Формирование системы негосударственного образования как результат новых тенденций в российском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 18:21, статья

Краткое описание

Рассматривая проблему институционализации негосударственных общеобразовательных учреждений, стоит отметить, что общественный опыт приобретает устойчивый характер в результате проявления определенной социальной потребности. Это влечет за собой образование некоторого типичного набора правил поведения, процедур и схем достижения целей, санкций за нарушение этих правил и процедур, вытекающих из основных элементов институциональной формы: социальных ценностей, норм, статусов и ролей.
О существенных изменениях при переходе от советского к постсоветскому обществу можно говорить, стремясь выявить объективные основания для возрождения и развития негосударственного сектора общего образования.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Формирование системы негосударственного образования как результат новых тенденций в российском обществе.doc

— 51.50 Кб (Скачать документ)

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ НОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Семенова Е. А.

ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»

г. Пенза, Россия

Рассматривая проблему институционализации негосударственных общеобразовательных учреждений, стоит отметить, что общественный опыт приобретает устойчивый характер в результате проявления определенной социальной потребности. Это влечет за собой образование некоторого типичного набора правил поведения, процедур и схем достижения целей, санкций за нарушение этих правил и процедур, вытекающих из основных элементов институциональной формы: социальных ценностей, норм, статусов и ролей.

О существенных изменениях при переходе от советского к постсоветскому обществу можно говорить, стремясь выявить объективные основания для возрождения и развития негосударственного сектора общего образования.

Образование − один из важнейших инструментов социальной мобильности и закрепления социальной структуры в соответствии с социально-экономической моделью общества. Сопоставление трансформаций негосударственного образования в советский период и трансформаций этого сектора образования в постсоветский период своим основанием должно иметь выявление связи той или иной образовательной модели с базовыми характеристиками социальной структуры.

Негосударственный сектор образования общественного развития Российской Федерации представляет собой формирующийся демократический инновационный сектор системы образования. Он же наиболее полно отражает образовательные потребности развивающейся рыночной экономики, который существенным образом отличается в содержательном, методическом, организационном и материально-техническом аспектах от сложившегося государственного сектора и удовлетворяющий образовательные запросы значительной части нового слоя молодежи, порожденного социально-экономическими условиями этих государств.

Учебные заведения такого типа были достаточно популярными в России в начале XX в., когда действовало около 60 негосударственных вузов и более 500 частных школ общего и профессионального образования. Первые негосударственные образовательные учреждения в системе высшего профессионального образования, возникшие в России в 1990-х гг., были в форме частных предприятий, товариществ и акционерных обществ открытого и закрытого типа [1]. Дальнейшее развитие этот процесс получил после принятия в России Закона РФ «Об образовании» (июль 1992 г.) и Конституции РФ, предусматривающих создание и равноправное функционирование образовательных учреждений различных организационно-правовых форм. Один из важнейших принципов государственной политики в области образования определен как «свобода и плюрализм в образовании». В Законе «Об образовании» впервые было введено понятие «негосударственные образовательные учреждения».

По мнению исследователей образования советского периода, главным для этой взаимосвязи вплоть до середины 1980-х гг. прошлого столетия являлось растущее сближение классов и социальных групп, постепенное преодоление остатков социальных дифференциаций, движение общества к социальной однородности. Преодоление социальных различий по уровню общеобразовательной подготовки между классами и социальными группами означало, что все эти виды труда становились для них равнодоступными. Этим обеспечивалось достаточно пропорциональное воспроизводство основных элементов социальной структуры социалистического общества за счет представителей всех социальных групп и слоев. Последнее неизбежно отражалось и в сознании людей, в частности, в виде ориентации молодежи на различные ступени общего и профессионального образования, которые становились все более «однотипными».

Расширение возможностей получения общего или профессионального образования и переход благодаря этому в любую ячейку социальной структуры неуклонно повышало значение системы образования как источника массовых социальных перемещений молодежи.

Уже к началу 1970-х гг. социальный состав школьников до момента окончания общей средней школы практически полностью совпадал с социальным составом населения. Это означало, что вся «образовательная среда», в которой были представлены все социальные группы советского общества, равномерно продвигалась от низших ступеней общего образования к высшим, вплоть до окончания общей средней школы.

В настоящее время инновационное развитие Российского образования проходит с учетом общих направлений Болонского процесса. В результате обсуждений на конференциях и совещаниях, проведенных Министерством образования Российской Федерации в 2002 − 2003 гг., было принято решение о подготовке к развертыванию Болонского процесса в России.

Таким образом, «болонские» образовательные программы характеризуются следующими важнейшими признаками:

а) компетентностным подходом (ориентация на результаты обучения, выраженные в форме компетенций);

б) модульным построением;

Полноценное вхождение в Болонский процесс потребовало от нашей страны реформирования системы обучения в целом и высшего профессионального образования в частности. Реформа предусматривает, прежде всего, разработку образовательных программ, совместимых с европейскими, а для их реализации – соответствующую трансформацию вузовских структур, нормативной базы и, наконец, практики преподавания.

После подписания Болонской декларации в России были разработаны и в декабре 2004 г. одобрены Правительством «Приоритетные направления развития образовательной системы РФ». В этом документе впервые декларировалась реализация в стране основных принципов Болонского процесса: необходимость формирования перечня образовательных программ [3]; законодательное введение двухуровневой системы образования (бакалавр-магистр) [4], переход на кредитно-модульное построение образовательных программ [2].

В ходе выполнения распоряжений Правительства и Министерства образования и науки РФ к настоящему времени сделано следующее:

  1. В результате принятия в конце 2007 г. соответствующих поправок к федеральным законам Российской Федерации «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» законодательно закреплен переход российских вузов на уровневую подготовку кадров.
  2. Разработаны проекты федеральных государственных образовательных стандартов для подготовки бакалавров и магистров — основных документов, определяющих требования к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам освоения [5].

Новое поколение российских образовательных стандартов создано на основе базовых принципов Болонского процесса: с ориентацией на результаты обучения, выраженные в формате компетенций, и с учетом трудозатрат в зачетных единицах.

Самым главным новшеством для отечественной образовательной практики стал «рамочный» характер стандартов нового поколения. В новом поколении стандартов предусмотрено дальнейшее расширение свободы вузов. ФГОС определяет совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Мало того, даже в «обязательной» части программы на первое место поставлены не жестко закрепленные учебные курсы, а требования к формируемым у студента компетенциям в результате изучения соответствующего цикла дисциплин. Содержательное наполнение второй (вариативной, или профильной) половины образовательной программы становится прерогативой ВУЗа, в помощь которому учебно-методическими объединениями или иными компетентными группами экспертов должны быть созданы ориентировочные «примерные основные образовательные программы» по конкретным направлениям подготовки.

Подобный принцип построения стандарта позволит ВУЗам разрабатывать новые образовательные программы с учетом потребностей местного (регионального) рынка труда, научных и образовательных традиций, собственных методических наработок, инноваций и т.п. А это, в свою очередь, приведет к разнообразию образовательных программ на территории Российской Федерации.

Поскольку средняя школа являлась всеобщим образовательным этапом, а среднее образование становилось всеобщим, оно все меньше определяло конкретные пути дальнейших социальных перемещений молодежи. Источники социальной мобильности все больше связывались с профессиональным образованием, которое, влияя на распределение людей между профессиями, тем самым в значительной мере предопределяло их распределение между социальными группами.

Таким образом, в современных общественных условиях институт образования выступает не только как система передачи определенного знания, но и как способ формирования социальной структуры и обеспечения социальной мобильности. Что касается советской модели, то вторая составляющая института образования прямо вытекала из идеи планирования общественных отношений, научного управления обществом. Из задач управления развитием социальной структуры непосредственно вытекало планирование сети образовательных учреждений и всех звеньев системы образования, что означало планирование масштабов подготовки новых поколений и социальных групп советского общества, которыми заполнялись ячейки его социальной структуры. Эти процессы отражались в возрастающем сближении социального состава обучающихся на всех ступенях образования с социальным составом населения, в сближении социальных групп, особенно молодежи, по уровню образования, в расширении социальной базы всех ступеней и форм образования, как общего, так и профессионального.

Список литературы:

  1. Зернов В. А., Бархатова Т. И. Негосударственные вузы России // Высшее образование в России. − Вып. 4. − 1999. − С. 10 − 13.
  2. Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов / Под ред. С. В. Коршунова. − М.: МИПК МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2010. − 212 с.
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2005 г. № 40 «План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 − 2010 годы».
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 июня 2005 г. № 178 «Комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений (развития) образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года».
  5. Постановление Правительства от 23 декабря 2005 г. № 803 «Федеральная целевая программа развития образования на 2006 − 2010 годы».
  6. Дмитриенко В. А., Степанов В. И. Проблемы негосударственного образования в России. Барнаул, 1995.

Информация о работе Формирование системы негосударственного образования как результат новых тенденций в российском обществе