К.Д.Ушинский об искусстве преподавания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 15:25, реферат

Краткое описание

В конце 50-х годов в России открыли целую область, почти совершенно неведомую раньше, или, по крайней мере, не обращавшую на себя должного внимания. Область это- педагогическая, то есть иначе -все учебно-воспитательная дело. «Виновником» такого открытия был Константин Дмитриевич Ушинский.
Конечно и до 50-х годов были в России школы всевозможных категорий-
низшие, средние, высшие, в которых из года в год обучались, в общей
сложности, десятки тысяч мальчиков и девочек. Но в обществе не ощущалось никакого интереса к учебно-воспитательному делу.

Содержание

Введение
Жизнь и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского
Философские и естественнонаучные основы педагогической системы К. Д. Ушинского
К. Д. Ушинский о педагогической науке и искусстве воспитания
Идея народности воспитания в педагогике К. Д. Ушинского
Цели и средства нравственного воспитания
Деятельность и активность ребенка
Дидактика К. Д. Ушинского
Учитель и его подготовка
Значение К. Д. Ушинского в развитии педагогики и школы
Заключение
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат по пед.мастерству.docx

— 52.27 Кб (Скачать документ)

Отвергнув формальные упражнения Песталоцци, Ушинский стремился знакомить детей всесторонне с предметами, хотел, чтобы они уяснили себе действительные связи, которые между этими предметами существуют. Он писал, что замечательный или даже великий ум — это «способность видеть предметы в их действительности, всесторонне, со всеми отношениями, в которые они поставлены».

Ушинский значительно расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения, которую раньше создали Коменский, Песталоцци, Дистервег. Так, он разработал подробно указания относительно рассказывания детям по картинкам, указал, что использованные для беседы картины следует оставлять вывешенными в классе для закрепления и повторения сведений, полученных путем беседы, и т. д.

Много внимания уделил Ушинский осмысливанию, основательности и прочности усвоения детьми учебного материала. В понимание и применение этих принципов он также внес много нового по сравнению с предыдущими педагогами. Так, он подробно разработал методику повторения учебного материала (предупреждение забывания, расширение и углубление учебного материала при его повторении, роль повторения для лучшего понимания нового материала и т. д.). Ушинский подробно разработал методику образования у детей общих представлений и понятий из наглядных единичных представлений, методику развития мышления детей одновременно с развитием у них речи, не впадая при этом в формализм.

В процессе обучения Ушинский различает две стадии. На первой стадии дети под руководством учителя наблюдают предмет или явление и составляют о нем общее понятие. Эта стадия имеет три ступени: на первой ступени дети под руководством учителя непосредственно воспринимают предмет или явление. На второй ступени под руководством учителя отличают и различают, сравнивают и сопоставляют полученные представления об изучаемом предмете или явлении и составляют о нем понятие. На третьей ступени учитель своими разъяснениями дополняет полученное детьми понятие, приводит в систему эти понятия, отделяя основное от второстепенного. На второй стадии проводятся обобщение и закрепление полученных знаний. Ушинский был против разделения функции воспитания и обучения между воспитателем и учителем. Он рассматривал обучение как важнейшее средство воспитания. Он требовал, чтобы в начальной школе вместо отдельных учителей, преподающих каждый учебный предмет, были классные учителя, преподающие в данном классе все предметы.

Учитель и его подготовка

Ушинский высоко оценивал роль учителя. Он справедливо считал, что влияние педагога на учащихся составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить никакими уставами и программами, никакой организацией учебных заведений, что «личность воспитателя значит все в деле воспитания».

Ушинский указывал, что деятельность педагога более чем какая-либо другая нуждается в постоянном воодушевлении: она внешне однообразна, ее результаты сказываются не скоро, в ней сильна опасность, преподавая из года в год одно и то же, «втянуться и вести преподавание почти механически». Он предостерегал учителей от этой опасности, звал их к постоянному движению вперед. Внешне роль школьного педагога скромна, но как в действительности велико общественное значение его труда! Ушинский считал, что общество должно относиться к учителю с большим уважением и заботой, неизменным вниманием.

Учитель должен быть не только преподавателем тех или иных предметов, но и воспитателем, любить свою профессию, относиться с чувством большой ответственности к делу воспитания, быть образованным человеком, знать педагогику и психологию, обладать педагогическим мастерством и педагогическим тактом.

В статье «Проект учительской семинарии» (1861) Ушинский подробно разработал план подготовки учителей для начальных школ. По этому проекту учительские семинарии следует открывать не в крупных центрах, а в небольших городах и даже селах, с тем чтобы соблазны большого города не влияли дурно на воспитанников, а преподаватели всецело отдавались бы работе в учительских семинариях, не отвлекаясь совместительством в других учебных заведениях.

Воспитанниками учительских семинарий должны быть по преимуществу дети крестьян. Для того чтобы лучше обеспечить нравственное воспитание и большее влияние со стороны преподавателей, воспитанники должны жить в интернате, привыкая к простой, суровой и деятельной жизни.

Ушинский наметил широкий круг наук, изучаемых будущими наредными учителями в учительских семинариях, а именно: русский язык и литература, арифметика, география, история, естествознание (сведения из ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека, а также некоторые сведения по сельскому хозяйству и медицине).

По проекту Ушинского большое место в курсе учительской семинарии занимали науки педагогического цикла: психология, педагогика и методика первоначального обучения. Воспитанники семинарии приобретали навыки выразительного чтения, красивого письма, рисования, черчения и пения. Педагогическая практика воспитанников семинарии велась в народной школе, существующей при каждой учительской семинарии. Кроме того, к семинарии прикреплялся ряд ближайших школ, в которых семинаристы также вели педагогическую практику, а окончившие семинарию в течение года работали под руководством преподавателей в качестве начинающих учителей-стажеров. Семинария поддерживала связь с учителями — бывшими ее воспитанниками.

Учительская семинария являлась педагогическим центром, при котором организовались высшие педагогические курсы для лиц, получивших университетское образование, руководители и учителя семинарии организовывали лекции на педагогические темы и т. п.

По проекту Ушинского были открыты лучшие учительские семинарии (например, была организована соратником Ушинского Д. Д. Семеновым Закавказская учительская семинария в Гори и некоторые земские учительские школы).

Ушинский высказал мысль о педагогических факультетах, где бы готовились преподаватели педагогики и учителя средней школы. Он писал: если у нас есть медицинские факультеты и нет факультетов педагогических, то это лишь означает, что здоровьем своего тела мы дорожим больше, чем здоровьем нравственным и воспитанием. Мысль Ушинского была реализована лишь после Октябрьской социалистической революции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значение К. Д. Ушинского в развитии педагогики и школы

Ушинский является великим русским педагогом, основоположником народной школы в России, создателем глубокой, стройной педагогической системы, автором замечательных учебных книг, по которым в течение более полувека обучались десятки миллионов человек в России. Он — «учитель русских учителей» — разработал систему подготовки народных учителей в учительской семинарии, лучшие народные учителя в своей педагогической работе руководствовались сочинениями Ушинского.

Как поэтический гений Пушкина вызвал к жизни целую группу поэтов пушкинской школы, так и педагогический гений Ушинского способствовал появлению плеяды замечательных педагогов 60—70-х годов, последователей Ушинского, — Н. Ф. Бунакова, Н. А. Корфа, В. И. Водовозова, Д. Д. Семенова, Л. Н. Модзалевского и других.

Большое влияние Ушинский оказал на передовых педагогов других народов России (Грузии, Армении, Казахстана), на педагогику Болгарии, Чехии и других славянских народов.

Как указывал в 1895 году Модзалевский на заседании, посвященном 25-летию со дня смерти Ушинского, «Ушинский — это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов — наш народный ученый, Суворов — наш народный полководец, Пушкин — наш народный поэт, Глинка — наш народный композитор».

Своею деятельностью К. Д. Ушинский значительно повысил образовательный уровень народной начальной школы, чему особенно способствовали его учебные книги «Детский мир» и «Родное слово». Он расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения, которую раньше создали Коменский, Песталоцци, Дистервег, внес много нового относительно применения принципа сознательности, основательности и прочности, а также развития активности и деятельности детей.

Особенно ценной является идея Ушинского о связи школы, с жизнью. Он говорил, что жизнь легко опрокидывает школу, которая становится поперек ее пути, что «истинное воспитание должно быть посредником между школой, с одной стороны, и жизнью и наукой — с другой». Учитель всегда должен помнить, что он выводит новые поколения из школы в жизнь, от деятельности его воспитанников зависит направление и содержание общественного развития.

 

 

Заключение 
 
Константина Дмитриевича Ушинского по праву считают создателем 
общеобразовательной школы. Отбросив чуждые народу цели, которые 
навязывались школе официальной педагогикой и чужеземными теориями, он 
определял её действительные задачи – посредством изучения грамотности 
распространять подлинное образование, пробуждать в народе жажду знаний, 
развивать ум народа, вносить свет знания в самые глубины народной жизни. 
 
Ушинский сформулировал главные принципы обучения в народной школе, 
указал основные содержания в её деятельности, разработал методы 
развивающего и воспитывающего обучения, наметил пути, идя которыми школа 
может безгранично совершенствовать свою работу.  
 
Ушинский создал педагогическую систему, построенную на научных основах и 
отвечающую насущным потребностям России в просвещении, началом и 
конечной целью которой были идеи народностей патриотизма. Главные 
принципы этой системы блестящим образом были воплощены в учебных книгах 
Ушинского для школы, книгах, по которым учились многие поколения 
русского народа и которые были известны всей читающей России. 
 
Ушинский раскрыл великое значение научных знаний и образования для 
движения человеческого общества по пути процесса и процветания, указал 
на выдающуюся роль школы и учителя, как главного деятеля просвещения и 
предсказал осуществление её в ближайшем будущем. Какую бы отрасль педагогических знаний мы не взяли – теорию воспитания или дидактику, физическое, умственное, эстетическое воспитание или методику наглядного обучения, – в развитии каждой из этих областей педагогической науки нетрудно проследить могучее влияние К.Д. Ушинского. 
Ушинский далеко определил него современную ему науку воспитания, он 
развивал такие идеи, которые не могли быть приняты в обществе угнетения 
и эксплуатации, многие из его идей принадлежали будущему.  К.Д. Ушинский был сыном своего века, не многие поставленные им проблемы 
педагогической науки сохраняют актуальность и в наше время. 
 
Вся педагогическая деятельность Ушинского непрерывно продолжалась лишь 
около 15 лет (с 1855 по 1870гг) из них 7 лет приходится на 
собственно-служебную деятельность (с 1855 по 1862гг) и остальные восемь 
лет на литературно-педагогическую деятельность. И этот то незначительный 
промежуток времени он принёс такую громадную пользу всему отечественному 
школьному делу и на вечные времена составил себе почётное имя. 
 
В чём же тайна такого замечательного успеха? Что придавало главным 
образом влияние Ушинскому. 
Пример Ушинского прежде всего доказывает, какое обширное, разностороннее 
образование необходимо человеку, желающему с честью и славой подвязаться 
на педагогическом поприще. Да, кроме этого необходим ещё и высокие 
нравственные качества, которыми несомненно обладал Ушинский. Это был 
идеалист самой высокой пробы, фанатик гуманности, научности и 
справедливости, не обманувший ни себя ни других, какими бы то ни было 
компромиссами. Он признавал только то, следовал только тому, что вполне 
отвечало его идеалам, строго продуманным и сросшимся с его нравственным 
Я. Всё же он другое резко и решительно отвергал, чего бы это ни стоило 
ему. Горячо любя отечество, желая ему лучшего будущего и понимания в 
силу воспитания не в формальном, а в нравственном его значении, он 
сконцентрировал все свои идеалы и стремления в одну всеобъемлющую 
педагогическую идею, которую смело и удачно охватил семью и школу, 
малолеток и взрослых, учащих и учащихся, условие и потребности 
первоначального образования и требования воспитывающего образования 
вообще.  
 
Понимая всю неблагоприятность условий для педагогических улучшений 
Ушинский тем настойчивей и энергичнее предлагал все свои усилия для 
проведения в жизнь оснований научной педагогике разными путями – в 
печать, педагогическом обществе и посредством сочинений и, наперекор 
неблагоприятным обстоятельствам, идея восторжествовала над веками 
сложившейся рутиной. Ушинский был настолько счастлив, что ещё при жизни 
видел несомненное торжество впервые насажанной им у нас научной 
педагогики над тупой, бездушной, механической выучкой и выправкой, не 
может иметь должного воспитательного влияния. Его глубокая, 
непоколебимая вера в силу и жизненность идеи оправдалась самым 
блистательным образом. 
 
Если оглянуться на всю нашу литературы, обнимающую круг элементарного 
образования со времени смерти Ушинского, то во всех трудах наших лучших 
педагогических писателей, в составлении учебных пособий и руководств 
ясно видно сильное влияние научной педагогики, впервые насажденной у нас 
Ушинским.  
 
Те основы научной педагогики, над выработкой которых трудился Ушинский, 
имеют отношения вовсе не к одному начальному образованию, а к школьному 
делу вообще – ко все государственной системе образования подрастающих 
поколений обоих полов.  
 
Если сравнить то время, когда умер Ушинский с нынешним мы будем поражены 
необычайным застоям во всей педагогической области. Не одной свежей 
мысли, не одного живого слова. Если что и подвернётся под руку по части 
общепедагогических вопросов, – так это в сущности пересказ того, что 
было дано Ушинским, в большинстве случаев даже плохой пересказ. Сама 
роль педагогов совершенно стушевалась в глазах общества. 
 
Мы имеем дело с той самой “педагогической летаргией”, на борьбу с 
которой так мужественно выступил Ушинский во второй половине 50-х годов, 
не переставая будить и педагогов, и общество до конца своей жизни. 
Повторение же это летаргии служит доказательством, что Ушинский у нас 
был не только первым, но и единственным представителем научной 
педагогики. Он вдохнул было живую душу в наше рутинное школьное дело и 
указал ему надёжный путь к славному и бесконечному развитию и 
усовершенствованию на пользу общего. Но не нашлось достойных 
продолжателей, и дело разносторонних улучшений в учебно-воспитательной 
области ждёт своей очереди.  
 
Если мы на протяжении почти четверти века уже со времени смерти 
Ушинского всё ещё не имеем достойных продолжателей его великой 
творческой педагогической деятельности, то это служит лишь наглядным 
доказательством верности высказанного им положения, что “плодотворная 
педагогическая идея может быть развиваема на прочных основаниях науки 
только в университетах”. Положение это никем никогда не оспаривалось. В 
течении первого десятилетия со смерти Ушинского об этом положении его 
довольно часто вспоминали в печати, но потом как бы совсем забыли. 
Нынешний застой во всей вообще педагогической области сам собою 
указывает на настоятельную необходимость помощи со стороны университетов 
к педагогическому делу, – на необходимость учреждения “особых 
университетских кафедр антропологии” и “особых педагогических 
факультетов с философской подкладкой”. 
 

Список  литературы

 

  1. Н.К. Гончаров. Педагогическая система Ушинского Москва. «Педагогика», 2004г.
  2. С.Р. Егоров К.Д. Ушинский. книга для учащихся Москва. “Просвещение” 2001 г.
  3. Биографический очерк М.П. Бесновского. Константин Ушинский. Его жизнь и педагогическая деятельность. Челябинск “Урал” 1997
  4. История педагогики/ Под ред. Н. А. Константинова, Е. Н. Медынского, М. Ф. Шабаевой.
  5. Вопросы истории образования/ Гришин В.А., Зятева Л.А., Петрова И.Л., Прядехо А.А., Сосин И.Я.  
  6. Педагогическое учение К. Д. Ушинского/Лордкипанидзе Д. О.
  7. Дидактика К. Д. Ушинского/ Данилов М. А.
  8. Основы и система дидактики К. Д. Ушинского/ Струминский В. Я.
  9. http://www.biografia.ru/
  10. http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36629.php

Информация о работе К.Д.Ушинский об искусстве преподавания