Дидактическая игра как средство коррекции лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2014 в 11:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определение эффективности использования
дидактической игры, как средство коррекции лексико-грамматическои стороны речи детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: коррекция лексико-грамматическои стороны речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство коррекции лексико-грамматическои стороны речи детей старшего дошкольного возраста.

Прикрепленные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Дидактическая игра как средство коррекции лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного.doc

— 272.50 Кб (Скачать документ)

Складывающаяся функция сообщения, усложнение познавательной деятельности ребенка требует развернутой речи и прежние средства ситуативной речи не обеспечивают понятности и ясности его высказываний. И по мере того, как в ходе развития изменяются и содержание и функции речи, ребенок, обучаясь, овладевает формой контекстной, связной речи.

«Содержание контекстной речи раскрывается в самом контексте речи и благодаря этому становится понятным для слушателей из сочетания слов, предложений. Однако появление контекстной речи не вытесняет ситуативной ее формы. С появлением контекстной речи обе формы сосуществуют».

В зависимости от задач и целей общения используются как ситуативная, так и контекстная ее форма.

Развитие связной речи имеет особое значение. Развитие словаря, овладение грамматическими формами и т.п. включаются в нее в качестве частных моментов. Формирование связной речи, изменение ее функций является следствием усложняющейся деятельности ребенка и зависит от содержания, условий форм общения ребенка с окружающими.

Связная речь неотделима от мира мыслей. Связность речи - связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой логичной речи. «По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития».

Таким образом, мы выясняли, что проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие исследования. Одни из них направлены на изучение теории ролевой творческой игры, в других определяются особенности, место и значение дидактических и подвижных игр, третьи раскрывают значение игры в художественном воспитании детей.

Значение в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов рассматривает игру, как серьезную и нужную для ребенка деятельность, но каждый со своей точки зрения.

Игру считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям.

 

 

Глава 2 Дидактическая игра как средство коррекции лексико-грамматической стороны речи старшего дошкольного возраста.

2.1 Описание дидактической игры в психолого-педагогических источниках

В современном, полном контрастов и противоречий мире происходят значительные изменения и преобразования, которые отражаются на всех сферах человеческой жизни. Цивилизация стоит перед выбором направленности своего дальнейшего пути развития в условиях многочисленных катастроф и катаклизмов как природного, так и социального характера. Третье тысячелетие выделяет образование в качестве одной из самых обширных сфер человеческой деятельности, так как в нем задействовано более миллиарда учащихся и около пятидесяти миллионов учителей. Повышение социальной роли образования в XXI в. тесно взаимосвязано с определением новых парадигм будущего общества.

Педагогика сегодня сосредоточивается на социальной роли реконструкции и прогрессивного развития общества в соответствии с образовательными целями, отвечающими нуждам человечества. Философия образования современного этапа развития общества призвана соотносить социально-экономические и индивидуально-культурные требования. Самыми необходимыми и выгодными инвестициями являются вложения в человека и его совершенствование, поэтому цивилизованное развитие социума возможно лишь при условии повышения статуса и престижа образованности. Именно благодаря образованию и целенаправленному обучению происходит формирование человеческой личности, ее духовно-ценностных ориентации.[18, 45]

Дидактика как особый педагогический способ теоретического понимания мира является научной областью педагогики, исследующей принципы, ценности, закономерности функционирования и развития процесса образования и обучения. Таким образом, объект исследования дидактики как науки представляет собой взаимосвязь собственно процесса образования и обучения как явлений объективной педагогической реальности, где обучение выступает в качестве образовательного средства.[18, 54]

Для разработки собственно дидактической методологии наибольшую значимость приобретает общенаучный уровень, который связан с интеграцией дидактики в систему смежных дисциплин (философских, социальных, культурологических, естественнонаучных, исторических) и использованием свойственных им методологических оснований и собственно методов экспериментального исследования. В данном контексте исходным положением для дидактики становится психологическая теория познания, определяющая закономерности учебно-познавательной деятельности и пути руководства ею. Это определяет связь дидактики с философией как одним из источников наполнения образовательного содержания в области проявления социальных законов.[18, 56]

В настоящее время дидактика концентрирует внимание на разработке проблем теории обучения. Проблемы воспитания в дидактике самостоятельно не рассматриваются, хотя ни обучение, ни образование без воспитания не существуют. Отсюда следует, что дидактика - это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм.

Некоторые авторы вкладывают более широкий смысл в понятие «дидактика».

Дидактика - это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах.[1, 12]

Андреев В. И. считает, что и такое определение является недостаточно полным, так как, во-первых, существует не одна, а несколько достаточно обоснованных и эффективных теорий образования и обучения: теории развивающего, проблемного, модульного, дифференцированного, компьютерного и других видов и типов обучения. Во-вторых, особенно в последние годы в дидактике все более последовательно и обстоятельно проводится мысль, что дидактика не заканчивается теорией образования и обучения, а выходит на уровень технологии обучения. Поэтому более полным, считает автор, будет следующее определение дидактики.

Дидактика - это наука о теориях образования и технологиях обучения.

Дидактика как наука имеет свой предмет. Предмет дидактики - закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения.[14, 33]

Немецкий педагог и философ Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) разработал теоретические основы дидактики, придав ей статус целостной теории воспитывающего обучения. Он считал дидактику частью педагогики, а ее предмет - воспитывающее обучение - трактовал как важнейший фактор воспитания.

Значительный вклад в решение важнейших проблем научной дидактики внес выдающийся русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). Глубоко изучив процессы психического развития и воспитания детей, он многое сделал для раскрытия сущности обучения.

Тесную связь обнаруживает дидактика с педагогической, возрастной, социальной психологией, психологией личности, рассматривающими основные подходы к развитию личности в процессе обучения, а также особенности созревания психических функций и закономерности освоения образовательного содержания.

Определенные взаимосвязи существуют между дидактикой и искусством, эстетикой, так как процесс формирования личности совершается и по «законам красоты», на основе специфически эстетического освоения мира.

При рассмотрении комплекса взаимосвязанных дисциплин особое место занимают данные кибернетики как науки об управлении сложными динамическими системами по восприятию, хранению и переработке информации с целью моделирования и исследования психолого-педагогических процессов. Оптимизация процесса управления обучением связана также с возникновением теории программированного обучения и его компьютеризацией.

Кроме этого, дидактика является основой для формирования предметных методик (частных дидактик), так как содержит конкретные технологии их практической реализации. Предметные методики, в свою очередь, занимают промежуточное положение между самой дидактикой и преподаваемой дисциплиной, так как изучают особенности и закономерности преподавания конкретных учебных предметов (родной язык, математика, естественные науки и т.д.), а также их специфику на различных образовательных ступенях (методика начального обучения, дидактика высшей школы и т.д.).

Концептуальные основания дидактики, по мнению Б.С. Гершунского и Н.С.Розова, составляют следующие принципиальные положения:

  • вариативность, т.е. теоретическое признание объективного многообразия технологий обучения и их практической реализации;
  • фундаментальность, предполагающая направленность на обобщенные и универсальные знания, формирование общей культуры и развитие научного мышления;
  • индивидуализация, обусловленная потребностью в нерегламентированных, творческих видах деятельности в соответствии с особенностями каждого отдельного индивида;
  • теоретизация, которая относится к общему содержанию образования и к статусу компонентов преподаваемых знаний;
  • плюрализация, связанная с необходимостью принимать решения в условиях множественности образования мира;
  • целостность и интеграция как содержательного, так технологического компонентов образовательного процесса, ориентирующихся на восприятие системно-структурированного знания на основе интеграции материалов из различных научных сфер, наличие междисциплинарных связей и зависимостей.[6, 11]

 

2.2 Роль дидактической игры как средства коррекции

Проблема игры является одной из фундаментальных проблем наук Изучению ее различных аспектов посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Игра стала также предметом исследования философов, культурологов, к ней обращались социологи и педагоги, экономисты и математики. Поэтому нетрудно представить, насколько широк диапазон концепций игры. В психологии, философии существуют полярные точки зрения - от полного отрицания возможности создания общей теории игры ввиду ее большого эмпирического разнообразия (П.П. Блонский) до рассмотрения игры как наиболее важного культурообразующего фактора (Й. Хейзинга).

Традиционно рассматривают следующую классификацию теорий игры:

1) философско-культурологические (Платон, Аристотель, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт, М. Бахтин, Е. Финк, И. Хейзинга);

2) биологические теории (К. Гросс, В. Штерн, Ф. Бойтендайк, К. Бюлер);

3) индивидуально-психологические (К. Левин, К. Коффка, Э. Клапаред З. Фрейд, Ж. Пиаже, М.Я. Басов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л Рубинштейн, Д.Б. Эльконин). [8]

Группы теорий выделяются на основании причин появления и функционирования игры, предлагаемых различными авторами.

Появление первых целостных теорий игры обычно связывается с именами таких мыслителей XIX века как Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт.

Разрабатывая свои философские, психологические и главным образом эстетические взгляды, они касались и игры как одного из самых распространенных явлений жизни, связывая происхождение игры с происхождением искусства.

Но гораздо раньше идея связи игры с искусством, с эстетической культурой личности нашла свое отражение в трудах античных философов.

Платон воспринимал игру как нечто прекрасное и ценное само по себе. Души молодых, говорил он, не могут выносить абстрактно-серьезное, поэтому требуют игр, забав, песен как таковых, не согласуемых с интересами государства.

Аристотель не придавал особого значения игре и рассматривал ее, прежде всего как развлечение и отдых. Также в его трудах можно найти указание на значение игры как средства подготовки к будущей серьезной деятельности, к труду.

Подход к игре Ф. Шиллера, развиваемый впоследствии Г. Спенсером, был назван «теорией избытка сил». Игра, по мнению Шиллера, это наслаждение, связанное со свободным от внешней потребности проявлением избытка жизненных сил. Для Шиллера игра - эстетическая деятельность. Избыток сил, свободных от удовлетворения внешних потребностей, является условием возникновения эстетического наслаждения, которое доставляется игрой.

Взгляды на игру Г. Спенсера близки подходу Шиллера. Проблему избытка сил Спенсер ставит в более широкий эволюционно-биологический контекст. Автор полагает, что процесс филогенеза приводит к возникновению у высокоразвитых животных, в отличие от низко развитых, избытка энергии, не связанного с удовлетворением естественных нужд. Такие силы, вследствие недостатка для них естественных упражнений, находят выход в вымышленной деятельности, т.е. в игре.

Отечественную теорию дошкольной игры разработали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова и др. По мнению Л.С. Выготского внутренними механизмами создания и реализации «мнимой ситуации», а, следовательно, игры в целом, являются принятие на себя ребенком игровой роли и процесс замещения в игре одних предметов другими. Л.С. Выготский поставил много интересных глубоких проблем и вопросов относительно природы игры и ее внутренних механизмов. Он очень подробно описал процесс замещения, его внутренние закономерности, как процесса переноса значений одних предметов или действий на другие, и лишь только указал на принятие роли как внутренний механизм игры, но не раскрыл его. Это сделал впоследствии Д.Б. Эльконин. [25]

Центральным элементом игры, по мнению Д.Б. Эльконина, является роль, «…именно роль и органически с ней связанные действия представляют собой основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры». [25]

Внутренняя сущность игры, с точки зрения автора, это воссоздание отношений людей друг к другу. Прежде всего, выделяется отношение близкого взрослого к ребенку, затем - отношения взрослых друг к другу, и в конце дошкольного периода - отношение ребенка к взрослым. Д.Б. Элькониным делается важный вывод о том, что развитие личного сознания ребенка (т.е. выделенность для сознания его отношений с другими, следовательно, и личная позиция, и стремление занять другую позицию) есть результат игры.

Таким образом, в качестве внутреннего механизма игры Д.Б. Элькониным выделяется принятие и выполнение игровой роли, которое трансформируется с возрастом, переходя от изображения действий к проигрыванию отношений и от непосредственного характера отношения к роли к сознанию игровых условностей и возможностей. К сожалению, в работах Д.Б. Эльконина не проанализированы внутренние закономерности механизма игры как целого, а выделены лишь отдельные стороны в его функционировании. [26}

А.П. Усова рассматривала игру как важнейшую и наиболее эффективную в раннем и дошкольном детстве форму социализации ребенка. [23]

Другие авторы рассматривают игру как результат взаимодействия внешних, социальных и внутренних, субъективных характеристик:

Информация о работе Дидактическая игра как средство коррекции лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста