Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 00:04, курсовая работа
Основной целью определения психологической готовности детей к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации.
Задачи работы:
а)Изучить особенности психологической готовности ребенка к школе.
б) Выявить условия формирования психологической готовности ребенка к школе.
в) Проанализировать диагностические приемы и программы психологической помощи детям.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, рекомендаций, списка литературы и приложения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ГЛАВА 1. Возрастные особенности детей 6 – 7 лет……………………5
1.1 Особенности развития детей 6-7 лет………………………………….....5
2. ГЛАВА 2. Психологическая готовность детей к школе……………......9
2.1 Интеллектуальная готовность к школьному обучению ………………...9
2.2 Личностная готовность к школьному обучению……………………….13
2.3 Волевая готовность к школьному обучению…………………………...15
2.5 Нравственная готовность к школьному обучению…………………….18
3.ГЛАВА 3.Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению……………...……………………………………….….20
3.1 Психологическая неподготовленность детей к школе…………….…..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………......24
РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………………….……25
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………....27
Изучение особенностей интеллектуальной сферы можно начать с исследования памяти – психического процесса, неразрывно связанного с мыслительным. Для определения уровня механического запоминания дается бессмысленный набор слов: год, слон, меч, мыло, соль, шум, рекапол, весна, сын. Ребенок, прослушав весь этот ряд, повторяет те слова, которые он запомнил. Может использоваться повторное воспроизведение – после дополнительного зачитывания тех же слов – в отсроченное воспроизведение, например, через час после прослушивания. Л.А.Венгер приводит такие показатели механической памяти, характерной для 6-7 летнего возраста: с первого раза ребенок запоминает не менее 5 слов из 10, после 3-4 прочтения воспроизводит 9-10 слов, через 1 час забывает не более 2 слов воспроизводившихся ранее; в процессе последовательного запоминания материала не появляются «провалы», когда после одного из пояснений ребенок вспоминает меньше слов, чем раньше и позже (что обычно бывает признаком переутомления) [4].
Методика А.Р. Лурия позволяет выявить общий уровень умственного развития, степень владения обобщающими понятиями, умением планировать свои действия. Ребенку дают задание запомнить слова с помощью рисунков: к каждому слову или словосочетанию он делает лаконичный рисунок, который потом поможет ему это слово воспроизвести, т.е. рисунок становится средством, помогающим запомнить слова. Для запоминания дается 0-12 слов или словосочетаний, таких, например, как: грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание ,интересная сказка. Через 1,5-2 часа после прослушивания ряда слов и создания соответствующих изображений, ребенок получает свои рисунки и вспоминает, для какого слова он делал каждый из них [6].
Уровень развития пространственного мышления выявляется разными способами. Эффективна и удобна методика Л.А.Венгера «Лабиринт». Ребенку нужно найти путьк определенному домику среди других неверных путей и тупиков лабиринта. В этом ему помогают образно заданные указания – мимо таких объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он пройдет. Ребенок должен ориентироваться в самом лабиринте и в схеме, отображающей последовательность пути, т.е. решение задачи.
Наиболее распространенными методиками, диагностирущими уровень развития словесно-логического мышления, является следующее:
а) «Объяснениесловесных картин»: ребенку показывают картинку и просят рассказать, что на ней нарисовано. Этот прием дает представление о том, насколько верно ребенок понимает смысл изображенного, может ли выделить главное, или теряется вотдельных деталях, на сколько развита его речь;
б) «Последовательность событий» - более сложная методика. Это серия сюжетных картинок (от3 до 6) на которых изображены этапы известных ребенку действий. Он должен выстроить из этих рисунков правильный ряд и рассказать, как развивались события.
Серии картинок могут быть по содержанию разной степени сложности. Последовательность событий» дает психологу те же данные, что и предыдущая методика, но кроме того, здесь выявляется понимание ребенком причинно-следственных связей.
Обобщение и абстрагирование, последовательность умозаключений и некоторые другие анкеты мышления изучают при помощи методики предметной классификации. Ребенок составляет группы карточек с изображениями на них неодушевленными предметами и живыми существами. Классифицируя различные объекты, он может выделять группы по функциональному признаку и давать им обобщенные названия. Например: мебель, одежда. Может по внешнему признаку («все большие» или «они красные») , по ситуативным признакам (шкаф и платье объединяются в одну группу, потому что «платья висят в шкафу»).
При отборе детей в школы, учебные программы которых значительно усложнены, и к интеллекту поступающих предъявляются повышенные требования (гимназии, лицеи), используются более сложные методики. Трудные мыслительные процессы анализа и синтеза изучаются при определении детьми понятий, интерпретации пословиц. Известная методика интерпретации пословиц имеет интересный вариант, предложенный Б.В. Зейгарник. Кроме пословицы ребенку даются фразы, одна из которых соответствует смыслу пословице, вторая не соответствующая пословице по смыслу, но внешне ее напоминает. Ребенок, выбирая одну из двух фраз, объясняет, почему она подходит к пословице, но уже сам выбор показывает, на содержательные или внешние признаки ориентируется ребенок, анализируя суждения [5].
Таким образом, интеллектуальная готовность ребенка характеризуется созреванием аналитических психологических процессов, овладение навыком мыслительной деятельности.
Чтобы ребенок успешно учился, он должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравниться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положениеведет к образованию его внутренней позиции. Л.И.Божович характеризует внутреннюю позицию как центральное личностное позиционирование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком, как адекватный для него путь к взрослости – он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции».
С того момента, как в сознании ребенка о представление школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание- стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития – младший школьный возраст. Внутреннюю позицию школьника можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком, как его собственная потребность «хочу в школу».
Наличие внутренней потребности обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольного игрового, индивидуально –непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьной- учебной деятельности в целом, особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением. Такая положительная направленность ребенка на школу, как на собственное учебное заведение – важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьную- учебную действительность, т.е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.
Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам, к самому себе. К концу школьного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка с взрослым, как внеситуативно–личностное общение. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по теме урока, предварительно подняв руку.
Личностная готовность к школе включает также определенное отношение ребенка к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания.
О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом [3].
Существуют и специально разработанные планы беседы, выявляющей позицию школьника (методика Н.И.Гуткина), и особые экспериментальные приемы.
Например, преобладание у ребенка познавательного и игрового мотива определяются по выбору деятельности прослушивания сказки или игры с игрушками. После того, как ребенок рассмотрел игрушки в течении минуты, ему начинают читать сказки, но на самом интересном месте прерывают чтение. Психолог спрашивает, что ему сейчас хочется – дослушать сказку или поиграть с игрушками. Очевидно, что при личностной готовности к школе, доминирует подготовительный интерес и, ребенок предпочитает узнать что произойдет в конце сказки. Детей, мотивационно не готовых к обучению, со слабой познавательной потребностью, больше привлекает игра.
Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо выявить специфику развития произвольной сферы. Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении требований конкретных правил, задаваемых учителем при работе по образцу. Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и последствия своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управляя своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными под влиянием ситуативных чувств и желаний.
Л.С.Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношении ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению с взрослыми.
В генетическом плане Л.С.Выготский рассматривал волю, как стадию овладения естественными процессами поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом, усваиваемое практически содержание требований взрослых, он регулирует свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для дошкольников не только средством общения, но и средством организации поведения [7].
В современных научных исследованиях понятие волевого действия практикуется в разных аспектах. Одни психологи первоначальным звеном полагают выбор решения и постановки цели, другие ограничивают волевое действие его исполнительной частью. А.В.Запорожец считает наиболее существенным для психологии волипревращение известных социальных и прежде всего, моральных требований в определенные моральные мотивы и качества личности, определяющей ее поступки.
Одним из центральных вопросов воли, является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни.
Ставится так же вопрос об интеллектуальных и моральных основах волевой регуляции дошкольника.
На протяжении дошкольного детства усложняется характер волевой сферы личности и изменяется ее удельный вес в общей структуре поведения, что проявляется в возрастном стремлении к преодолению трудностей. Развитие воли в этом возрасте связано с изменением мотивов поведения, соподчинения им.
Проявление определенной волевой направленности, выдвижения на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что руководствуясь своим поведением этими мотивами, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему внимание окружающей среды. Он постепенно овладел умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия. В частности, мотивам общественного характера у него появляется уровень целенаправленности, характерный для школьника.
Вместе с тем, несмотря на то, что в дошкольном возрасте появляются волевые действия, сфера их применения и их место в поведении ребенка, остаются крайне ограниченными. Исследования показывают, что только старший дошкольник способен к длительным волевым усилиям. Особенности произвольного поведения прослеживаются не только при наблюдении за ребенком на индивидуальных и групповых занятиях, но и с помощью специальных методик [7].
Достаточно широко известный ориентированный тест школьной зрелости Керна – Йирасека включает, кроме рисования по памяти мужской фигуры, два задания- срисовывание, одновременное следование в своей работе образцу (дается задание нарисовать по точкам такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (оговаривается условие: нельзя проводить линию между двумя одинаковыми точками, т.е. соединять кружочек с кружочком, крестик с крестиком, треугольник с треугольником). Таким образом, методика выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований.
Из этого следует, что развитие произвольности к целенаправленной деятельности, работе по образцу, определяет во многом школьную готовность ребенка.
Нравственное формирование школьника тесно связано с изменением характера, его взаимоотношений с взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названным Л.С.Выготским внутренними этическими инстанциями. Д.Б.Эльконин связывает возникновение этических инстанций с изменением отношений между взрослыми и детьми. Он пишет, что у детей дошкольного возраста, в отличии от детей раннего детства, складываются отношения нового типа, что и создают особую, характерную для данного периода социальную ситуацию развития.
В раннем детстве деятельность преимущественно в сотрудничестве со взрослыми; в дошкольном возрасте ребенок становится способным самостоятельно удовлетворить многие свои потребности и желания. В результате совместная деятельность его с взрослыми как бы распадается, вместе с тем ослабевает и непосредственная слитность его существования с жизнью и деятельностью взрослых и детей.
Информация о работе Готовность детей к школьному образованию