизношения (например, в работах Р. Е. Левиной).
Критический анализ учения о дислалии с современных научных позиций требует пересмотра установившихся в логопедии представлений. Произносительные дефекты по своему нейрофизиологическому и психологическому механизму, по вызывающим их причинам, по роли в общем речевом развитии ребенка и методам преодоления нередко оказываются различными.
Дислалия является одним из наиболее распространенных дефектов произношения. Статистические данные отечественных и зарубежных исследователей указывают, что недостатки произношения имеются у 25—30% детей дошкольного возраста (5—6 лет), у 17—20% детей школьного возраста (I— II классы). У учащихся более старшего возраста недостатки произношения занимают не более 1 %. Это свидетельствует о том, что встречаются временные нарушения, которые преодолеваются в ходе речевого развития детей и в процессе школьного обучения.
Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма. На письме присутствуют ошибки, которые являются стойкими, систематическими, неподдающиеся самокоррекции, не связанные с изучением орфографических правил.
Вопрос об этиологии дисграфии
до настоящего времени является дискуссионным.
Многие ученные (М. Лами, К. Лонай, М. Суле)
отмечают наследственную предрасположенность.
Они считают, что это связано
с тем, что дети наследуют от родителей
качественную незрелость головного мозга
в его отдельных зонах. Эта незрелость
проявляется в специфических задержках
развития определенной функции. Но большинство
исследователей, изучающих этиологию
дисграфии, отмечают наличие патологических
факторов, воздействующих в пренатальный,
натальный и постнатальный период. Этиология
дисграфии связывается с воздействием
биологических и социальных факторов.
Функциональные причины могут быть связаны
с воздействием внутренних (например,
длительные соматические заболевания)
и внешних (неправильная речь окружающих,
дефицит речевых контактов, двуязычие
в семье, недостаточное внимание к речевому
развитию ребенка со стороны взрослых)
факторов.
Дисграфия обусловлена недоразвитием
(распадом) высших психических функций:
зрительного анализа и синтеза, пространственных
представлений, слухо-произноси-тельной
дифференциации звуков речи, фонематического,
слогового анализа и синтеза, деления
предложений на слова, лексико-грамматического
строя речи, расстройства памяти, внимания,
сукцессивных и симультивных процессов,
эмоционально-волевой сферы.
Нарушения письма очень часто
встречается у детей с ММД,
ОНР, ЗПР, ЗРР, СДВГ.
Таким образом, в этиологии дисграфии
участвуют как генетические, так и экзогенные
факторы (патология беременности, родов,
асфиксия, "цепочка" детских инфекций,
травмы головы).
Психолингвистический аспект изучения дисграфии недостаточно представлен в логопедической литературе. Этот аспект рассматривает механизмы нарушений письма как расстройство операций порождения письменного речевого высказывания (по А. А. Леонтьеву): внутреннего программирования связного текста, внутреннего программирования отдельного предложения, грамматического структурирования, операции выбора фонем, фонематического анализа слов и др. (Е. М. Гопиченко, Е. Ф. Соботович).
Механизмы раскрыты
в работе Александра Романовича Лурия
«Очерки психофизиологии
1) Мотивация – в первую очередь необходимо сформировать учебную мотивацию. Занятия в интересной форме, учитывать нагрузку и характер работы (должны соответствовать возрасту и характеру ребенка). Ситуация успеха.
2) Замысел может
быть внешний - ребенок пишет
под диктовку, либо списывает.
Задача ребенка точно
Замысел может быть внутренний - когда мы пишем, внешний замысел преобразуется во внутренний (записываем во время лекции не все, изменяем фразу, пишем по-своему, либо выписываем из текста определенные словосочетания, или полностью самостоятельный замысел – сочинения, изложения). Должны быть развиты лексическая и грамматическая сторона речи. Необходимы мыслительные операции - умение программировать своё высказывание.
3) Анализ подлежащего
к написанию. Все необходимые
операции анализа маленький
4) Перевод речевого звука в фонему. У каждого звука могут быть свои физические характеристики: высота, голос, тембр. Пишущий должен проигнорировать эти физические характеристики и выделить фонему, т.е. обобщенный образ звука (он у нас в голове).
5) Перевод фонемы в графему (обобщенный образ буквы), дети и взрослые не всегда понимают неоформленный почерк.
6) Запись букв (перевод графемы в букву). Для полноценного овладения письма должны быть сохранны работоспособность, самоконтроль (планирующий и итоговый).
Гиперкинетический синдром
Не много из медицины. Гиперкинетический синдром объединяет все виды насильственных, непроизвольных, избыточных движений и встречается в клинике многих неврологических заболеваний. Патогенез этой патологии до конца не изучен. Установлено, что при гиперкинетическом синдроме нарушается нейромедиаторный обмен преимущественно в структурах экстрапирамидной системы. В результате в мозге наблюдается относительный избыток дофамина и катехоламинов, а также недостаток ацетилхолина, серотонина, глицина.
Гиперкинетический синдром характеризуется значительным клиническим полиморфизмом и существенно различается по распространенности, симметричности, темпу, ритмичности, локализации и выраженности. В ряде случаев гиперкинетический синдром — ведущее проявление самостоятельных, преимущественно врожденных неврологических заболеваний. Однако чаще гиперкинетический синдром носит симптоматический характер вследствие воздействия на головной мозг инфекционных, сосудистых, токсических, гипоксических, метаболических и других патогенных факторов.
Единой классификации гиперкинетического синдрома не существует. Предложенные классификации учитывают лишь один клинический признак. Существенное значение имеет предложенная систематизация гиперкинетического синдрома по уровню моторной интеграции.
В зависимости от уровня
поражения головного мозга
I. Гиперкинезы преимущественно стволового уровня: тремор, миоклонии, миоритмии, миокимии, тики, спастическая кривошея, лицевой гемиспазм, параспазм мышц лица. Их характерные особенности — стереотипность, ритмичность и относительная простота насильственных движений.
II. Гиперкинезы преимущественно подкоркового уровня: атетоз, хорея, торсионная дистония, баллизм, интенционная судорога Рюльфа. Их общие черты — полиморфизм, аритмичность, сложность насильственных движений, наличие дистонического компонента.
III. Подкорково-корковые гиперкинезы: миоклонус-эпилепсия, миоклоническая диссинергия Ханта, кожевниковская эпилепсия, общими чертами которых являются частая генерализация процесса и эпилептические припадки.
Причины и механизмы дисграфии и дислалии у детей с гиперкинетической формой.
По мнению большинства специалистов, гиперкинетический синдром
обычно называют
поведенческо-эмоциональное
Информация о работе Причины и механизмы дисграфии и дислалии у детей с гиперкинетическим синдромом