Ассоциативный и интуитивно-оценочный методы анализа текста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 08:50, реферат

Краткое описание

В процессе жизнедеятельности человек постоянно сталкивается с необходимостью воспринимать, анализировать и, в конечном итоге, понимать и усваивать большое количество информации. На настоящий момент существует огромное количество источников информации и знаний, с которыми мы ежедневно взаимодействуем – телевидение, радио, интернет, пресса, книги. Текст, как носитель информации и смыслов, присутствует во всех вышеперечисленных источниках и, следовательно, с необходимостью понимать, анализировать и интерпретировать тексты человек встречается ежедневно, как в профессиональной деятельности, так и в бытовой.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Ассоциативный анализ текста 4
1.1 Ассоциативное мышление и метод познания 4
1.2 Ассоциативный подход к анализу текста 9
Глава 2. Интуитивно-оценочный анализ текста 12
2.1 Интуитивный метод познания 12
2.2 Интуитивно-оценочный подход к анализу текста 16
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Прикрепленные файлы: 1 файл

ассоциативный и интуитивно-оценочный подходы к анализу текста.doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)

1.2 Ассоциативный подход к анализу текста

Неотъемлемой частью человеческой жизни и одним из способов познания мира является чтение текстов. Безусловно, при чтении активно используется ассоциативное мышление и возникает множество ассоциаций. В большей степени ассоциативное мышление задействовано при чтении художественных, публицистических, научно-популярных текстов, и в наименьшей – при чтении научной литературы. Данное явление объясняется отсутствием в научной литературе образности и художественного начала, её однозначностью. Однако, не смотря на это, и при чтении и анализе научных текстов могут иметь место ассоциативные связи. С учетом вышесказанного, представляется целесообразным, при изучении ассоциативного подхода к анализу текста остановится на художественном тексте, поскольку именно в нем ассоциативные связи проявляются наиболее ярко.

В рамках текстовой теории ассоциаций выделяют ряд ключевых понятий, к которым относятся такие, как ассоциат, ассоциативная доминанта текста, ассоциативная структура текста, ассоциативное поле текста и ряд других. Остановимся на каждом из них. Под ассоциатом понимается реакция на стимул, смысловой коррелят (элемент) к слову-стимулу – элементу логической структуры текста, соотносимый в сознании воспринимающего текст субъекта с реалиями текстового мира, вступающего в взаимодействие с миром реальным, сознанием и другими словами [2, c. 8]. Согласно Болотовой Н. С. термин ассоциат отражает коммуникативно-деятельностный подход к тексту и его элементам. «Дифференцируя первичную и вторичную коммуникативную деятельность (автора и читателя), важно различать ассоциативный аспект рассмотрения структуры текста с точки зрения его порождения и восприятия. В первом случае лексическую структуру текста можно определить как вербальную сеть стимулов и реакций (ассоциатов на стимулы), а также опорных слов, конкретизирующих стимулы, и слов-маркеров ассоциатов. С точки зрения порождения текста (речемыслительной деятельности автора) отношения стимул-реакция можно рассмотреть как коррелирующие с тема-ремантическими отношениями: различные формы предикации отражают ассоциаты на данное (избранное автором в качестве темы), представляя концептуально обусловленное новое в соответствии с коммуникативной стратегией автора» [2, с. 8].

Как отмечает Н. С. Болотова, с точки зрения восприятия текста каждый из его элементов, сочетаясь с другими в тексте, «является стимулом, рождающим сеть ассоциатов, которые могут эксплицироваться в тексте или существовать имплицитно». С позиции читателя, который воспринимает текст, представленные в тексте ассоциаты на ряд стимулов являются важной составляющей в постижении смысла текста. Такого рода ассоциаты, которые намеренно выводятся автором на первый план, с точки зрения читателя можно рассматривать как ключевые. Это обусловлено тем, что они отражают одну из «точек контакта» автора с читателем.

Следующим значимым понятием в ассоциативном подходе к анализу текста является такое понятие как ассоциативная доминанта текста. Согласно Н. С. Болотовой, доминантная лексическая структура текста является ассоциативной доминантой. В качестве ассоциативной доминанты лексической макроструктуры текста могут выступать ключевые слова, ряд слов, связанных ассоциативно-смысловыми отношениями, тезис - высказывание.

Ассоциативная структура текста представляет собой модель, «отражающую связь основных направлений ассоциирования, объективно стимулированных в тексте определенной системой знаков и знаковых последовательностей в процессе текстообразующей и интерпретационной деятельности субъектов» [2, с. 9]

Ассоциативная структура текста является своеобразным каркасом для ассоциативного поля, которое представляет собой «систему структурированных ассоциативных реакций субъекта на текст и его элементы, соотносящиеся с тематическим, предметно-логическим, сюжетно-композиционным, идейным, эмоционально оценочным, образным уровнями текста и с личностью автора» [2, с. 10].

Изучение информационных возможностей ассоциативного поля художественного текста на основе анализа ассоциатов имеет большое значение в рамках диалога автора и читателя. Ассоциативное поле текста может отражать структуру, семантику, прагматику текста, а также языковую личность автора и особенности его поэтической картины мира.

При ассоциативном подходе к анализу текста следует различать такое понятие как ассоциативное развертывание в двух значениях. Во-первых, ассоциативное развертывание как результат первичной коммуникативной деятельности автора. Во-вторых, ассоциативное развертывание текста как «цепь реакций, возникающих в сознании адресата в процессе восприятия, интерпретации и понимания текста и его элементов» [1, с. 20]. Н. С. Болотова описывает эти два вида ассоциативного развертывания следующим образом: «В первом случае речь идет о моделировании ассоциативного развертывания текста на основе анализа его лексической структуры. Текст при этом рассматривается как снятый момент (результат) первичной коммуникативной деятельности автора, а ассоциативное развертывание текста коррелирует с его тема-ремантической структурой. Во втором случае ассоциативное развертывание рассматривается как отражение вторичной коммуникативной деятельности читателя в виде ассоциатов, стимулированных текстом, его структурой, семантикой, прагматикой. Ассоциативное развертывание текста при этом можно выявить экспериментально на основе опроса информатов и изучения сложно организованной сети их реакций, стимулированных различными текстовыми структурами, включая ключевые слова-стимулы, опорные слова и слова-маркеры ассоциатов» [1, с. 20 ].

Говоря об основном различии ассоциативного развертывания и ассоциативной структуры текста, А. А. Васильева отмечает, что «В сознании читателя воспринимаемый текст и его смысл проецируется именно в виде развертывания, то есть естественно возникающих и разветвляющихся направлений ассоциирования. Когда речь заходит об ассоциативной структуре текста, то ключевым словом здесь будет «систематизация»: ассоциативная структура текста образуется путем компрессии, обобщения и синтезирования текстовых ассоциатов» [3, с. 39].

При ассоциативном анализе текста также используется такое понятие как «направление ассоциирования», под которым понимается «фокусирование ассоциаций, актуализирующих определенный смысл (микросмысл)». Иногда исследователи используют понятия «направление ассоциирования» и «микросмысл» как синонимы. Динамика направлений ассоциирования (их организация) создает ассоциативное развертывание текста, а совокупность направлений ассоциирования – его ассоциативную структуру.

Согласно А. А. Васильевой, дифференциация ассоциаций, связанных с текстом, на текстовые (эксплицитные и имплицитные) и внетекстовые позволяет охватить два возможных подхода к изучению ассоциативной структуры текста. «Выявление эксплицитных и имплицитных текстовых ассоциаций характеризуется движением «от стимула – к реакции», а в более широком смысле «от текста – к читателю». Подобный подход к изучению текстовых ассоциаций и ассоциативных структур можно рассматривать как «оттекстовый». «Личностный» подход основывается на изучении внетекстовых ассоциатов и связан с обратным движением «от реакции – к стимулу» (от читателя к тексту)» [3, с. 39]. Оба подхода, по мнению А. А. Васильевой, характеризуют взаимонаправленное движение «от текста к читателю» и «от читателя к тексту», наиболее полно отражая коммуникативно-деятельностный подход к исследованию ассоциаций.

Таким образом, изучение и анализ ассоциативного поля текста с использованием различных подходов к ассоциативному развертыванию позволяет раскрыть глубинный смысл произведения, особенности его семантики, прагматики  и поэтической картины мира автора.

Глава 2. Интуитивно-оценочный анализ текста

2.1 Интуитивный метод познания

Интуиция представляет собой сложное понятие, имеющее специфическую структуру, каждый компонент которой реализуется во всех сферах деятельности человека. Интуиция и интуитивный метод познания являются неотъемлемой частью единой системы познания и в её рамках могут рассматриваться с исторических, философских, психологических позиций.

В истории философии понятие «интуиция» включало разное содержание. Интуиция понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания (интеллектуальная интуиция). У истоков формирования понятия «интеллектуальная интуиция» стояли рационалисты Платон, Аристотель, Декарт, которые признавали только этот вид интуиции, дающий фундаментальные и самоочевидные истины. Они не противопоставляли интуитивное мышление логическому. Интуиция рассматривалась ими как высший род знания, но знания все же интеллектуального.

Существовал и биполярный подход к интуиции, основанный на иррационалистическом принципе интерпретации интуиции. В сочинениях философов Средневековья Августина Аврелия, Фомы Аквинского интуиция понималась как способ чисто иррационального лицезрения бога, божественного озарения, которое присуще немногим избранным представителям человеческого рода.

Иное значение в понятие «интуиция» вкладывали философы нового времени, разрабатывающие методы рационального познания природы. Так,  у Р. Декарта интуиция – это прямое, непосредственное усмотрение истины, которое существенно отличается от опосредованного, рассудочного знания. Отсюда, знание, полученное интуитивным путем, представляется как простое, ясное, самоочевидное.

Особая роль в обосновании интуиции принадлежит Дж. Локку, который рассматривал интуицию как источник идей, черпаемых из опыта при воздействии на органы чувств, существующих объективно, а вовсе не как непосредственное интеллектуальное усмотрение истины. По мнению Дж. Локка, возможность непосредственного знания зависит от наличия в уме самих знаний.

Французский математик Анри Пуанкаре считал, что логика и интуиция играют каждая свою необходимую роль. По мнению А. Пуанкаре, логика дает достоверность и является «орудием доказательства», а интуиция – «орудие изобретательства». Логика и интуиция не исключают и не подменяют друг друга. Подчеркивая единство двух противоположных компонентов – логики и интуиции, французский математик А. Лебег полагал, что не стоит их направлять друг против друга. Он считал, что каждая из них необходима на своем месте и в свое время. Внезапное интуитивное озарение способно открыть истины, вряд ли доступные строгому логическому рассуждению.

В человеческой культуре существует немало примеров, когда ученый, музыкант или художник достигли принципиально нового в своей области деятельности путем «озарения». Лежащие в основе этого «нового» представления формировались не путем логического рассуждения, а «скачкообразно», где большое значение, по выражению А. Эйнштейна, имеет «комбинированная игра» образными элементами мышления. С позиций такого понимания, интуиция может определяться как «взаимодействие чувственных образов и абстрактных понятий, ведущих к созданию принципиально новых образов и понятий» [10].

Как отмечает Машенцев А. В. «взаимодействие чувственных образов и абстрактных понятий приводит к подразделению интуиции на эйдетическую и концептуальную.

Концептуальная интуиция характеризуется переходом от наглядных образов к понятиям: концептуальная интуиция – это процесс формирования новых понятий на основе имевшихся ранее наглядных образов.

Эйдетическая интуиция – характеризуется переходом от понятий к наглядным образам: эйдетическая интуиция – это процесс построения новых наглядных образов на основе имевшихся ранее понятий.

Эйдетическая  и концептуальная интуиция составляют гносеологическое содержание творческой интуиции: эйдетическая интуиция является важнейшим средством  создания наглядных представлений об объектах, находящихся за пределами обыденного опыта, а концептуальная интуиция является незаменимым орудием осмысления новых эмпирических и теоретических данных» [7].

А. Эйнштейн считал, что на опыте можно проверить теорию, но нет пути от опыта к теории. Вместе с тем путь от чувственного опыта к теоретическим понятиям существует – это путь интуиции, интуиция (а не логика) связывает их.

Феномен интуиции чрезвычайно широк. Важно понимать, что не нужно принимать за интуицию то, что относится к области инстинктов или к «чувственной интуиции», под которой имеется в виду восприятие органами чувств. Под интуицией следует понимать интеллектуальную интуицию, позволяющую проникать в сущность вещей.

Однако, по мнению многих ученых, ссылка на интуицию не может считаться твердым основанием для принятия каких-либо утверждений. Интуиция приводит к новым интересным идеям, но она нередко порождает также ошибки, вводит в заблуждение. Отсюда следует, что с помощью интуиции человек способен получать поразительные результаты, но интуитивные догадки нуждаются в логическом обосновании.

В последнее время появилось множество работ в области философии, психологии, физиологии по проблемам развития интуиции, а также возникли новые теоретические представления о ней. Так, одни исследователи связывают её с областью бессознательной работы мозга, другие называют интуицию творческим сознанием, тем самым объясняя её с точки зрения логического мышления. Также существует точка зрения Б. М. Кедрова, которую можно представить как «серединную» между двумя крайними позициями. Согласно Б. М. Кедрову под интуицией можно понимать случайную ассоциацию, эффект пересечения ранее не связанных событий. Л. Н. Столович называл это явление «отдаленной ассоциацией», приводя пример ассоциативной связи между падающим яблоком и законом всемирного тяготения.

По мнению П. К. Анохина, для возникновения такой «отдаленной ассоциации» необходим достаточно широкий круг сведений по различным областям человеческой жизни, а также умение отвлечься от конкретной ситуации, творчески изменить её с помощью фантазии. Если взять за основу известную модель креативного процесса, основанного на интуитивном подходе, болгарского философа Г. Гонева, творческий процесс может быть представлен в следующем порядке:

Информация о работе Ассоциативный и интуитивно-оценочный методы анализа текста