Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 20:23, курсовая работа
С давних времен проблемы полового воспитания относились к числу, во–первых, наиболее запутанных, а, во–вторых, пренебрегаемых, а то и попросту изгоняемых областей школьной педагогики. До появления работ Фрейда считалось, что сексуальность у детей отсутствует, либо, признавая ее существование, исследователи предпочитали умалчивать об этом феномене, расценивая его как греховный и опасный (Sulloway, 1979). Эти противоречивые взгляды сохраняются до сих пор, однако по крайней мере некоторые родители рассматривают развивающуюся сексуальность своих детей как нечто само собой разумеющееся и не вызывающее отрицательного отношения
Введение ………………………………………………………………………с.3
I. Теоретическая часть:
1. Актуальность проблемы полового воспитания в
педагогике…………………..………………………………………...………с.6
2. Современные модели полового воспитания……….…..……………..с.9
3. Принципы и основные направления полового воспитания...………..с.9
4. Программы полового воспитания…………………………………....с.13
5. Школа и семья……………………………………………………….…с.15
6. Пропаганда здорового образа жизни………………………………...с.15
7. Подростковый возраст……………………………………………...…с.21
8. Критические ситуации…………………………………………..……с.28
II. Практическая часть:
1. Анализ результатов практического исследования……………….....с.33
2. Рекомендации..…...…….……………………………………..……….с.35
III. Заключение………….……………………………………….……......с.37
IV. Список использованных терминов…………………………………..с.38
V. Список литературы.…...……………………
Ведущие специалисты сходятся во мнении, что контрацепции должны быть посвящены специальные занятия, преследующие не только цель ознакомления, но и снятия психологических препонов: обычно это циклы занятий, сочетающих в себе лекции и свободные дискуссии. Информация о контрацепции и контрацептивном поведении должна быть не только воспринята, но и принята личностью – в противном случае она остаётся мёртвым грузом. Та тревожная ситуация, которая существует в связи с юными матерями, распространённостью абортов, усугубляется из-за передающихся половым путём заболеваний, в число которых входит СПИД.
Профилактика заболеваний, передающихся половым путём. Эти заболевания можно разделить на 3 группы:
Профилактика этих заболеваний у подростков пока несовершенна. Лучшая профилактика – постоянное партнёрство двух ответственных людей. Высокая нравственность резко уменьшает риск заболевания, но не гарантирует от него.
Любые крайности в этой работе недопустимы. Запугивание чревато психогенными нарушениями (в частности, болезненно-навязчивый страх заражения), а умолчание и легковесность – общественно опасны. Основная линия сообщения должна включать в себя следующие моменты:
С особой остротой все эти вопросы встают в связи с профилактикой СПИДа. Необходима надёжная информация о проявлениях заболевания, анонимных кабинетах обследования и целесообразности такого обследования при переходе от половой жизни "вообще" к жизни с постоянным партнёром – для охраны себя, партнёра, будущего потомства. В период подростково-юношеской гиперсексуальности такая информация просто необходима. Пропаганда барьерных контрацептивов (презервативов) не должна отодвигать на задний план проблемы нравственной регуляции поведения, упорядоченности сексуальной жизни, ответственности.
Профилактика алкоголизации, наркотизации, курения. Прежде всего необходимо учитывать, что человек запоминает 2% слышанного, 50% виденного и около 90% того, что он делает. Это приводит к необходимости оптимального соотнесения методических средств пропаганды, которые не могут ограничиться только "лекционным" методом, а требуют использования визуальных пособий, дискуссионных приёмов, игровых методик. Такая работа "широким фронтом" должна вестись последовательно и преемственно, начиная с раннего возраста. Её задача – не только убедить во вредности любых форм наркотизации, но и привить подрастающему поколению навыки активного противостояния.
Пропаганда должна быть соотнесена с возрастными возможностями и особенностями восприятия и требует адресования и мужскому, и женскому полу. Требует постоянного развенчания молодёжный миф о наркотизации как знаке самостоятельности, взрослости, мужественности и др. При этом методически гораздо более успешна культивация моды на свободный от любых форм химической зависимости образ жизни, чем односторонние осуждения того, "что дурно".
В работе со старшими подростками важно и нужно показать необоснованность мнения, что наркотизация (особенно алкоголизация) положительно связана с потенцией. И утверждение, что у пьющих (употребляющих наркотики или токсические вещества, курящих) дети во столько-то раз чаще умирают, болеют теми-то и теми-то болезнями, плохо справляются с учёбой, плохо приспосабливаются к жизни в обществе и т.д. помогает оценить меру риска применительно к себе.
Другие аспекты пропаганды и формирования здорового образа жизни также тесно связаны с половым воспитанием и подготовкой к ответственному супружеству и родительству. Обсуждение сексуального поведения и здоровья (своего потомства) приводит к изменению взгляда на режим питания, двигательной активности и т.д. Благодаря таким обсуждениям здоровье начинает восприниматься как непременное условие успеха всех сторон жизни, требующее от человека определённого внимания и усилий.
VII. Подростковый возраст.
Подростковый возраст является самым проблемным и, в том числе, нуждающимся в половом воспитании. В определении этого возраста существует большая терминологическая разноголосица. Психолого-педагогическая литература разделяет его на подростковый (12-15 лет) и юношеский (15-18 лет). В медицине принято разделение на младших и старших подростков.
Переживания физического развития. Взрослому человеку трудно, а порой невозможно почувствовать всё происходящее с подростком в ходе физического развития.
Впервые эти проблемы дают о себе знать в конце пубертатного и остаются актуальными до минования пика бурного процесса взросления. Тревожащая новизна интероцептивных ощущений, меняющихся телесных форм, появление непривычной угловатости и неловкости, трудности управления «ломающимся» голосом, необычность ощущений, связанных с сексуальным напряжением и его разрядкой, - всё это рискует стать проблемой, причём во многом неосознаваемой, а потому тревожащей ещё больше. Это время внутренне противоречивого и нередко конфликтного состояния утраты привычного и обретения нового «физического Я».
Накануне рывка в физическом развитии (девочки – в среднем около 10, мальчики – около 12 лет) ребёнок часто становится «грязнулей»; его трудно заставить умыться, почистить зубы, сменить одежду, хотя совсем недавно он мог быть идеалом чистоты. Что же происходит?
Смутное чувство тревоги заставляет противиться всему, что может – пусть только в неясных предчувствиях – угрожать телесной целостности, тождественности подростка самому себе.
Задача взрослых не в том, чтобы выиграть «войну за чистоту» – она бессмысленна, а в том, чтобы поддержать ребёнка душевно и помочь пережить ему этот период с минимальными потерями.
Половое развитие, - говорил И.С. Кон, - это стержень, вокруг которого структурируется самосознание подростка. Потребность убеждаться в нормальности своего развития, диктуемая всё той же тревожностью, обретает силу доминирующей идеи. Прежде всего это касается наиболее бесспорных признаков полового воспитания. Больше или меньше все девочки и мальчики оценивают собственные признаки женственности и мужественности. Взаимные обмеры и сравнения своего тела с телом сверстников и сверстниц – обычное и закономерное явление.
Половые роли и «образ Я». Психосексуальная культура задаёт подростку определённый полоролевой репертуар, который полностью или частично интериоризуется в ходе социализации и воспитания. Согласованность последних между собой и со складывающимися у подростка на предшествующих этапах полоролевыми стереотипами во многом определяет эффективность и качество полоролевого воспитания.
Сексуальное поведение. Прежде, чем косаться отдельных форм подростковой сексуальной активности, нужно выделить несколько обстоятельств, важных для понимания её как явления.
Пубертатная мастурбация – это, по определению Г.С. Васильченко, суррогатный способ снятия или смягчения проявлений физиологического дискомфорта, который порождается не находящей адекватного удовлетворения биологической потребностью. Хотя ещё в 1786 г. Дж. Хантер подчёркивал её физиологическую безвредность, миф о подростковой мастурбации как о «мужской болезни» или «мужской распущенности», приводящей к болезням оказывается живым по сей день. Бесспорный же вред приносят как раз запугивания: вызванное ими чувство вины и ущерба может существенно затруднить сексуальную жизнь и много лет спустя.
По данным Г.С. Васильченко и З.В. Рожановской, подростковая мастурбация наиболее часто встречается среди сексуально здоровых в будущем мужчин и женщин и наиболее редка у страдающих в будущем сексуальными нарушениями.
Связанные с мастурбацией психологические конфликты присущи в гораздо большей степени мужчинам (мальчикам), чем женщинам (девочкам), может быть потому, что женщина при мастурбации ничего не теряет, а «растрата семени» в христианской морали расценивалась как более тяжкий грех, чем даже прилюбодеяние.
Запугивания ложатся на подготовленную почву, т.к. и сами подростки бывают смущены и встревожены тем, что с ними происходит, пытаются бороться с этим. Внутренние конфликты, связанные с самой мастурбацией, с выслеживаниями, запугиваниями и осуждениями со стороны взрослых, могут достигать невротического уровня.
Подросток нуждается лишь в понимающем отношении взрослых, прекращении запугиваний и порицаний. От взрослых требуется уважение к чувству интимности подростка.
Сексуальные игры. Самая частая форма – сексуальные рассказы и небылицы, подглядывание за представителями другого пола, рисунки сексуального содержания и т.д.
Какими бы ни были сексуальные игры, основное их содержание – экспериментирование в контексте общения, что и отличает их от мастурбации как таковой.
Начало половой жизни. Хотя, как говорят, «лучший способ половой жизни молодёжи – воздержание», сами молодые люди так не думают.
Педагогов и воспитателей часто интересуют конкретные «рецепты» поведения в конкретных ситуациях: «Что делать, когда…?» Но составить такой «рецептурник» сексуальной педагогики невозможно: как бы он ни был обширен, он не сможет исчерпать разнообразия реальных ситуаций, определяемых не только некоей специфичностью, но и тем, кто именно в них участвует. В конечном итоге это вопрос творчества воспитателя. Единственное, что определённо правильно – это абсолютная неуместность коллективного обсуждения и порицания пусть даже очень нежелательного поведения отдельных подростков «по свежим следам» случившегося. Подобная тактика, осуществляемая по принципу «пока гром не грянет, мужик не перекрестится», срабатывает прямо противоположным намерениям воспитателя образом. Аудитория, особенно в условиях активного обсуждения, всегда раздваивается в своём отношении: даже при искреннем возмущении поступком сохраняется возрастная и групповая близость к «провинившемуся», тем более когда он и сам искренне переживает случившееся. Кроме того, внимание к нежелательному поведению вообще способствует к его закреплению. Если обсуждение всё же действительно необходимо. Его лучше провести, когда утихнут страсти и как можно деликатнее, не переводя порицание поступка в травлю подростка.
Формирование сексуальной ориентации. Сексуальное влечение может быть гетеросексуальным – направленным на людей противоположного пола – и гомосексуальным – направленным на людей того же пола. Критическим периодом формирования той или иной направленности считается подростковый возраст. В конечном итоге это вопрос о том, войдёт ли человек в число ведущих свойственный большинству сексуальный образ жизни или будет относиться к сексуальному меньшинству, чья сексуальная жизнь формулируется понятием “гомосексуальность”, либо, наконец, его сексуальная ориентация будет двойственной, неопределённой – бисексуальной.
Хотя период формирования сексуальной ориентации приходится на подростковый возраст, сам процесс формирования начинается много раньше. Существуют 2 модели этого процесса:
Информация о работе Актуальность проблемы полового воспитания в педагогике